Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 13:30, курсовая работа
Зигмунд Фрейд в свое время ввел понятие «инстинкт смерти» - иначе он не мог объяснить многое из того, что способен сотворить с собой человек. Стремление к саморазрушению, очевидно, заложено в нем от природы – если все живое вокруг изо всех сил борется за существование, то отдельные человеческие индивиды, наоборот, вкладывают недюжинную энергию в то, чтобы полностью испортить себе жизнь, а иногда и расстаться с нею. Поистине человек – странное создание: только он способен на самоуничтожение, лишь ему присуще загадочное влечение к смерти – никакому другому живому существу это не свойственно.
ГЛАВА 1. К размышлению… (вместо вступления)......................................... 4
ГЛАВА 2. Суицид и подросток............................................................................. 5
§ 1 Общие положения.................................................................... 5
§ 2 Суицид и его виды................................................................... 5
§ 3 Причины, предпосылки и условия проявления
суицида...................................................................................... 6
Влияние на поведение подростков TV,
художественной литературы..................................... 6
Предпосылки и условия проявления суицида....... 6
Парасуицид................................................................... 7
§ 4 Психологический смысл подросткового суицида............. 7
§ 5 Характерные черты подросткового суицида..................... 7
§ 6 Признаки суицидального риска........................................... 8
§ 7 Синдромы поведения подростков,
указывающие на готовность к суициду.............................. 8
§ 8 Внешние обстоятельства суицидального
подростка.................................................................................. 9
§ 9 Источник негативных переживаний подростка............... 9
§ 10 Роль педагога в работе с суицидальными детьми............ 9
ГЛАВА 3. На грани… (собственные домыслы по теме)................................. 11
§ 1 Ромео без Джульетты.............................................................. 11
§ 2 Дочки-матери (обращение к родителям)............................ 12
§ 3 Не убий самого себя................................................................ 13
ГЛАВА 4........................................................................................................................ 14
§ 1 Подростки о суициде............................................................... 14
§ 2 Мнение будущих педагогов................................................... 16
ГЛАВА 5. Способы самоубийства....................................................................... 20
ГЛАВА 6. Индивидуальное и ритуальное самоубийства............................... 21
ГЛАВА 7. Заключение........................................................................................... 23
........... 32
Я считаю, что следует внимательнее следует относиться к проблемам подростков, они наполовину всего лишь взрослые люди и взрослые как к взрослым людям, к подросткам не относятся.
А что может подвести к этой черте? Какие причины?
Внешние и внутренние. Внешние – неустройство нашего социума, а внутренние – это внутреннее неустройство подростков, например потеря близкого человека, или разногласия с родителями.
Как ты думаешь, может ли быть одной из причин суицида в подростковой среде недостаток внимания со стороны родителей, учителей, окружающих?
Да, я считаю. Особенно если взрослые: родители или учителя сильно осложняют жизнь молодому поколению.
Представь такую педагогическую ситуацию: в твоем классе появляется ребенок с выраженным суицидальным поведением. Как бы ты разрешил данную ситуацию?
Ну, во-первых, организационные моменты: я посадил бы его на первую парту и часто обращал бы на него внимание, а так же давал бы ему такие индивидуальные работы, которые бы способствовали бы его моральному восстановлению.
Как ты считаешь, присутствие в классе ребенка с выраженным суицидальным поведением скажется на поведении других детей?
Дурной пример заразителен, это раз. А во-вторых, такие дети приковывают к себе внимание сверстников.
Данная проблема, безусловно, актуальна. Стоит ли психологам в будущем работать над ее разрешением?
Я считаю, что статус психолога в школе должен быть повышен. В школе должен быть не один психолог, а несколько – по возрастным группам. Думаю, что работа психолога с классом, особенно с людьми, которые имеют склонности к суициду, будет плодотворной.
Должен ли учитель обладать соответствующими знаниями, чтобы со своей стороны помочь проблемному ребенку?
Конечно,
поэтому студенты в ВУЗах и
изучают такой предмет, как специальная
психология.
