Развитие игровой деятельности дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 18:54, контрольная работа

Описание

Игра — свободно развивающаяся деятельность, предпринимаемая ради удовольствия от самого процесса, а не от результата. Игре присущ творческий, импровизационный, активный характер, т. е. игра является своеобразным «полем творчества» для ребенка.

Содержание

Введение.
1. Значение игр для психического развития ребенка.
2. Характеристика и анализ исследования данной проблемы в современной литературе.
3. Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, уровни развития.
4. Характеристика уровня развития игровой деятельности у детей.
Заключение.
Литература.

Работа состоит из  1 файл

психология.docx

— 49.62 Кб (Скачать документ)

В игровой  деятельности складываются особо благоприятные  условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно - действенного мышления к элементам словесно - логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка  создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать  их.

В процессе игровой деятельности зарождаются  и дифференцируются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре зарождается  художественная деятельность, в ней  впервые появляются элементы труда  обучения. Использование игровых  приемов, дидактических игр делает обучение в этом возрасте сообразным природе ребенка.

Игра  создает «зону ближайшего развития ребенка» (Л.С.Выготский) «В игре ребенок  всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного  поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции  развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем  своего обычного поведения».

Таким образом, дошкольник развивается в  разных видах деятельности. Особо  важное значение в подготовке его  перехода на следующую возрастную ступень  имеет игра. Она является ведущей  деятельностью в дошкольный период, поскольку, как никакая другая деятельность, отвечает особенностям психики дошкольника, наиболее свойственна и характерна для него.

Игры  детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявлению детей, по воздействию на ребенка, по видам  используемых предметов, происхождению  и т.д. Все это чрезвычайно затрудняет классификацию детских игр, однако для правильного руководства  играми группировка их необходима. Наибольшее распространение в педагогике имеет деление игр на 2 большие  группы: творческие игры и игры с  правилами.

Содержание  творческих игр дети придумывают  сами, отражая в них свои впечатления, свое понимание окружающего и  отношение к нему.

Игры  с правилами создаются и вносятся в жизнь детей взрослыми. В  зависимости от сложности содержания и правил, они предназначаются  для детей разного возраста.

В свою очередь, обе группы игр имеют  свои разновидности. Группу творческих игр составляют сюжетно-ролевые  игры (это основной вид творческих игр), строительно-конструктивные, игры - драматизации.

Игры  с готовым содержанием и правилами  по своему воспитательному воздействию  условно подразделяются на игры дидактические, в которых, прежде всего, развивается  умственная деятельность детей, углубляются  и расширяются их знания; игры подвижные, в которых совершенствуются различные  движения; игры музыкальные, развивающие  музыкальные способности. Различают  также игры-развлечения, игры-забавы.

Таким образом, игра - это ведущий вид  деятельности дошкольников. Она важна  для психического развития детей. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход дошкольника  к следующему возрастному этапу - младшему школьнику. Она является ведущей деятельностью в дошкольный период, поскольку, как никакая другая деятельность, отвечает особенностям психики дошкольника, наиболее свойственна  и характерна для него. Детские  игры делятся на две большие группы: творческие игры и игры с правилами. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, уровни развития.

Сюжетно-ролевая  игра - это основной вид игры ребенка  дошкольного возраста. Ей присущи  основные черты игры: эмоциональная  насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Сюжетно-ролевая игра по своему характеру - деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это  окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками (сверстниками) в классе (на ковре).

Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т.п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. При этом нет ничего невозможного: можно, сев в кресло - «ракету», очутиться на Луне, при помощи палочки - «скальпеля» - сделать операцию. Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свое представление, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. На эту особенность игры указывал К.Д. Ушинский: «…в игре же дитя - зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

Творческий  характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого сопряжена с активной работой  воображения, с развитием у ребенка  способности отображать свои впечатления  об окружающем мире. При разыгрывании роли творчество ребенка принимает  характер перевоплощения. Успешность его непосредственно связана  с личным опытом играющего, степенью развития его чувств, фантазии интересов. Дети проявляют большую изобретательность, подбирая игрушки, помогающие полнее реализовать  замысел, лучше справиться с ролью. Творческой сюжетно-ролевой игре присущи специфические мотивы. Наиболее общий мотив - стремление ребенка к совместной социальной жизни с взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой - с растущей самостоятельностью детей. Возникающее противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, воспроизводит его жизнь, деятельность и отношения. Непосредственные мотивы игры с возрастом детей изменяются, определяя содержание игр. Если у младшего дошкольника основная побудительная причина игры - действие с привлекательными предметами, то для ребенка старшего дошкольного возраста основной мотив - воспроизведение отношений, в которые вступают друг с другом изображаемые в игре взрослые. Для школьника основное в сюжетно-ролевой игре - проявление высоких моральных качеств, которыми отличается тот или иной человек (храбрость, честность и др.).

Таким образом, в сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и  уточнятся, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности. Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и  удовольствие уже самим своим  процессом.

