Психология суицида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 13:30, курсовая работа

Описание

Зигмунд Фрейд в свое время ввел понятие «инстинкт смерти» - иначе он не мог объяснить многое из того, что способен сотворить с собой человек. Стремление к саморазрушению, очевидно, заложено в нем от природы – если все живое вокруг изо всех сил борется за существование, то отдельные человеческие индивиды, наоборот, вкладывают недюжинную энергию в то, чтобы полностью испортить себе жизнь, а иногда и расстаться с нею. Поистине человек – странное создание: только он способен на самоуничтожение, лишь ему присуще загадочное влечение к смерти – никакому другому живому существу это не свойственно.

Содержание

ГЛАВА 1. К размышлению… (вместо вступления)......................................... 4
ГЛАВА 2. Суицид и подросток............................................................................. 5
§ 1 Общие положения.................................................................... 5
§ 2 Суицид и его виды................................................................... 5
§ 3 Причины, предпосылки и условия проявления
суицида...................................................................................... 6
Влияние на поведение подростков TV,
художественной литературы..................................... 6
Предпосылки и условия проявления суицида....... 6
Парасуицид................................................................... 7
§ 4 Психологический смысл подросткового суицида............. 7
§ 5 Характерные черты подросткового суицида..................... 7
§ 6 Признаки суицидального риска........................................... 8
§ 7 Синдромы поведения подростков,
указывающие на готовность к суициду.............................. 8
§ 8 Внешние обстоятельства суицидального
подростка.................................................................................. 9
§ 9 Источник негативных переживаний подростка............... 9
§ 10 Роль педагога в работе с суицидальными детьми............ 9
ГЛАВА 3. На грани… (собственные домыслы по теме)................................. 11
§ 1 Ромео без Джульетты.............................................................. 11
§ 2 Дочки-матери (обращение к родителям)............................ 12
§ 3 Не убий самого себя................................................................ 13
ГЛАВА 4........................................................................................................................ 14
§ 1 Подростки о суициде............................................................... 14
§ 2 Мнение будущих педагогов................................................... 16
ГЛАВА 5. Способы самоубийства....................................................................... 20
ГЛАВА 6. Индивидуальное и ритуальное самоубийства............................... 21
ГЛАВА 7. Заключение........................................................................................... 23
........... 32

Работа состоит из  1 файл

Психология суицида.doc

— 176.50 Кб (Скачать документ)

      § 3 Не убий самого себя 

      Самоубийство  есть убийство – неважно, что действие совершается собственной рукой. Нормальному человеку трудно переступить запрет на убийство себе подобного (хотя запрещает закон, на самом деле табу находится внутри нас) – и слава Богу! Но направить орудие убийства против себя самого оказывается гораздо легче, чем против другого – это так называемая переадресованная агрессия.

      В повседневной жизни самоубийство чаще всего – просто реакция слабой натуры на сложности жизни, и ничего героического и тем более, романтического в нем нет. Каждый имеет формальное право распоряжаться своей жизнью, как ему хочется. А в реальности он связан с окружающими его людьми и добровольно покидать их не может и не должен.

ГЛАВА 4 
 

      § 1 Подростки о суициде 

      Все изложенное мной выше – научная сторона  проблемы, а что  думают подростки, которые нередко сами подходят к этой черте, а некоторые и переступают ее. 

      Клюшкина  Наталья, 10 класс. 

      Наташа, знакома ли ты с  такой проблемой, как суицид?

      Нет.

    Как ты думаешь, почему вообще человек может  покончить жизнь  самоубийством?

      Я думаю, может быть, он хочет стать счастливее…

      А например ты смогла бы это сделать?

      Нет.

    Если  можно поподробнее, какие причины  толкают человека, например, на то, чтобы  спрыгнуть с крыши  девятиэтажного дома?

    Может быть безысходность… 

    Лазарева  Алина, 8 класс. 

    Скажи, пожалуйста, Алина, знаешь ли ты что такое суицид?

    Нет.

    Может быть ты встречала  понятие самоубийство где-то в литературе, …

    Да, по телевизору.

