Психология речи. Культура речи сотрудника правоохранительных органов.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 16:45, контрольная работа

Описание

В речи, насыщенной субъективным смысловым содержанием, отражается вся психология человека, и это обстоятельство является основанием для использования речи в системе личностной психодиагностики.

Содержание

Речь и ее функции 2
Виды речи. 4
Речь как средство общения. 6
Речь как институт мышления. 7
Специфические особенности и культура речи сотрудника правоохранительных органов. 13
Список использованной литературы. 19

Работа состоит из  1 файл

Психология.docx

— 58.75 Кб (Скачать документ)

Первое слово  ребенка по своему значению как целая  фраза. То, что взрослый выразил бы в развернутом предложении, ребенок  передает одним словом. В развитии семантической (смысловой) стороны речи ребенок начинает с целого предложения и только затем переходит к использованию частых смысловых единиц, таких как отдельные слова. В начальный и конечный моменты развитие семантической и физической (звучащей) сторон речи идет разными, как бы противоположными путями. Смысловая сторона речи разрабатывается от целого к части, в то время как физическая ее сторона развивается от части к целому, от слова к предложению.

Грамматика  в становлении речи ребенка несколько  опережает логику. Он раньше овладевает в речи союзами «потому что», «несмотря на», «так как», «хотя», чем смысловыми высказываниями, соответствующими им. Это значит, что «движение семантики и звучания слова в овладении сложными синтаксическими структурами не совпадают в развитии»5.

Еще более  отчетливо это несовпадение выступает  в функционировании развитой мысли: далеко не всегда грамматическое и логическое содержание предложения идентичны. Даже на высшем уровне развития мышления и речи, когда ребенок овладевает понятиями, происходит лишь частичное их слияние. Очень важное значение, для понимания отношения мысли к слову имеет внутренняя речь. Она в отличие от внешней речи обладает особым синтаксисом, характеризуется отрывочностью, фрагментарностью, сокращенностью. Превращение внешней речи во внутреннюю происходит по определенному закону: в ней в первую очередь сокращается подлежащее и остается сказуемое с относящимися к нему частями предложения.

Основной  синтаксической характеристикой внутренней речи является предикативность. Ее примеры обнаруживаются в диалогах хорошо знающих друг друга людей, «без слов» понимающих, о чем идет речь в их «разговоре». Таким людям нет, например, никакой необходимости иногда обмениваться словами вообще, называть предмет разговора, указывать в каждом произносимом ими предложении или фразе подлежащее: оно им в большинстве случаев и так хорошо известно. Человек, размышляя во внутреннем диалоге, который, вероятно, осуществляется через внутреннюю речь, как бы общается с самим собой. Естественно, что для себя ему тем более не нужно обозначать предмет разговора.

Основной  закон развития значений употребляемых  ребенком в общении слов заключается  в их обогащении жизненным индивидуальным смыслом. Функционируя и развиваясь в практическом мышлении и речи, слово как бы впитывает в себя все новые смыслы. В результате такой операции смысл употребляемого слова обогащается разнообразными когнитивными, эмоциональными и другими ассоциациями. Во внутренней же речи — и в этом состоит ее главная отличительная особенность — преобладание смысла над значением доведено до высшей точки. Можно сказать, что внутренняя речь в отличие от внешней речи имеет свернутую предикативную форму и развернутое, глубокое смысловое содержание.

Еще одной  особенностью семантики внутренней речи является агглютинация, т.е. своеобразное слияние слов в одно с их существенным сокращением. Возникающее в результате слово как бы обогащается двойным или даже тройным смыслом, взятым по отдельности от каждого из двух-трех объединенных в нем слов. Так, «в пределе можно дойти до слова, которое вбирает в себя смысл целого высказывания, и оно становится «концентрированным сгустком смысла»6. Чтобы полностью перевести этот смысл в план внешней речи, пришлось бы использовать, вероятно, не одно предложение.

Внутренняя  речь, по-видимому, и состоит из подобного  рода слов, совершенно непохожих по структуре и употреблению на те слова, которыми мы пользуемся в своей письменной и устной речи. Такую речь в силу названных ее особенностей можно рассматривать как внутренний план речевого мышления. Внутренняя речь и есть процесс мышления «чистыми значениями». А.Н.Соколов показал, что «в процессе мышления внутренняя речь представляет собой активный артикуляционный, несознаваемый процесс, беспрепятственное течение которого очень важно для реализации тех психологических функций, в которых внутренняя речь принимает участие»7. В результате его опытов со взрослыми, где в процессе восприятия текста или решения арифметической задачи им предлагалось одновременно вслух читать хорошо выученные стихи или произносить одни и те же простые слоги (например, «ба-ба» или «ля-ля»), было установлено, что как восприятие текстов, так и решение умственных задач серьезно затрудняются при отсутствии внутренней речи. При восприятии текстов в данном случае запоминались лишь отдельные слова, а их смысл не улавливался. Это означает, что мышление в ходе чтения присутствует и обязательно предполагает внутреннюю, скрытую от сознания работу артикуляционного аппарата, переводящего воспринимаемые значения в смыслы, из которых, собственно, и состоит внутренняя речь.

