Психолого-педагогическая характеристика задержанного психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:57, доклад

Описание

Одной из основных причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило название «задержка психического развития» (ЗПР). Каждый второй хронически неуспевающий ребёнок имеет ЗПР.

Работа состоит из  1 файл

зпр.doc

— 98.50 Кб (Скачать документ)

 Стойкое отставание в развитии интеллектуальной деятельности сочетается у детей этой группы с незрелостью эмоционально-волевой сферы, проявления которой более глубокие и грубые, чем у детей с описанными выше ЗПР. Дети долго усваивают правила взаимоотношений, не умеют соотносить свои эмоциональные реакции с конкретной ситуацией, нечувствительны к собственным промахам. Ведущий мотив – игра, что ведёт к постоянному конфликту между «хочу» и «надо».       

 Обучение таких  детей по общеобразовательной  программе бесперспективно. Им нужна систематическая компетентная коррекционно-педагогическая поддержка.            

 Лена Е. сейчас  обучается в 5 классе, страдает  ДЦП в форме левостороннего  гемипареза. На первых годах обучения  Лена занималась по индивидуальной  программе, большую часть урока она просто наблюдала за детьми класса, училась учиться. Девочка не могла читать, не могла грамотно выразить свои мысли  даже на бытовом уровне, не могла списывать текст. 3 года обучения в обычном общеобразовательном классе дали свои положительные результаты. И хотя Лена и сейчас не может обучаться по общеобразовательной программе, она прилично пишет, читает, может ответить на вопросы по тексту, может выучить и рассказать небольшое стихотворение. По математике вполне сносно выполняет программу для детей с ЗПР. Очень важно на первых  порах было наладить работу с родителями, вселить в них надежду на благополучное дальнейшее обучение ребёнка. Родители и тётя Лены беспрекословно выполняли все задания, полученные от педагогов. Теперь Лена обычная ученица класса, только занимается не по общеобразовательной программе, как другие дети.  Девочка с удовольствием учится в школе, участвует во всех общешкольных и внеклассных мероприятиях.          

 Обзорная характеристика  особенностей развития детей  с ЗПР показывает, что явление задержки неоднородно как по патогенезу, так и по структуре дефекта. Вместе с тем для детей этой категории характерны типичные, отличающие их от нормы тенденции развития: незрелость эмоционально-волевой сферы, сниженный уровень познавательной деятельности, а следовательно, у них недостаточно сформирована готовность к усвоению знаний и предметных понятий.       

 Серьёзные ограничения  в социально-личностных и учебных  возможностях определяют необходимость  выделения этих детей в категорию учащихся с «особыми потребностями», нуждающихся в специальной коррекционно-педагогической, психологической, медицинской поддержке.        

 В связи с этим  нужна адаптация объёма и характера  учебного материала к познавательным  возможностям учащихся, для чего необходимо систему изучения того или иного раздела программы значительно детализировать: учебный материал преподносить набольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий.       

 Для успешного усвоения учебного материала детьми с ЗПР необходима коррекционная работа по нормализации их деятельности, которая осуществляется на уроках по любому предмету. Особое место должны занять уроки ручного труда (ппо, изо, занятия с воспитателем), так как на них значительное место занимает деятельность по наглядно-предметному образцу, что позволяет формировать обобщённые приёмы умственной работы.       

 Необходимо учить  детей с ЗПР проверять качество  своей работы как по ходу  её выполнения, так и по конечному  результату; одновременно нужно развивать потребность в самоконтроле, осознанное отношение к выполняемой работе. В случаях, когда по своему психическому состоянию ученик не в силах работать на данном уроке, материал объясняют ему на индивидуальных занятиях. Для предупреждения быстрой утомляемости  или снятия её, целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий. Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой учащихся поддерживают использованием красочного дидактического материала, введением в занятия игровых моментов. Исключительно важное значение имеют мягкий доброжелательный тон учителя, внимание к ребёнку, поощрение его малейших успехов.       

 Опыт показывает  невозможность решения сложных  вопросов обучения и воспитания  детей с отклонениями в развитии  без глубокой работы с родителями. Со всеми родителями необходимо  проводить разъяснительную работу об особенностях психофизического и соматического состояния ребёнка, о необходимости оказания квалифицированной помощи детям с отклонениями в развитии. Каждому родителю необходимо дать рекомендации по воспитанию, обучению, коррекции недостатков в развитии с учётом возрастных, индивидуальных и психофизических возможностях детей.            

