Развитие игровой деятельности дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 18:54, контрольная работа

Описание

Игра — свободно развивающаяся деятельность, предпринимаемая ради удовольствия от самого процесса, а не от результата. Игре присущ творческий, импровизационный, активный характер, т. е. игра является своеобразным «полем творчества» для ребенка.

Содержание

Введение.
1. Значение игр для психического развития ребенка.
2. Характеристика и анализ исследования данной проблемы в современной литературе.
3. Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, уровни развития.
4. Характеристика уровня развития игровой деятельности у детей.
Заключение.
Литература.

Работа состоит из  1 файл

психология.docx

— 49.62 Кб (Скачать документ)

Содержание:

Введение.

  1. Значение игр для психического развития ребенка.
  2. Характеристика и анализ исследования данной проблемы в современной литературе.
  3. Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, уровни развития.
  4. Характеристика уровня развития игровой деятельности у детей.

Заключение.

Литература. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Игра — свободно развивающаяся деятельность, предпринимаемая ради удовольствия от самого процесса, а не от результата. Игре присущ творческий, импровизационный, активный характер, т. е. игра является своеобразным «полем творчества» для ребенка. Почему игра является ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника? Ответ прост: игра ведет к формированию новых качеств психики и личности ребенка. К семи годам игра исчерпывает свое развивающее влияние: семилетний ребенок уже способен обучаться по школьному типу, т. е. может подчиняться правилам поведения на уроке без излишней перегрузки нервной системы. Но это происходит лишь в том случае, если ребенок развивался до семи лет преимущественно в рамках игровой деятельности, одновременно имея возможность полноценно заниматься всеми видами дошкольных детских занятий. Таким образом, полноценная игровая деятельность в дошкольном возрасте способствует преемственности образования между дошкольным и младшим школьным возрастом. В игре, благодаря игровой мотивации, развиваются: воображение и фантазия, коммуникативные способности, способность к символизации и преобразованию, функция обобщения, произвольность поведение (сила воли), идеальный план, умение думать и др.

Игра — основной вид деятельности дошкольников, ведь именно в игре удовлетворяются основные потребности ребенка: в движении, в общении, в познании, в самореализации, свободе, самостоятельности, в радости, удовольствии, потребность быть «как взрослый».

Это сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские игры, игры-фантазии, строительно-конструктивные, дидактические игры, игры-экспериментирования, подвижные игры. И каждый вид игр способствует развитию у детей новых качеств. Например, самые любимые детьми игры — сюжетно-ролевые — развивают символическую функцию мышления, самостоятельность, готовность к взаимопомощи, сотрудничеству, умение ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений. А игры-фантазии способствуют развитию воображения, оригинальности мыслительной деятельности, умению находить решения в нестандартных ситуациях. 
 
 
 
 

  1. Значение  игр для психического развития ребенка.

Игра  — не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребенка к младшему школьному возрасту. Велико значение игровой деятельности в развитии мотивационной сферы ребенка, сознательного желания учиться. игра является и первой школой воли; именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям. Как ни заманчиво ребенку посмотреть новую книгу или детский концерт, но если он—«пограничник», то никакие соблазны не уведут его с поста, пока его не сменят другие. Положительное воспитательное воздействие оказывают не только ролевые игры, но и дидактические, игры со строительным материалом, драматизации, подвижные игры. Среди последних отметим ценность игр с двойным правилом («пятнашки с колдуном», «палочка-выручалочка»). Здесь непосредственное побуждение ребенка («не дать себя засалить») активно преодолевается моральным мотивом — помочь «заколдованному» товарищу, освободить его. Ценность игровой деятельности заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Она как никакая другая деятельность позволяет детям самостоятельно создавать те или иные формы общения.

В игровой  деятельности складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребенка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их. Почему игра столь благоприятно воздействует на развитие психических процессов ребенка, усвоения им знаний, умений? В психологии установлено, что внутренние, умственные действия формируются на основе внешних, материальных действий путем их поэтапного изменения и «вращивания» в психику. Эти закономерности проявляются не только в школьном обучении, но и в игровой деятельности. Но в игре поэтапная отработка умственных действий происходит стихийно и неорганизованно: одни этапы опускаются, другие совмещаются между собой, так что эффективность формирования умственных действий оказывается различной. Однако при соответствующих методах педагогического руководства игрой эта эффективность может быть повышена.

Итак, важная роль игры в развитии психических  процессов ребенка объясняется тем, что она вооружает ребенка доступными для него способами активного воссоздания, моделирования с помощью внешних, предметных действий такого содержания, которое при других условиях было бы недосягаемым и не могло бы быть по-настоящему освоено. В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре впервые появляются элементы обучения. Использование игровых приемов делает обучение в этом возрасте «сообразным природе ребенка».

Игра  как бы создает «зону ближайшего развития ребенка». Л.С. Выгодский писал: «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения»  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Характеристика  и анализ исследования данной проблемы в современной литературе.

В дошкольный период, возникая на границе раннего  и дошкольного возраста, сюжетная игра приобретает наиболее развитую форму. Эта деятельность ребенка  интересует ученых самых разных областей - философов, социологов, биологов, искусствоведов, этнографов и особенно педагогов  и психологов.

