Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:41, контрольная работа
Каждый из нас в течение всей своей жизни постоянно соприкасается с творчеством многих людей это картины, книги, фильмы и многое другое. Так от чего же зависит уровень творчества в каждом человеке? Дано ли это от природы или каждый может развивает это в течение жизни?
1.Введение…………………………………………………………….2
2.Творческое мышление…………………………………………….3
3. Современные исследования творческого мышления в отечественной и зарубежной психологии………………………....8
4. Препятствие для развития творческого мышления………..9
5. Влияние интеллекта на развитие творческого мышления детей дошкольного возраста……………………………………….12
6. Заключение……………………………………………………………………………….15
7.Список литературы…………………………………………………………………16
Содержание:
1.Введение……………………………………………………
2.Творческое мышление…………………………………………….3
3. Современные исследования творческого мышления в отечественной и зарубежной психологии………………………....8
5. Влияние интеллекта на развитие творческого мышления детей дошкольного возраста……………………………………….12
6.
Заключение……………………………………………………
7.Список
литературы……………………………………………………
Введение
Каждый из нас в течение всей своей жизни постоянно соприкасается с творчеством многих людей это картины, книги, фильмы и многое другое. Так от чего же зависит уровень творчества в каждом человеке? Дано ли это от природы или каждый может развивает это в течение жизни? На эти и ещё многие вопросы связанные с творческим мышлением попытался ответить доктор социальной психологии, основатель и президент Интернационального общества за мир через культуру имени Н.К.Рериха, профессор П.Вайнцвайг написав необычную книгу – «Десять заповедей творческой личности». Одной из интереснейших тем в этой книги стало – высвобождение своего творческого потенциала и неисчерпаемые возможности творческой мысли. Конформность и безликость – вот, пожалуй, главные "психологические бедствия" нашего времени. Система образования и воспитания, бюрократия и сложности урбанистического образа жизни анализируются с точки зрения подавления творческого потенциала личности. Истоки многих бед и неурядиц лежат в детстве, поэтому большое внимание уделено способам борьбы детей против подавления их самостоятельности и достоинства. Это и нарочитая медлительность, жалобы на нездоровье, воровство, демонстративное непослушание, неправильное питание, заикание, эмоциональные взрывы, бесконечные и бессмысленные вопросы и другие составляющие комплекса "боевых действий" детей в борьбе за внимание к себе и восстановление нарушенной справедливости. Какое же будущее ждёт каждого человека, если уже в детстве ему приходиться бороться за свою творческую сторону?
Автор предлагает 10 простых и одновременно ёмких заповедей для высвобождения и развития своей Творческой личности, которые важно уметь использовать в своей повседневной жизни;
В этой работе я предлагаю рассмотреть такие актуальные в наше время вопросы как: Что же все такие такое творческое мышление? Способы развития творческого мышления? Условия которые препятствуют развитию творческого мышления?
Творческое мышление
Для того ,что бы непосредственно перейти к понятию что же такое «творческое мышление» нам необходимо дать понятие словам «мышление» и «воображение».В качестве отправной точки для формулирования сущности мышления можно принять определения данное в 18 веке философами « Нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в ощущениях».Сегодня ясно, что в число компонент мышления кроме ощущений входят такие сложные функции, как восприятие, внимание, узнавание и интерпретация, формирование понятий, целепологание и планирование, принятие решений, способности к дедукции, индукции, проведению сравнений, анологий и многое другое. Дать достаточно полное понятие мышления не легко. Граница между мышлением и восприятием весьма размыта, или другими словами, мышление действительно вырастает из процессов восприятия и узнавания. Так вот по словам Сосновского.Б.А. в книге Психология мышление есть не что иное как высший уровень психической, позновательной деятельности человека, в процессе которой происходит обобщенное опосредствлённое речью и прошлым опытом отражение действительности в её существенных связях и отношениях. Знание и прошлый опыт человека взаимодействуют с чувственным познанием и памятью человека и преобразуют их. Так же Сосновский даёт определение воображению что это есть позновательный процесс отражения будущего путём создания новых образов на основе переработки образов восприятия, мышления и представлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение и мышление – процессы близкие по своей структуре и функциям. Творчество же это— психический процесс создания новых ценностей и как бы продолжение и замена детской игры. Это деятельность, результат которой — создание новых материальных и духовных ценностей.
