Психологоческие механизмы профессиональной деструкции и деформации личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 12:53, курсовая работа

Описание

Цель исследования:
Выявление основных факторов, влияющих на развитие психологических механизмов профессиональной деструкции и деформации личности.
Объект исследования:
Профессиональная деструкция и деформация личности.

Предмет исследования:
Влияние факторов на развитие психологических механизмов развития профессиональной деструкции и деформации личности.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические подходы к проблеме изучения профессиональной деформации и деструкции личности.
2. Выявление факторов, влияющих на развитие профессиональной деструкции и деформации личности.
3. Выявить основные механизмы развития профессиональной деструкции и деформации личности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общие понятия профессиональной деформации и деструкции личности 5
1.1. Проблемы влияния профессиональной деятельности на личность 5
1.2. Профессиональные деструкции личности 9
1.3. Психологические детерминанты профессиональных деформаций личности 12
1.4. Причины профессиональной деформации личности 14
Глава 2. Факторы формирования профессиональной деформации личности 16
2.1. Психологические состояния человека в процессе труда 16
2.2. Синдром эмоционального сгорания 20
Заключение 23
Список литературы 24

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 4.docx

— 55.86 Кб (Скачать документ)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Московский  Государственный областной Университет 

 

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

кафедра психологии развития и профессиональной деятельности

 

 

 

К У Р С О В А Я    Р А Б О Т А

 

Дисциплина: «Психология управления»

 

Тема: « Психологические механизмы профессиональной деформации и деструкции личности »

 

 

 

                                                                                          Работу выполнила

студентка 4 курса

специальность «Психология»

                                                         Самбулова Людмила Николаевна                                 

                                                                                               

                                                                                                 Проверил

Доцент

Кишиков Роман Валентинович                                                 

 

 

 

 

Москва  - 2013

 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Общие  понятия профессиональной деформации и деструкции личности 5

1.1. Проблемы влияния профессиональной деятельности на личность 5

1.2. Профессиональные  деструкции личности 9

1.3. Психологические детерминанты профессиональных деформаций личности 12

1.4.  Причины  профессиональной деформации личности 14

Глава 2. Факторы  формирования профессиональной деформации личности 16

2.1.  Психологические  состояния человека в процессе  труда 16

2.2.  Синдром  эмоционального сгорания 20

Заключение 23

Список литературы 24

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Любая деятельность, в том  числе и профессиональная, накладывает  свой отпечаток на человека. Работа может способствовать личностному  развитию, но может иметь и отрицательные  для личности последствия. Любое  общество нуждается в успешных специалистах, способных к эффективной реализации профессиональных задач. Условия деятельности, связанные с отсутствием стабильности, высокими требованиями, предъявляемыми к личности, способствуют возникновению  профессиональных деструкций и снижению эффективности профессиональной деятельности

Негативные психические  переживания и состояния могут  затрагивать разные грани трудового  процесса - профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение, в целом отрицательно сказывается  на профессиональном развитии личности.

Заметное влияние оказывает  профессия и на личностные особенности  представителей тех специальностей, работа которых связана с людьми. Профессиональные деструкции и деформации сказываются на взаимоотношениях. Ухудшается социально-психологический климат в коллективе, развитие самой личности, а также возникают психологические  барьеры.

Цель исследования:

Выявление основных факторов, влияющих на развитие психологических механизмов профессиональной деструкции  и деформации личности.

Объект исследования:

Профессиональная деструкция и деформация личности.

 

Предмет исследования:

Влияние факторов на развитие психологических механизмов развития профессиональной деструкции и деформации личности.

Задачи исследования:  

1.  Изучить теоретические подходы к проблеме изучения профессиональной деформации и деструкции личности.

  2. Выявление факторов, влияющих на развитие профессиональной деструкции и деформации личности.

  3. Выявить основные механизмы развития профессиональной деструкции и деформации личности.

