Психолого-педагогическая характеристика задержанного психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:57, доклад

Описание

Одной из основных причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило название «задержка психического развития» (ЗПР). Каждый второй хронически неуспевающий ребёнок имеет ЗПР.

Работа состоит из  1 файл

зпр.doc

— 98.50 Кб (Скачать документ)

 

 ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение высшего профессионального  образования

БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(НИУ «БелГУ»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психолого-педагогическая характеристика задержанного психического развития

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка  педагогического отделения,

060757 группы 

Уханева Валентина  Алексеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Белгород, 2012

 

 Одной из основных  причин труднообучаемости и трудновоспитуемости  учащихся является особое по  сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило название «задержка психического развития» (ЗПР). Каждый второй хронически неуспевающий ребёнок имеет ЗПР.       

 В самом общем  виде сущность ЗПР состоит  в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно, с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как правило, эти ограничения впервые отчётливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребёнок приходит в школу. Неспособность к устойчивой целенаправленной деятельности, преобладание игровых интересов и игровой мотивации, неустойчивость и выраженные трудности при переключении и распределении внимания, неспособность к умственному усилию и напряжению при выполнении серьёзных школьных заданий, недоразвитие произвольных видов деятельности быстро приводят к школьной неуспеваемости у таких детей по одному или нескольким предметам.       

 Внимательное изучение  учащихся с ЗПР показывает, что  в основе школьных трудностей  этих детей лежит не интеллектуальная  недостаточность, а нарушение  их умственной работоспособности.  Это может проявляться в трудностях длительного сосредоточивания на интеллектуально-познавательных заданиях, в малой продуктивности деятельности во время занятий, в излишней импульсивности или суетливости у одних детей и тормозимости, медлительности – у других, в замедлении общего темпа деятельности. В нарушениях переключения и распределения внимания. У детей с ЗПР, в отличие от умственно отсталых – качественно иная структура дефекта. В структуре нарушения при ЗПР – нет тотальности в недоразвитии всех высших психических функций, имеется фонд сохранных функций. Поэтому дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых – лучше воспринимают помощь взрослых и могут осуществить перенос показанных способов и приёмов умственных действий на новое, аналогичное задание.        

 Детям с ЗПР целесообразно оказывать комплексную психолого-педагогическую помощь, включающую индивидуальный подход учителя при обучении, индивидуальные занятия с сурдопедагогом, психологом в сочетании с медикаментозной терапией по индивидуальным показаниям. При условии своевременности и правильности подобной помощи недостатки познавательной деятельности и школьная неуспеваемость могут постепенно преодолеваться и в последующем такой ребёнок сможет удовлетворительно учиться по программе массовой школы.       

 Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребёнок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребёнок самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может.        

 Клинические и психологические  исследования, проведённые Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской  и др., позволили выделить четыре  генезисных типа задержки психического  развития: конституциональный, соматогенный, психогенный, церебрально-органического происхождения.                    

 

ЗПР конституционального происхождения.

Состояние задержки психического развития определяется наследственностью. Дети с данным типом ЗПР отличаются гармоничной незрелостью одновременно телосложения и психики, что даёт основание обозначить такую форму задержки, как гармонический психофизический инфантилизм. Основной фон его настроения преимущественно положительный: перепады в настроении бывают редко, обиды быстро забываются. Вместе с тем отмечается поверхностность эмоциональных реакций. Незрелость эмоционально-волевой сферы ведёт к несформированности учебной мотивации. Быстро освоившись в школе, такие дети не принимают новых требований к поведению: опаздывают на уроки, играют на уроке сами, вовлекают в игру соседей по парте. Прописывая элементы букв, начинают дорисовывать их, превращая в цветы, ёлочки и т.д. Ребёнок не дифференцирует «хорошие» и «плохие» отметки. Его радует сам факт их наличия в тетради.       