 Несколько слов  скажу о работе с родителями  в нашем классе. С самых первых  дней поступления детей в школу  необходимо собрать подробные  анамнестические данные о ребёнке.  Делать это надо тактично, в индивидуальном порядке, подробно записывать все детали перенесённой беременности матери, родов, события первых лет жизни ребёнка, особенно необходимо знать, чем болел ребёнок в первые годы жизни. В дальнейшем с родителями и другими членами семьи проводятся индивидуальные беседы о ребёнке, даются консультации о занятиях дома, о воспитании, разъясняются некоторые вопросы социальной политики. Ещё для слышащих родителей учитель класса ведёт кружок жестовой речи.  Ведь родители и другие члены семьи должны иметь возможность сообщать ребёнку как можно более полную информацию обо всём, что заинтересует малыша, а это удобнее, легче да и правильнее сделать в форме жестовой речи. Научившись общаться с ребёнком свободно, родители таким образом становятся для своих детей более близкими духовно, людьми, которым можно доверить всё самое сокровенное.   

В рамках психолого-педагогического  подхода накоплен достаточно большой  материал, свидетельствующий о специфических  особенностях детей с ЗПР, отличающих их с одной стороны, от детей с нормальным психическим развитием, а с другой стороны — от умственно отсталых детей.

Развитие психики ребенка  в отечественной и зарубежной психологии понимается как исключительно  сложный, подчиненный взаимодействию многих факторов. Степень нарушения темпа созревания мозговых структур, а следовательно и темпа психического развития, может быть обусловлена своеобразным сочетанием неблагоприятных биологических, социальных и психолого-педагогических факторов.

Особенности познавательной сферы детей с ЗПР освещены в психологической литературе достаточно широко (В. И. Лубовский, Л. И. Переслени, И. Ю. Кулагина, Т. Д. Пускаева и др. ). В. И. Лубовский отмечает недостаточную сформированность произвольного внимания детей с ЗПР, дефицитар-ность основных свойств внимания: концентрации, объема, распределения. Память детей с ЗПР характеризуется особенностями, которые находятся в определенной зависимости от нарушений внимания и восприятия. В. Г. Лутонян отмечает, что продуктивность непроизвольного запоминания у детей с ЗПР значительно ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников.

Явное отставание детей  с ЗПР от нормально развивающихся  сверстников авторы отмечают при  анализе их мыслительных процессов. Отставание характеризуется недостаточно высоким уровнем сформированности всех основных мыслительных операций: анализа, обобщения, абстракции, переноса (Т. П. Артемьева, Т. А. Фотекова, Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени). В исследованиях многих ученых (И. Ю. Кулагина, Т. Д. Пускаева, С. Г. Шевченко) отмечается специфика развития познавательной деятельности детей с ЗПР. Так, С. Г. Шевченко, изучая особенности речевого развития детей с ЗПР, отмечает, что дефекты речи у таких детей отчетливо проявляются на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности. В гораздо меньшей степени изучались личностные особенности детей с ЗПР. В работах Л. В. Кузнецовой, Н. Л. Белопольской раскрываются особенности мотивационно-волевой сферы. Н. Л. Белопольская отмечает специфику возрастных и индивидуально-личностных особенностей детей.

Психологи отмечают характерные  для этих детей слабость волевых  процессов, эмоциональную неустойчивость, импульсивность либо вялость и апатичность (Л. В. Кузнецова). Для игровой деятельности многих детей с ЗПР характерно неумение (без помощи взрослого) развернуть совместную игру в соответствии с замыслом. У. В. Ульяненковой выделены уровни сформированности общей способности к учению, которые соотносятся ею с уровнем интеллектуального развития ребенка. Данные этих исследований интересны тем, что позволяют увидеть индивидуальные различия внутри групп детей с ЗПР, которые касаются особенностей их эмоционально-волевой сферы.

У детей с ЗПР отмечается проявление синдромов гиперактивности, импульсивности, а также повышение уровня тревоги и агрессии (М. С. Певзнер).

Измененная динамика формирования самосознания проявляется  у детей с ЗПР в своеобразном построении взаимоотношений со взрослыми  и сверстниками. Отношения отличаются эмоциональной нестабильностью, неустойчивостью, проявлением черт детскости в деятельности и поведении (Г. В. Грибанова).

