Психология принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 14:22, реферат

Описание

Принятие решений практически всеми психологами признается центральным моментом управления. Именно по этому критерию и определяются главные роли в трудовом процессе: руководителя и подчиненного.
Принятие решения — это сложный мыслительный процесс, который предполагает осознание проблемы и выбop средств для реализации данной цели.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Принятие решений в управленческой деятельности ……………………….4
2. Влияние подсознания на принятие решения ………………………………..9
3. Влияние людей друг на друга в процессе принятия решений ………......12
Заключение…………………………………………………………………..…..17
Список используемой литературы…………………………………………….18

Работа состоит из  1 файл

Псих прин управлен реш.docx

— 156.99 Кб (Скачать документ)

ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ  УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ  «ГОРНЫЙ»

 

 

 

Кафедра «Организации и управления»

Специальность «Менеджмент организации»

 

Тема: «Психология  принятия управленческих решений»

 

 

Выполнил  студент: Семенко В.Ю.

Факультет: ИУП и ИП

Специальность:080507.65

Шифр: 8703031085

Проверил: Карпухин                           

  
Оценка _______________

Дата «___»________2013 г.

 

Санкт-Петербург 
2013 г.

 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Принятие решений в управленческой деятельности ……………………….4

2. Влияние подсознания  на принятие решения ………………………………..9

3. Влияние людей друг  на друга в процессе принятия  решений ………......12

Заключение…………………………………………………………………..…..17

Список используемой литературы…………………………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Психология управления - одна из важнейших  отраслей современной социальной психологии, изучающей проблемы взаимодействия людей в различных социальных структурах, закономерности управления кaк своей деятельностью, так и деятельностью других людей, групп; коллективов, закономерности социально-психологического влияния, воздействия на людей, на их мотивацию, мысли, чувства, настроения, поведение. Знание психологии также необходимо всем людям для того, чтобы сделать свою жизнь интереснее и проще. В систему подготовки управленческой деятельности практически всех специальностей включена такая дисциплина как «Психология управления».

Общая психологическая характеристика управленческих решений в значительной мере, зависит от качества и обоснованности принимаемых управленческих решений, использования в процессе их принятия психологических и управленческих знаний.  В настоящее время важнейшее место в осуществлении управленческого воздействия занимает психология, позволяющая максимально эффективно осуществлять взаимодействие между руководителем и подчиненными, организовывать работу так, чтобы сотрудники были максимально удовлетворены не только вознаграждением за труд, но и получали удовольствие от самого процесса труда.    

 Для этого было необходимо  наполнить управленческий труд  осознанным психологическим содержанием,  учет которого — не просто  благое пожелание, а обязательное  требование для руководителей  всех рангов. Руководитель современной  организации — не солист, а  дирижер хора, согласованность которого  определяет гармоническое развитие  дела, которому он служит.    

 Почему же становится  возможным неправильное принятие  решений? И — как снизить  вероятность подобного просчета  в управлении? Для того чтобы  понять это, нужно обратиться  к психологическим особенностям  человека, благодаря которым и  осуществляется данное действие.

 

1. Принятие решений  в управленческой деятельности

 

 

 Принятие  решений практически всеми психологами  признается центральным моментом управления. Именно по этому критерию и определяются главные роли в трудовом процессе: руководителя и подчиненного.

Принятие решения — это сложный мыслительный процесс, который предполагает осознание  проблемы и выбop средств для реализации данной цели. 

К сожалению, зачастую данный процесс протекает  стихийно, под влиянием внешних обстоятельств и давлением вышестоящих руководителей.

 Профессор Л. Зайверт, руководитель немецкого Института рационального использования времени, замечает, что многие менеджеры предпочитают:

  • правильно  делать дела вместо того, чтобы делать правильные дела;
  • решать проблемы вместо того, чтобы создавать  творческие альтернативы;
  • сберегать средства вместо того, чтобы оптимизировать использование средств;
  • исполнять  долг вместо того, чтобы добиваться результатов;
  • снижать  издержки вместо того, чтобы повышать прибыль.

