Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 21:52, реферат
Задачи исследования:
проанализировать понятие стресса на основе основных теоретических подходов в учении о стрессе;
дать общую характеристику видам и формам проявления стресса;
дать определение видов профессионального стресса и характеристику основного комплекса стрессогенных факторов;
провести исследование по выявлению социально-психологических стресс-факторов, являющихся наиболее характерными для работников коммерческих и бюджетных организаций.
Введение 3
Раздел 1. Учение о психологическом стрессе 6
1.1 Понятие и учение о психологическом стрессе 6
1.2 Виды и формы проявления стресса 9
Раздел 2. Профессиональные стрессы и общие закономерности их проявления 15
2.1 Общая характеристика профессионального стресса 15
2.2 Социально-психологические факторы, влияющие на развитие профессионального стресса 19
Раздел 3. Диагностика стресс-факторов, характерных для отдельных видов профессиональной деятельности 23
3.1 Методика и процедура проведения исследования 23
3.2 Результаты проведения исследования 24
Выводы 28
Литература 30
Эмоциональное истощение проявляется в чувстве эмоциональной опустошенности, уменьшении количества положительных эмоций, возникающих в связи со своей работой.
Деперсонализация проявляется
в циничном отношении к труду
и объектам своего труда (бесчувственное,
равнодушное отношение к пациен
Редукция профессиональных достижений проявляется в формировании чувства некомпетентности, фиксации на неудачах в своей профессии.
Социально-психологические (конфликт ролей и ролевая неопределенность, перегрузка или недогрузка работников, неотлаженность информационных потоков, межличностные конфликты, высокая ответственность, дефицит времени).
Интересно, что при исследовании ряда промышленных предприятий РФ по теме "Факторы повышенной утомляемости в вашей работе", первые три места в списке занимают факторы неопределенности (в целях, деятельности и результатах). Далее идут факторы дискомфорта. Последнее место занимают одиночество и деньги [13; с.44].
Рассмотрим эти и другие факторы подробнее.
Неопределенность - самый сильный источник стрессового напряжения. Сотрудник, сталкиваясь с ней, не знает, к чему нужно быть готовым. Только он настроил свои силы на одно задание, как ему тут же предлагают другое. Информация при этом, как правило, искажена или отсутствует вовсе.
В такой ситуации сотрудник теряет силы из-за напряженного ожидания информации, несущей ясность в задания. При этом, в силу своих полномочий, он не может контролировать ситуацию. Часть его энергии расходуется на подавление негативных эмоций с целью сохранения спокойствия в ситуации неопределенности. При этом изменяется субъективное видение своей работы: она кажется сложной и даже опасная. Неопределенность убивает самое ценное, что развивает людей в организации – смысл работы. Постоянно заниматься бессмысленной деятельностью невыносимо и просто опасно для здоровья: человек слабеет как телесно, так и психически.
Работающие люди большую часть своего времени проводят на работе. Поэтому благоприятные отношения с окружающими сотрудниками очень важны. Дискомфорт в общении связан с частыми конфликтами с окружающими. Причина – тревога перед негативной реакцией со стороны начальства, коллег, подчиненных. Внезапное совещание ассоциируется с выяснением отношений и публичным наказанием. Это происходит чаще всего в организациях, где нормой является смешение личностного и профессионального стилей в деловом общении, например переход отрешения деловых вопросов к выяснению личностных отношений. В таких ситуациях, сотрудник находится в состоянии подозрительности и готовности к отражению нападения на свою личность, т.е. в стрессовом напряжении. Исследования физиологов, показали, что затяжные конфликты могут приводить к серьезным нарушениям функционирования организма. Если человек попадает в социальные условия, когда его положение кажется ему бесперспективным, то может развиться реакция тревоги, чувство страха, невроз и т.п.
Конфликт ролей возникает
Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя в иерархии могут дать работнику противоречивые указания. Например, директор завода может потребовать от начальника цеха максимально увеличить выпуск продукции, в то время как начальник отдела технического контроля требует соблюдения стандартов качества.
Конфликт ролей может также возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства - с другой.
