Психология животных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 14:47, реферат

Описание

Психика – совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т.п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой. Находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и характеризуется активностью, целостностью, соотнесенностью с миром, развитием, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т. д. Появляется на определенной ступени биологической эволюции. Высшая форма психики – сознание – присуща человеку.

Содержание

Введение
1. Истоки образования и развития зоопсихологии
2. Сравнительный анализ психики человека и животных
2.1. Познавательные процессы (ощущения, восприятие, память, речь).
2.2. Научное мышление, интеллект
2.3. Мотивация и эмоции
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Психология животных.docx

— 67.30 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение 3

1. Истоки образования и развития зоопсихологии 5

2. Сравнительный анализ психики человека и животных 13

2.1. Познавательные процессы (ощущения, восприятие, память, речь). 15

2.2. Научное мышление, интеллект 17

2.3. Мотивация и эмоции 19

Заключение 22

Список использованной литературы 23

Введение

     Чтобы начать сравнение психики человека и животных нужно сначала дать определение этого понятия.

     Психика – совокупность душевных процессов  и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т.п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой. Находится в единстве с  соматическими (телесными) процессами и характеризуется активностью, целостностью, соотнесенностью с  миром, развитием, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т. д. Появляется на определенной ступени биологической эволюции. Высшая форма психики – сознание – присуща человеку.

     Психика – общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией  как наукой. Есть два различных  философских понимания природы  и проявления психики: материалистическое и идеалистическое. Согласно первому пониманию психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания (рефлексия).

     В соответствии с идеалистическим  пониманием психики в мире существует ни одно, а два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы и не выводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они тем не менее развиваются по своим законам. На всех ступенях своего развития идеальное отождествляется с психическим.

     Согласно  материалистическому пониманию  психические явления возникли в  результате длительной биологической  эволюции живой материи и в  настоящее время представляют собой  высший итог развития, достигнутый  ею.

     Ученые, склонные к идеалистической философии, представляют дело иначе. Согласно их мнению психика не является свойством  живой материи и не есть продукт  ее развития. Она, как и материя, существует вечно. Также как в преобразовании со временем материального можно  выделить низшие и высшие формы (по тому такое преобразование называется развитием), в эволюции идеального (психического) можно отметить свои элементарные и  простейшие формы, определить собственные  законы и движущие силы развития.

     В материалистическом понимании психика  как бы внезапно появляется на определенном этапе развития живой материи, и  в этом состоит слабость материалистической точки зрения.

     Вместе  с тем имеется множество фактов, которые определенно свидетельствуют  о зависимости, существующей между  мозговыми и психологическими процессами, материальными и идеальными состояниями. Это говорит о прочных связях, имеющихся между идеальным и материальным.

     Цель  работы: провести сравнительный анализ психики человека и животных.

     Задачи:

     1. Изучить истоки образования и  развития зоопсихологии.

     2. Провести сравнительный анализ  психики человека и животных.

1. Истоки образования  и развития зоопсихологии

      Зоопсихология (от греч. zoon – животное, psyche – душа, logos – учение) – наука о психике животных, о проявлениях и закономерностях психического отражения на этом уровне. Зоопсихология изучает формирование психических процессов у животных в онтогенезе, происхождение психики и ее развитие в процессе эволюции, биологические предпосылки и предысторию зарождения человеческого сознания [10, стр. 11].

      Ж.Бюффон (1707-1788) – один из первых натуралистов, который при создании своей системы руководствовался не только морфологическими различиями разных видов, но и их поведением. Подробно описывал нравы, привычки, особенности восприятия, эмоции и обучение животных.

      Одно  из первых определений инстинкта  принадлежит немецкому ученому  Реймарусу (1694-1768). Все действия животного данного вида, которые проявляются без индивидуального опыта и выполняются по одной схеме, следует рассматривать «как чистое последствие естественного и врожденного инстинкта, независимое от намерения, размышления и изобретательности». Кроме инстинктов допускал наличие других действий, а именно: способность к подражанию и обучению.