Гипотеза исследования:

Основными факторами являются определенный вид ситуации и тип  поведение человека в данной ситуации, которые через психологические  механизмы оказывает влияние на профессиональные деформации и деструкции личности.

Теоретико  - методологические основы исследования:

Методологической основой  работы являются отечественные психологические  и педагогические теории и концепции  профессионального становления  личности (В.А. Бодрова, Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, А.К. Марковой, Л.В. Митиной, Б. Г. Ананьеву, М. А. Дмитриева, Ф.Б. Березин).

 

Глава 1. Общие понятия профессиональной деформации и деструкции личности

    1. Проблемы влияния профессиональной деятельности на личность

 

Важнейшее место в жизни  человека занимает трудовая и профессиональная деятельность. Под профессиональной понимается любая сложная деятельность, которая предстает перед человеком как конституированный способ выполнения чего-либо, имеющий нормативно установленный характер. Профессиональная деятельность трудна для освоения, требует длительного периода профессионализации (включающего теоретическое и практическое обучение), имеющую высокую общественную стоимость. Это обусловливает значимость сохранения соматического и психического здоровья профессионала.

Психическое здоровье определяется как состояние душевного благополучия человека, являющееся следствием отсутствия болезненных психических проявлений и адекватного приспособления к  условиям жизни. А.Н. Разумов под профессиональным здоровьем понимает свойство организма сохранять необходимые компенсаторные и защитные механизмы, обеспечивающие профессиональную надежность и работоспособность во всех условиях деятельности.

Профессиональное здоровье связано с адаптированностью человека. Профессиональная адаптация традиционно рассматривается как процесс становления и поддержания динамического равновесия в системе «человек - профессиональная среда». Но человек, по Б. Г. Ананьеву, должен рассматриваться как индивид, личность, субъект деятельности и индивидуальность. М. А. Дмитриева показала, что профессиональная психологическая адаптация представляет собой единство адаптации индивида к физическим условиям профессиональной среды (психофизиологический аспект), адаптации субъекта деятельности к профессиональным задачам, орудиям труда (операциональный аспект) и адаптации личности к социальным компонентам профсреды (социально-психологический аспект). Показателем адаптированности предлагалось считать удовлетворенность человека содержанием и условиями труда.

Ф.Б. Березин традиционно рассматривает адаптация как процесс и как результат, а индикатором адаптированности - отсутствие признаков дезадаптации. Однако английский биолог Питер Медавар по физиологии и медицине, отмечал, что адаптация есть нечто такое, что организм вырабатывают у себя и обладает в потенциале для успешного существования в изменяющихся условиях. Вероятно, эта идея позволила А. А. Реану рассматривать адаптацию еще и как основание для формирования психических новообразований, являющихся источником развития человека. В их состав включаются не только знания, умения и навыки субъекта адаптации, но и система его взаимодействия с профессиональным и социальным окружением. Считаем возможным распространить этот подход на профессиональную адаптацию. Здесь в качестве новообразований могут выступать как конструктивные качества (такие как профессионализм), так и деструктивные.

Любая деятельность оказывает  влияние на человека в целом. Многие его свойства оказываются невостребованными, другие, способствующие успешности, «эксплуатируются»  годами. Отдельные из них могут  трансформироваться в «профессионально нежелательные» качества; одновременно развиваются профессиональные акцентуации, отрицательно сказывающиеся на деятельности и поведении. Возникают деструкции, т. е. разрушения - как нормативной структуры профессиональной деятельности, так и личности профессионала. Искажение личностного развития может проявляться в возникновении синдрома эмоционального выгорания который считается одним из признаков профдеформации.

Р. М. Грановская говоря о профессиональной деформации, имеет в виду феномен распространения ролевого поведения на непрофессиональные сферы. Можно сказать, что после выхода человека из профессиональной ситуации не происходит его естественного «выправления», поэтому даже в личной жизни человек продолжает нести на себе «деформирующий отпечаток» своей профессии. При этом профессиональные деформации рассматриваются А.В. Осницким как проявления дезадаптации специалиста.