 

 Все это — последствия неправильно  принятых решений.  

В принятии решений интегрируются  знания, интересы, мировоззрение человека. Важнейшую особенность этого  процесса составляет его волевой  характер как способность противостоять  людям и обстоятельствам. 

Решения принято классифицировать по разным основаниям: 

— по широте охвата (общие и частные);  

— по срокам действия и степени воздействия  на будущее решение (оперативные, тактические  и стратегические); 

— по функциональному признаку (решения, направленные на совершенствование  планирования, организации, мотивации, контроля); 

— по содержанию (политические, технические, технологические); 

— по степени новизны (рутинные, стандартные, творческие, уникальные);  

— по уровню определенности проблем, которые эти решения призваны разрешить (принимаемые в условиях определенности, в условиях риска); 

— по обращенности к интеллектуальной или  эмоционально-волевой сфере личности (интеллектуальные, волевые, эмоциональные).

 

 

  В решениях реализуются интуитивный, прагматический и рациональный подходы.

Интуитивное решение принимается на основе ощущения его правильности, без анализа всех «за» и «против». 

Прагматически ориентированное решение, основанное на знаниях и опыте, — это выбор, обусловленный знаниями и накопленным опытом. Прежде всего, такой подход характерен для технологических решений. 

Рациональное решение не зависит от прошлого опыта, оно обосновывается аналитически и должен быть определяющим в стратегических решениях. 

В реальности, в процессе принятия, задействованы все три  подхода, один из которых является преобладающим. Причем, в разных ситуациях руководитель действует по-разному. 

Руководитель  также может привлекать для поиска оптимального решения коллектив, который  либо в рамках открытой дискуссии, либо в процедуре «мозгового штурма» обеспечивает всестороннюю и глубокую проработку предлагаемых вариантов решения. В таком случае эффективность взаимодействия различных звеньев организации значительно возрастает, улучшается социально-психологический климат, усиливается удовлетворенность трудом как следствие самореализации личности в его процессе, а также распределяется ответственность за принятое решение. Многие психологи, в частности, К. Левин, считают процесс группового принятия решений наиболее эффективным. 

Американские  психологи В. Врум и Ф. Йеттен выделяют шесть основных факторов, влияющих на поведение руководителя при принятии решений:

 1. Индивидуально - психологические  особенности личности руководителя (темперамент, характер, способности), жизненный опыт, ценностные ориентации.

 2. Свойство самого решения, в частности, степень структурированности проблем.

 3. Индивидуальные  ограничения. Бывают  разные ситуации, когда руководителю необходима дополнительная  информация, которую, если ею не  владеют сотрудники организации, нужно добыть на стороне. 

4.Среда  принятия решения, т. е. принимается  ли решение в условиях определенности, риска или неопределенности. Важно и время принятия решения. 

5.Взаимосвязанность  решений. В организации все  решения некоторым образом взаимосвязаны.  Принятие единичного важного  решения может потребовать принятие  сотни мелких решений. Крупные  решения вызывают серьезные последствия   

6. Отношение подчиненных к принимаемым решениям. Зачастую то или иное решение задачи может  повлиять на судьбу конкретного человека, например, увольнение или поощрение, перевод на другую должность или в другую команду и т. п. Поэтому нужно еще учитывать, что другие люди (подчиненные, партнеры и т. д.) ждут от руководителя определенных решений, пытаются активно влиять на них, напоминают о горьком или счастливом опыте, который был ранее в данной или других организациях. Таким образом, независимость суждений в процессе решения становится очень проблематичной. 

Определенный интерес  представляет личностный профиль управленческого  решения, т. е. та совокупность индивидуальных особенностей руководителя, которую  несут с собой решения к  исполнителям. В науке выделены следующие  разновидности личностных профилей решений:

1.Решения уравновешенного типа свойственны  людям,   которые приступают к проблеме с уже сформулированной исходной идеей. Такая тактика принятия решений считается наиболее продуктивной.

