Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 16:45, контрольная работа
В речи, насыщенной субъективным смысловым содержанием, отражается вся психология человека, и это обстоятельство является основанием для использования речи в системе личностной психодиагностики.
Речь и ее функции 2
Виды речи. 4
Речь как средство общения. 6
Речь как институт мышления. 7
Специфические особенности и культура речи сотрудника правоохранительных органов. 13
Список использованной литературы. 19
Оглавление
Речь и ее функции 2
Виды речи. 4
Речь как средство общения. 6
Речь как институт мышления. 7
Специфические особенности и культура речи сотрудника правоохранительных органов. 13
Список использованной литературы. 19
Вариант 9.
Психология речи.
Культура речи сотрудника правоохранительных органов.
«Речь — сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком».1
Речь, или «умение пользоваться зыком» - является основным средством человеческого общения. Речь служит неким «мостом» в передачи и получении человеком большего количества информации которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.). Неотъемлемой частью речи, одним из ее видов является письменная речь по средствам которой человек имеет возможность узнавать, как жили, что думали и делали люди в предшествующих поколениях, а также и возможность передавать другим информацию содержащую в себе его, человека, мысли и чувства. «Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию»2.
В речи, насыщенной субъективным смысловым содержанием, отражается вся психология человека, и это обстоятельство является основанием для использования речи в системе личностной психодиагностики.
Речь по своему жизненному значению имеет полифункциональный характер, т.е. является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Имея множество функций речь является полиморфной деятельностью она в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах: внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т.д. Хотя все эти формы речи взаимосвязаны, их жизненное назначение неодинаково. Внешняя речь, например, играет в основном роль средства общения, внутренняя — средства мышления. Письменная речь чаще всего выступает как способ запоминания информации. Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диалог — двустороннего обмена информацией.
В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю.
Внешняя речь включает в себя:
1) устную речь:
а) Диалогическая речь — это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее). Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.
б) Монологическая речь — длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Этот вид речи также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог не прерываем, поэтому активное, жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь — связная, контекстная. Ее содержание должно прежде всего удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым, — грамматически правильное построение предложений. Монолог предъявляет ряд требований к темпу и звучанию этого вида речи. Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность же создается как языковыми средствами (умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жестикуляцией).
2) Письменную речь представляющую собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, этот вид речи не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.
Внутренняя речь — это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативная, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней.
Перевод внешней речи во внутреннюю сопровождается сокращением структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии с логическими и грамматическими правилами.
Информативность различных видов речи зависит прежде всего от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности ее автора к сообщению.
Понятность речи зависит от ее смыслового содержания, языковых особенностей и, от соотношения между ее сложностью с одной стороны, и уровнем развития, знаний и интересов слушателей — с другой.
Выразительность всех видов речи предполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.
Речь первоначально выступала, скорее всего, средством общения между людьми, способом обмена информацией. Подтверждением данного предположения является факт наличия у многих животных развитых средств коммуникации, человек же обладает способностью пользоваться речью при решении интеллектуальных задач. К примеру у шимпанзе мы видим относительно высоко развитую речь, которая в некоторых отношениях напоминает речь человека, однако она, выражает только органические потребности животных и их субъективные состояния. Язык животных не обладает теми значениями и смыслом, которыми богата человеческая речь.
Наблюдая за животными мы можем разглядеть такие жесты выражающие так называемые социальные эмоции, например жесты при помощи которых они приветствуют друг друга. «Для многих животных характерна связь выразительных эмоциональных движений со специфическими голосовыми реакциями. Она же, по-видимому, лежит в основе возникновения и развития человеческой речи»3.
Обратим внимание еще на одну генетическую предпосылку развития у человека речи как средства общения. Для многих животных речь является не только системой эмоционально-выразительных реакций, но также средством психологического контакта с себе подобными. Ту же самую роль формирующаяся в онтогенезе речь первоначально выполняет и у человека, по крайней мере в возрасте до полутора лет. Эта речевая функция также еще не связана с интеллектом. Но человеческого индивида не может удовлетворять такая, весьма ограниченная в своих возможностях коммуникативная роль речи. Для того чтобы передать какое-либо переживание или содержание сознания другому человеку, нет иного пути, кроме означивания речевых высказываний, т.е. отнесения передаваемого содержания к какому-либо известному классу предметов или явлений. Это непременно требует абстракции и обобщения, выражения обобщенного абстрагированного содержания в слове-понятии. Общение развитых в психологическом и культурном плане людей непременно предполагает обобщение, развитие словесных значений. Это и есть магистральный путь совершенствования человеческой речи, сближающий ее с мышлением и включающий речь в управление всеми другими познавательными процессами.
Главная функция речи у человека все же состоит в том, что она является инструментом мышления. В слове как понятии заключено гораздо больше информации, чем может в себе нести простое сочетание звуков.