В соответствии с развиваемым  нами интегративным подходом к становлению профессионализма [6], в процессе длительного выполнения профессионального труда изменениям подвергаются все уровни человека-профессионала (как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности). Проявляться же эти изменения будут в разнообразных ситуациях: в поведении, в деятельности, а также в общении.

С.П. Безносов выделяет деформацию личности и Н.И. Шаталова деформацию деятельности. Здесь можно заметить аналогию с разделением профессионализма на профессионализм деятельности и профессионализм личности (по Н.В. Кузьминой). Дифференцирование в проблеме профдеформации двух сторон, - деятельностной и личностной, - позволяет не относиться к рассматриваемому явлению как к фатальному результату. Констатация деформации личности (как «диагноз») зачастую означает, что на личность ставится «клеймо», не способствующее исправлению положения. Выявление же в трудовом поведении деструктивных элементов и связей позволяет предложить систему воздействий, направленных на коррекцию деформированного поведения и оптимизацию деятельности.

В качестве основания для  классификации профдеформаций С.П. Безносов использует понятие «норма». Различают: а) нормы деятельности, характеризующей цели, принципы, методы деятельности; б) нормы профессиональной этики и деонтологии. Предполагается, что сравнивая с этими двумя нормами любую профессиональную деятельность и качество ее исполнения, можно выявить признаки профдеформации. По отношении к этим двум «нормам» предлагается оценивать явление профессиональной деформации деятельности и личности. [2]

Поскольку личность формируется  и развивается в деятельности, то в определенном смысле можно говорить о личности как следствии особенностей деятельности. С другой стороны, характеристики личности оказывают влияние на особенности  осуществления деятельности. При  этом деформации поведения и деятельности могут рассматриваться в качестве внешнего проявления деформаций личности. Нужно учитывать, что нормы деятельности взаимодействуют с моральными нормами так же, как субъект деятельности и личность взаимосвязаны в единой структуре индивидуальности [1].

Профессиональную деформацию мы рассматриваем как «искажение» психологической модели деятельности, либо ее деструктивное построение [7]. Под профессиональной деструкцией понимается изменения и разрушения сложившейся психологической структуры личности, негативно сказывающиеся на результатах труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности.

При рассмотрении профессиональной деформации деятельности будем опираться на психологическую макроструктуру деятельности («цель - мотив - способ - результат»), предложенную К.К. Платоновым. Г.В. Суходольский ввел понятия полезного и вредного результата. Полезен результат, удовлетворяющий общественную или личную потребность. Вреден результат, препятствующий удовлетворению потребности либо гипертрофирующий ее удовлетворение; такой результат называют «антирезультатом».

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Профессиональные деструкции  личности

 

 

Исследователи отмечают, что  многолетнее выполнение одной и  той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, возникновению психологических  барьеров, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности. Можно констатировать, что на стадии профессионализации по многим видам  профессий происходит развитие профессиональных деструкции. Профессиональные деструкции — это изменения сложившейся  структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими  участниками этого процесса.  А.К.Маркова на основе обобщения исследований нарушения профессионального развития личности выделила следующие тенденции профессиональных деструкции: 

•   отставание, замедление профессионального развития сравнительно с возрастными и социальными нормами;  

• дезинтеграцию профессионального развития, распад профессионального сознания и как следствие — нереалистические цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты;  
          •  низкую профессиональную мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда и дезадаптацию;  

• рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития, когда одна сфера как бы забегает вперед, а другая отстает (например, мотивация к профессиональному росту есть, но мешает отсутствие целостного профессионального сознания); 

• ослабление ранее имевшихся профессиональных данных, профессиональных способностей, профессионального мышления;  
          • искаженное профессиональное развитие, появление ранее отсутствовавших негативных качеств, отклонений от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности;  

Информация о работе Психологоческие механизмы профессиональной деструкции и деформации личности