Еще более  показательными, чем со взрослыми испытуемыми, оказались подобные опыты, проведенные с младшими школьниками. У них даже простая механическая задержка артикуляции в процессе умственной работы (зажимание языка зубами) вызывала серьезные затруднения в чтении и понимании текста и приводила к грубым ошибкам в письме.

Письменный  текст — это наиболее развернутое  речевое высказывание, предполагающее весьма длительный и сложньш путь умственной работы по переводу смысла в значение. На практике этот перевод, как показал А.Н.Соколов, также осуществляется с помощью скрытого от сознательного контроля активного процесса, связанного с работой артикуляционного аппарата.

Промежуточное положение между внешней и  внутренней речью занимает эгоцентрическая  речь. Это речь, направленная не на партнера по общению, а на себя, не рассчитанная и не предполагающая какой-либо обратной реакции со стороны другого человека, присутствующего в данный момент и находящегося рядом с говорящим. Эта речь особенно заметна у детей среднего дошкольного возраста, когда они играют и как бы разговаривают сами с собой в процессе игры. 
Элементы этой речи можно встретить и у взрослого, который, решая сложную интеллектуальную задачу, размышляя вслух, произносит в процессе работы какие-то фразы, понятные только ему самому, по-видимому, обращенные к другому, но не предполагающие обязательного ответа с его стороны. Эгоцентрическая речь — это речь-размышление, обслуживающая не столько общение, сколько само мышление. Она выступает как внешняя по форме и внутренняя по своей психологической функции. Имея свои исходные корни во внешней диалогической речи, она в конечном счете перерастает во внутреннюю. При возникновении затруднений в деятельности человека активность его эгоцентрической речи возрастает.

«При переходе внешней речи во внутреннюю эгоцентрическая речь постепенно исчезает. На убывание ее внешних проявлений следует смотреть, как на усиливающуюся абстракцию мысли от звуковой стороны речи, что свойственно речи внутренней»8. Ему возражал Ж.Пиаже, который полагал, что «эгоцентрическая речь — это рудиментарная, пережиточная форма речи, перерастающая из внутренней во внешнюю»9. В самой такой речи он видел проявление несоциализированности, аутизма мысли ребенка.

Постепенное исчезновение эгоцентрической речи было для него признаком приобретения мыслью ребенка тех качеств, которыми обладает логическое мышление взрослого. Спустя много лет, познакомившись с  контраргументами Л.С.Выготского, Ж.Пиаже признал правильность его позиции. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специфические особенности и культура речи сотрудника правоохранительных органов.

Культура речи сотрудников органов внутренних дел, ее четкость, ясность, понимаемость, сдержанность, установка на взаимопонимание, умения вести конструктивный диалог, давать рациональные оценки поступкам, а не людям, конструктивно разрешать конфликтные ситуации, снимать излишнюю эмоциональную напряженность и т. п., являются определяющими атрибутивными факторами, которые формируют стереотипный образ — имидж сотрудников правоохранительных органов.

Владение  устным и письменным словом — существенный признак профессиональной квалификации сотрудников. На сегодняшний день подготовка сотрудников органов внутренних дел в части касающейся умению выражать мысли в словах находится на низком уровне. Из средств массовой информации мы видим что многие из сотрудников органов внутренних дел не умеют общаться с журналистами, отвечая вызубренной фразой: «Комментариев не будет». Наблюдения показывают, что сотрудники не владеют технологиями и средствами успешного речевого общения, не обладают историко-теоретическими знаниями о практике речевого общения, речевыми умениями, технической «выучкой», практической ловкостью владеть мыслями и словами в разных ситуациях общения. Речь большого количества сотрудников отличается невыразительностью, неточностью, неправильностью, нарушением этикетных норм, в общении часто отсутствует логичность, глубина, конкретность, смысловая позитивность. В целом речевое поведение сотрудников отличается закрытостью, отстраненностью от адресата.

Профессиональная  речь не является самодостаточной языковой системой, она тематически ограничена проблематикой соответствующей области практики. Количество профессионализмов зависит от степени развитости соответствующего производства. Правоведы убеждены в том, что язык играет огромную роль как средство убеждения, как способ воздействия на общество в целом и на отдельную личность в частности. Известный исследователь языка права Уолтер Проберт даже предложил определить право как «юридическую речь и ее последствия».

Важное отличие  деятельности сотрудников внутренних дел от остальных видов деятельности заключается и в том, что она  протекает в экстремальных условиях. Это не только общение с необычными людьми и столкновение с острыми моментами в опасных ситуациях. Экстремальность составляет и то, что вся деятельность сотрудников внутренних дел протекает по поводу применения запрещающих норм права или нарушения правил поведения. Каждый гражданин знает, что все его ответы в беседе, состоявшейся с представителем власти, значимы и для него самого, и для многих других. От хода взаимодействия с сотрудником органов внутренних дел зависит поворот в его судьбе, если он сам — нарушитель норм. Если же он дает показания относительно другого человека, то его сведения также важны: они могут решить исход сложного дела. На повышение уровня экстремальности влияет привычное, сложившееся негативное отношение к сотрудникам органов внутренних дел. Такое отношение создает напряженность в ситуациях общения. Противоправное действие, влекущее за собой санкции, также вызывает у человека тревогу. Прогнозирование или предвидение воздействия высказывания требует конкретных умений: умелого выбора языковых средств, адекватных целям, условиям, ситуации общения; учета соответствия вербальных и невербальных средств общения.