Тот факт, что мышление человека неразрывно связано с речью прежде всего доказывается психофизиологическими исследованиями участия голосового аппарата в решении умственных задач. Электромиографическое (техническая запись движений голосовых связок) исследование работы голосового аппарата в связи с мыслительной деятельностью показало, что в самые сложные и напряженные моменты мышления у человека наблюдается повышенная активность голосовых связок. Эта активность выступает в двух формах: фазической и тонической. Первая фиксируется в виде высокоамплитудных и нерегулярных вспышек речедвигательных потенциалов, а вторая — в форме постепенного нарастания амплитуды электромиограммы. Экспериментально доказано, что фазическая форма речедвигательных потенциалов связана со скрытым проговариванием слов про себя, в то время как тоническая — общим повышением речедвигательной активности.
Оказалось, что
все виды мышления человека, связанные
с необходимостью использования более
или менее развернутых рассуждений, сопровождаются
усилением речедвигательной импульсации,
а привычные и повторные мыслительные
действия ее редукцией. Существует, по-видимому,
некоторый оптимальный уровень вариаций
интенсивности речедвигательных реакций
человека, при котором мыслительные операции
выполняются наиболее успешно, максимально
быстро и точно.
Соотношение
мышления и речи.
На протяжении
всей истории психологических
Многие современные
ученые придерживаются компромиссной
точки зрения, считая, что, хотя мышление
и речь неразрывно связаны, они представляют
собой как по генезису, так и
по функционированию относительно независимые
реальности. Главный вопрос, который сейчас
обсуждают в связи с данной проблемой,
— это вопрос о характере реальной связи
между мышлением и речью, об их генетических
корнях и преобразованиях, которые они
претерпевают в процессе своего раздельного
и совместного развития.
Значительный вклад в решение этой проблемы
внес Л.С.Выготский. «Слово так же относится
к речи, как и к мышлению. Оно представляет
собой живую клеточку, содержащую в самом
простом виде основные свойства, присущие
речевому мышлению в целом. Слово — это
не ярлык, наклеенный в качестве индивидуального
названия на отдельный предмет. Оно всегда
характеризует предмет или явление, обозначаемое
им, обобщенно и, следовательно, выступает
как акт мышления. Но слово — это также
средство общения, поэтому оно входит
в состав речи. Будучи лишенным значения,
слово уже не относится ни к мысли, ни к
речи; обретая свое значение, оно сразу
же становится органической частью и того
и другого. Именно в значении слова завязан
узел того единства, которое именуется
речевым мышлением»4.
Однако мышление
и речь имеют разные генетические
корни. Первоначально они выполняли
различные функции и
В свою очередь есть виды мышления, которые не связаны с речью, например, наглядно-действенное, или практическое, мышление у животных. У маленьких детей и у высших животных обнаруживаются своеобразные средства коммуникации, не связанные с мышлением. Это выразительные движения, жесты, мимика, отражающие внутренние состояния живого существа, но не являющиеся знаком или обобщением. В филогенезе мышления и речи отчетливо вырисовывается доречевая фаза в развитии интеллекта и доинтеллектуальная фаза в развитии речи.
Л.С.Выготский полагал, что в возрасте примерно около 2 лет, т.е. в том, который Ж.Пиаже обозначил как начало следующей за сенсомоторным интеллектом стадии дооперационного мышления, в отношениях между мышлением и речью наступает критический переломный момент: речь начинает становиться интеллектуализированной, а мышление — речевым.
Признаками наступления этого перелома в развитии обеих функций являются быстрое и активное расширение ребенком своего словарного запаса (он начинает часто задавать взрослым вопрос: как это называется?) и столь же быстрое, скачкообразное увеличение коммуникативного словаря.
Ребенок как бы впервые открывает для себя символическую функцию речи и обнаруживает понимание того, что за словом как средством общения на самом деле лежит обобщение, и пользуется им как для коммуникации, так и для решения задач. Одним и тем же словом он начинает называть разные предметы, и это есть прямое доказательство того, что ребенок усваивает понятия. Решая какие-либо интеллектуальные задачи, он начинает рассуждать вслух, а это, в свою очередь, признак того, что он использует речь уже и как средство мышления, а не только общения. Практически доступным для ребенка становится значение слова как таковое. Но эти факты есть признаки только лишь начала настоящего усвоения понятий и их использования в процессе мышления и в речи. Далее этот процесс, углубляясь, продолжается еще в течение достаточно длительного времени, вплоть до подросткового возраста. Настоящее усвоение научных понятий ребенком происходит относительно поздно, примерно к тому времени, к которому Ж.Пиаже отнес стадию формальных операций, т.е. к среднему возрасту от 11—12 до 14—15 лет. Следовательно, весь период развития понятийного мышления занимает в жизни человека около 10 лет. Все эти годы интенсивной умственной работы и учебных занятий уходят на усвоение ребенком важнейшей для развития как интеллекта, так и всех других психических функций и личности в целом категории — понятия.
Информация о работе Психология речи. Культура речи сотрудника правоохранительных органов.