 Ребёнок с первых  месяцев обучения в школе становится стойко неуспевающим. К этому приводит ряд причин. С одной стороны, в силу незрелости эмоционально-волевой сферы он склонен выполнять лишь то, что непосредственно связано с его интересами. С другой стороны, в силу незрелости предпосылок интеллектуального развития, у таких детей отмечается недостаточный для данного возраста уровень сформированности мыслительных операций, памяти, речи, малый запас знаний и представлений об окружающей действительности.        

 Для конституциональной ЗПР характерен благоприятный прогноз при условии целенаправленного педагогического воздействия в доступной ребёнку занимательной игровой форме. Раннее начало коррекционной работы, индивидуальный подход могут снять вышеописанные проблемы. Возможно дублирование первого года обучения. Второгодничество не травмирует детей с данным видом ЗПР. Они легко вливаются в новый коллектив, быстро и безболезненно привыкают к новому учителю.               

 Юле К. по окончании  дошкольного учреждения для детей  с недостатками слуха было рекомендовано обучение в первом классе. Но Юля была не готова в 7 лет просиживать 5 уроков в день по 45 минут и не могла со всей ответственностью относиться к учёбе. Ей больше нравилось крутиться перед зеркалом, играть в куклы на уроках, рисовать. Девочку решено было перевести в подготовительный класс. Проучившись год по щадящей программе, в следующем учебном году Юля уже серьёзнее относилась и к оценкам и к требованиям педагогов. Девочка успешно закончила школу по общеобразовательной программе.         

 

 

 

ЗПР соматогенного происхождения.        

 Дети этой группы  рождаются у здоровых родителей.  Задержка развития – следствие  перенесённых в раннем детстве  заболеваний, влияющих на развитие  мозговых функций: хронических  инфекций, аллергии, дистрофии, стойкой астении, дизентерии. Несмотря на то. Что первично интеллект не нарушен, они в силу своей истощаемости, рассеянности оказываются крайне непродуктивными в процессе школьных занятий.       

 В школе дети  данной категории прежде всего  испытывают большие трудности в адаптации к новой сфере. Они долго не могут освоиться в школьном коллективе, часто плачут, скучают по дому. Отличаются пассивностью, бездеятельностью, безынициативностью. Со взрослыми вежливы, адекватно учитывают ситуацию. Без руководящего воздействия неорганизованны, нецеленаправленны, беспомощны. Проблема данных детей в школе – трудности в обучении. Они возникают в связи со сниженной мотивацией достижения, отсутствием интереса к предлагаемым заданиям, неумением и нежеланием преодолевать возникающие при их выполнении трудности. В состоянии повышенного утомления ответы ребёнка становятся необдуманными, нелепыми, часто имеет место аффективное торможение: из-за боязни ответить неверно дети вообще отказываются отвечать.       

 Нарастающая при утомлении головная боль, понижение аппетита, болевые ощущения в области сердца и прочее используется такими детьми как повод для отказа от деятельности при встрече с трудностями, при нежелании выполнять какую –либо работу. Учителю сложно дифференцировать, когда состояние соматического дискомфорта истинное, а когда ложное.       

 Дети с соматогенной  ЗПР нуждаются в систематической  лечебно-педагогической помощи. Наиболее  целесообразно помещать такого  ребёнка в школы санаторного  типа, при их отсутствии – необходимо создать в условиях обыкновенного класса охранительный медикаментозно-педагогический режим.           

 Диана С.  родилась недоношенной, была подвержена частым простудным заболеваниям. По характеру девочка очень скромная, тихая, исполнительная и замкнутая. Педагоги класса постоянно сталкивались с такой проблемой – Диана никогда не жаловалась, когда чувствовала себя плохо, когда у неё болела голова, было недомогание, терпела. Учебную программу ей усваивать было крайне сложно, к оценкам девочка относилась критично, её очень расстраивали любые незначительные замечания. И это при том, что девочка была любимицей всех педагогов за свой кроткий нрав. Диана была представлена на ПМПК для решения вопроса о продолжении обучения по программе для детей с ЗПР. Но папа Дианы категорически этому воспротивился и комиссия уступила: Диана продолжила обучение по общеобразовательной программе, что, конечно, отрицательно отразилось и на учёбе Дианы, и на её физическом состоянии.                             

 

ЗПР психогенного происхождения.         

