Психология памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 11:38, контрольная работа

Описание

Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно долго и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания.

Работа состоит из  1 файл

контрольная.docx

— 35.01 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

  СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 

  Кафедра психологии 
 
 
 

  КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

  По  дисциплине «Психология и педагогика»

  На  тему «Психология  памяти» 
 
 

Исполнитель:                                                        Лодыгина Л.В., ФЭФ, 4130 б 

   Проверил:                    Логинова Л.Н. 
 
 
 
 

Сыктывкар 2011 

     Понятие памяти. 

     Наш психический мир многообразен и  разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В  свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем  приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют  в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно долго и при соответствующих  условиях проявляться вновь и  становиться предметом сознания.

     Под памятью мы понимаем запечатление, сохранение, последующее узнавание  и воспроизведение следов прошлого опыта.

     Именно  благодаря памяти человек в состоянии  накапливать информацию, не теряя  прежних знаний и навыков.

     Как протекают мнемические процессы? Например, когда мы видим предмет, который раньше уже воспринимали, мы узнаем его. Предмет нам кажется  знакомым, известным. Сознание того, что  воспринимаемый в данный момент предмет  или явление воспринимались в  прошлом, называется узнаванием.

     Но  мы можем не только узнавать предметы. Процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого  в данный момент называется воспроизведением.

    • Узнавание (воспроизведение информации при ее повторном воспроизведении).
    • Собственно воспроизведение
    • Припоминание (активный поиск следов прошлого опыта)

     Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведения  является запечатление, или запоминание, того, что было воспринято, а также  его последующее сохранение.

     Таким образом, память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Перед психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных с изучением процессов памяти: изучение того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала. Перед нами стоят и другие вопросы- как долго хранятся следы памяти, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные промежутки времени, каковы изменения претерпевают следы памяти и как эти изменения влияют на протекание познавательных процессов человека.

     В истории психологии уже с давних пор предпринимались попытки  объяснить связь психических  процессов при запоминании и  воспроизведении. Еще Аристотель пытался вывести принципы, по которым наши представления могут связываться друг с другом. Эти принципы, названные впоследствии принципами ассоциации, получили широкое распространение в психологии. Эти принципы таковы:

  • Ассоциация по смежности. Образы восприятия или какие-либо представления вызывают те представления, которые в прошлом переживались одновременно с ними или непосредственно вслед за ними. Например, образ школьного товарища может вызвать в памяти события из нашей жизни, имеющие положительную или отрицательную окраску.
  • Ассоциация по сходству. Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления, сходные с ними по каким- либо признакам. Например, при виде портрета человека возникает представление о нем самом.
  • Ассоциация по контрасту. Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления в каком-нибудь отношении противоположные им, контрастирующие с ними. Например, представив что-нибудь черное, мы можем тем самым вызвать в представлении образ карлика.

     Существование ассоциаций связано с тем, что  предметы и явления действительно  запечатлеваются и воспроизводятся  не изолированно друг от друга, а в  связи друг с другом. Воспроизведение  одних влечет за собой воспроизведение  других, что обуславливается объективными связями предметов и явлений.

     Под их воздействием возникают временные  связи в коре мозга, служащие физиологической  основой запоминания и воспроизведения.

     Учение  об ассоциации получило широкое распространение  в психологи, особенно в ассоциативной (Д. Юм, У. Джемс, Г. Спенсер).

     В большинстве случаев теория ассоциативной  психологии представляют собой вариант  механической трактовки психический  явлений. Подлинно научное обоснование  принципа ассоциаций и раскрытие  их закономерностей было дано И.М. Сеченовым  и И.П. Павловым. По Павлову, ассоциация – временная связь, возникающая в результате одновременного или последовательного действия двух или нескольких раздражителей. В настоящее время большинство исследователей рассматривает ассоциации лишь как один из феноменов памяти, а не как основной и единственный механизм.

     Помимо  теории ассоциации существовали и другие теории, рассматривающие проблему памяти. Так на смену ассоциативной пришла гештальт-терапия. Исходным понятием в данной теории была не ассоциация предметов или явлений, а их изначальная, целостная организация - гештальт.

     Основной  постулат данного направления психологии гласит, что системная организация  целого определяет свойства и функции  образующих его частей. Поэтому, исследуя память, сторонники данной теории исходили из того, что и при запоминании  и при воспроизведении материала, с которым мы имеем дело , выступает в виде целостной структуры, а не сложившегося на ассоциативной основе случайного набора элементов, как это трактует структурная психология (В. Вунд,Э.Б. Титченер). Динамика запоминания и воспроизведения с позиции гештальтпсихологии мыслилась следующим образом. Актуальное в данный момент времени, состояние создает у человека установку на запоминание или воспроизведение. Соответствующая установка оживляет в сознании некоторые целостные структуры, на базе которых запоминается или воспроизводиться материал.

