Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 13:30, курсовая работа
Зигмунд Фрейд в свое время ввел понятие «инстинкт смерти» - иначе он не мог объяснить многое из того, что способен сотворить с собой человек. Стремление к саморазрушению, очевидно, заложено в нем от природы – если все живое вокруг изо всех сил борется за существование, то отдельные человеческие индивиды, наоборот, вкладывают недюжинную энергию в то, чтобы полностью испортить себе жизнь, а иногда и расстаться с нею. Поистине человек – странное создание: только он способен на самоуничтожение, лишь ему присуще загадочное влечение к смерти – никакому другому живому существу это не свойственно.
ГЛАВА 1. К размышлению… (вместо вступления)......................................... 4
ГЛАВА 2. Суицид и подросток............................................................................. 5
§ 1 Общие положения.................................................................... 5
§ 2 Суицид и его виды................................................................... 5
§ 3 Причины, предпосылки и условия проявления
суицида...................................................................................... 6
Влияние на поведение подростков TV,
художественной литературы..................................... 6
Предпосылки и условия проявления суицида....... 6
Парасуицид................................................................... 7
§ 4 Психологический смысл подросткового суицида............. 7
§ 5 Характерные черты подросткового суицида..................... 7
§ 6 Признаки суицидального риска........................................... 8
§ 7 Синдромы поведения подростков,
указывающие на готовность к суициду.............................. 8
§ 8 Внешние обстоятельства суицидального
подростка.................................................................................. 9
§ 9 Источник негативных переживаний подростка............... 9
§ 10 Роль педагога в работе с суицидальными детьми............ 9
ГЛАВА 3. На грани… (собственные домыслы по теме)................................. 11
§ 1 Ромео без Джульетты.............................................................. 11
§ 2 Дочки-матери (обращение к родителям)............................ 12
§ 3 Не убий самого себя................................................................ 13
ГЛАВА 4........................................................................................................................ 14
§ 1 Подростки о суициде............................................................... 14
§ 2 Мнение будущих педагогов................................................... 16
ГЛАВА 5. Способы самоубийства....................................................................... 20
ГЛАВА 6. Индивидуальное и ритуальное самоубийства............................... 21
ГЛАВА 7. Заключение........................................................................................... 23
........... 32
Курсовая
работа с элементами
исследования
Выполнил:
Руководитель:
Содержание
ГЛАВА 1. К
размышлению… (вместо
вступления)...................
ГЛАВА 2. Суицид
и подросток.....................
§ 1 Общие
положения.....................
§ 2 Суицид
и его виды..........................
§ 3 Причины, предпосылки и условия проявления
суицида.................
художественной
литературы....................
§ 4 Психологический смысл подросткового суицида............. 7
§ 5 Характерные черты подросткового суицида..................... 7
§ 6 Признаки
суицидального риска.........................
§ 7 Синдромы поведения подростков,
указывающие
на готовность к суициду.....................
§ 8 Внешние обстоятельства суицидального
подростка...............
§ 9 Источник негативных переживаний подростка............... 9
§ 10 Роль педагога в работе с суицидальными детьми............ 9
ГЛАВА 3. На
грани… (собственные
домыслы по теме).........................
§ 1 Ромео
без Джульетты.....................
§ 2 Дочки-матери (обращение
к родителям)....................
§ 3 Не
убий самого себя..........................
ГЛАВА 4.............................
§ 1 Подростки
о суициде.......................
§ 2 Мнение
будущих педагогов.....................
ГЛАВА 5. Способы
самоубийства..................
ГЛАВА 6. Индивидуальное
и ритуальное самоубийства..................
Приложение....................
Сати (ритуал
самосожжения).................
Харакири (ритуал самоубийства японских самураев)................. 27
Литература....................
Для веселия планета наша мало оборудована,
Надо вырвать радость у грядущих дней,
В этой жизни помереть не трудно.
Сделать
жизнь значительно
трудней.
В. Маяковский
(«Сергею Есенину»)
ГЛАВА
1. К размышлению… (вместо
вступления)
Зигмунд Фрейд в свое время ввел понятие «инстинкт смерти» - иначе он не мог объяснить многое из того, что способен сотворить с собой человек. Стремление к саморазрушению, очевидно, заложено в нем от природы – если все живое вокруг изо всех сил борется за существование, то отдельные человеческие индивиды, наоборот, вкладывают недюжинную энергию в то, чтобы полностью испортить себе жизнь, а иногда и расстаться с нею. Поистине человек – странное создание: только он способен на самоуничтожение, лишь ему присуще загадочное влечение к смерти – никакому другому живому существу это не свойственно.
Россия в депрессии: страну захлестнул вал самоубийств. Все чаще из жизни уходят подростки, а то и совсем маленькие дети. Какую же боль надо носить в душе, чтобы убить себя в таком цветущем возрасте?