      Ж-Б. Лемарк (1744-1829) пишет книгу «Философия зоологии», где психология животных рассматривалась как самостоятельная научная дисциплина. Он создал теорию эволюции, в основе которой лежала психологическая реакция организма на воздействие внешней среды. Главный фактор – способность организма реагировать на внешнее воздействие, затем путем упражнений развивать то, что достигнуто этой реакцией, а затем передавать по наследству приобретенное. «Организмы изменяются не вследствие прямого на них воздействия среды, а вследствие того, что среда изменяет психику животного». По его мнению, «инстинкт является стимулом деятельности без участия мыслительных актов» [10, стр. 11].

      Ф.Кювье (1773-1837), директор Парижского зоопарка, пытается сопоставить поведение животных в естественной среде и в зоопарке. Обнаруживает у бобренка-сироты умение строить хатку, не смотря на неподходящие для этого условия и без возможности обучаться у сородичей. «В инстинкте все слепо, необходимо и неизменно, тогда как в уме все подлежит выбору, условию и изменчивости» [10, стр. 11].

      Решающее  значение для возникновения и  развития сравнительных и экспериментальных  исследований поведения и психики  животных имели труды Ч.Дарвина (1809-1882). В работах «О выражении ощущений у животных и человека», «Инстинкт», «Боиграфический очерк одного ребенка» Дарвин впервые использовал объективный метод изучения психики. Наблюдая за поведением животных в естественной среде и неволе, Дарвин выделил три категории поведения: инстинкт, способность к обучению и элементарную «способность к рассуждению». Инстинкты в понимании Дарвина – «акты, которые могут быть выполнены после некоторого опыта одинаково многими особями одного вида, без понимания цели, с которой действия производятся» [10, стр. 12].

      Английский  психолог К.Ллойд-Морган (1852-1936) в книге «Привычка и инстинкт» рассмотрел возможность изменения инстинктов под влиянием индивидуального опыта, разграничил – унаследованное, инстинктивное, индивидуально приобретенное и их постоянное переплетение.

      У. Крэг в своей работе "Влечения и антипатии как составляющие инстинкта" (1918) пришел к выводу, что поведение зависит не только от действующих на животное раздражителей, но и от его внутренних потребностей. Фактически он первым обратил внимание на три главных компонента инстинктивного поведения:

      1) влечение, или побуждение;

      2) поисковое поведение; 

      3) завершающее действие.

      В дальнейшем эти положения Крэга были развиты в работах этологов и легли в основу классической этологической концепции о формировании поведенческого акта [10, стр. 12].

      Наука о поведении животных весьма плодотворно  развивалась и в России. В середине XIX в., в противовес распространенным тогда идеалистическим и метафизическим теориям, последовательно отстаивал  исторический подход к изучению живой  природы выдающийся ученый, один из первых эволюционистов, профессор Московского  университета Карл Рулье (1814-1858). Он решительно выступал против имевших в те годы место представлений о сверхъестественной природе инстинкта. Он утверждал, что наряду с анатомией, физиологией и экологией, необходимо изучать и инстинкты животных. Первопричиной происхождения психических способностей Рулье считал взаимодействие организма со средой, в которой обитает данное животное. Зарождение и развитие инстинктов он рассматривал как частный случай общей биологической закономерности - как продукт воздействия внешнего мира на организм, а конкретные факты происхождения инстинктов - как результат взаимодействия наследственности, изменчивости и постепенного повышения уровня организации животного в ходе исторического развития. Свою точку зрения на инстинкт Карл Рулье обосновывал на основе своих полевых исследований или экспериментов, делая при этом упор на выявление роли и взаимодействия факторов среды и физиологических процессов. Такой комплексный подход к поведению животных, стремление по возможности более полно выявить определяющие его экологические и эволюционные факторы позволяют считать Карла Рулье одним из ведущих естествоиспытателей середины XIX в.

