Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 05:31, курсовая работа
Проблема внутригрупповых конфликтов является самой актуальной проблемой этого времени, и решение ее требует не только определенных знаний, но и желания самих людей к бесконфликтному решению вопросов. Использование обыденных знаний порой недостаточно, чтобы разрешить возникший конфликт с минимальными потерями для конфликтующих сторон. Возникший конфликтный процесс трудно остановить. Это объясняется тем, что конфликт имеет кумулятивную природу, т.е. каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное.
Введение _________________________________________________________2
Общая характеристика и определение понятий «конфликт» классификация конфликтов.____________________________________3
1.1.Понятие конфликтов__________________________________________3
1.2. Классификация конфликтов___________________________________5
2.Психология внутригрупповых конфликтов_________________________7
2.1 Основные факторы возникновения внутригрупповых конфликтов_____________________________________________________8
2.2. Способы управления внутригрупповыми конфликтами___________12
Заключение___________________________________________________14
Тест_________________________________________________________15
Библиография_________________________________________________16
Руководитель является наиболее влиятельным и авторитетным лицом в создании нормальных межличностных отношений. Если руководитель не замечает своих подчиненных, не считается с их мнением — может возникнуть конфликт.
Бывают ситуации, когда одна из сторон не приемлет норм и принципов другой стороны, но об этом не говорит открыто и не добивается изменения сложившегося положения. Это особенно часто проявляется в отношениях между руководителем и подчиненным. Последний возмущается (негласно) поведением своего руководителя, но не хочет портить с ним отношения. Например, фирма занимается изготовлением и реализацией вино – водочной продукции. Часть продукции реализуется, но средства от нее поступают не на счет фирмы, а расходуются в личных интересах руководителя. Это становится известно сотрудникам и вызывает их резкое недовольство. Они осуждают действия своего руководителя, но открыто его не критикуют, так как существует определенная зависимость подчиненного от руководителя. Отсутствие возможности открыто высказывать критические замечания, зажим критики — отрицательные факторы, способные привести к конфликту в организации.
Руководитель, обличенный своим должностным положением, ставит перед членами коллектива задачи, порой не самые простые. Их выполнение требует определенного напряжения, улучшения организации труда, пересмотра сложившихся представлений. В такой ситуации не все работники способны сразу понять ситуацию и быстро перестроиться. Часть все же будет работать по старинке и мешать коллективу выполнить поставленную задачу. Становится очевидным, что неспособность быстро перестроиться может породить напряженность. Поскольку новый начальник недостаточно знал рабочих и не доверял им, он решил, что необходима жесткая дисциплина. Рабочих оскорбило такое отношение и они стали работать хуже, не в полную силу. Но строгий надзор не помог решить проблему. И в итоге образовался порочный круг, когда безразличие рабочих к своим обязанностям стало причиной более строгой дисциплины, вызвало еще большее безразличие и сопротивление. Рабочие были враждебно настроены, потому что чувствовали, что руководитель вел себя так, словно был «лучше» своих подчиненных. Знающий и опытный руководитель возьмет в свои руки управление ситуацией, установит нормальные человеческие отношения и не допустит перерастания противоречия в конфликт.
Представителям
различных возрастных групп свойственны
особые причины конфликтов. Например,
для юношей и девушек, начинающих
свой трудовой путь, наиболее остро
стоит проблема адаптации в трудовом
коллективе, взаимоотношений с коллегами.
Молодой сотрудник, не имеющий опыта
работы в коллективе, может вступить
в конфликт потому, что не знает
традиций коллектива, его моральных
норм, не принимает требований коллектива,
стиля руководства. В период адаптации
работники оказываются
В зрелом возрасте работника волнуют уже иные проблемы: повышение квалификации, перспектива роста и др. Нерешение этих проблем, т.е. несоответствие между претензиями и возможностью их реализовать, способствует вступлению в конфликт зрелого человека.
В
качестве наиболее важного фактора,
определяющего частоту
1.
Степень удовлетворенности —
неудовлетворенности
2.
«Количество пространства
3.
Внешний барьер: наличие или отсутствие
возможностей выйти из
4.
Степень совпадения или
Т. Полозова, автор ряда работ по проблемам внутригрупповых отношений и конфликтов, считает, что конфликтообразующие факторы делятся на две категории:
1)
несовместимость индивидуально-
2)
противоречивость сложной
Автором было выделено два вида внутригрупповых конфликтов:
- предметно-деловые,
- личностно-прагматические.
Чем выше уровень развития группы, чем реже личностно-прагматические интересы являются причиной конфликтов внутри группы. И напротив, наиболее частыми причинами конфликтов становятся предметно-деловые разногласия Гришина В.Н. Психология конфликта.
Вывод: Таким образом, можно выделить положительные функции внутригрупповых конфликтов:6
-
благодаря конфликту
-
конфликт внутри группы может
являться механизмом
-
внутренний конфликт также
-
конфликты часто обусловливают
создание ассоциаций и
В тоже время конфликты могут иметь и дисфункциональные (негативные) последствия: ухудшать морально-психологический климат в коллективе, порождать враждебность, формировать образ врага и стремление к победам, а не способствовать решению проблем. Это ведет к неудовлетворенности людей, росту текучести кадров, снижению трудовой активности и производительности.
Способы управления внутригрупповыми конфликтами
Управление
конфликтами — это
Управление конфликтом включает в себя: прогнозирование конфликта; предупреждение одних и вместе с тем стимулирование других; прекращение и подавление конфликта; регулирование и разрешение. Каждый из названных видов действий представляет собою акт сознательной активности субъектов: одного из конфликтующих либо обоих, или же третьей стороны, не включенной в конфликтное действие. Управление становится возможным при наличии некоторых необходимых условий. К таковым относятся: объективное понимание конфликта как реальности; признание возможности активного воздействия на конфликт; наличие материальных, политических и духовных ресурсов, а также правовой основы управления, способности общественных субъектов к согласованию своих позиций и интересов, взглядов и ориентаций.
Среди стратегий предотвращения конфликта можно выделить:
Основные стадии разрешения конфликта:
1. Признание наличия конфликта (вслух, открыто).
2.
Договориться о процедуре
3. Описание конфликта.
4.
Исследование возможных
5. Выбор приемлемого решения.
6. Воплощение решения в жизнь (как можно быстрее).
7. Оценка принятого решения.
8.
Закрепление принятого решения
в виде положительных
Приемы конструктивного разрешения конфликта:
-
конкретность (в споре обсуждать
конкретное поведение по
- вовлеченность;
- коммуникация;
- «честная игра».
Заключение:
Внутригрупповые конфликты могут иметь, как и положительный, так и отрицательный характер. Отрицательные последствия: ухудшать морально-психологический климат в коллективе, порождать враждебность, формировать образ врага и стремление к победам, а не способствовать решению проблем. Это ведет к неудовлетворенности людей, росту текучести кадров, снижению трудовой активности и производительности.
Положительные
функции внутригрупповых
-
благодаря конфликту
-
конфликт внутри группы может
являться механизмом
-
внутренний конфликт также
-
конфликты часто обусловливают
создание ассоциаций и
Конфликт интересов потенциально существует там, где один субъект зависит от другого (это бывает, прежде всего, в условиях разделения труда) или имеет место нехватка ресурсов (тогда возникает стремление захватить их, ограничив других). В сложных ситуациях он ведет к значительным экономическим потерям, а на психологическом уровне – к расколу организации на группировки.