Так как же связаны мышление и воображение с творчеством человека?
Творческое мышление – один из видов мышления, характерный созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок и смыслов. Творческое мышление отличается от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением.
Отечественные психологи и педагоги (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Л. С. Выготский о проблеме творчества писал: «Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Всякая такая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, и будет принадлежать к этому второму роду творческого или комбинирующего поведения. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и созидающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку оно воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее».
Творческое мышление не обязательно связано только с одним из видов мышления, скажем, словесно-логическим; оно вполне может быть и практическим, и образным. Р.Арнхейм отмечает, что видеть свойства какого-либо предмета — значит воспринимать его как пример воплощения определенного общего понятия, что всякое восприятие состоит в выделении ранее абстрагированных черт. Следовательно, абстрактное содержится не только в мышлении, но и в других познавательных процессах. По этому поводу Р.Арнхейм пишет, что элементы мышления в восприятии и восприятия в мышлении взаимно дополняют друг друга. «Они превращают человеческое познание в единый процесс, который ведет неразрывно от элементарного приобретения сенсорной информации к самым обобщенным теоретическим идеям».
Что же такое творческое мышление? Одним из первых попытался сформулировать ответ на данный вопрос Дж. Гилфорд. Он считал, что «творческость» мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей:
А. Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение
Б. Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на Практике.
В. Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые скрытые от наблюдения стороны.
Г. Семантическая
спонтанная гибкость, т.е. способность
продуцировать разнообразные
Солсо Р.Л. отмечает о малоизученности проблемы творческого мышления, что по иронии - и в укор современной когнитивной науке - за последние 20 лет не возникло ни одной крупной теории (как это было с памятью или восприятием), которая смогла бы объединить рассеянные и иногда конфликтующие исследования творчества. Отсутствие общей теории указывает как на трудность этой темы, так и на недостаточное внимание к ней со стороны широкой научной общественности. И все же эта тема широко заявлена как важная часть повседневной жизни и образования. Много лет назад в истории когнитивной психологии Г. Уоллес описал четыре последовательных этапа творческого процесса: 1.Подготовка: Формулировка задачи и начальные попытки ее решения. 2.Инкубация: Отвлечение от задачи и переключение на другой предмет. 3.Просветление. Интуитивное проникновение в суть задачи. 4.Проверка: Испытание и/или реализация решения. Описанные Уоллесом четыре этапа почти не получили эмпирического подтверждения; однако психологическая литература изобилует отчетами об интроспекции людей, породивших творческую мысль. Наиболее знаменитое из этих объяснений принадлежит Пуанкаре, французскому математику, открывшему свойства автоморфных функций. Поработав над уравнениями какое-то время и сделав некоторые важные открытия (подготовительная стадия), он решил отправиться в геологическую экскурсию. Во время поездки он "забыл" про свою математическую работу (инкубационная стадия) . Затем Пуанкаре пишет о драматическом моменте инсайта. "Когда мы прибыли в Кутансе, мы садились в омнибус, чтобы ехать куда-то еще. И в момент, когда я поставил ногу на подножку, ко мне без всякой видимой подготовки мысли пришла идея, что преобразования, которые я использовал в определении автоморфных функций, идентичны преобразованиям неевклидовой геометрии." Автор пишет, что когда он возвратился домой, то на досуге проверил эти результаты. Четырехэтапная модель творческого процесса Уоллеса дала нам концептуальные рамки для анализа творчества.
Современные исследования творческого мышления в отечественной и зарубежной психологии
В нашей стране
и за рубежом выполнены