Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 12:53, курсовая работа
Цель исследования:
Выявление основных факторов, влияющих на развитие психологических механизмов профессиональной деструкции и деформации личности.
Объект исследования:
Профессиональная деструкция и деформация личности.
Предмет исследования:
Влияние факторов на развитие психологических механизмов развития профессиональной деструкции и деформации личности.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические подходы к проблеме изучения профессиональной деформации и деструкции личности.
2. Выявление факторов, влияющих на развитие профессиональной деструкции и деформации личности.
3. Выявить основные механизмы развития профессиональной деструкции и деформации личности.
Введение 3
Глава 1. Общие понятия профессиональной деформации и деструкции личности 5
1.1. Проблемы влияния профессиональной деятельности на личность 5
1.2. Профессиональные деструкции личности 9
1.3. Психологические детерминанты профессиональных деформаций личности 12
1.4. Причины профессиональной деформации личности 14
Глава 2. Факторы формирования профессиональной деформации личности 16
2.1. Психологические состояния человека в процессе труда 16
2.2. Синдром эмоционального сгорания 20
Заключение 23
Список литературы 24
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Московский
Государственный областной
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
кафедра психологии развития и профессиональной деятельности
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
Дисциплина: «Психология управления»
Тема: « Психологические механизмы профессиональной деформации и деструкции личности »
студентка 4 курса
специальность «Психология»
Доцент
Кишиков Роман Валентинович
Москва - 2013
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Общие понятия профессиональной деформации и деструкции личности 5
1.1. Проблемы влияния профессиональной деятельности на личность 5
1.2. Профессиональные деструкции личности 9
1.3. Психологические детерминанты профессиональных деформаций личности 12
1.4. Причины
профессиональной деформации
Глава 2. Факторы формирования профессиональной деформации личности 16
2.1. Психологические состояния человека в процессе труда 16
2.2. Синдром эмоционального сгорания 20
Заключение 23
Список литературы 24
Любая деятельность, в том
числе и профессиональная, накладывает
свой отпечаток на человека. Работа
может способствовать личностному
развитию, но может иметь и отрицательные
для личности последствия. Любое
общество нуждается в успешных специалистах,
способных к эффективной
Негативные психические переживания и состояния могут затрагивать разные грани трудового процесса - профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение, в целом отрицательно сказывается на профессиональном развитии личности.
Заметное влияние оказывает
профессия и на личностные особенности
представителей тех специальностей,
работа которых связана с людьми.
Профессиональные деструкции и деформации
сказываются на взаимоотношениях. Ухудшается
социально-психологический
Цель исследования:
Выявление основных факторов, влияющих на развитие психологических механизмов профессиональной деструкции и деформации личности.
Объект исследования:
Профессиональная деструкция и деформация личности.
Предмет исследования:
Влияние факторов на развитие психологических механизмов развития профессиональной деструкции и деформации личности.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические подходы к проблеме изучения профессиональной деформации и деструкции личности.
2. Выявление факторов, влияющих на развитие профессиональной деструкции и деформации личности.
3. Выявить основные механизмы развития профессиональной деструкции и деформации личности.
Гипотеза исследования:
Основными факторами являются определенный вид ситуации и тип поведение человека в данной ситуации, которые через психологические механизмы оказывает влияние на профессиональные деформации и деструкции личности.
Теоретико - методологические основы исследования:
Методологической основой работы являются отечественные психологические и педагогические теории и концепции профессионального становления личности (В.А. Бодрова, Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, А.К. Марковой, Л.В. Митиной, Б. Г. Ананьеву, М. А. Дмитриева, Ф.Б. Березин).
Важнейшее место в жизни человека занимает трудовая и профессиональная деятельность. Под профессиональной понимается любая сложная деятельность, которая предстает перед человеком как конституированный способ выполнения чего-либо, имеющий нормативно установленный характер. Профессиональная деятельность трудна для освоения, требует длительного периода профессионализации (включающего теоретическое и практическое обучение), имеющую высокую общественную стоимость. Это обусловливает значимость сохранения соматического и психического здоровья профессионала.
Психическое здоровье определяется
как состояние душевного
Профессиональное здоровье связано с адаптированностью человека. Профессиональная адаптация традиционно рассматривается как процесс становления и поддержания динамического равновесия в системе «человек - профессиональная среда». Но человек, по Б. Г. Ананьеву, должен рассматриваться как индивид, личность, субъект деятельности и индивидуальность. М. А. Дмитриева показала, что профессиональная психологическая адаптация представляет собой единство адаптации индивида к физическим условиям профессиональной среды (психофизиологический аспект), адаптации субъекта деятельности к профессиональным задачам, орудиям труда (операциональный аспект) и адаптации личности к социальным компонентам профсреды (социально-психологический аспект). Показателем адаптированности предлагалось считать удовлетворенность человека содержанием и условиями труда.