По мнению А. Адлера, в игре ребенок пытается заглушить и устранить свое чувство  неполноценности и несамостоятельности. Игру, как иллюзорный мир, оторванный от окружающей действительности, в котором ребенок замыкается в своих переживаниях, рассматривают и некоторые другие психологи.

Содержание  детских игр связано как с  макро, так и с микросредой, в  которой живет ребенок. Игры детей  являются доказательством тесной связи  их с миром взрослых. В играх  дети вступают в такие отношения, которые в других условиях им недоступны. Это отношения взаимного контроля, соподчинения, взаимной помощи. «В реальной жизни, - отмечает Д. Б. Эльконин, - подобные взаимоотношения недоступны детям  даже старшего дошкольного возраста. Таким образом, в своих играх  дети вступают в более сложные  взаимоотношения в их реальной коллективной жизни. Под влиянием игр у детей  воспитывается нормы поведения, которые затем переносятся детьми за пределы игры, становятся общими нормами их поведения».

Игра  рассматривается как форма организации  детской жизни. Педагог должен быть организатором детской жизни  и деятельности; в его функции  входит и руководство формированием  реальных взаимоотношений в детском  обществе.

Руководство игровой деятельностью - тонкий и  сложный процесс. «Очень важно, - предупреждала Н.К.Крупская, - не шаблонизировать игры, а давать простор детской инициативе. Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели. Педагог не должен стеснять инициативу ребят, расхолаживать их, навязывать им те или иные игры…».

Руководство игрой требует глубоких знаний теории игровой деятельности. А.Н. Леонтьев подчеркивает, что без знаний внутренних законов игры как деятельности попытки  управлять игрой могут превратиться в ее ломку.

В игре формируется такое качество личности ребёнка, как саморегуляция действий с учётом задач количественной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает  существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных  смыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели.

Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение  трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Однако известно, что  умение играть возникает не путем  автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни.

Таким образом, игра является важным средством  воспитательной работы. Так, ей принадлежит  существенная роль в умственном воспитании детей. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи - тех  фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых  нельзя говорить о воспитании гармоничной  личности.

Уровень развития мышления ребенка определяет характер его деятельности, интеллектуальный уровень ее осуществления.

Любая деятельность детей направлена на решение  определенной задачи. Основная задача имеет множество промежуточных, решение которых позволит преобразовать  условия и тем самым облегчить  достижения поставленной цели. Практические задачи, которые должен решить ребенок, отличаются от учебных. Содержание игровых  задач продиктовано самой жизнью, окружением ребенка, его опытом, знаниями.

Ребенок приобретает опыт в собственной  деятельности, многое узнаёт от воспитателей, родителей. Разнообразные знания, впечатления  обогащают его духовный мир, и  всё это находит отражение  в игре.

Решение игровых задач с помощью предметных действий приобретает форму применения всё более обобщённых игровых  способов познания действительности. Ребенок поит куклу из чашки, затем  заменяет ее кубиком и после просто подносит руку ко рту куклы. Это означает, что игровые задачи ребенок решает на более высоком интеллектуальном уровне.

Таким образом, игра представляет собой особую форму познания окружающей действительности. Специфика игровых задач состоит  в том, что в них цель представлена в мнимой, воображаемой форме, отличающейся от практической цели не определенностью  ожидаемого результата и необязательностью  его достижения.

Важным  моментом является установление преемственности  содержания вне игрового опыта и  игры. Речь идёт не о копировании  в игре реальных предметных действий, а об их осмыслении и переносе в  игру. Более обобщенное игровое действие переводит саму игру на качественно  новую интеллектуальную основу.

Особенно  показательно замещение игрового действия словом. Мотивом игры становится не действие с предметами, а общение  детей друг с другом, в котором  отражены взаимодействия и взаимоотношения  людей.

Когда необходимый уровень мышления сформирован, ребенок в состоянии заместить  собой образ другого человека - взять на себя роль и действовать  в соответствии с ее содержанием.

Таким образом, игра - это ведущий вид  деятельности дошкольников. Она важна  для развития психических процессов  у детей. Именно в ней формируются  основные новообразования, подготавливающие переход дошкольника к следующему возрастному этапу - младшему школьнику.

Велико  значение игровой деятельности в  развитии мотивационной сферы ребенка, в формировании социальной готовности его к школе. В игре активно  формируется нравственные основы будущего школьника.

Игра  является и первой школой воли ребенка. Именно в игре первоначально проявляется  способность добровольно, по собственной  инициативе подчиниться различным требованиям.

Ценность  игровой деятельности заключается  и в том, что она обладает наибольшими  возможностями для формирования детского общества. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей; она как никакая  другая деятельность позволяет детям  уже на самых ранних стадиях развития создавать самодеятельным путем  те или иные формы общения.

В игре как в ведущем виде деятельности активно формируется или перестраиваются  психические процессы, начиная от самых простых и кончая самыми сложными. В игре ребенок раньше и легче выделяет сознательную цель запоминать и припоминать, запоминает большее количество слов, чем в лабораторных условиях.

Информация о работе Развитие игровой деятельности дошкольника