      Большой вклад в сравнительное изучение природы инстинктов и разработку самой методологии "биопсихологических", по его терминологии, исследований внес талантливый русский биолог и зоопсихолог В.А.Вагнер (1849-1934). Он занимался систематическим изучением поведения животных разного уровня развития, и многие из его исследований носили сравнительно-психологический характер. Вагнер полностью отрицал способность животных к каким бы то ни было проявлениям зачатков разума в прямом смысле этого слова. Он считал, что эти явления можно вполне объяснить формированием навыков. Он подробно проанализировал полученные В. Келером первые экспериментальные доказательства того, что индивидуально-приспособительная деятельность животных не ограничивается только способностью к обучению и включает также элементы разумных решений. Отдавая должное методам В. Келера, Вагнер тем не менее считал его выводы неверными. Столь же ошибочной была и его оценка способности животных к обобщению по признаку сходства, обнаруженная Ладыгиной-Котс в экспериментах на шимпанзе. Свои выводы и общетеоретические заключения Вагнер строил на основе наблюдений, многие из которых были поистине замечательными. Однако он не был экспериментатором, и это, возможно, определило характер многих его выводов. В.А. Вагнер отказывал животным в наличии у них зачатков разума, он также считал, что способность к научению как таковая не является особой формой поведения [10, стр. 13].

      Особый  вклад в исследование поведения  и психики животных внесла Н.Н.Ладыгина-Котс (1889-1963). Еще обучаясь на первом курсе естественного отделения физико-математического факультета Высших Женских Курсов в Москве, она заинтересовалась зоологией и практическими занятиями по анатомии, которые вел молодой преподаватель А.Ф. Котс. Из лекций, читаемых на Высших женских курсах, особенно увлекательным был демонстрационный курс эволюционного учения, сопровождавшийся показом богатейших коллекций различных животных, собранных и демонстрируемых Котсом. Это были коллекции, которые стали основой будущего Дарвиновского музея. В 1911 г. Н.Н. Ладыгина вышла замуж за А.Ф. Котса и с этого момента вплотную включилась в работу по музею. Однако основным ее увлечением и предметом изучения стало изучение поведения животных. Как пишет Ладыгина-Котс, решающим моментом, натолкнувшим ее на изучение поведения, была книга проф. В.М. Бехтерева "Психика и жизнь", где им были освещены вопросы, относящиеся к изучению психики простейших, одноклеточных организмов. С этого момента изучение поведения животных стало для нее главной проблемой жизни. Ее последующая научная деятельность была связана с анализом поведения самых разных животных при помощи самых разнообразных методов исследования. В 1920-1923 гг. А.Ф. Котс был директором Московского зоопарка. В эти годы внимание Ладыгиной-Котс переключилось на анализ проблем инстинкта при использовании наблюдения за различными животными зоопарка. Она занималась тщательным изучением развития в онтогенезе ряда видов птиц, а также проявлением и вариациями основных инстинктов различных млекопитающих. В 1921-23 гг. Ладыгиной-Котс было проведено более 30 тыс. опытов с волками и собаками на тему" Индивидуальные вариации реакций на зрительные стимулы (цвет, форму, величину, рисунок)". В 1927 г. у супругов Котс родился сын. С первого часа его жизни и до 7-летнего возраста за его психическим развитием проводились непрерывные наблюдения. Протоколы этих наблюдений составили 1000 страниц текста и были проиллюстрированы многими тысячами фотографий, передающими особенно выразительные моменты поведения и умственного развития ребенка. Эти дневники были использованы в монографии "Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях" (1935), проиллюстрированной десятками фотографий и рисунков. Тщательно проанализировав движения, игры и сложные действия шимпанзе и ребенка, Н.Н. Ладыгина-Котс пришла к выводу, что психика ребенка качественно отличается от психики обезьян. Отмечая многочисленные черты сходства поведения шимпанзе и человека на ранних стадиях онтогенеза, она указывает на те критические точки, с которых развитие психики ребенка идет принципиально иными темпами и на качественно другом уровне, чем у шимпанзе. Несмотря на большую степень сходства психики шимпанзе с человеческой, по уровню развития интеллекта, понимания речи человека и овладения его языком, шимпанзе все же не превышают уровня двухлетнего ребенка. Будучи биологом широкого профиля, Ладыгина-Котс проявляла постоянный и глубокий интерес к проблемам сравнительной психологии. Многие из ее экспериментальных работ были посвящены сравнительным исследованиям поведения животных разных таксономических групп. В 1958 г. ею была опубликована монография "Развитие психики в процессе эволюции организмов", в которой рассматривается последовательное усложнение психической деятельности животных по мере усложнения строения их центральной нервной системы. Научное наследие Н.Н. Ладыгиной-Котс продолжает оказывать большое влияние на современных исследователей эволюционных предпосылок мышления человека как в России, так и за рубежом [10, стр. 13].

Информация о работе Психология животных