Ф.Б. Березин традиционно рассматривает адаптация как процесс и как результат, а индикатором адаптированности - отсутствие признаков дезадаптации. Однако английский биолог Питер Медавар по физиологии и медицине, отмечал, что адаптация есть нечто такое, что организм вырабатывают у себя и обладает в потенциале для успешного существования в изменяющихся условиях. Вероятно, эта идея позволила А. А. Реану рассматривать адаптацию еще и как основание для формирования психических новообразований, являющихся источником развития человека. В их состав включаются не только знания, умения и навыки субъекта адаптации, но и система его взаимодействия с профессиональным и социальным окружением. Считаем возможным распространить этот подход на профессиональную адаптацию. Здесь в качестве новообразований могут выступать как конструктивные качества (такие как профессионализм), так и деструктивные.
Любая деятельность оказывает влияние на человека в целом. Многие его свойства оказываются невостребованными, другие, способствующие успешности, «эксплуатируются» годами. Отдельные из них могут трансформироваться в «профессионально нежелательные» качества; одновременно развиваются профессиональные акцентуации, отрицательно сказывающиеся на деятельности и поведении. Возникают деструкции, т. е. разрушения - как нормативной структуры профессиональной деятельности, так и личности профессионала. Искажение личностного развития может проявляться в возникновении синдрома эмоционального выгорания который считается одним из признаков профдеформации.
Р. М. Грановская говоря о профессиональной деформации, имеет в виду феномен распространения ролевого поведения на непрофессиональные сферы. Можно сказать, что после выхода человека из профессиональной ситуации не происходит его естественного «выправления», поэтому даже в личной жизни человек продолжает нести на себе «деформирующий отпечаток» своей профессии. При этом профессиональные деформации рассматриваются А.В. Осницким как проявления дезадаптации специалиста.
В соответствии с развиваемым нами интегративным подходом к становлению профессионализма [6], в процессе длительного выполнения профессионального труда изменениям подвергаются все уровни человека-профессионала (как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности). Проявляться же эти изменения будут в разнообразных ситуациях: в поведении, в деятельности, а также в общении.
С.П. Безносов выделяет деформацию личности и Н.И. Шаталова деформацию деятельности. Здесь можно заметить аналогию с разделением профессионализма на профессионализм деятельности и профессионализм личности (по Н.В. Кузьминой). Дифференцирование в проблеме профдеформации двух сторон, - деятельностной и личностной, - позволяет не относиться к рассматриваемому явлению как к фатальному результату. Констатация деформации личности (как «диагноз») зачастую означает, что на личность ставится «клеймо», не способствующее исправлению положения. Выявление же в трудовом поведении деструктивных элементов и связей позволяет предложить систему воздействий, направленных на коррекцию деформированного поведения и оптимизацию деятельности.
В качестве основания для классификации профдеформаций С.П. Безносов использует понятие «норма». Различают: а) нормы деятельности, характеризующей цели, принципы, методы деятельности; б) нормы профессиональной этики и деонтологии. Предполагается, что сравнивая с этими двумя нормами любую профессиональную деятельность и качество ее исполнения, можно выявить признаки профдеформации. По отношении к этим двум «нормам» предлагается оценивать явление профессиональной деформации деятельности и личности. [2]
Поскольку личность формируется
и развивается в деятельности,
то в определенном смысле можно говорить
о личности как следствии особенностей
деятельности. С другой стороны, характеристики
личности оказывают влияние на особенности
осуществления деятельности. При
этом деформации поведения и деятельности
могут рассматриваться в
Профессиональную деформацию мы рассматриваем как «искажение» психологической модели деятельности, либо ее деструктивное построение [7]. Под профессиональной деструкцией понимается изменения и разрушения сложившейся психологической структуры личности, негативно сказывающиеся на результатах труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности.
При рассмотрении профессиональной деформации деятельности будем опираться на психологическую макроструктуру деятельности («цель - мотив - способ - результат»), предложенную К.К. Платоновым. Г.В. Суходольский ввел понятия полезного и вредного результата. Полезен результат, удовлетворяющий общественную или личную потребность. Вреден результат, препятствующий удовлетворению потребности либо гипертрофирующий ее удовлетворение; такой результат называют «антирезультатом».
Исследователи отмечают, что многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, возникновению психологических барьеров, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности. Можно констатировать, что на стадии профессионализации по многим видам профессий происходит развитие профессиональных деструкции. Профессиональные деструкции — это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса. А.К.Маркова на основе обобщения исследований нарушения профессионального развития личности выделила следующие тенденции профессиональных деструкции:
• отставание, замедление профессионального развития сравнительно с возрастными и социальными нормами;
• дезинтеграцию профессионального
развития, распад профессионального сознания
и как следствие — нереалистические цели,
ложные смыслы труда, профессиональные
конфликты;
• низкую
профессиональную мобильность, неумение
приспособиться к новым условиям труда
и дезадаптацию;
• рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития, когда одна сфера как бы забегает вперед, а другая отстает (например, мотивация к профессиональному росту есть, но мешает отсутствие целостного профессионального сознания);
• ослабление ранее имевшихся
профессиональных данных, профессиональных
способностей, профессионального мышления;
• искаженное
профессиональное развитие, появление
ранее отсутствовавших негативных качеств,
отклонений от социальных и индивидуальных
норм профессионального развития, меняющих
профиль личности;
Информация о работе Психологоческие механизмы профессиональной деструкции и деформации личности