Я рад, что студенты получают необходимый для работы с детьми-суицидентами уровень знаний. Столкнувшись с такой проблемой в работе, многие, я думаю, успешно ее разрешат.
ГЛАВА
5. Способы самоубийства
С глубокой древности человечеству известны такие способы самоубийства, как самоутопление, самоповешение, самосожжение. Древние воины, потерпевшие поражение на поле битвы, чтобы не сдаваться в плен врагам и не терпеть унижение и позор плена, убивали себя собственным оружием, ибо подобная смерть приравнивалась к героической смерти от оружия врага.
У историков Древней Греции и Рима мы находим описания индийского обычая «сати» - самосожжения индийских вдов после смерти мужа… У разных народов в тот или иной период их истории были свои излюбленные и предпочитаемые способы самоубийства. Некоторые государства, как мы помним, настолько радели об исполнении желаний своих граждан, что создавали государственные запасы ядовитых веществ или с раннего детства, как это было в Японии, обучали мальчиков и девочек искусству самоубийства.
Вообще, способов самоубийства существует не так уж и много. Разные авторы различают от 8 до 16 возможных способов самоубийства. В современной суицидологии принято выделять:
Далее следует отметить, что каждый из вышеперечисленных способов самоубийства может быть совершен с помощью различных средств – то, что в судебной медицине называют средством самоубийства. Можно повеситься на веревке, ремне, галстуке, и все это будут различные средства одного и того же самоубийства.
ГЛАВА
6. Индивидуальное и ритуальное
самоубийства
Что представляет собой индивидуальное самоубийство, я достаточно подробно рассмотрел в предыдущих главах. Я обращал внимание на то, что главной причиной индивидуального самоубийства является та или иная степень внутреннеличностной дисгармонии, что самоубийство в ряде ситуаций можно считать в определенном смысле гармоничным завершением жизни, так как факт самоубийства является попыткой личности восстановить утраченную личную гармонию.
Обязательным критерием индивидуального самоубийства является возможность выбора, проявляющаяся в том, какие причины индивид считает достаточно вескими и несовместимыми с дальнейшим существованием.
При этом выбор проявляется в том, каким способом человек совершает самоубийство, какими средствами, в каком месте и в какое время.
Переходя
к анализу такого сложного и интересного
феномена, каким является ритуальное
самоубийство, мне бы хотелось еще
раз подчеркнуть общую
Индивидуальное самоубийство | Ритуальное самоубийство |
1. Самоубийство есть следствие желания сохранить главным образом: | |
Внутреннюю
гармонию
(гармонию с самим собой) |
Внешнюю
гармонию
(гармонию с окружающим обществом) |
2. Свобода принятия решения об уходе от жизни | |
Есть | Нет |
3. Свобода выбора способа, средства, места и времени самоубийства | |
Есть | Нет |
4. Самовыражение личности в акте самоубийства | |
Максимальные | Минимальные |
Индивидуальным
следует считать такое
Индивидуальный самоубийца до последней минуты, до самого последнего вдоха имеет выбор: совершать или не совершать самоубийство. В силу наличия этой альтернативы большее, если не подавляющее число индивидуальных самоубийц так и не осуществляют свое намерение, предпочтя жизнь смерти. Напротив, ритуальный самоубийца лишен момента выбора не только с момента, когда произошло роковое событие (например, смерть мужа для индийской женщины или поражение на войне для самурая), –– ритуальный самоубийца лишен возможности выбора с той самой минуты, когда он появился на свет.
Таким образом, ритуальное самоубийство требует почти полного отсутствия свободы воли и подчинения принятым в обществе жестким формам и стереотипам поведения, находящим свое полное и логическое завершение в тотальной ритуализации жизни и смерти.
Понятно, что ритуальное самоубийство может существовать только в таком обществе, в котором ценность индивидуальной человеческой личности практически сведена к нулю.
ГЛАВА
7. Заключение
Когда работа над курсовой уже подошла к концу, в печати появились данные, что за один день в России в среднем кончают жизнь самоубийством 108 человек. Легко подсчитать, что за год около 40 000 человек добровольно уходят из жизни. Если учесть так же все неудавшиеся по той или иной причине суицидальные попытки, то эта цифра, очевидно, многократно увеличится.
