Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 17:47, курсовая работа
Цель исследования: изучение понятия воля.
Задачи курсовой работы:
• Рассмотрение понятие воли на основе аналитического обзора литературы;
• Исследование структуры волевого действия;
• Анализ методологических подходов в изучении понятия воли.
Предмет исследования: содержательные характеристики воли.
Объект исследования: волевая сфера.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Подходы в отечественной и зарубежной психологии к понятию «воля»………………………………………………………………………….....5
2. Понятие «воля», ее проявления, регулирование, виды, функции………………………………………………………………………….11
3. Роль волевых процессов в формировании личности……….…….16
4. Современные взгляды на природу воли……………………………19
Заключение……………………………………………………………………..25
Список литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРЗОВАНИЮ
Государственное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования «БЕЛГОРОДСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра управления персоналом
Курсовая работа по дисциплине «Психология личности»:
Выполнил:
Научный руководитель:
Белгород 2009
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.
Подходы в отечественной и зарубежной
психологии к понятию «воля»………………………………………………………………
2.
Понятие «воля», ее проявления, регулирование,
виды, функции……………………………………………………………
3. Роль волевых процессов в формировании личности……….…….16
4.
Современные взгляды на
Заключение……………………………………………………
Список
литературы
Введение
Нередко, принимая какое-то решение и понимая необходимость действовать, человек не спешит выполнить его.
Даже
психологи не всегда могут объяснить,
почему люди иногда ничего не предпринимают
для осуществления своих
Нельзя
не подчеркнуть, что онтогенетическое
развитие произвольной активности тесно
связано с формированием
Задачей воли является управление нашим поведением, сознательная саморегуляция нашей активности, особенно в тех случаях, когда возникают препятствия для нормальной жизни.
Актуальность курсовой работы: От того, насколько в человеке развита сила воли зависит то как он сможет реализовать другие свои качества. При правильном развитии волевых качеств, человек сможет заметно повысить уровень эффективности своей деятельности.
Цель исследования: изучение понятия воля.
Задачи курсовой работы:
• Рассмотрение понятие воли на основе аналитического обзора литературы;
• Исследование структуры волевого действия;
• Анализ методологических подходов в изучении понятия воли.
Предмет исследования: содержательные характеристики воли.
Объект
исследования: волевая сфера.
1. Подходы в отечественной и зарубежной психологии к понятию «воля»
Понятие «воля» имеет различные истолкования в истории психологии. Это связанно с тем, что точно определение такому фундаментальному термину дать почти невозможно.
Л.С.Выготский считал волевое поведение социальным, а источник развития детской воли усматривал во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. При этом ведущую роль в социальной обусловленности воли отводил его речевому общению со взрослыми. В генетическом плане Л.С.Выготский рассматривал волю как стадию овладения собственными процессами поведения. Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение ребенка, потом усваивая практически содержание требований взрослых, он постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать свое поведение, делая тем самым существенный шаг вперед по пути волевого развития. После овладения речью слово становится для дошкольников, не только средством общения, но и средством организации поведения [1].
Появление определенной волевой направленности, выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что руководствуясь в своем поведении этими мотивами, ребенок сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию. Он постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действия, в частности, мотивам общественного характера.
Имеются две противоположные точки зрения по вопросу о происхождении произвольных реакций у ребенка. И. М. Сеченов полагал, что произвольные движения не даны человеку готовыми от рождения, а проходят сложные этапы развития, начиная с момента рождения. Беспорядочные движения превращаются в заученные, но еще непроизвольные, и лишь когда на основе возникающих ощущений у человека формируются представления и возникают сложные ассоциации, появляются произвольные движения.
В. Вундт считал произвольные движения первичными, а непроизвольные — вторичными, возникающими на базе первых в результате автоматизации.
И. П. Павлов, рассматривая этот вопрос, подчеркивал, что ни врожденность, ни приобретенность произвольных движений не доказаны. Однако он считал более вероятным, что произвольные движения приобретаются. Обучение произвольным движениям — это налаживание связей между чувствительными и двигательными корковыми клетками двигательного анализатора, полагал И. П, Павлов.
Первым
научным экспериментальным
Волевой акт, считает Н. Ах, связан с преодолением препятствий и имеет две стороны: феноменологическую и динамическую. Первая включает, в свою очередь, четыре момента: образный (ощущение напряжения), предметный (представление цели и ее отношение со средствами), актуальный — наиболее значимый компонент волевого акта, который выражается в осознании «я хочу» с исключением другой возможности действия, кроме намеренного, момент состояния (переживание трудности усилия). Динамическая сторона связана с успехом реализации действия. Важной заслугой Н. Аха является выделение момента актуального действования, когда содержание будущей деятельности жестко определяется. Но при этом он оставил без внимания борьбу мотивов, эмоции, возникающие при волевом акте и влияющие на принятие решений.
