Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 12:53, курсовая работа
Цель исследования:
Выявление основных факторов, влияющих на развитие психологических механизмов профессиональной деструкции и деформации личности.
Объект исследования:
Профессиональная деструкция и деформация личности.
Предмет исследования:
Влияние факторов на развитие психологических механизмов развития профессиональной деструкции и деформации личности.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические подходы к проблеме изучения профессиональной деформации и деструкции личности.
2. Выявление факторов, влияющих на развитие профессиональной деструкции и деформации личности.
3. Выявить основные механизмы развития профессиональной деструкции и деформации личности.
Введение 3
Глава 1. Общие понятия профессиональной деформации и деструкции личности 5
1.1. Проблемы влияния профессиональной деятельности на личность 5
1.2. Профессиональные деструкции личности 9
1.3. Психологические детерминанты профессиональных деформаций личности 12
1.4. Причины профессиональной деформации личности 14
Глава 2. Факторы формирования профессиональной деформации личности 16
2.1. Психологические состояния человека в процессе труда 16
2.2. Синдром эмоционального сгорания 20
Заключение 23
Список литературы 24
• появление деформаций
личности (например, эмоционального истощения
и выгорания, а также ущербной
профессиональной позиции);
• прекращение профессионального
развития из-за профессиональных заболеваний
или потери трудоспособности.
Таким образом, профессиональные
деформации нарушают целостность личности,
снижают ее адаптивность, устойчивость,
отрицательно сказываются на продуктивности
деятельности.
Анализируя причины, препятствующие
профессиональному развитию человека,
А.К.Маркова указывает на возрастные изменения,
связанные со старением, профессиональные
деформации, профессиональную усталость,
монотонию, длительную психическую напряженность,
обусловленную сложными условиями труда,
а также кризисы профессионального развития.
Концептуальные положения развития профессиональных деструкции личности:
1.Профессиональное становление сопровождается разнонаправленными онтогенетическими изменениями личности.
2.Профессиональные деструкции
в самом общем случае — это нарушение
уже усвоенных способов деятельности,
разрушение сформированных профессиональных
качеств, появление стереотипов профессионального
поведения и психологических барьеров
при освоении новых профессиональных
технологий, новой профессии или специальности.
3.Переживание
профессиональных деструкции сопровождается
психической напряженностью, психологическим
дискомфортом, а в отдельных случаях конфликтами
и кризисными явлениями.
4. Деструкции, которые возникают
в процессе многолетнего выполнения одной
и той же профессиональной деятельности,
негативно влияют на ее продуктивность,
порождают профессионально нежелательные
качества и изменяют профессиональное
поведение человека, назовем профессиональными
деформациями.
5. Любая профессиональная деятельность
уже на стадии ее освоения, а в дальнейшем
при выполнении, деформирует личность.
Осуществление конкретных видов деятельности
не требует всех многообразных качеств
и способностей личности, многие из них
остаются невостребованными. По мере профессионализации
успешность выполнения деятельности начинает
определяться ансамблем профессионально
важных качеств, которые годами «эксплуатируются».
Отдельные из них постепенно трансформируются
в профессионально нежелательные качества.
6. Очевидно, многолетнее
выполнение профессиональной деятельности
не может постоянно сопровождаться ее
совершенствованием и непрерывным профессиональным
развитием личности. Неизбежны, пусть
временные, периоды стабилизации.
Деформации личностно-
Рассмотрим психологические детерминанты деформаций личности. Следует отметить, что одни и те же детерминанты проявляются во всех трех группах факторов.
1. Предпосылки развития
профессиональных деформаций
2. Пусковым
механизмом деформации становятся деструкции
ожидания на стадии вхождения в самостоятельную
профессиональную жизнь.
3. В процессе
выполнения профессиональной деятельности
специалист повторяет одни и те же действия
и операции. Они упрощают выполнение профессиональной
деятельности, повышают ее определенность,
облегчают взаимоотношения с коллегами.
Стереотипы — неизбежный атрибут профессионализации
специалиста; образование автоматизированных
профессиональных умений и навыков, становление
профессионального поведения невозможны
без накопления бессознательного опыта
и установок.
4. К психологическим
детерминантам
5. На
развитие деформаций специалиста большое
влияние оказывает снижение уровня его
интеллекта. Исследования общего интеллекта
взрослых показывают, что с ростом стажа
работы он снижается. Конечно, здесь имеют
место возрастные изменения, но главная
причина заключается в особенностях нормативной
профессиональной деятельности.
6. Факторами,
инициирующими развитие профессиональных
деформаций, являются различные акцентуации
характера личности. У каждого акцентуированного
специалиста свой ансамбль деформаций,
и они отчетливо проявляются в деятельности
и профессиональном поведении.
7. Фактором,
инициирующим образование деформаций,
являются возрастные изменения, связанные
со старением. Специалисты в области психогеронтологии
отмечают следующие виды и признаки психологического
старения человека:
• социально-психологическое старение, которое выражается в ослаблении интеллектуальных процессов, перестройке мотивации, изменении эмоциональной сферы, возникновении дезадаптивных форм поведения, росте потребности в одобрении и др.;
• нравственно-этическое старение, проявляющееся в навязчивом морализировании, скептическом отношении к молодежной субкультуре, противопоставлении настоящего прошлому, преувеличении заслуг своего поколения и др.;
• профессиональное старение,
которое характеризуется
Под причиной профессиональной деформации будем понимать то ближайшее основание, опираясь на которое, можно объяснить сущность данного феномена и впоследствии управлять им, ликвидируя эту причину.