2.Импульсивные  решения характерны для людей,  у которых процесс построения  гипотез резко преобладает над  их анализом. Процесс принятия решений проходит скачкообразно, минуя этап обоснования и проверки

3.Инертные  решения являются результатом  очень неуверенного  поиска. После проявления исходной  гипотезы ее уточнение идет  крайне медленно. Руководитель сверхкритично  рассматривает отдельные гипотезы, каждый свой шаг проверяет неоднократно. Это ведет к растягиванию во времени процесса принятия решений. 

4. Рискованные  решения — напоминают импульсивные, но отличаются от них некоторыми  особенностями индивидуальной тактики. 

 

 

 5. Решения осторожного типа — характеризуются особой тщательностью оценки гипотез, критичностью в их анализе. Руководитель, прежде чем прийти к выводу, совершает множество разнообразных подготовительных действий. Решениям осторожного типа присуща упреждающая оценка.

 

         На  пути принятие хорошего решения нередко  возникают определенные барьеры  чисто психологического характера:  

1. Поспешность. Считается, что именно она приводит к принятию большинства откровенно плохих решений. Обычно она возникает по причине нехватки времени. Спешка не позволяет тщательно рассмотреть весь спектр вариантов, в результате многие из них просто не учитываются. В возникшей ситуации обычно хватаются за первое же решение, которое считается правильным. 

При крайней нехватке времени самое  лучшее, что можно сделать — это отложить принятие решения до тех пор, пока человек не почувствует, что он успокоился. Именно такой шаг в конечном итоге оказывается самым разумным. 

2. Эмоциональная возбудимость. К скоропалительному решению можно прийти под действием сильного эмоционального возбуждения. Если человек сердится или расстроен, то принятые им решения могут оказаться невыполнимыми. Эмоциональная возбудимость может выражаться не только в виде негативных, но и позитивных эмоций. Энтузиазм точно так же может ослепить человека, что порой и случается. 

3.Промедление.  Это весьма сильный ограничитель  в ходе принятия решения. Можно указать, по крайней мере, шесть причин, побуждающих людей медлить с принятием решения:

  • Психологи  полагают, что желание уклониться от решения проблемы сидит буквально в каждом человеке. Люди подсознательно избегают принятия решения, уповая на счастливый исход. Этому способствует ряд установок, типа: «Со мной это не случится», «Я могу позаботиться об этом позже» и другие.
  • Человек  зачастую доволен тем, что имеет. Поэтому установка на то, чтобы не затрагивать появившуюся проблему, пока она не затронет его, достаточно распространена.
  • Третья причина медленного реагирования на происходящее — это почти навязчивая идея решать проблемы коллегиально. Коллективное обсуждение, конечно, может быть очень полезным для принятия решений, однако его не стоит абсолютизировать.
  • Серьезная  проблема — наличие слишком большого объема информации. Зачастую руководитель бывает не в силах переварить всю  имеющуюся информацию.
  • Возможность  появления случайных вариантов  — достаточно реальная составляющая процесса принятия решения. Игнорирование  этого факта, стремление, во что бы то ни стало предвидеть будущее, может быть одним из существенных барьеров при принятии решения.
  • Неуверенность  перед принятием решения. Считается, что самый лучший способ для преодоления  боязни провала — это способность  предвидеть развитие событий по наихудшему сценарию. Полезно прислушиваться к  мнению того, кто сам сталкивался  с данной проблемой, неважно, решил он ее или нет.

 

 

 4. Неспособность  признавать свои ошибки. Быть достаточно реалистичным, чтобы понять, когда человек допустил ошибку, исправить ее и двигаться дальше — реальное средство борьбы с этим барьером при принятии решения.

Информация о работе Психология принятия управленческих решений