Психология творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:41, контрольная работа

Описание

Каждый из нас в течение всей своей жизни постоянно соприкасается с творчеством многих людей это картины, книги, фильмы и многое другое. Так от чего же зависит уровень творчества в каждом человеке? Дано ли это от природы или каждый может развивает это в течение жизни?

Содержание

1.Введение…………………………………………………………….2

2.Творческое мышление…………………………………………….3

3. Современные исследования творческого мышления в отечественной и зарубежной психологии………………………....8
4. Препятствие для развития творческого мышления………..9

5. Влияние интеллекта на развитие творческого мышления детей дошкольного возраста……………………………………….12

6. Заключение……………………………………………………………………………….15

7.Список литературы…………………………………………………………………16

Работа состоит из  1 файл

Реферат по психология творчества.doc

— 97.00 Кб (Скачать документ)

Содержание:

1.Введение…………………………………………………………….2 

2.Творческое  мышление…………………………………………….3

3. Современные исследования творческого мышления в отечественной и зарубежной психологии………………………....8

4. Препятствие для развития творческого мышления………..9

5. Влияние интеллекта на развитие творческого мышления детей дошкольного возраста……………………………………….12

6. Заключение……………………………………………………………………………….15

7.Список  литературы…………………………………………………………………16 
 
 

 

Введение

Каждый из нас  в течение всей своей жизни  постоянно соприкасается с творчеством многих людей это картины, книги, фильмы и многое другое. Так от чего же зависит уровень творчества в каждом человеке? Дано ли это от природы или каждый может развивает это в течение жизни? На эти и ещё многие вопросы связанные с творческим мышлением попытался ответить доктор социальной психологии, основатель и президент Интернационального общества за мир через культуру имени Н.К.Рериха, профессор П.Вайнцвайг написав необычную книгу – «Десять заповедей творческой личности». Одной из интереснейших тем  в этой книги стало – высвобождение своего творческого потенциала и неисчерпаемые возможности творческой мысли. Конформность и безликость – вот, пожалуй, главные "психологические бедствия" нашего времени. Система образования и воспитания, бюрократия и сложности урбанистического образа жизни анализируются с точки зрения подавления творческого потенциала личности. Истоки многих бед и неурядиц лежат в детстве, поэтому большое внимание уделено способам борьбы детей против подавления их самостоятельности и достоинства. Это и нарочитая медлительность, жалобы на нездоровье, воровство, демонстративное непослушание, неправильное питание, заикание, эмоциональные взрывы, бесконечные и бессмысленные вопросы и другие составляющие комплекса "боевых действий" детей в борьбе за внимание к себе и восстановление нарушенной справедливости. Какое же будущее ждёт каждого человека, если уже в детстве ему приходиться бороться за свою творческую сторону?

Автор предлагает 10 простых и одновременно ёмких  заповедей  для высвобождения и развития своей Творческой личности, которые важно уметь использовать в своей повседневной жизни;

  1. Будь хозяином своей судьбы.
  2. Достигни успеха в том, что ты любишь.
  3. Внеси свой конструктивный вклад в общее дело.
  4. Строй свои отношения с людьми на доверии.
  5. Развивай свои творческие способности.
  6. Культивируй в себе смелость.
  7. Заботься о своем здоровье.
  8. Не теряй веру в себя.
  9. Старайся мыслить позитивно.
  10. Сочетай материальное благополучие с духовным удовлетворением.

В этой работе я  предлагаю рассмотреть такие актуальные в наше время вопросы как: Что же все такие такое творческое мышление? Способы развития творческого мышления? Условия которые препятствуют развитию творческого мышления?

 

Творческое  мышление

Для того ,что  бы непосредственно перейти к  понятию что же такое «творческое мышление» нам необходимо дать понятие словам «мышление» и «воображение».В качестве отправной точки для формулирования сущности мышления можно принять определения данное в 18 веке философами « Нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в ощущениях».Сегодня ясно, что в число компонент мышления кроме ощущений входят такие сложные функции, как восприятие, внимание, узнавание и интерпретация, формирование понятий, целепологание и планирование, принятие решений, способности к дедукции, индукции, проведению сравнений, анологий и многое другое. Дать достаточно полное понятие мышления не легко. Граница между мышлением и восприятием весьма размыта, или другими словами, мышление действительно вырастает из процессов восприятия и узнавания. Так вот по словам Сосновского.Б.А. в книге Психология мышление есть не что иное как высший уровень психической, позновательной деятельности человека, в процессе которой происходит обобщенное опосредствлённое речью и прошлым опытом отражение действительности в её существенных связях и отношениях. Знание и прошлый опыт человека взаимодействуют с чувственным познанием и памятью человека и преобразуют их. Так же Сосновский даёт определение воображению что это есть позновательный процесс отражения будущего путём создания новых образов на основе переработки образов восприятия, мышления и представлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение и мышление – процессы близкие по своей структуре и функциям. Творчество же это— психический процесс создания новых ценностей и как бы продолжение и замена детской игры. Это деятельность, результат которой — создание новых материальных и духовных ценностей.

Так как же связаны  мышление и воображение с творчеством человека?

Творческое мышление – один из видов мышления, характерный созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок и смыслов. Творческое мышление отличается от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением.

Будучи  по сути культурно-историческим явлением, творчество имеет и психологический  аспект — личностный и процессуальный. Предполагает наличие  у субъекта способностей, мотивов, знаний и  умений, благодаря  которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. В творчестве особое место занимает творческое воображение. Наряду с воображением творчество включает в себя интенсивную работу мышления, оно пронизано эмоциональностью и волей. Но оно не сводится к одному воображению, одному мышлению или одному чувству.