В качестве других возможных  причин ЗПР детей может выступать  педагогическая запущенность. Категория  педагогически запущенных детей  также неоднородна. Запущенность может  быть обусловлена разными конкретными причинами и может иметь различные формы. В психологической и педагогической литературе термин «педагогическая запущенность» чаще всего используется в более узком значении, рассматривается лишь как одна из причин школьной неуспеваемости. В качестве примера можно сослаться на совместную работу отечественных психологов А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, работу Л. С. Славиной и др.

В связи с появлением в системе общеобразовательных  и специальных школ средних и  старших классов для детей  с ЗПР возникает необходимость изучения особенностей подросткового возраста. Так, на основании проведенных исследований (К. С. Лебединская, М. М. Райская, Г. В. Грибанова) выделяют две группы подростков с ЗПР, каждая из которых имеет свою специфику: подростки с ЗПР без отклонений в поведении; подростки с ЗПР с отклонениями в поведении.

В социально-психологических  исследованиях (B. C. Шаумаров, Л. В. Шибаева) проводилось кросс-культурное изучение роли социально-психологических факторов в развитии детей с ЗПР. Работы касались анализа влияния семьи, социального статуса, образовательного уровня родителей и характера отношений в семье. Следует отметить, что влияние семьи проявляется на всех уровнях развития личности ребенка.

Рассмотренные направления  изучения ЗПР исследуют проблему с различных точек зрения. Тем не менее интеграция подходов в значительной степени обогатила бы содержание системного исследования проблемы, а значит и определила бы перспективы ее решения для теории и практики специальной психологии и педагогики. К тому же в рамках интегральной оценки ЗПР нашла бы свое воплощение идея о распределении приоритетов (биологических и социальных) в формировании ЗПР.

Для определения факторов, влияющих на формирование ЗПР, и для  последующей оценки психологической  адаптации и динамики интеллектуального развития детей с ЗПР необходима комплексная всесторонняя оценка изучаемого статуса.

Меньше исследовался в науке феномен ЗПР как  особый тип психического развития, с характерной незрелостью отдельных  психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием биологических и социально-психологических факторов.

Важной задачей в  разработке проблемы ЗПР является познание ее причинно-следственных связей. Понятия  «фактор» и «причина» неоднозначны. Никакой изолированный фактор сам по себе не может быть причиной. Любое изменение состояния определяется «внутренними моментами» — отношением организма (индивидуума) к патогенному фактору (Г. Е. Сухарева). Не всякое отрицательное переживание следует квалифицировать как фактор, формирующий ЗПР, так как степень значимости фактора зависит от внутрипсихических особенностей личности ребенка и его семьи.

После анализа множественности  подходов в изучении причин ЗПР становится очевидной сложность механизма  ее формирования. Конкретные проявления ЗПР у ребенка зависят от причин и времени ее возникновения, степени деформации пострадавшей функции, её значения в общей системе психического развития.

Таким образом, можно  выделить следующие наиболее важные группы причин, которые могут обусловить ЗПР:

1) причины биологического  характера, препятствующие нормальному  и своевременному созреванию  мозга;

2) общий дефицит общения  с окружающими, вызывающий задержку  в усвоении ребенком общественного  опыта;

3) отсутствие полноценной,  соответствующей ^возрасту деятельности, дающей ребенку возможность посильного «присвоения» общественного опыта, своевременного формирования внутренних психических действий;

4) социальная депривация, препятствующая своевременному  психическому развитию.

Из приведенной классификации видно, что три группы причин ЗПР из четырех имеют ярко выраженный социально-психологический характер. ЗПР ребенка может быть обусловлена действием как отдельного неблагоприятного фактора, так и совокупностью факторов, складывающейся в процессе взаимодействия.

Взаимозависимость социальной и биологической причин ЗПР рассматривается  в качестве базисной основы изучения. Системный подход способствует преодолению  все еще существующей в той  или иной мере разобщенности в  медицинских и психологических исследованиях, вычленяющих какой-либо один из множества аспектов проблемы.

В рамках традиционного  медицинского подхода к изучению детей с ЗПР приоритет отдается обычно биологическим факторам, формирующим  названное состояние (Г. К. Ушаков, М. И. Буянов, Г. Е. Сухарева и др. ). Вместе с тем роль социальных условий также отражена в описании отдельных форм ЗПР (В. В. Ковалев).

Информация о работе Психолого-педагогическая характеристика задержанного психического развития