Психология воли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 17:47, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучение понятия воля.

Задачи курсовой работы:

• Рассмотрение понятие воли на основе аналитического обзора литературы;

• Исследование структуры волевого действия;

• Анализ методологических подходов в изучении понятия воли.

Предмет исследования: содержательные характеристики воли.

Объект исследования: волевая сфера.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1. Подходы в отечественной и зарубежной психологии к понятию «воля»………………………………………………………………………….....5

2. Понятие «воля», ее проявления, регулирование, виды, функции………………………………………………………………………….11

3. Роль волевых процессов в формировании личности……….…….16

4. Современные взгляды на природу воли……………………………19

Заключение……………………………………………………………………..25

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

воля.doc

— 149.00 Кб (Скачать документ)

     Среди качеств воли выделяются: 1) энергия  — динамическая сила — интенсивность; это качество зависит от трудности  достижения цели; 2) мастерство — контроль — дисциплина; здесь подчеркивается такая функция воли, как регулирование и контроль других психических функций; 3) концентрация — сосредоточенность — внимание; это качество имеет особое значение в тех случаях, когда объект воздействия или задача не являются привлекательными сами по себе; 4) решительность — быстрота — проворность в принятии решения; 5) настойчивость — стойкость — терпение; 6) инициатива — отвага — решимость (на поступки); у этого качества есть два истока: во-первых, осознание факта, что абсолютной безопасности не существует где бы то ни было и рисковать все равно приходится; во-вторых, переживание радости, чувства «расширения» сознания при встречах с риском и опасностью; 7) организация — интеграция — синтез; здесь снова отражена тенденция воли как организующего звена к объединению, тех средств, которые нужны для успешного решения задачи.

     Акт воли состоит из шести стадий: 1. Цель, оценка, мотивация. Цель должна быть осознанной, не только видимой, но и желанной. Из оценки поставленной цели рождаются мотивы. 2. Размышление. 3. Выбор (одной цели из нескольких). 4. Подтверждение. 5. Составление программы действий, ориентированной на имеющиеся средства. 6. Исполнение [4].

     Таким образом, мы видим, что в западной психологии проблема воли сохраняется в явном и неявном виде. Больший интерес вызывают не теоретические представления о воле, а экспериментальные исследования отдельных вопросов, традиционно связанных с проблемой воли, и практика использования различных приемов тренировки волевого поведения. 
 
 
 
 

2. Понятие «воля», ее  проявления, регулирование,  виды, функции 

     Во́ля — свойство человека, в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели. Положительные качества воли, проявления ее силы обеспечивают успешность деятельности. К волевым качествам часто относят мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, самообладание и другие. Понятие во́ля очень тесно связано с понятием свобода [5].

     Волю  можно понимать по-разному. Во-первых, воля - общее, что побуждает к любому действию, то есть, в принципе, осознаваемое желание. Необходимо отметить, что воля не совсем есть желание. Р. Мэй писал, что "это только половина истины сказать, что воля есть продукт желания; ... желание никогда не проявится в полную силу, кроме как совместно с волей"[2;315]. Во-вторых, волю можно рассматривать как нечто, что позволяет человеку, наоборот, управлять своими желаниями, воплощать их в действительность. "Воля - сознательная регуляция субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели..." [13; 132]. Такое понимание воли связано с понятием самоконтроля, который, в свою очередь, связан с системой мотивов и целей. Воля необходима для поддержания активности субъекта, или для её подавления. Рассмотрение воли в таком ракурсе близко к понятию свободы в экзистенциальной психологии в том плане, что человек, который "применяет" волю должен как бы оторваться от сиюминутной ситуации и либо обратиться к своему отношению к себе, своим ценностям, либо обратиться к воображению, логике и смоделировать последствия предполагаемого действия. В более общем понимании воля представлена у С. Л. Рубинштейна. Она, наверное, включает в себя и первое и второе значение воли. Рубинштейн пишет: "действия, регулируемые осознанной целью и отношением к ней как к мотиву, - это и есть волевые действия"[10;20]. Данное определение позволяет чётко ограничить понятие воли от понятия желания, понятия мотивации. В этом определении наблюдается отрыв от сиюминутной ситуации в виде наличия отношения к цели, её осознания. Также важно соотношение мотива и цели. В случае, когда цель и мотив совпадают, по крайней мере, в сознании субъекта, субъект сознательно полностью управляет своей деятельностью, она не носит спонтанный характер, в деятельности имеет место воля.

     "Воля  — это способность системы  ставить перед собой цель и  прилагать усилия для ее достижения".

Признаки  волевого акта

  • Волевой акт всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией. Очень часто усилия направлены на то, чтобы преодолеть себя.
  • Обязательным компонентом является борьба мотивов. То есть самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям.
  • Наличие продуманного плана.
  • Усиленное внимание к действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения. То есть отсутствует эмоциональное удовольствие, а не моральное удовлетворение.

