Психологоческие механизмы профессиональной деструкции и деформации личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 12:53, курсовая работа

Описание

Цель исследования:
Выявление основных факторов, влияющих на развитие психологических механизмов профессиональной деструкции и деформации личности.
Объект исследования:
Профессиональная деструкция и деформация личности.

Предмет исследования:
Влияние факторов на развитие психологических механизмов развития профессиональной деструкции и деформации личности.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические подходы к проблеме изучения профессиональной деформации и деструкции личности.
2. Выявление факторов, влияющих на развитие профессиональной деструкции и деформации личности.
3. Выявить основные механизмы развития профессиональной деструкции и деформации личности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общие понятия профессиональной деформации и деструкции личности 5
1.1. Проблемы влияния профессиональной деятельности на личность 5
1.2. Профессиональные деструкции личности 9
1.3. Психологические детерминанты профессиональных деформаций личности 12
1.4. Причины профессиональной деформации личности 14
Глава 2. Факторы формирования профессиональной деформации личности 16
2.1. Психологические состояния человека в процессе труда 16
2.2. Синдром эмоционального сгорания 20
Заключение 23
Список литературы 24

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 4.docx

— 55.86 Кб (Скачать документ)

Состояние эмоционального стресса, возникающее у человека в процессе деятельности, связано  с экстремальными, особыми условиями  труда. Применительно к профессиональной деятельности это ситуация, когда цель - есть, принята, но нет средств для ее достижения, для решения поставленной задачи.

Информационный стресс возникает в ситуации информационной перегрузки, когда человек не справляется с поставленной задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за последствия принятых решений.

Эмоциональный стресс проявляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д. Формы его проявления, как и формы проявления психического напряжения, - различны, Это может быть активная форма (так называемый «стресс-льва» - Характеризует наиболее эффективную, конструктивную линию поведения), либо пассивная реакция (так называемый «стресс кролика»).

 Состояние монотонии возникает в том случае, когда человеку представлены только средства деятельности в виде исходного материала, оборудования, технологии, алгоритма работы. Однако чрезмерное упрощение операций, (либо, наоборот, чрезмерная сложность процесса или производимой продукции) зачастую приводит к тому, что работник отделен от действительной цели и не видит, и не знает результатов своих трудовых затрат, степень их вклада в достижение общей (также неизвестной ему) цели. Как итог - отсутствие удовлетворения от воплощенных усилий.

 Тревожность - это многозначный психологический термин, описывающий как определенное состояние индивида в ограниченный промежуток времени, так и устойчивое свойство человека.

Состояние тревожности  связано с особенностями производства и оказывает значительное влияние  на успешность профессиональной деятельности. Ни в одном виде деятельности не удается регламентировать служебные обязанности, отношения, технологический процесс в целом, в такой степени, чтобы полностью исключить неопределенность. Работника зачастую преследует предчувствие неудачи в труде из-за неясно сформулированной цели поведения в сложившейся ситуации и недостаточной ориентации в средствах ее разрешения. [11]

 Дефицит  времени как фактор деятельности специалиста может рассматриваться с двух сторон:

а)  как лимит, недостаток времени для выполнения поставленной задачи в конкретных условиях (объективный фактор);

б)  как предел возможности человека выполнять  данную деятельность в рассматриваемом временном диапазоне (субъективный фактор).

 

 

 

 

 

 

 

2.2.  Синдром эмоционального  сгорания

 

Термин «эмоциональное сгорание» (burnout) введен американским психиатром Фрейнденбергом в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами,  пациентами, в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании им профессиональной помощи.

Проявляется синдром  «эмоционального сгорания» в  чувстве эмоционального истощения, измождения (человек не может отдаваться работе, как это было прежде); дегуманизация и деперсонализация (развитие негативных отношений к ученикам, пациентам, клиентам); негативное самовосприятие в профессиональном плане (снижение самооценки своего профессионального мастерства). Кратко burnout определяется как «дезадаптированность специалиста к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений».

Можно выделить следующие четыре фазы синдрома, каждая из которых характеризуется комплексом симптомов:

1. Изменение динамики утомляемости: (Появление чувства усталости до окончания рабочего дня. Человеку не удается восстановить силы к следующему рабочему дню. Нарушается динамика сна: трудно уснуть, далее - внезапное раннее пробуждение). Отсутствие аппетита или, наоборот, переедание. Злоупотребление химическими агентами: табаком, кофе, алкоголем, наркотиками.

II. Снижение сопротивляемости к болезням: Возникновение чувства психосоматического недомогания. Возникновение чувства вины, беспокойства (тревога), взволнованности, раздражения на фоне учащенного сердцебиения, одышки, желудочно-кишечных расстройств, головных болей, люмбаго, пониженного давления.

III. Ухудшение эмоциональных контактов. Агрессивные чувства: повышенная раздражительность, внезапный гнев, («отключение тормозов»), агрессивность, конфликтность. Ухудшение эмоциональной атмосферы в семье. Негативное отношение к клиентам. Появление негативного отношения к самой работе.