Со смертью каждого человека гибнет Вселенная – неповторимый мир идей, чувствования, переживаний, мир индивидуального, неповторимого опыта. Очевидно, что общество не может и не должно по отношению к этому оставаться спокойным и безучастным.
Наша общая задача заключается в том, чтобы, по возможности, ограничить распространение самоубийств, научиться эффективно предупреждать их. Однако задача эта чрезвычайно сложная, так как для решения ее необходимо добиться кардинальных позитивных сдвигов в общественных отношениях как на макро- так и на микросоциальном уровнях.
Наверное, можно утверждать, что в определенном смысле распространение самоубийств, их частота отражают моральное здоровье общества, уровень социальной напряженности, наконец, просто благополучие людей. Однако, как мы могли убедиться, на протяжении человеческой истории у разных народов, в рамках различных субкультур, при различных социально-экономических формациях самоубийства в том или ином виде всегда имели место.
Было бы наивно думать, что настанет когда-нибудь «золотой век», когда не будет конфликтов, разочарований, трагедий – всего того, что иной раз толкает человека к самоубийству.
Видимо придется признать, что самоубийства будут всегда, как всегда будут болезни, старость, страдания и смерть.
Самоубийство – чисто человеческий, сознательный поведенческий акт, значит, не будет преувеличением сказать, что оно является своеобразной «платой» за разум, индивидуальность, за свободу воли и выбора. Тем не менее, это не значит, что мы не должны стремиться максимально снизить число самоубийств, а для этого необходимо углубленное изучение феномена самоубийства во всех его аспектах.
Приложение
Сати
Сати – ритуальное самосожжение индийских вдов после смерти мужа – является наряду с харакири одним из самых распространенных в свое время и широко известных видов ритуального самоубийства.
В случае же ее вдовства, женщину ожидала полная, безусловная гражданская смерть. При этом не имело никакого значения, овдовела ли она будучи зрелой женщиной или пятилетней девочкой (как известно, браки в Индии очень часто совершались в самом раннем возрасте).
Мужчина по праву может иметь несколько жен, хотя индусы и редко пользуются этим. В случае вдовства, мужчина обязан вступить во второй и в третий брак, но для женщины такого закона нет. Для нее второй брак считается величайшим грехом и неслыханным позором. Сразу после сожжения трупа мужа вдове бреют голову. Ей не позволяется носить ни одного украшения; ее браслеты, перстни, ожерелья ломаются в куски и вместе с волосами сжигаются с трупом мужа. Всю оставшуюся жизнь вдова должна ходить с ног до головы в белом, если она осталась вдовой до двадцати пяти лет, или же в красном, если она старше. Храмы, религиозные церемонии, общество закрываются перед ней навсегда. Она не имеет права говорить ни с кем из родных и даже есть с ними. Она спит, ест и работает отдельно; соприкосновение с нею считается нечистым в течение семи лет. Если вдова встретится первой на дороге человеку, выходящему утром из дому по делу, то он возвращается домой и откладывает дело до другого дня, так как встреча с вдовой – самая дурная примета.
Самые жестокие предрассудки ортодоксального индуистского общества связаны с судьбой вдов: им строго запрещается вновь выходить замуж, даже если они овдовели в детском возрасте. Считается, что грехи несчастной, совершенные ею в этом или в одном из прошлых рождений, явились причиной смерти мужа, и потому она должна быть наказана. Вдова практически выключена из жизни общества, облик ее отмечен внешними, издалека видными признаками –простое белое платье, никаких украшений, никакой косметики, всю жизнь ей надлежит провести в семье умершего мужа, у своих сыновей, единственных, кто не подвергается ритуальному осквернению в результате контакта с ней. В соответствии с местными и кастовыми установлениями весьма ограничен ее рацион, из которого исключаются не только все виды мяса, но и многие овощи и коренья, а также соль. Регулярно, примерно через каждые четырнадцать дней, она должна соблюдать очень строгий пост (нельзя нить даже воду), спать на голой земле и т. д.