Функции волевой регуляции [6]:

  • Повышение эффективности соответствующей  деятельности;
  • Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание.
  • Регуляция основных психических функций: восприятия, памяти, мышления и т. д. развитие данных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

Развитие воли происходит в нескольких направлениях

  • Преобразование  непроизвольных психических процессов  в произвольные.
  • Обретение человеком контроля над своим поведением.
  • Выработка волевых качеств личности.
  • Человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени. С этим можно встретиться при отсутствии задатков к определенной деятельности, но через труд человек добивается хороших результатов.

Интенсивность волевого усилия зависит от следующих качеств/факторов

  • Мировоззрение личности.
  • Моральная устойчивость личности. Речь идет об ответственности или безответственности человека.
  • Степень общественной значимости поставленных целей. Например, спортсмен на региональных и международных соревнованиях будет прилагать различные усилия).
  • Установки по отношению к деятельности. Например, учащимся в школе задано домашнее задание: «Просмотреть параграф» или «Подготовиться по данному параграфу к самостоятельной работе». Очевидно, что во втором случае процент вероятности прочтения данного параграфа будет больше.
  • Уровень самоуправления и самоорганизации личности.

На личностном уровне — базовые волевые качества:

  • Сила воли;
  • Энергичность;
  • Настойчивость;
  • Выдержка.

Качества, которые развиваются несколько  позже — вторичные, характерологические:

  • Решительность;
  • Смелость;
  • Самообладание;
  • Уверенность в себе.

Качества, связанные с морально-ценностными  ориентациями:

  • Ответственность;
  • Дисциплинированность;
  • Обязательность;
  • Принципиальность.

     Это внутренняя сила личности. Она проявляется  на всех этапах волевого акта, но ярче всего в том, какие препятствия  были преодолены с помощью волевых  действий и какие результаты были получены. Именно препятствия являются показателем силы воли.

     Сознательная  и активная направленность личности на определенный результат деятельности. Такой человек точно знает  чего хочет, куда идет и за что борется. Стратегическая целеустремленность - Умение личности руководствоваться  во всей своей деятельности определенными принципами и идеалами. То есть существуют твердые идеалы, от которых человек не отступает. Оперативная целеустремленность - Умение ставить ясные цели для отдельных действий и не отключаться от них в процессе исполнения.

     Люди  легко меняют средства достижения цели.

     Качество, позволяющее человеку начать любое  дело. Очень часто такие люди становятся лидерами. Инициативность основывается на обилии и яркости новых идей, планов, богатом воображении [7].

     Умение  не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других людей, действовать на основании своих взглядов и убеждений. Такие люди активно отстаивают свою точку зрения, свое понимание задачи.

     Качество  позволяющее приостановить спонтанно  возникающие под влиянием внешних факторов действия, чувства, мысли, возможно не адекватные данной ситуации, и способные ее усугубить или привести к дальнейшим нежелательным последствиям.

     Умение  принимать и претворять в жизнь  быстрые, обоснованные и твердые  решения. Внешне данное качество проявляется в отсутствии колебаний при принятии решения. Противоположными качествами являются: импульсивность, торопливость при принятии решений, нерешительность.

     В человеке идет постоянная борьба между  двумя разными частями головного  мозга. Ученые из американского Калифорнийского технологического института условно назвали их "ангелом" и "дьяволом". Профессор Колин Кэмерер: "После столетий ожесточенных споров нам удалось установить, что сила характера и воли зависит от способности мозга человека противостоять искушению". По его словам, в дальнейшем исследование поможет развить более полную теорию о том, как в человеке работает самоконтроль [8].

     Первый  этап связан с пониманием воли как  механизма осуществления действий, побуждаемых разумом человека помимо или даже вопреки его желаниям. Второй - связан с возникновением волюнтаризма как идеалистического течения философии. На третьем этапе волю стали связывать с проблемой выбора и борьбой мотивов. На четвёртом - волю стали рассматривать как механизм преодоления препятствий и трудностей, встречающихся человеку на пути к достижению цели. 
 
 

3.Роль волевых процессов в формировании личности 

     Выполняя  различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества, характеризующие его как личность и имеющие большое значение для учебы, труда.

     К волевым качествам относятся: целеустремленность, решительность, смелость, мужество, инициативность, настойчивость, самостоятельность, выдержка, дисциплинированность.

     Целеустремленность — волевое свойство личности, проявляющееся в подчинении человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, готовности отдать все силы и способности для ее достижения. Этой перспективной целью обусловлены частные цели как необходимые ступени на пути к достижению основной цели; все лишнее, ненужное отбрасывается. Нужно, однако, помнить, что у некоторых людей целеустремленность принимает индивидуализированное направление. Они тоже ставят ясные цели, однако, содержание их отражает только личные потребности и интересы.

     Решительность — волевое свойство личности, которое проявляется в быстром и продуманном выборе цели, определении способов ее достижения. Особенно ярко решительность проявляется в сложных ситуациях выбора, связанных с риском. Противоположность этому качеству - нерешительность - может проявляться в нескончаемой борьбе мотивов, в постоянных пересмотрах принятого уже решения [9].

Информация о работе Психология воли