Один из наиболее интересных подходов к проблеме волевого поведения развивал К. Левин. В экспериментах с заучиванием слогов он обнаружил, что ассоциации сами по себе не обладают побудительной силой. К. Левин занялся поисками мотивирующей силы поведения, предполагая, что она заключается в нарушении равновесия отношений «индивид — среда». Волевое поведение К. Левин связывал с преодолением тенденций поля. При этом воля проявляется при выполнении не любого действия, а лишь намеренного, поднимающего человека над полем.
Одно из заметных направлений в западной психологии, связанных с традиционной проблематикой изучения волевого поведения, составляют исследования настойчивости. Следует отметить, что англоязычный термин «persistence» в переводе на русский язык имеет довольно широкое поле значений, которые не исчерпываются понятием «настойчивость». Семантическое поле данного термина включает целый ряд понятий, традиционно относящихся к волевым характеристикам в отечественной психологии: терпение, упорство, постоянство, стойкость, последовательность и т.д. В американской психологии исследования настойчивости в рамках проблемы persistence, no существу, вылились в самостоятельное направление со своим собственным категориально-методическим аппаратом, в котором понятию «воля» места не нашлось. Видимо, отчасти этим объясняется недостаточное внимание к работам данного направления в отечественных публикациях по проблеме воли. Отдельные сведения об этом направлении содержатся в работе, где отражен ряд публикаций и подвергнуты справедливой критике исходные посылки этого направления и некоторые конкретные результаты.
Все исследования настойчивости, начиная с самых ранних, можно разделить на три большие группы. В одной группе исследований настойчивость рассматривается как некоторое свойство характера, определяющее поведение данного субъекта (отсюда название исследований - «trait studies»). Ситуативные факторы в данном подходе игнорируются; главное допущение состоит в том, что влияние личностных структур или черт, значительно превосходит ситуативные влияния — фокус исследовательского внимания сосредоточен на постоянстве поведения субъекта в различных ситуациях.
В
работах Д. Райаяса, дан обзор
ранних исследований, в которых использовались
техника корреляционного
Следует отметить, что измерение настойчивости - как в описанных, так и во всех последующих исследованиях — ограничивается двумя количественными вариантами: либо общее время («временная настойчивость»), либо количество попыток, затраченных субъектом на решение задачи («устойчивость к угасанию»).
Надежность уже ранних измерений настойчивости была достаточно велика. Однако валидность, оцененная путем сравнения баллов настойчивости с экспертными оценками, оказалась значительно ниже. Кроме
того, корреляции между результатами одного субъекта по различным тестам настойчивости оставались в целом практически незначимыми.
Л. Фарбер предлагает разграничение воли по феноменологическим характеристикам на две реальности. В первом случае воля рассматривается как целостный опыт личности, как спонтанность движения в любом направлении, дающего ощущение свободы и возможности развития, ибо результат этого движения, его итог заранее неизвестны. Воля может «присоединяться» ко всем способностям человека — физическим и духовным, интеллектуальным и эмоциональным. Наличие воли при этом сразу может не замечаться и быть опознано лишь позже. Во втором случае воля «сознательная», она требует усилий и необходимости принимать решения. Это та сфера воли, которая обычно изучается в психологии. Заранее ясна цель волевого поведения («Я делаю это для того, чтобы...»). Если во взаимоотношениях первой и второй реальности воли происходит перевес второй, возникает потеря спонтанности, свободы, активности в действиях человека.
Р. Мэй, автор одной из крупных публикаций по проблеме воли, видит актуальность исследований волевого поведения в том, что в XX в. для человека складывается парадоксальная и вместе с тем тревожная ситуация: с одной стороны человек - царь природы, обладающий удивительной технической мощью, а с другой стороны, он становится, по сути, бессильным и пассивным перед своими же достижениями.
Р. Мэй сравнивает понятие воли со смежными, на его взгляд, категориями «бессознательное желание» и «интенциональность». Волю он характеризует как категорию, определяющую способность организовывать личность (Self) таким образом, чтобы совершалось движение к заданной цели, в заданном направлении. В отличие от желания, воля подразумевает возможность выбора, несет в себе «черты» зрелости и требует развитого самосознания. Желание же даст «свежесть» и «тепло», а без соединения с желанием воля становится жестокой, «мертвой», «викторианской». Одним из основных у Р. Мэя является понятие «интенциональность». Она лежит в основе сознательных и бессознательных намерений и является как бы базой человеческой способности формировать намерения вообще.
Р. Ассаджиоли очень широко рассматривает понятие волевого действия, так как часто любое осознанное действие в его системе становится волевым. Он выделяет аспекты, качества и стадии воли и предлагает множество практических упражнений, направленных на тренировку воли. К аспектам воли он относит ее оценочные характеристики, выделяя: 1) «сильную» волю; сила воли может быть достигнута за счет постоянной тренировки с использованием конкретных техник; 2) «умелую» волю — способность добиться результата с минимальными затратами; 3) «хорошую» волю; волевое действие должно непременно иметь перед собой «хорошие» цели, согласующиеся с требованиями общепринятой морали.