Чтобы не быть голословным приведу несколько примеров.
Меня всегда поражали люди, которые начали жизнь самоубийством. Особенно молодые. Пойти на самоубийство, когда у тебя за плечами 15-16 лет? Когда жизнь только-только начинается? Это немыслимо… Почему же подростки, молодежь видят в самоубийстве единственный выход из затруднительного положения? «Суициды вообще-то были всегда», – кто-то скажет мне в ответ. Да, я согласен. Но в наше время число таких случаев растет и растет, особенно среди подростков. Почему? Кто повинен в этом? Приведу данные статистики в ответ на эти вопросы: «92% случаев суицида в среде подростков спровоцированы школой и семьей». Давайте задумаемся над этим фактом.
ГЛАВА
2. Суицид и подросток
§
1 Общие положения
В этой главе я поведу разговор о детях с саморазрушительным поведением. В эту категорию включаются те, чье поведение и активность наносит вред им самим, их физическому и душевному здоровью.
Этот термин сейчас активно обсуждается в психиатрии и психотерапии. Авторы вслед за З. Фрейдом ищут в человеке глубинный инстинкт смерти, саморазрушения.
Что это за явление? К самодеструктивному поведению относятся осознанные акты поведения, прямо или косвенно, немедленно или в отдаленном будущем ведущие человека к гибели. Такое поведение демонстрируют наркоманы, алкоголики, самоубийцы. Сложность этой категории людей заключается в том, что их поведение достаточно осознанно. Они представляют последствия своего поведения и практически осознанно продолжают злоупотреблять опасностью.
В
последнее время растет число
детей и подростков, имеющих эту
тенденцию личности. Помочь им можно
лишь только хорошо понимая причины,
приводящие к пренебрежению жизнью. Лучше
всего эти причины видны на группе самоубийц,
так как это наиболее явная, отчетливо
заостренная форма аутодеструктивного
поведения.
§
2 Суицид и его виды
Суицид – осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл.
Суицидной можно назвать любую внешнюю или внутреннюю активность, направляемую стремлением лишить себя жизни. При заблаговременной диагностике внутренней активности суицидальный акт может быть предотвращен и не выйдет в план внешнего поведения.
Внутренние суицидальные проявления включают в себя:
К внешним формам суицидного поведения относятся:
§
3 Причины, предпосылки
и условия проявления
суицида
Общей причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Однако для подростков это чаще всего не тотальные нарушения, а нарушения общения с близкими, с семьей.
Считается,
что суицидом личность пытается изменить
свои обстоятельства: избавиться от невыносимых
переживаний, уйти из травмирующих условий,
вызвать жалость и сострадание,
добиться помощи и участия, привлечь
внимание к своим проблемам. Суицидное
поведение может окрашиваться чувством
мести обидчикам, «которые потом пожалеют»,
в нем могут проявляться черты патологического
упрямства в преследовании цели любой
ценой (о чем я выше уже говорил). Нередко
этот акт отчаяния, когда личности кажется,
что она исчерпала все свои силы и возможности
повлиять на ситуацию.
В
случае подростков суицидное поведение
может стать подражательным. Подростки
копируют образцы поведения, которые
они видят вокруг себя, которые им предлагает
TV, массовая литература. Особенно подражательность
характерна для незрелых, внушаемых субъектов.
Так, подросток может увидеть, что смерть
устрашает окружающих и является действенным
средством нажима на обидчиков.
Предпосылкой аутодеструктивного поведения и суицида в частности является апатия, неверие в личные перспективы, снижение творческой и витальной активности в результате психической травмы.
Однако наличие психотравмирующей ситуации – недостаточное условие для проявления суицида. Вторая составляющая – личностные особенности суицидента. Многие авторы, чьи статьи я использовал в подготовке курсовой работы, обнаруживают ряд особенностей личности, не позволяющей ей адекватно реагировать на жизненные проблемы и тем самым предрасполагающих к суициду. К ним часто относят: напряжение потребностей и желаний, неумение найти способы их удовлетворения, отказ от поиска выхода из сложных ситуаций, низкий уровень самоконтроля, неумение ослабить нервно-психическое напряжение, эмоциональная нестабильность, импульсивность, повышенная внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта.
У
подростков суицид чаще встречается
при таких акцентуациях: истероидный,
сенситивный, эмоционально-мобильный,
астенический. Фоном является высокий
уровень агрессивности подростка.
В возрасте до 19 лет процент умерших от суицида составляет 4% от других возрастных групп суицидентов. Однако у подростков много так называемых парасуицидальных поступков: фиксации на темах смерти, страхи и любопытство к смерти, суицидальные мысли, шантажно-демонстративные суицидальные поступки. Действия подростков направляются не на самоуничтожение, но на восстановление нарушенных социальных отношений.