Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:41, контрольная работа
Каждый из нас в течение всей своей жизни постоянно соприкасается с творчеством многих людей это картины, книги, фильмы и многое другое. Так от чего же зависит уровень творчества в каждом человеке? Дано ли это от природы или каждый может развивает это в течение жизни?
1.Введение…………………………………………………………….2
2.Творческое мышление…………………………………………….3
3. Современные исследования творческого мышления в отечественной и зарубежной психологии………………………....8
4. Препятствие для развития творческого мышления………..9
5. Влияние интеллекта на развитие творческого мышления детей дошкольного возраста……………………………………….12
6. Заключение……………………………………………………………………………….15
7.Список литературы…………………………………………………………………16
1. Если в прошлом
определенный способ решения
человеком некоторых задач
2. Чем больше усилий было потрачено на то, чтобы найти и применить на практике новый способ решения задачи, тем вероятнее обращение к нему в будущем. Психологические затраты на обнаружение некоторого нового способа решения пропорциональны стремлению использовать его как можно чаще на практике
1. Склонность к конформизму, выражающаяся в доминирующем над творчеством стремлении быть похожим на других людей, не отличаться от них в своих суждениях и поступках.
2. Боязнь оказаться «белой вороной» среди людей, показаться глупым или смешным в своих суждениях.
3. Боязнь показаться
слишком экстравагантным, даже
агрессивным в своем неприятии
и критике мнений других людей.
4. Боязнь возмездия со стороны другого человека, чью позицию мы критикуем. Подвергая критике человека, мы обычно Вызываем с его стороны ответную реакцию. Опасение такой реакции нередко выступает в качестве препятствия на пути к развитию собственного творческого мышления.
5. Завышенная
оценка значимости своих
6. Высокоразвитая тревожность. Человек, обладающий этим качеством, обычно страдает повышенной неуверенностью в себе, проявляет боязнь открыто высказывать свои идеи.
7. Есть два
конкурирующих между собой
Стадии развития творческого мышления детей дошкольного возраста
У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребенок обязательно должен овладеть качествами, формирующимися на предшествующих. Исследования детского творчества позволяют выделить как минимум три стадии развития творческого мышления: наглядно-действенное, причинное и эвристическое.
Наглядно-действенное мышление
Мышление рождается из действия. В младенчестве и раннем возрасте оно неотделимо от действия. В процессе манипулирования с предметами ребенок решает различные мыслительные задачи. К примеру, играя со сборно-разборными игрушками типа головоломок, пирамидок, матрешек, ребенок практически, методом проб и ошибок ищет принципы их разборки и сборки, учится учитывать и соотносить между собой величину и форму различных деталей. К пяти-шести годам дети обучаются совершать действия в уме. В качестве объектов манипулирования выступают уже не реальные предметы, а их образы представления. Чаще всего дети представляют наглядный, зрительный образ предмета. Поэтому мышление ребенка-дошкольника называют наглядно-действенным. Очень важными для развития мышления являются задания на исследование образа-представления. К пяти годам дети обучаются расчленять представление на отдельные части, анализировать контуры предметом, сопоставлять похожие предметы между собой и находить сходство и различие. Выделение отдельных компонентов образа позволяет ребенку соединять детали разных образов, придумывая новые, фантастические объекты или явления. Так, ребенок может представить животное, соединяющее в себе части многих животных и поэтому обладающее такими качествами, которых нет ни у одного существующего животного в мире. В психо¬логии эту способность называют фантазией. Фантазия ребенка на первой стадии развития творческого мышления еще очень ограниченна. Ребенок мыслит еще слишком реалистично и не может оторваться от привычных образов, способов использования вещей, наиболее вероятных цепочек событий. Таким образом, одним из направлений развития творчества на этапе наглядно-действенного мышления является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называют оригинальностью, и оно зависит от умения мысленно связывать далекие, не связываемые обычно в жизни, образы предметов.
Причинное мышление
Известно, что
предметы и явления действительности
находятся в различных связях
и отношениях: причинно-следственных,
временных, условных, функциональных,
пространственных и т. д. Наглядно-действенное
мышление дошкольника позволяет ему понимать
пространственные и временные отношения.
Сложнее осмыслить причинно-следственные
связи. Действительные причины событий,
как правило, скрыты от непосредственного
восприятия, не является наглядными, не
выступают на первый план. Чтобы их выявить,
нужно отвлечься от второстепенного, случайного.
Поэтому причинное мышление связано с
выходом за пределы представляемого образа
ситуации и рассмотрением ее в более широком
теоретическом контексте. Изучение познавательной
деятельности детей показывает, что к
концу начальной школы наблюдается всплеск
исследовательской активности. К 8—9 годам
дети, читая или наблюдая за различными
явлениями жизни, начинают формулировать
поисковые вопросы, на которые пытаются
сами же найти ответ, К 11—12 годам практически
все дети направляют свою исследовательскую
активность формулировкой поисковых вопросов.
Это происходит потому, что школьники
стараются понять и осмыслить причинно-следственные
связи и законы появления различных событий.
Исследовательская активность детей на
этапе причинного мышления характеризуется
двумя качествами: ростом самостоятельности
мыслительной деятельности и ростом критичности
мышлении. Благодаря самостоятельности
ребенок научается управлять своим мышлением:
ставить исследовательские цели, выдвигать
гипотезы причинно-следственных зависимостей,
рассматривать известные ему факты с позиций
выдвинутых гипотез. Эти способности,
без сомнения, являются основными предпосылками
творчества на этапе причинного мышления.