     В тех исследованиях, где эксперименты проводились с точки зрения гештальтпсихологии, было получено много интересного. Исследования Б.В. Зейгарник показали, что если испытуемым предложить серию заданий, где одни им позволяли выполнить  до конца, а выполнение других прерывали, то в последствие незавершенные  задания вспоминает в 2 раза чаще, чем  завершенные. Данное явление можно  объяснить так. При получении  задания у испытуемого появляется потребность выполнить его. Эту  потребность, которую К. Левин назвал квазипотребностью, усиливается в процессе выполнения задания. Она оказывается реализованной, когда задание выполнено, и остается неудовлетворенной, если задание не доведено до конца. Следовательно, мотивация влияет на избирательность памяти, сохраняя следы незавершенных заданий.

     Представители бихевиоризма по своим взглядам оказались  очень близки к ассоцианистам. Единственное различие в том, что бихевиористы подчеркивали роль подкрепления в запоминании материала. Они исходили из утверждения, что для успешного запоминания необходимо подкреплять процесс запоминания каким- либо стимулом.

     Представители психоанализа выявили роль эмоций, мотивов и потребностей в запоминании  и забывании. Они установили, что  наиболее легко в нашей памяти воспроизводятся события, имеющие  положительную окраску, а негативные быстро забываются.

     Смысловая теория памяти - работа соответствующих  процессов находится в прямой зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее  обширные смысловые структуры. (А. Бине, К. Бюлер).

     Особое  место в исследованиях памяти занимает проблема изучения высших произвольных и сознательных форм памяти, позволяющих  человеку осознанно применять приемы мнемической деятельности и произвольно обращаться к любым отрезкам своего прошлого.

     Л.С. Выгодский проводил исследования и  доказал сложность психологической  деятельности, социальной по своему происхождению; выделил этапы фило - и онтогенетического развития памяти, включая произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредованную память.

     В настоящее время существует почти  полное единодушие относительно того, что постоянное хранение информации связано с химическими или  структурными изменениями в мозгу. Практически все согласны с тем, что запоминание осуществляется посредством электрической активности, т.е. химические или структурные  изменения в мозге должны влиять на электрическую активность и наоборот.

     Однако, несмотря на многолетние исследования полной картины о физиологической  картине памяти нет.

     Весьма  интересные данные получены в исследованиях  со сканированием мозга, в которых  изучались нейроанатомические различия между стадиями кодирования и  воспроизведения. Эксперименты состояли из двух частей. В первой части, посвященной  кодированию, испытуемые заучивали  набор вербальных элементов, например пар состоящих из названия категории и ее частного экземпляра (мебель - сервант). Во второй части, посвященной воспроизведению, испытуемые должны были распознать или вспомнить эти элементы по предъявленному названию категории. В обеих частях эксперимента мозговая активность измерялась при помощи ПЭТ- сканирования во время выполнения задачи испытуемыми. Самым примечательным результатом было то, что во время кодирования большая часть активированных участков мозга находилась в левом полушарии, а во время воспроизведения большая часть таких участков находилась в правом полушарии. Таким образом, различие кодирования и воспроизведения имеет четкую биологическую основу.

     Протекание  анемического процесса имеет различную  специфику в зависимости от того, на какое время нужно запомнить  материал, - на несколько секунд или  на более продолжительный срок. Говорят, что в ситуациях первого рода работает кратковременная память, а  в ситуациях второго рода – долговременная память.

     Уже давно известно, что кратковременная  и долговременная память реализуются  разными мозговыми структурами. В частности, гипокамп - подкорковая структура, относящаяся к промежуточному мозгу, - имеет решающее значение для долговременной памяти, но не для кратковременной.

     Многие  относящиеся сюда данные получены в  эксперименте с крысами и другими  животными. В некоторых экспериментах  одной группе крыс повреждали гипокамп и окружающую его кору, а другой группе повреждали совершенно иной участок в передней коре. Затем обе группы крыс должны были выполнить задачу с задержанной реакцией: в каждой пробе сначала предъявляли один стимул (например, квадрат), а затем, через некоторое время, - второй стимул (например, треугольник); животное должно было реагировать только в том случае, если второй стимул отличается от первого. Насколько хорошо животное справлялось с этой задачей, зависело от характера перенесенного им повреждения мозга и длительности интервала задержки между стимулами. При длинной задержке (15с и более) животные с поврежденным гипокампом плохо справлялись с задачей, а с повреждение передней части коры - относительно нормально. Поскольку при большой задержке между стимулами для хранения первого стимула требуется долговременная память, эти результаты согласуются с представлением о решающей роли гипокампа в долговременной памяти.

     При малой задержке между двумя стимулами  (всего несколько секунд) происходит обратное: теперь животное с поврежденной корой плохо справляется с задачей, а животное с повреждением гипокампа - относительно хорошо. Поскольку при малой задержке между стимулами первый из них должен храниться в кратковременной памяти, эти результаты показывают, что участки фронтальной коры участвуют в кратковременной памяти. Значит, кратковременная и долговременная память реализуются разными участками мозга.

     Долгое  время психологи не разделяли  долговременную память на отдельные  ее виды.

     Существуют  несколько основных подходов в классификации  памяти. Предполагалось, например, что  одна и та же долговременная память используется и для хранения информации о том, кто сейчас руководит государством, и для хранения навыков для  езды на велосипеде. Новые данные показали, что это неверно.

Информация о работе Психология памяти