Причинами профессиональной деформации могут быть неправильно понятое содержание роли ее носителем, влияние роли на личность, расхождение между субъективным пониманием (или принятием) роли исполнителями и социальными экспектациями окружающих людей. Недостатки в руководстве людьми, отсутствие действенного контроля над поведением подчиненных, нечеткость или ошибочность критериев оценки деятельности, недочеты в планировании и организации труда различных служб на предприятии, особенности социально-психологического климата в обществе и группе и т. п.
Многие авторы одной из основных причин профессиональной деформации среди представителей профессий типа «человек—человек» называют отсутствие широкого общественного контроля над деятельностью определенных должностных лиц, отсутствие гласности, публичного обсуждения и критики результатов их труда. Например, учителя школ и преподаватели вузов, естественно, выступают перед аудиторией в роли непоколебимых и уверенных в себе знатоков, чье мнение «всегда правильно», единственно верно. [14] Без административного контроля со стороны управленцев, коллег или общественности у них могут развиться безапелляционность, авторитарность как свойства личности. Аналогичное положение можно наблюдать по отношению к командирам войсковых подразделений, которые имеют широкие властные полномочия.
Отсутствие гласности, открытости и общественного контроля в профессиональной деятельности является наиважнейшей причиной беззакония, произвола, волокиты. Излишнее, неоправданное стремление засекречивать результаты своего труда; влияние пережитков авторитарного общества; несовершенство правовых норм и подзаконных актов, которыми руководствуются сотрудники учреждений. [9]
Среди причин профессиональной деформации, связанных с условиями профессиональной деятельности называет следующие: дефицит профессионализма; недостаток ресурсного обеспечения деятельности; безнаказанность; негативное влияние сослуживцев и руководителей; наличие соблазнов в деятельности; отсутствие четких и мощных критериев оценки деятельность.
В качестве одной из причин профессиональной деформации часто называют специфику ближайшего социального окружения, т. е. осужденных к лишению свободы, преступников, с которыми вынужден общаться специалист-профессионал.
Привычка является одной из психологических причин профессиональной деформации: Профессиональными деформациями являются и поведение, и выражения медработников, при которых под влиянием привычки проявляется черствость по отношению к больным в такой степени, что у немедиков создается впечатление бездушия и цинизма».
Так же следует признать наличие определенных исторических традиций, их пережитков и существование особого общественного мнения по поводу определенных профессий.
Считается также, что одной из причин профессиональной деформации может быть «высокая эмоциональная загруженность труда», которая связана с личностными, ролевыми и организационными факторами. [10]
Среди личностных переменных феномена профессиональной дезадаптации исследовались следующие: возраст, пол, семейное положение, стаж работы, уровень образования, уровень и характер трудовой мотивации, ценностные ориентации и установки, особенности реакции на стресс, характерологические свойства, уровень эмпатических способностей, стиль взаимоотношений в коллективе, уровень развития интеллекта, свойства нервной системы, уровень развития способностей и др.
Психическое состояние - это относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией.
По своей структуре психические состояния - своего рода синдромы, отличающиеся по своему знаку (положительные - отрицательные), предметной направленности, длительности, интенсивности, устойчивости и одновременно проявляющиеся в познавательной, эмоциональной, волевой и других сферах психики.
Функциональный
комфорт характеризует
Возникновение тех или иных негативных праксических состояний связано с взаимодействием двух групп наиболее значимых факторов. С одной стороны, - это вид ситуации; с другой стороны - это тип поведения человека в данной конкретной ситуации. Речь идет о типе реагирования (рационального, - на основе знаний и умений, или эмоционального) специалиста на производственную ситуацию, или, в общем случае, о степени готовности человека к той или иной ситуации.
Разнообразные ситуации, которые возникают в реальной трудовой деятельности, продуцируют достаточно широкий спектр психологических состояний. Психические (функциональные, праксические) состояния человека в труде, являясь следствием особенностей выполняемой трудовой деятельности и ее организации в конкретных условиях, выступают в роли индикатора оптимальности взаимной адаптации человека и его трудовой деятельности.
Состояние ожидание результата, отсутствие результата при чрезмерных затрачиваемых усилиях вызывает чувство утомления.
В психологии труда утомление рассматривается как особое, своеобразно переживаемое психическое состояние, включающее следующие компоненты:
Чувство слабосилия. Утомление сказывается в том, что человек чувствует снижение работоспособности, даже когда производительность труда еще сохраняется на прежнем уровне.
Расстройство вниманий. Внимание - одна из наиболее утомляемых психических функций. В случае утомления внимание отвлекается, становится вялым, малоподвижным, или наоборот, хаотически подвижным, не устойчивым.
Расстройства в сенсорной области. Таким расстройствам под влиянием утомления подвергаются рецепторы, которые принимают участие в работе.
Нарушение в моторной сфере. Утомление сказывается в замедлении или беспорядочной торопливости движений, расстройстве их ритма, в ослаблении точности и координированное движений, их деавтоматизации.
Состояние психической напряженности вызывается чрезмерной величиной психических усилий, необходимых человеку при решении поставленных перед ним задач.
Психическая
(эмоциональная) напряженность
возбудимая, - характеризующаяся
повышенными двигательными
тормозная, - характеризующаяся угнетением деятельности, замедленными реакциями, «замиранием» вплоть до полной неспособности реагировать на различного вида воздействия (в крайнем ее проявлении).
Состояние отсутствие мотивации (или пониженной мотивации) возникает даже чаще, чем состояние психического утомления или психической напряженности. Это объясняется тем, что встречается довольно много производственных ситуаций, в которых деятельность не имеет внутреннего побуждающего мотива, а цель привносится извне в форме принуждения.
Стресс - это состояние психического напряжения, возникающее у человека в наиболее сложных, трудных условиях как в повседневной жизни и трудовой деятельности, так и при особых обстоятельствах.
Информация о работе Психологоческие механизмы профессиональной деструкции и деформации личности