Министерство  внутренних дел требует, чтобы сотрудники были безупречны, тактичны при обращении  с гражданами, следили за культурой своей речи.

Культура  речи — это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в ситуации профессионального общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют достичь наибольшего эффекта в коммуникации.

Профессиональная  речевая культура — это владение средствами всей системы языка и умение оптимально употреблять их в соответствующих коммуникативных условиях монолога, диалога, полилога, учитывающих задачи профессионального общения, она включает в себя:

1) Технику речи — комплекс навыков в постановке профессионального движения и голоса, в расширении диапазона голоса, укреплении его силы и выносливости, в обогащении речевой интонации, в улучшении дикции, а также отработке правильного темпа речи.

Эти свойства речи проявляются в результате длительной работы, выполнения двигательных, голосовых  и артикуляционных упражнений. Техника речи, как элемент модели профессиональной речевой культуры не может быть освоена без целенаправленного труда. Ее надо изучать и практиковать как особую отрасль знания и деятельности. Отклонения от нормы мешают слышать говорящего, а значит, и слушать. Последствия — неприятие сказанного, потеря эффективности речевого воздействия. Упражнения по развитию фонационного (речевого) дыхания начинаются с исправления осанки. Звонкость голоса, его яркость достигаются упражнениями на расслабление речевых мышц и развитие резонаторных ощущений. Необходимо упражняться в произнесении слов, сохраняя ясность и одинаковую силу каждого слога. Совершенствуя дикцию, каждый достигнет желаемых результатов. Отчетливое произнесение скроет природный плохой тембр, «спасет» при неярком голосе. Овладеть профессиональной техникой речи, ознакомившись лишь с теоретическими положениями, невозможно. Осваивая технику речи, каждый должен как можно больше выступать перед аудиторией.

2) Правильность речи (нормативность) — соответствие речи действующим языковым нормам: орфоэпическим (произношения), лексическим (связанные со словоупотреблением, осмыслением точности, уместности) и грамматическим (связаны с морфологическим, синтаксическим уровнями языка). Вопрос о нормативности возникает, когда есть выбор из двух и более вариантов, каждый из которых достаточно часто встречается в речи стремящихся к владению нормированным литературным языком. В большинстве случаев правильным признается лишь один из вариантов. Так, современная норма разрешает только одно ударение: начАть, срЕдства, киломЕтр. Хотя возможны случаи, где нормативными признаются оба варианта: дОговор-догОвор.

Норма культивируется в профессиональной среде с помощью  обучения языку, подражания речевым образцам, которые возводятся в ранг одобряемых и рекомендуемых. Навык отбора правильных речевых форм сотрудником ОВД должен осуществляться с опорой на авторитетность источника и следование культурной традиции. Сотрудник ОВД, имеющий профессиональную культуру речи, должен уметь сопоставлять несколько параллельных форм и решать, какую из них выбрать, чем лучше (хуже) один или другой вариант. Нормы языка находят свое отражение во всех словарях современного русского языка. Особое внимание сотруднику важно уделять работе со словарями: орфографическими и орфоэпическими, толковыми, трудностей словоупотребления, сочетаемости слов и др. Привычка обращения к словарям помогает не только в трудных случаях, но и развивает внимание к неизвестным словам, потребность выяснить их значение, закреплять в памяти, вводить в свою речь, обогащая ее.

3) Этикетность речи — социально заданные правила поведения, реализующиеся в системе устойчивых формул и выражений, стереотипных высказываний, применяемых в ситуациях установления, поддержания или прекращения контакта с собеседником, в системе «ты — вы» — форм общения. Речевой акт осуществляется по принятым в обществе в данное время правилам, которые определяются многими факторами: официальными или неофициальными отношениями между участниками речевого акта, их возрастом и т. п. Так, приветствия «здравствуйте, добрый день» нейтральны и уместны всегда, то такие формы как «приветик», «до скорого», «пока» возможны между близкими людьми.

Сотрудники  органов внутренних дел, учитывая данный компонент модели профессиональной культуры речи, должны знать, как обращаться к собеседнику в различных ситуациях, как привлечь внимание, уметь знакомиться и прощаться, выражать благодарность и извинение, обладать навыками приветствия, одобрения, комплимента и др. Это существенный элемент речевой культуры сотрудника органов внутренних дел, он связан с понятиями социальной нормы речевого поведения и вежливости. Социально заданное употребление речевого этикета дает возможность обозначать важные параметры собеседников в рамках: свой — чужой; близкий — далекий; приятный — неприятный и т. д. Соблюдение уважительности, вежливости по отношению к адресату с помощью речевого этикета создает благоприятный микроклимат общения и способствует хорошим межличностным отношениям.

Информация о работе Психология речи. Культура речи сотрудника правоохранительных органов.