Сюжетно-ролевая  игра имеет следующие структурные  компоненты: сюжет, содержание, роль. Главным  компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой  сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (крутить руль автомашины, готовить обед, учить рисовать учеников и т.д.) - одно из основных средств реализации сюжета.

Сюжеты  игр разнообразны. Условно их делят  на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т. д.), общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу и т.д.).

На протяжении истории человечества сюжеты детских  игр меняются, поскольку зависят  от эпохи, особенностей экономики, культурных, географических, природных условий. Так, в играх детей народов  Севера отражаются охота на тюленей, моржей, труд оленеводов. Дети, живущие  в приморских регионах, играют в  кораблестроителей, работают в порту, встречают туристов. Но, кроме того, в каждую эпоху происходили экстремальные  события, которые существенно отражались на жизни людей, вызывали эмоциональный  отклик у детей и взрослых. Такие  события всегда порождали новые  сюжеты детских игр. На протяжении многих лет дети нашей страны играли в  Великую Отечественную войну (в  сражения, бомбежки, партизан и др.). после полета Ю.Гагарина в космос дети многих стран мира стали играть в освоение межпланетного пространства (строят ракеты, отправляются на Марс, Луну, работают на космической станции  Мир).

В истории  человечества есть и «вечные» сюжеты детских игр, которые как бы связывают  поколения людей: игры в семью, школу, больницу и др. Естественно, эти сюжеты в играх детей разных времен и народов отличаются своим содержанием, как отличаются и в самой жизни.

Содержание  игры, отмечает Д.Б. Эльконин, - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности. [2, с.285]

В зависимости  от глубины представлений ребенка  о деятельности взрослых меняется и  содержание игр. Например, дети младшей  группы, изображая в игре врача, многократно  повторяли одни и те же действия: измеряли температуру, смотрели больному горло. После того как малышам  сделали прививки, в игровом изображении  врача прибавились новые действия. Дети старшей группы, договариваясь  об игре в больницу, уточняли, какие  специалисты будут лечить больных: хирург, окулист, педиатр. В зависимости  от специализации врача каждый играющий выполнял специфические действия, при  этом врачи ласково разговаривали  с пациентами, уговаривали их не бояться укола, операции, перевязки, смелее принимать лекарства. Таким  образом, в содержании игры выражены разные уровни проникновения ребенка  в деятельность взрослых. Первоначально  «схватывается» в реальной жизни  и отражается в игре только внешняя  сторона деятельности (с чем человек  действует: «человек - предмет»). Затем, по мере понимания ребенком отношения  человека к своей деятельности, элементарного  постижения общественного смысла труда, в играх начинают отражаться взаимоотношения  людей («человек - человек»), а сами предметы легко заменяются (кубик - кусок мыла, хлеб, утюг, машинка) или только мысленно представляются («как будто у меня акваланг и я опускаюсь на дно  океана»).

По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей более старшего возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи. Ребенок не может представить игру до ее начала, не улавливая логическую последовательность между реальными событиями. Поэтому и содержание игр, как отмечала А.П. Усова, отрывочное, нелогичное. Малыши часто повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми и связанные с бытом: покормил мишку - уложил спать; снова покормил - и снова уложил спать. А.П. Усова охарактеризовала такие игры как игры - действия. Причем интерес к действиям часто доминирует, поэтому цель игры ускользает из поля зрения ребенка. Например, Оля усадила своих дочек за стол, пошла готовить обед, увлеклась действиями с кастрюльками, сковородками, а дочки так и остались ненакормленными.

Однако  на границе третьего и четвертого года жизни игры становятся более содержательными, что связано с расширением представлений детей об окружающем мире. Дошкольники начинают комбинировать разные события, включая в игры эпизоды из собственного опыта и из литературных произведений, которые им читали или, что особенно ценно, показывали посредством сюжетно-дидактических игр, иллюстраций в книгах, настольного театра, диафильмов.

На четвертом  и пятом году жизни в играх детей наблюдается целостность сюжета, взаимосвязанность отражаемых событий. У дошкольников складывается интерес к определенным сюжетам, в которые они играли и раньше (в семью, больницу, строителей и др.). Дети живо откликаются на новые впечатления, вплетая их, как сюжетные линии, в знакомые игры. Обогащению содержания помогает взаимодействие детей в игре, когда каждый носит что-то свое, индивидуальное. В этом возрасте начинаются обобщение и усечение изображаемых ситуаций, которые хорошо освоены ребенком в реальной жизни и не вызывают у него особого интереса. Так, если малыши, играя в детский сад, долго едят, пьют из чашек, то дети пятого года жизни завершают обед, едва поднеся ко рту ложку. А иногда ограничиваются символическими действиями.

Дети  старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания. Появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения: по мотивам мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов взрослых и др. Продолжается обобщение игровых ситуаций; помимо условных и символических действий, дети активно используют речевые комментарии («Все как будто поспали - и сразу идем в зал на праздник!»; «Давайте так: мы уже прилетели в Африку!»). Эти речевые комментарии представляют собой словесное замещение каких-либо событий. Дети прибегают к ним, чтобы не нарушать логику развертывания содержания игры.

Информация о работе Развитие игровой деятельности дошкольника