Перенапряжение. Сверхнагрузки являются источником стресса в той степени, в которой они поглощают силы сотрудника, необходимые ему в других областях как профессиональной, так и семейной деятельности. Одно дело работать всю рабочую неделю, - другое дело – проработать ее без выходных, которые мог бы посвятить интересному делу или семье. Постоянное перенапряжение, как уже отмечалось, провоцирует состояние хронической усталости, а также защитной лени: чтобы сэкономить силы для тяжелой и долгой работы сотрудник избегает активности и лишнего напоминания о себе; в процессе работы он не торопится ее выполнить.
Если работнику поручили непомерное количество заданий или необоснованный уровень выпуска продукции на данный период времени, то в этом случае, обычно, возникает беспокойство, фрустрация, а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно тоже чувствует фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно невознагражденным.
Неинтересная работа. Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако взгляды на понятие “интересная” работа у людей различается: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно другим. Однако, существует ряд видов трудовой деятельности, которые уже в силу своей специфики являются фактором стресса.
Исходя из цели работы - выявление уровня выраженности психосоциальных факторов стресса у работников коммерческих и бюджетных организаций, нами было проведено тестирование.
Участниками исследования стали:
группа работников бюджетной организации (работники пенсионного фонда) из десяти человек. Средний возраст – 37 лет (все женщины). Все участники работают в данной сфере не менее 5 лет;
группа работников коммерческой организации (работники фирмы по недвижимости) из десяти человек. Средний возраст – 32 года (все женщины), работающие в фирме от трех до пяти лет.
В качестве методики использован Тест на профессиональный стресс, разработанный Ю.В. Щербатых. Тест направлен на исследование психосоциальных факторов профессионального стресса. Он включает в себя 8 блоков вопросов, часть из которых оценивается по 10-бальной шкале, часть предполагает выбор исследуемым ответов, определяющих уровень изменения стресса, применяемых приемов для снятия стресса, формы реагирования на стрессовые факторы.
Участникам исследования были предложены индивидуальные опросники, после подведения подсчетов, результаты тестирования были сведены в общие по группе таблицы.
Таблица 1. Результаты исследования стрессогенных факторов профессиональной деятельности работников бюджетных организаций
№ п/п |
Среднее значение |
№ п/п |
Среднее значение |
№ п/п |
Среднее значение |
1а |
5,7 |
6.6 |
2,5 |
7.7 |
4,2 |
1 б |
4,9 |
6.7 |
3,4 |
7.8 |
7,2 |
1 в |
3,8 |
7.1 |
4,7 |
7.9 |
3,1 |
6.1 |
3,0 |
7.2 |
9,8 |
7.10 |
4,4 |
6.2 |
2,1 |
7.3 |
6,2 |
7,11 |
- |
6.3 |
2,0 |
7.4 |
- |
||
6.4 |
- |
7.5 |
4,5 |
||
6.5 |
6,7 |
7.6 |
- |
На вопрос № 2 об изменении уровня постоянного стресса за последний год респонденты, из числа опрошенных ответили:
Значительно уменьшился - 0 человек;
Незначительно уменьшился – 1 человек;
Не изменился – 2 человека;
Незначительно возрос - 3 человека;
Значительно увеличился - 4 человека.
На вопрос №3, владеете ли вы какими-то специальными приемами для снятия стрессов (аутогенная тренировка, медитация, дыхательными упражнениями, мышечной релаксацией), все десять исследуемых ответили отрицательно.
На вопрос №4, какие приемы снятия стресса вы практикуете получены результаты:
Сон – 2 человека;
Общение с друзьями – 1 человек;
Курение – 4 человека;
Еда – 3 человека;
Физическая активность – 1 человек.