    Что ты вообще об этом думаешь? Актуальна ли эта  проблема на сегодняшний  день или нет?

      Конечно нет, так поступают только больные люди, у них нет будущего… 

    Как ты думаешь, что на сегодня толкает  людей, например выпрыгнуть с девятого этажа?

      Это, наверное, какое-то горе, они, наверное, ушли сами в себя, во-первых, у них, наверное, что-то с нервами, у них  стрессовая ситуация…

    Как ты думаешь, ты могла  бы попасть в такую  ситуаццию, чтобы  покончить жизнь  самоубийством?

      Нет, нет, я – точно нет. Я себя до такого никогда не довожу! Я хочу жить! Нет. 

      Белякова  Ольга, 10 класс. 

      Скажи, пожалуйста, знакома  ли ты с проблемой  суицида?

      Да.

      Ты  сталкивалась с этим на TV, в газетах, где-то еще…

      Практически каждый день.

      Где?

      И на телевидении, и в газетах сейчас слишком много об этом пишут и  говорят.

    Как ты думаешь, что толкает  людей спрыгнуть  с девятого этажа, или вообще покончить  жизнь самоубийством?

      Мне кажется, у всех людей по-разному: кто-то, например, от безденежья, безвыходное  положение и человек кончает  жизнь самоубийством, а кто-то…  например, есть такие люди, которым  очень трудно жить на земле и они  стремятся куда-то…

      Как ты думаешь, актуальна на сегодняшний день эта проблема?

      Думаю, что да.

    Тебя  не пугает, что суицид чаще встречается  в подростковой среде, а не у взрослых, и с чем это  связано по твоему?

      Не  знаю, может быть, неопытность.

    Ты  думаешь, что над  решением проблемы суицида  стоит работать психологам?

      Думаю – стоит. 

      Мещерякова  Елена, 10 класс. 

    Скажи, пожалуйста, сталкивалась ли ты с проблемой  суицида?

      Лично – нет.

      Ну  может быть в прессе, на телевидении?

      Конечно, да.

    Скажи, а актуальна ли на сегодняшний день проблема суицида?

      Да. Особенно среди молодежи.

    Стоит ли психологам работать над этой проблемой  в подростковой среде  и почему?

      Я считаю, что психологам стоит работать над этой проблемой, так как подростковый возраст – это переходный возраст, и когда личность еще не совсем сформировалась и каждый подросток еще не знает, что он хочет от этой жизни и он думает, что он не нужен в этой жизни, и по-этому он кончает жизнь самоубийством.

    Как ты думаешь, ты бы смогла совершить акт  суицида?

      Мне часто приходят такие мысли, но думаю, мне не хватит на это смелости.

      Почему?

      В первую очередь, наверное, мне жалко  своих родителей. 

      Томилов Дмитрий, 10 класс. 

    Сталкивался ли ты с проблемой  суицида?

      Нет, никогда.

    Возможно  по TV, читал в газетах, может быть в какой-то специальной литературе?

      В специальной литературе – нет, а  так – попадалось…

      Как ты думаешь, актуальна  ли проблема суицида  сегодня?

      Да.

      Нужно ли психологам заниматься этой проблемой?

      Мне кажется нужно.

    А как ты думаешь, почему суицид находит особенно частое проявление в подростковой среде, а не среди взрослых?

      Мне кажется, что в среде подростков потому, что сейчас сильно распространена проблема наркотиков, ну и по разным другим причинам…

      А сам бы ты смог совершить  самоубийство?

      Нет.

      Почему?

      Нет причины, и мне кажется я бы не смог.

      А если бы была причина?

      …Нет. 

      Мнения  подростков по вопросу  суицида вообще и  в подростковой среде  в частности, разделились. Может быть, в силу их психологической  неосведомленности  по данной проблеме, но безусловно одно – это их собственные позиции и не считаться с ними нельзя. В интервью многие признавались, что мысли о самоубийстве возникают, но сам факт, что большинство интервьюированных любят жизнь, останавливал и уводил от таких мыслей. Мудрость гласит: «Устами младенца глаголет истина». Может это и есть великая истина. Люби жизнь! Люби даже в самые мрачные ее моменты, и эта любовь не только скрасит их, но и, может быть, спасет тебе жизнь. 