Критичность мышления проявляется в том,
что дети начинают оценивать свою и чужую
деятельность с точки зрения законов и
правил природы и общества. С одной стороны,
благодаря осознанию детьми правил и законов,
их творчество становится более осмысленным,
логичным, правдоподобным. С другой стороны,
критичность может помешать творчеству,
так как на этапе выдвижения гипотезы
могут показаться глупыми, нереальными
и будут отброшены. Подобные самоограничения
служат возможности появления новых, оригинальных
идей.
Эвристическое мышление
По мере взросления дети сталкиваются с большим количеством ситуаций, когда невозможно выделить одну причину события. Многие социальные и природные явления вызваны большим количеством разнообразных факторов. Прогнозы развития этих явлений носят вероятностный характер, что свидетельствует об их приблизительной точности и достоверности. Типичными примерами ситуаций с вероятностными прогнозами могут служить прогнозы погоды, исхода шахматной партии, производственного или бытового конфликта и т.д. Во всех этих случаях причинное мышление оказывается недостаточным. Возникает необходимость в предварительной оценке ситуации и выборе среди множества вариантов и обилия факторов таких, которые имеют существенное влияние на ход событий. Выбор при этом осуществляется с опорой на ряд критериев, правил, которые позволяют сузить «зону поиска», сделать его более сокращенным, избира¬тельным. Мышление, которое, опираясь на критерии избирательного поиска, позволяет решать сложные, неопределенные, проблемные ситуации, называют эвристическим. Эвристическое мышление формируется ориентировочно к 12—14 годам. Изучение мышления детей и подростков показывает, что, по сравнению с младшими школьниками, подростки по-другому обследуют проблемную ситуацию. В период между 9 и 11 годами исследовательская активность детей очень высокая. Дети задают очень много разнообразных поисковых вопросов, касающихся самых разных аспектов ситуации. Подростки же сразу концентрируют свое внимание на одной или нескольких гипотезах. Это экономит время, позволяет более углубленно проработать проблемные аспекты, хотя может вести к застреванию на неэффективной идее. Сузить «зону поиска» помогают критериальные правила, называемые эвристиками. При творческом подходе к проблеме решающий, помимо известных, общепринятых эвристик, может выработать для себя правила, подходящие к конкретной ситуации. Особенно важно это в нестандартных заданиях, не имеющих аналогов решения, и проблемных ситуациях с «размытыми границами». В таких заданиях сама проблема не всегда четко определена и поэтому нуждается в окончательном формулировании. Таким образом, от решающего требуется умение построить проблемную ситуацию: выделить проблему, критерии оптимального решения, отделить главное от второстепенного, ранжировать предметы и объекты по степени важности. Самая большая психологическая опасность при эвристическом мышлении — это слишком поспешное принятие кажущегося оптимальным варианта решения. Преодолеть эту опасность можно, если попытаться найти несколько вариантов решения и сравнить их для выбора наилучшего.
Влияние интеллекта на развитие творческого мышления детей дошкольного возраста
Согласно модели П.Торенса, интеллект служит базой креативности. Интеллектуал может и не быть творческим человеком, но человек с низким интеллектом никогда не будет креативным. П. Торенс предложил модель интеллектуального порога: до уровня IQ<120 креативность и интеллект образуют единый фактор, выше этого порога факторы креативности и интеллекта проявляются как независимые. В творческом процессе присутствует и конвергентное и дивергентное мышление. Чем из более отдаленных областей берутся элементы проблемы, тем более креативным является процесс его решения. Суть творчества – в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и широте поля ассоциации. У детей дошкольного возраста активно развивается вербальное творческое мышление. Это умение задавать информативные вопросы, устанавливать возможные причины следствия применительно к ситуации, предлагать оригинальные способы применения обычных предметов, умение строить предположения. На развитие творческих способностей детей дошкольного возраста оказывают влияние следующие факторы:
1) интеллект как способность;
2) знания;
3) стиль мышления;
4) индивидуальные черты;
5) мотивация;
6) внешняя среда.
Воллах и Н. Коган, тестируя интеллект и креативность учащихся, выявили четыре группы детей с разными уровнями развития интеллекта и креативности. Дети, обладающие высоким уровнем интеллек¬та и высокой креативностью, были уверены в своих способностях, имели адекватный уровень само¬оценки. Они обладали внутренней свободой и вместе с тем высоким самоконтролем. Дети с высоким уровнем интеллекта и низким уровнем креативности стремятся к школьным успехам, которые должны выразиться в форме отличной оценки. Они крайне тяжело воспринимают неудачу, можно сказать, что у них преобладает не надежда на успех, а страх перед неудачей. Они избегают риска, не любят высказывать публично свои мысли. Они сдержанны, скрытны и дистанцируются от своих одноклассников. Дети, обладающие низким уровнем интеллекта, но высоким уровнем креативности, нередко становятся «изгоями». Они с трудом приспосабливаются к школьным требованиям, имеют необычные хобби, чисто занимаются в кружках, где они в свободной обстановке могут проявить свою креативность. Они очень тревожны, страдают от неверия в себя, «комплекса неполноценности». Многие учителя характеризуют их как тупых, невниматель¬ных, поскольку они с неохотой выполняют рутинные задания и не могут сосредоточиться. Дети с низким уровнем интеллекта и творческих способностей внешне хорошо адаптируются, держатся в «середняках» и довольны своим положением. Они имеют адекватную самооценку, низкий уровень их предметных способностей компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью, пассивностью в учебе.