 Дети этой группы  имеют нормальное физическое  развитие, соматически здоровы. По  данным исследований, у большинства  таких детей имеется мозговая  дисфункция. Их психический инфантилизм  обусловлен социально-психологическим  фактором – неблагоприятными условиями воспитания. Эмоциональная депривация (лишение материнского тепла, эмоционального богатства отношений), однообразие социальной среды и контактов, обделённость, слабая индивидуальная интеллектуальная стимуляция часто ведут к замедлению темпов психического развития ребёнка; как результат – снижение интеллектуальной мотивации, поверхностность эмоций, несамостоятельность поведения, инфантильность установок и отношений.       

 Нередко очагом  формирования данной детской  аномалии являются неблагополучные семьи: асоциально-попустительские и авторитарно-конфликтные. В асоциально-попустительской семье ребёнок растёт в атмосфере полной безнадзорности, эмоционального отторжения в сочетании со вседозволенностью. Родители своим образом жизни стимулируют аффективность (импульсивные, взрывные реакции),непроизвольность поведения, гасят интеллектуальную активность. Данное состояние часто является благоприятной почвой для формирования стойких асоциальных установок, т.е. педагогической запущенности. В авторитарно-конфликтной семье жизненная атмосфера ребёнка пропитана ссорами, конфликтами между взрослыми. Основная форма родительского воздействия – подавление и наказание систематически травмирует психику ребёнка. В ней накапливаются черты пассивности, несамостоятельности, забитости, повышенной тревожности.       

 Дети данной группы  интеллектуально пассивны, продуктивной  деятельностью не заинтересованы, их внимание неустойчиво. В  их поведении проявляются индивидуализм,  необъективность, повышенная агрессивность или, наоборот, чрезмерная покорность и приспособленчество.       

 При заинтересованности  со стороны учителя, индивидуальном  подходе, достаточной интенсификации  обучения эти дети сравнительно  легко могут заполнить пробелы  в своих знаниях в обычных  условиях школы-интерната.               

 Андрей К. воспитывается  в неполной и не совсем благополучной  семье. Мальчик с нормальным  интеллектом, но очень замкнутый,  с трудом идёт на контакт с незнакомыми людьми.  Даже мама его называет диковатым. Дело осложняется ещё и тем, что семья малообеспеченная, ребёнок испытывает нехватку игрушек, канцтоваров, мама может прийти за сыном в нетрезвом виде. Дома с мальчиком никто не занимается. Андрей очень часто отлынивает от занятий, первая реакция на любой вопрос педагога – не знаю. Иногда имеют место агрессивные выпады,  на наш взгляд, по незначительному поводу. Программу общеобразовательной школы ребёнок не усвоил. Обследование на ПМПК показало, что ребёнку необходимы занятия по программе для детей с ЗПР. Думаем, что спокойная обстановка в школе, занятия с психологом,  облегчённая программа помогут мальчику в дальнейшем продолжить обучение по общеобразовательной программе.                              

 

ЗПР церебрально-органического происхождения.         

 Нарушение темпа развития интеллекта и личности обусловлено в данном случае более грубым и стойким локальным нарушением созревания мозговых структур.       

 Причинами разнообразных  отклонений в развитии мозга  является патология беременности, в том числе тяжёлый токсикоз, перенесённый матерью вирусный грипп, гепатит, алкоголизм и наркомания матери или отца; родовые патологии, в том числе недоношенность, родовая травма, асфиксия, тяжёлые заболевания на первом году жизни, тяжёлые инфекционные заболевания.       

 У всех детей этой группы отмечаются явления церебральной астении, которая проявляется в повышенной утомляемости, снижении работоспособности, слабой концентрации внимания, снижения памяти. Познавательная деятельность у детей данного типа ЗПР значительно снижена. Мыслительные операции несовершенны и по показателям продуктивности приближаются к детям-олигофренам. Знания усваиваются фрагментарно, быстро забываются, в результате чего к концу первого года обучения учащиеся становятся стойко неуспевающими..       

Информация о работе Психолого-педагогическая характеристика задержанного психического развития