      § 2 Мнение будущих педагогов 

      Интересно, каковы взгляды на жизнь людей, которые  по разным причинам пытались совершить самоубийство. Я встретился с таким человеком. Его историю, во многом поучительную, я предлагаю в начале этого параграфа. 

      Как мне тебя называть?

      Ник.

      Хорошо. Ник, скажи, как давно  это было?

      Семь  лет назад.

      А что тебя привело к суициду?

      Ну, события, которые произошли, неприятные…

    Это было что-то в личной жизни, или просто какие-то неприятности?

      Ну, скажем, отчасти в личной жизни… Я видел смерть близкого человека и был немного виновен в  этом.

    То  есть чувство вины заставило тебя переступить эту черту?

      Ну  да.

    Если  не секрет, какой  ты избрал для себя путь, как ты решил  покончить с жизнью?

      Таблетки.

    Сейчас  ты живой здоровый нормальный парень. Ты вообще жалеешь, что  раньше вот такое  могло быть и было?

      Ну, в общем-то жалею, хотя, конечно, то, что я это прошел… Я просто по-другому начал относиться к смерти и к жизни…

    То  есть можно сделать  вывод, что раньше тебе жизнь была не в радость, а сейчас ты жизнь стал больше любить?

      Ну, в общем-то да, больше радоваться стал, ценить хорошие моменты, плохие не замечать.

    Как ты думаешь, вот даже на твоем примере: сейчас ведь много  суицида среди  подростков, насколько  актуальна эта  проблема сейчас –  в России, переходящей  рубеж двадцать первого  века?

      Ну, конкретные цифры я сказать не могу, но она очень актуальна. За две недели работы на телефоне доверия, я три звонка принимал, связанных с суицидом.

    Скажи, то что ты сейчас пытаешься стать  профессиональным психологом, это не последствие  того, что с тобой  случилось раньше?

      Как бы да, хотя бы чтобы просто не дать людям повторить то, что сделал я.

      Расскажи  подробнее о своей  работе на телефоне доверия.

      В общем-то, там, в основном, принимаешь нормальные звонки. Звонят люди, которые  хотят просто пообщаться. Но вот  эти три случая… В двух случаях  мне удалось помочь людям, они потом пришли на встречу с психологом уже, я это проверял потом; один звонок у меня, правда, сорвался, то есть человек бросил трубку, не стал со мной дальше разговаривать и я не знаю о его дальнейшей судьбе.

    А у тебя уже вот  сейчас, по истечении семи лет после того случая, не возникает мысли совершить подобное?

      Нет, не возникает.

      Почему?

      (смех) А зачем?

    Можно сказать, что этот случай в твоей  жизни – молодой, подростковой – закалил  тебя?

      Ну, в общем-то, да. Просто, когда суждено  умереть, тогда и умрешь, а торопить это не стоит.

    Какие вообще ты можешь дать советы, как начинающий психолог, подросткам, чтобы не прийти к  таким плачевным  последствиям, то есть не совершить самоубийства?

      Во-первых, не расстраиваться, особенно по пустякам. Конечно, если происходят какие-то события, то лучше как раз обратиться к психологу, то есть пойти и рассказать обо всем. И еще нужно думать о своих родителях, о своих близких: как им будет плохо, если ты уйдешь из жизни. 

      Мнения  студентов, будущих  педагогов, отличались большей осведомленностью по вопросам суицида. Я предлагаю наиболее полное по содержанию ответов интервью студента третьего курса ПГПУ имени В.Г. Белинского. 

      Жигалев Сергей, ПГПУ. 

    Сергей, скажи, приходилось  ли тебе сталкиваться с такой проблемой, как суицид.

      Лично мне – нет.

      А может быть где-то читал, может быть в прессе?

      Да, я слышал как, не помню, в каком  городе, выкинулись несколько девочек  из окна…

    Ну  а о чем этот случай может сказать  человечеству в целом? На что нужно обратить внимание, при воспитании детей, например?

Информация о работе Психология суицида