Психолого-педагогическая характеристика задержанного психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:57, доклад

Описание

Одной из основных причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило название «задержка психического развития» (ЗПР). Каждый второй хронически неуспевающий ребёнок имеет ЗПР.

Работа состоит из  1 файл

зпр.doc

— 98.50 Кб (Скачать документ)

Информация, полученная на основе анализа биологической  предрасположенности к ЗПР, может  лишь на одном уровне объяснить природу  и определить динамику изучаемого явления. Возникают вполне определенные требования к анализу социально-психологических причин ЗПР. Недопустимо арифметическое, механическое сложение имеющейся информации о ЗПР на уровне социальных и биологических факторов. Необходим комплексный анализ действия психологических и социальных факторов. Известно, что соотношение социальных Н биологических факторов в формировании ЗПР меняется в зависимости от возраста ребенка. В благоприятных условиях развитие ребенка, обусловленное неблагоприятным воздействием биологических факторов, со временем приближается к возрастной норме, тогда как развитие, отягощенное еще и социальными факторами, регрессирует.

Можно выделить следующие  группы социально-психологических  факторов:

1) субъективные (многообразные, но обязательно сверхзначимые для развития ребенка);

2) сверхсильные, острые, внезапные (стрессовые);

3) психогенные травмы, лежащие в основе посттравма-тических  расстройств;

4) психогенные факторы,  сочетающиеся с депривацией (эмоциональной  или сенсорной);

5) психогенные травмы  в периоды возрастных кризисов (астенизация, кризовые психологические  комплексы);

6) социально-психологические  факторы, связанные с неправильным  воспитанием;

7) хронические психические  травмы (неблагоприятная семья, закрытые детские учреждения).

Время возникновения  ЗПР связано, как правило, с ранними  возрастными этапами, и возрастной фактор может скорее изменить характер и динамику ЗПР, усугубляя или  же, наоборот, смягчая ее проявление.

Исходя из особенностей и противоречивости подросткового возраста, его роли в последующем развитии личности, ряд исследователей рассматривают специфику данного периода как условную возможность формирования аномалий развития (А.И. Захаров, В.В. Ковалев, И.С. Кон).

Роль пубертатного периода  в ЗПР может быть различной — от преципитирующей (т. е. подталкивающей развитие), патопластической до причинной, этиопатогенетической. Выделение состояний, протекающих как ЗПР в пубертатный период, принципиально важно для более полного понимания возрастной динамики разных форм ЗПР.

В качестве основного  фактора формирования ЗПР в отечественной  психологической литературе (М.И. Буянов, К.С. Лебединская) рассматривается семейный фактор, по существу совмещающий биологические  и психологические детерминанты. Так, значительная часть детей с ЗПР воспитывается родителями, имеющими определенные умственные нарушения. Кроме того, отношения в таких семьях характеризуются высокой конфликтностью, эмоциональной нестабильностью, анархичностью воспитания. В таких семьях не исключается риск ранней алкоголизации детей. В условиях злоупотребления алкоголем одним или обоими родителями у ребенка не только возникает ЗПР, но и ускоряется данный процесс. В целом А.И. Захаров определяет следующие особенности родителей детей с ЗПР:

1) сенситивность как повышенная эмоциональная ранимость;

2) склонность фиксироваться  на травмирующих переживаниях, относить  к себе любое неприятное событие;

3) неуверенность в  себе;

4) тревожность — непереносимость  ожидания, неизвестности;

5) внутренняя конфликтность  — противоречивость чувств и желаний;

6) моральный дискомфорт, психическая напряженность, проблемы  самоконтроля;

7) эгоцентризм — сосредоточенность  на своих переживаниях;

8) негибкость в поведении;

9) гиперсоциальность;

10) проблемы социально-психологической адаптации.

Условно можно выделить три варианта влияния семьи на формирование личности ребенка: фиксация путем подражания; закрепление негативных реакций; культивирование реакций  ребенка.

Неправильное воспитание с точки зрения семейной педагогики следует рассматривать как условие, при котором возникают изменения и нарушения в психическом развитии, подготавливающие «психологическую почву» для задержанного развития. В литературе встречается понятие динамического семейного диагноза, под которым подразумевается определение типа семейной дезорганизации и неправильного воспитания, установление причинно-следственной связи между психологическим климатом в семье и аномалиями формирования личности у подростков. Особенно тягостные Последствия наблюдаются в развитии детей с задержкой развития при сочетании психогенных, социально-психологических и депривационных влияний. Картина ЗПР значительно усложняется и может приобретать необратимый характер при сочетании микросоциальной запущенности с легкими проявлениями нарушения психического развития.

В рамках изложенного  можно выделить две тенденции: указанное  сочетание факторов делает практически  невозможными сглаживание, ликвидацию ЗПР с возрастом; нарушение социальной адаптации является следствием и  результатом данного соотношения.

В практической психологии факт появления  задержки психического развития часто  связывается с отрицательным  воздействием школы, учителей, вводится понятие психологическая запущенность. Основным психотравмирующим фактором считается сама система обучения (И.В. Дубровина). В такой ситуации, когда личность ученика рассматривается в качестве обучаемого объекта, возможны различного рода дидактогении. Можно говорить о предрасположенности некоторых детей к педагогическим воздействиям и об их специфическом развитии. Любое педагогическое воздействие, не учитывающее индивидуальных особенностей личности ребенка, может стать непосредственной причиной ЗПР. Практика показывает, что нередко плохая успеваемость учащегося отождествляется с задержкой его психического развития. В итоге деформированного педагогического воздействия возникают состояния ЗПР, поэтому нельзя игнорировать и роль «школьного фактора».

Согласно исследованиям Т.А. Власовой, стойкость ЗПР зависит, во-первых, от периода воздействия детерминирующего фактора и, во-вторых, от его качественной характеристики. Эти данные необходимо учитывать при определении приоритетов формирования ЗПР.

Особый вопрос в проблеме ЗПР, отмеченный Т.А. Власовой, состоит в прогностической  неоднородности. Экспериментальные  данные различают следующие варианты прогнозов:

1) постепенное улучшение развития;

2) та же динамика, прерываемая  возрастными кризисами;

3) развитие стойкого негрубого  дефекта;

4) регресс формирования состояния.

Каждый вариант прогноза определен  интенсивностью и длительностью воздействия формирующих факторов. Дети с ЗПР представляют собой неоднородную группу по уровню психофизиологического развития. У обследованных детей с ЗПР, как правило, проявляются следующие синдромы:

1) синдром дефицита внимания  и гиперактивности (СДВГ);

2) синдром психического инфантилизма;

3) церебрастенический синдром;

4) психоорганический синдром.

Перечисленные синдромы могут встречаться  как изолированно, так и в разных комбинациях.

Учитывая тот факт, что у детей  с ЗПР регистрируются изменения нейрофизиологического развития структурно-функциональной организации мозга, следует сказать, что у таких детей существуют объективные основания для нарушений психического развития.


Информация о работе Психолого-педагогическая характеристика задержанного психического развития