IV. Притупление ощущений. Ничего не хочется, затем - отчуждение и апатия. Упадническое настроение и связанные с ним эмоции: цинизм, пессимизм, чувство безнадежности и бессмысленности, депрессия. Скудность репертуара рабочих действий. В отношении с другими людьми появляются шаблоны, стереотипы. Чувство одиночества - на фоне изобилия общения и контактов. Очень много проблем с близкими людьми. [12]

Выделяют следующие  три группы факторов, способствующих развитию синдрома «эмоционального  сгорания»:

1. Личностные  факторы, увеличивающие риск «сгорания»:

    • агрессивность, несдержанность, ориентация на достижение своих целей любой ценой;
    • авторитаризм,   доминантность,   категоричность,    бескомпромиссность;
    • ригидность (жесткость, неспособность к изменению программы действий), инертность, негибкость.

К «сгорающим»  относятся и так называемые «трудоголики», т.е. те, кто решил посвятить себя реализации только рабочих целей, кто ищет свое призвание в работе до самозабвения.

2. Ролевые (социальные) факторы синдрома:

    • отсутствие согласованности совместных действий специалистов;
    • внутренняя конкуренция специалистов, отсутствие интеграции их усилий при необходимости работы на общий результат.

3. Организационные  факторы (характер работы):

    • многочасовая, не оцениваемая должным образом работа, имеющая трудноизмеримое содержание:
    • характер руководства не соответствует содержанию работы;
    • неопределенность или недостаток ответственности.

Профессиональная  помощь при «эмоциональном сгорании»  рассматривается в основном в  двух направлениях: а) «смягчение действия организационного фактора» и б) «работа со сгоранием» - в форме различных видов психотерапии (групповой и индивидуальной). [12]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Профессиональная деструкция представляет собой результат искажения профессиональных и личностных качеств работника  органа правопорядка под влиянием отрицательных  факторов деятельности и окружающей среды.

Профессиональная деформация развивается  под влиянием факторов, относящихся  к внешней среде деятельности (общение с правонарушителями, решение  задач применения к ним мер  профилактики и пресечения и т.д.), а также факторов внутрисистемного взаимодействия (отношение с руководителем  и сослуживцами, совместное выполнение служебных задач и т.д.).

Профессиональная деструкция проявляется  негативными изменениями в профессиональной деятельности и в поведении. Однозначно связывается обсуждаемое явление  с негативными изменениями социально-психологической  структуры личности. Например, меняются стереотипы поведения, профессиональные привычки, стиль общения и навыки, которые затрудняют успешное осуществление  профессиональной деятельности. Проявлениями профессиональной деформации при этом могут быть формальное отношение  к выполнению функциональных обязанностей, перенос большей доли специфических  профессиональных действий, стереотипов  и установок на поведение вне  работы и другие. Также профессиональная деформация вызывает нежелательные  преобразования и собственно психических  характеристик индивида. Речь идет о психических процессах, состояниях, свойствах, качествах, и структуре  личности, включая ее сознательные и подсознательные компоненты. Эти  преобразования влекут за собой изменения  в отрицательную сторону профессиональных возможностей личности и ее склонностей.

Список литературы

 

  1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М, 1977. 380 с.
  2. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. — СПб.: Речь, 2004. - 272 с, илл.
  3. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. Л.: ЛГУ, 1984.
  4. Дружилов С.А. Критерии эффективности профессионалов в условиях совместной деятельности // Объединенный научный журнал. - 2001. - №22. - С.44-45.
  5. Дружилов С.А. Профессиональные стили человека и индивидуальный ресурс профессионального развития // Вопросы гуманитарных наук. - 2003. - №1 (4). - С.354-357.
  6. Дружилов С.А. Психология профессионализма человека: интегративный подход // Журнал прикладной психологии. - 2003. - №4-5, - С.35-42.
  7. Дружилов С.А. Профессиональные деформации и деструкции как следствие искажения психологических моделей профессии и деятельности // Журнал прикладной психологии. - 2004. - №2. - С.56-62.
  8. Дружков С.А. Человек и труд. Основы психологии профессиональной деятельности. Новокузнецк: Изд-во ИПК, 1998, - 104 с.
  9. Ермолаева Л.Е., Ермолаева Е.П. Проблема личностного выбора в ситуациях профессионального кризиса. Интернет-сайт. Институт психологии Российской академии наук. Москва
  10. Зеер  Э.Ф. Психология профессий. – М.: Академический проект. 2003, - 336 с.
  11. Климов Е. А. Психология профессионала. М., 1996. – 446 с.
  12. Лешукова Е.Г. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики // Вестник РАТЭПП. 1995. Вып.1.
  13. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.
  14. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 320 с.
  15. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2003, - 224 с.
  16. Трунов  Д.  И снова о «профессиональной деформации».

Информация о работе Психологоческие механизмы профессиональной деструкции и деформации личности