Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 17:47, курсовая работа
Цель исследования: изучение понятия воля.
Задачи курсовой работы:
• Рассмотрение понятие воли на основе аналитического обзора литературы;
• Исследование структуры волевого действия;
• Анализ методологических подходов в изучении понятия воли.
Предмет исследования: содержательные характеристики воли.
Объект исследования: волевая сфера.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Подходы в отечественной и зарубежной психологии к понятию «воля»………………………………………………………………………….....5
2. Понятие «воля», ее проявления, регулирование, виды, функции………………………………………………………………………….11
3. Роль волевых процессов в формировании личности……….…….16
4. Современные взгляды на природу воли……………………………19
Заключение……………………………………………………………………..25
Список литературы
Среди качеств воли выделяются: 1) энергия — динамическая сила — интенсивность; это качество зависит от трудности достижения цели; 2) мастерство — контроль — дисциплина; здесь подчеркивается такая функция воли, как регулирование и контроль других психических функций; 3) концентрация — сосредоточенность — внимание; это качество имеет особое значение в тех случаях, когда объект воздействия или задача не являются привлекательными сами по себе; 4) решительность — быстрота — проворность в принятии решения; 5) настойчивость — стойкость — терпение; 6) инициатива — отвага — решимость (на поступки); у этого качества есть два истока: во-первых, осознание факта, что абсолютной безопасности не существует где бы то ни было и рисковать все равно приходится; во-вторых, переживание радости, чувства «расширения» сознания при встречах с риском и опасностью; 7) организация — интеграция — синтез; здесь снова отражена тенденция воли как организующего звена к объединению, тех средств, которые нужны для успешного решения задачи.
Акт воли состоит из шести стадий: 1. Цель, оценка, мотивация. Цель должна быть осознанной, не только видимой, но и желанной. Из оценки поставленной цели рождаются мотивы. 2. Размышление. 3. Выбор (одной цели из нескольких). 4. Подтверждение. 5. Составление программы действий, ориентированной на имеющиеся средства. 6. Исполнение [4].
Таким
образом, мы видим, что в западной
психологии проблема воли сохраняется
в явном и неявном виде. Больший интерес
вызывают не теоретические представления
о воле, а экспериментальные исследования
отдельных вопросов, традиционно связанных
с проблемой воли, и практика использования
различных приемов тренировки волевого
поведения.
2.
Понятие «воля», ее
проявления, регулирование,
виды, функции
Во́ля — свойство человека, в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели. Положительные качества воли, проявления ее силы обеспечивают успешность деятельности. К волевым качествам часто относят мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, самообладание и другие. Понятие во́ля очень тесно связано с понятием свобода [5].
Волю можно понимать по-разному. Во-первых, воля - общее, что побуждает к любому действию, то есть, в принципе, осознаваемое желание. Необходимо отметить, что воля не совсем есть желание. Р. Мэй писал, что "это только половина истины сказать, что воля есть продукт желания; ... желание никогда не проявится в полную силу, кроме как совместно с волей"[2;315]. Во-вторых, волю можно рассматривать как нечто, что позволяет человеку, наоборот, управлять своими желаниями, воплощать их в действительность. "Воля - сознательная регуляция субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели..." [13; 132]. Такое понимание воли связано с понятием самоконтроля, который, в свою очередь, связан с системой мотивов и целей. Воля необходима для поддержания активности субъекта, или для её подавления. Рассмотрение воли в таком ракурсе близко к понятию свободы в экзистенциальной психологии в том плане, что человек, который "применяет" волю должен как бы оторваться от сиюминутной ситуации и либо обратиться к своему отношению к себе, своим ценностям, либо обратиться к воображению, логике и смоделировать последствия предполагаемого действия. В более общем понимании воля представлена у С. Л. Рубинштейна. Она, наверное, включает в себя и первое и второе значение воли. Рубинштейн пишет: "действия, регулируемые осознанной целью и отношением к ней как к мотиву, - это и есть волевые действия"[10;20]. Данное определение позволяет чётко ограничить понятие воли от понятия желания, понятия мотивации. В этом определении наблюдается отрыв от сиюминутной ситуации в виде наличия отношения к цели, её осознания. Также важно соотношение мотива и цели. В случае, когда цель и мотив совпадают, по крайней мере, в сознании субъекта, субъект сознательно полностью управляет своей деятельностью, она не носит спонтанный характер, в деятельности имеет место воля.
"Воля
— это способность системы
ставить перед собой цель и
прилагать усилия для ее
Признаки волевого акта
На личностном уровне — базовые волевые качества:
Качества, которые развиваются несколько позже — вторичные, характерологические:
Качества,
связанные с морально-
Это внутренняя сила личности. Она проявляется на всех этапах волевого акта, но ярче всего в том, какие препятствия были преодолены с помощью волевых действий и какие результаты были получены. Именно препятствия являются показателем силы воли.
Сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности. Такой человек точно знает чего хочет, куда идет и за что борется. Стратегическая целеустремленность - Умение личности руководствоваться во всей своей деятельности определенными принципами и идеалами. То есть существуют твердые идеалы, от которых человек не отступает. Оперативная целеустремленность - Умение ставить ясные цели для отдельных действий и не отключаться от них в процессе исполнения.
Люди легко меняют средства достижения цели.
Качество, позволяющее человеку начать любое дело. Очень часто такие люди становятся лидерами. Инициативность основывается на обилии и яркости новых идей, планов, богатом воображении [7].
Умение не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других людей, действовать на основании своих взглядов и убеждений. Такие люди активно отстаивают свою точку зрения, свое понимание задачи.
Качество
позволяющее приостановить
Умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Внешне данное качество проявляется в отсутствии колебаний при принятии решения. Противоположными качествами являются: импульсивность, торопливость при принятии решений, нерешительность.
В
человеке идет постоянная борьба между
двумя разными частями
Первый
этап связан с пониманием воли как
механизма осуществления
3.Роль
волевых процессов в
формировании личности
Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества, характеризующие его как личность и имеющие большое значение для учебы, труда.
К волевым качествам относятся: целеустремленность, решительность, смелость, мужество, инициативность, настойчивость, самостоятельность, выдержка, дисциплинированность.
Целеустремленность — волевое свойство личности, проявляющееся в подчинении человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, готовности отдать все силы и способности для ее достижения. Этой перспективной целью обусловлены частные цели как необходимые ступени на пути к достижению основной цели; все лишнее, ненужное отбрасывается. Нужно, однако, помнить, что у некоторых людей целеустремленность принимает индивидуализированное направление. Они тоже ставят ясные цели, однако, содержание их отражает только личные потребности и интересы.
Решительность — волевое свойство личности, которое проявляется в быстром и продуманном выборе цели, определении способов ее достижения. Особенно ярко решительность проявляется в сложных ситуациях выбора, связанных с риском. Противоположность этому качеству - нерешительность - может проявляться в нескончаемой борьбе мотивов, в постоянных пересмотрах принятого уже решения [9].