На вопрос № 5 Как ваш организм чаще реагирует на стрессы, получены ответы:
Головной болью, повышением артериального давления, сердцебиением – 1 человек;
Расстройством сна и нервной системы – 2 человека;
Эмоциональными срывами (депрессией, ощущением безнадежности, раздражительности, гневом) – 4 человека;
Упадком сил, потерей энергии, апатией – 3 человека;
Снижением защитных сил организма,
частыми простудными
Таблица 2. Результаты исследования стрессогенных факторов профессиональной деятельности работников коммерческой организации
№ п/п |
Среднее значение |
№ п/п |
Среднее значение |
№ п/п |
Среднее значение |
1а |
4,6 |
6.6 |
- |
7.7 |
5,2 |
1 б |
2,1 |
6.7 |
- |
7.8 |
3,3 |
1 в |
3,0 |
7.1 |
7,2 |
7.9 |
- |
6.1 |
1,3 |
7.2 |
4,2 |
7.10 |
4,6 |
6.2 |
1,3 |
7.3 |
2,1 |
7,11 |
- |
6.3 |
3,2 |
7.4 |
2,1 |
||
6.4 |
4,3 |
7.5 |
3,3 |
||
6.5 |
- |
7.6 |
3,4 |
На вопрос № 2 об изменении уровня постоянного стресса за последний год респонденты, из числа опрошенных ответили:
Значительно уменьшился - 1 человек;
Незначительно уменьшился – 1 человек;
Не изменился – 3 человека;
Незначительно возрос - 3 человека;
Значительно увеличился - 2 человека.
На вопрос №3, владеете ли вы какими-то специальными приемами для снятия стрессов (аутогенная тренировка, медитация, дыхательными упражнениями, мышечной релаксацией), все десять исследуемых, как и в первой группе ответили отрицательно.
На вопрос №4, какие приемы снятия стресса вы практикуете получены результаты:
Сон – 0 человек;
Общение с друзьями – 2 человека;
Курение – 6 человек;
Еда – 2 человека;
Физическая активность – 0 человек.
На вопрос №5, как ваш организм чаще реагирует на стрессы, получены ответы:
Головной болью, повышением артериального давления, сердцебиением – 2 человека;
Расстройством сна и нервной системы – 1 человека;
Эмоциональными срывами (депрессией, ощущением безнадежности, раздражительности, гневом) – 3 человека;
Упадком сил, потерей энергии, апатией – 5 человек;
Снижением защитных сил организма,
частыми простудными заболевани
Сравнительный анализ результатов тестирования, полученных в двух исследуемых группах, выявили следующее.
В группе работников бюджетной организации (работники пенсионного фонда), средние показатели объективных источников производственного стресса (плохие законы, чиновники, конкуренты, инспекции) выше, чем у сотрудников коммерческой организации (работники фирмы недвижимости). Соответственно 5,7 и 4,6 балла.
Источники стресса, связанные с "человеческим фактором" (подчиненные, руководители, партнеры, клиенты, чиновники, проверяющие органы и т.п.) имеют более высокие средние показатели в группе работников бюджетной сферы, чем в группе работников коммерческой организации (соответственно 16,7 и 10,1 балла).
Кроме этого, наиболее высокий средний показатель для бюджетных работников имеют сложность и противоречивость законодательства и нормативных инструкций (9,8 балла); низкая мотивация сотрудников (6,2 балла) и нехватка времени (7,2 балла).
Работники коммерческой организации в качестве источников профессионального стресса более высоко оценивают проблемы, возникающие в процессе работы (7,2 балла); собственные ошибки и просчеты в работе (5,2 балла).
Таким образом, из проведенного анализа выявляется, что для работников бюджетной организации основными источниками стресса являются объективные причины, т.е. такие, которые они по своему желанию изменить не могут (сложность и несовершенство законодательства, многочисленные инспекции проверяющих органов, высокая загруженность, нехватка рабочего времени, общение с клиентами пожилого возраста). Работники коммерческой организации основными источниками стресса являются субъективные причины, связанные с личностными качествами их успешного разрешения, высокой загруженностью, проблемами общения с клиентами, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу: для работников коммерческих организаций причинами производственных стрессов в большей степени являются субъективные факторы, а для работников бюджетной сферы – объективные факторы.
Изучение теоретического и практического материала по проблемам стресса, а также проведенное исследование, позволяет сделать следующие выводы.
Согласно классическому
Информация о работе Психосоциальные стресс-факторы в разных видах профессиональной деятельности