Отечественные психологи и педагоги (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина  и др.) доказали, что творческие возможности  детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Л. С. Выготский о проблеме творчества писал: «Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Всякая такая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, и будет принадлежать к этому второму роду творческого или комбинирующего поведения. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и созидающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку оно воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее».

Творческое мышление не обязательно связано только с  одним из видов мышления, скажем, словесно-логическим; оно вполне может быть и практическим, и образным. Р.Арнхейм отмечает, что видеть свойства какого-либо предмета — значит воспринимать его как пример воплощения определенного общего понятия, что всякое восприятие состоит в выделении ранее абстрагированных черт. Следовательно, абстрактное содержится не только в мышлении, но и в других познавательных процессах. По этому поводу Р.Арнхейм пишет, что элементы мышления в восприятии и восприятия в мышлении взаимно дополняют друг друга. «Они превращают человеческое познание в единый процесс, который ведет неразрывно от элементарного приобретения сенсорной информации к самым обобщенным теоретическим идеям».

Что же такое  творческое мышление? Одним из первых попытался сформулировать ответ  на данный вопрос Дж. Гилфорд. Он считал, что «творческость» мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей:

А. Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых  идей, ярко выраженное стремление к  интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение

Б. Семантическая  гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять  функциональное применение на Практике.

В. Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые скрытые от наблюдения стороны.

Г. Семантическая  спонтанная гибкость, т.е. способность  продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Солсо Р.Л. отмечает о малоизученности проблемы творческого  мышления, что по иронии - и в укор современной когнитивной науке - за последние 20 лет не возникло ни одной  крупной теории (как это было с памятью или восприятием), которая смогла бы объединить рассеянные и иногда конфликтующие исследования творчества. Отсутствие общей теории указывает как на трудность этой темы, так и на недостаточное внимание к ней со стороны широкой научной общественности. И все же эта тема широко заявлена как важная часть повседневной жизни и образования. Много лет назад в истории когнитивной психологии Г. Уоллес описал четыре последовательных этапа творческого процесса: 1.Подготовка: Формулировка задачи и начальные попытки ее решения. 2.Инкубация: Отвлечение от задачи и переключение на другой предмет. 3.Просветление. Интуитивное проникновение в суть задачи. 4.Проверка: Испытание и/или реализация решения. Описанные Уоллесом четыре этапа почти не получили эмпирического подтверждения; однако психологическая литература изобилует отчетами об интроспекции людей, породивших творческую мысль. Наиболее знаменитое из этих объяснений принадлежит Пуанкаре, французскому математику, открывшему свойства автоморфных функций. Поработав над уравнениями какое-то время и сделав некоторые важные открытия (подготовительная стадия), он решил отправиться в геологическую экскурсию. Во время поездки он "забыл" про свою математическую работу (инкубационная стадия) . Затем Пуанкаре пишет о драматическом моменте инсайта. "Когда мы прибыли в Кутансе, мы садились в омнибус, чтобы ехать куда-то еще. И в момент, когда я поставил ногу на подножку, ко мне без всякой видимой подготовки мысли пришла идея, что преобразования, которые я использовал в определении автоморфных функций, идентичны преобразованиям неевклидовой геометрии." Автор пишет, что когда он возвратился домой, то на досуге проверил эти результаты. Четырехэтапная модель творческого процесса Уоллеса дала нам концептуальные рамки для анализа творчества.

Современные исследования творческого  мышления в отечественной и зарубежной психологии

В нашей стране и за рубежом выполнены фундаментальные  исследования по психологии творчества, общих и специальных способностей. Изучены генетические предпосылки индивидуальных различий. Вместе с тем до сих пор не существует методик для комплексной диагностики общей и специфической одаренности. Недостаточно изученным остается и творческое мышление. Ученые пришли к выводу, что творческие способности не являются тождественными способностям к обучению и редко отражаются в тестах, направленных на определение IQ. На данном этапе интерес исследователей вызывает не столько личность ученого (осмотрительного, точного и критически мыслящего человека), сколько личность изобретателя (нестандартного, оригинального и остроумного человека). В результате экспериментальных исследований среди способностей личности была выделена способность особого рода — порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Такая способность была названа креативностью (творческостью). Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству. Одним из компонентов креативности является способность личности к дивергентному мышлению. Проблемы творчества широко разрабатывались в отечественной психологии. В настоящее время исследователи ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность. Этот показатель может определяться как некоторое сочетание интеллектуальных и мотивационных факторов или же рассматриваться как непрерывное единство процессуальных и личностных компонентов мышления и творческого мышления (А.В. Брушлинский). Большой вклад в разработку проблем способностей, одаренности, творческого мышления внесли такие психологи, как Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, В.И. Панов, И.В. Калиш, М.А. Холодная, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич и др. Зарубежные ученые также глубоко изучали творческое мышление. Некоторые люди, по мнению Брунера, имеют определенные способности для нового и необычного кодирования информации . П. Торенс провел изучение креативного мышления и получил следующие результаты: креативность имеет пик в возрасте от 3,5 до 4,5 лет, а также возрастает в первые три года обучения в школе, уменьшается в последующие несколько лет и затем получает толчок к развитию. Креативность неоднозначно зависит от образования. Большинство детей теряют свое спонтанное бесстрашие, eсли они становятся «окультуренными».

Информация о работе Психология творчества