Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 19:16, курсовая работа
Цель нашей работы: теоретически обосновать и экспериментально исследовать особенности развития межличностных отношений со сверстниками в подростковом возрасте.
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме изучения межличностных отношений в психологии 6
1.1. Роль межличностных отношений в формировании личности 6
1.2 Особенности развития межличностных отношений в подростковом возрасте 13
Глава 2. Экспериментальное исследование развития межличностных отношений подростка со сверстниками 19
2.1. Цели, задачи, методы эксперимента 20
2.2 Анализ и обобщение результатов исследования межличностных отношений подростков со сверстниками 24
Заключение 28
Список литературы 29
Глава 2. Экспериментальное исследование развития межличностных отношений подростка со сверстниками
2.1. Цели, задачи, методы эксперимента
На основе проделанного обзора литературы по данной теме предлагаем следующую рабочую гипотезу для проведения исследования: мы предполагаем, что всестороннее изучение особенностей развития межличностных отношений со сверстниками в подростковом возрасте возможно с помощью диагностической программы нацеленной на
-исследование положения испытуемого в группе
-оценку уровня психологической атмосферы
-исследование отношения к себе и сверстнику
Цель: экспериментально исследовать особенности развития межличностных отношений со сверстниками в подростковом возрасте.
Задачи экспериментального исследования:
1) Составить диагностическую программу, направленную на изучение развития межличностных отношений подростков со сверстниками.
2) Апробировать диагностическую программу на практике.
3) Проанализировать результаты, обобщить и интерпретировать.
Для исследования нами разработана программа диагностики.
Методика проведения исследования развития межличностных отношений подростков со сверстниками
1) Положение испытуемого в системе межличностных отношений
2)
Оценка психологической
3) Отношение к значимым другим и своему «я»
В исследовании приняли участие 14 детей в возрасте от 12 до 13 лет.
Экспериментальная база:
Характеристика
№ | Изучаемые свойства, параметры психического явления или процесса | Описание диагностических приемов, применяемых для выявления состояния изучаемого свойства, параметра |
1. | Положение испытуемого
в системе межличностных |
Социометрическая методика |
2. | Оценка психологической атмосферы | Шкала психологической
атмосферы
(Ф. Фидлер
– Ю.Л. Ханин) |
3. | Отношение к значимым другим и своему «я» | Семантический дифференциал(Ч. Осгуд) |
Краткая характеристика использованных методик:
Социометрическая методика [11]
(Приложение 1)
Социометрия
– это система некоторых
Цель: эта методика позволяет определить положение испытуемого в системе межличностных отношений той группы, к которой он принадлежит. Исследование группы при помощи данной методики обычно проводится тогда, когда группа включает в себя не менее 10 человек и существует не менее одного года.
Экспериментальный материал: листы с ответами испытуемых на предложенные ранее вопросы (2 листа) обрабатываются, имеющаяся на них информация переносится в специальную таблицу, называемую социометрической матрицей.
Ход проведения: члены группы собираются в каком-либо помещении, получают листы для записи ответов и инструкцию.
Инструкция: « Ваша группа (класс) существует уже давно. За время совместной жизни и общения друг с другом вы, наверное, смогли неплохо узнать друг друга, и между вами сложились определенные личные и деловые отношения, симпатии и антипатии, уважение и неуважение друг другу и т.п. Не все, очевидно, складывалось гладко и образовавшиеся между вами отношения далеки, по-видимому, от идеала. С кем-то вам хорошо находиться в одной группе (классе), кто-то вас не очень устраивает и с ним вы хотели бы расстаться. Теперь представьте себе, что ваша группа начинает складываться сначала и каждому из вас предоставляется возможность вновь по своему желанию определить состав класса. Ответьте в этой связи на следующие вопросы, записав свои ответы на отдельном листе бумаги. Его предварительно необходимо подписать, чтобы мы могли судить о том, кто и кого выбирает или отвергает.
1. Кого из членов вашего класса вы по своему желанию включили бы в состав нового класса? Запишите этих людей на листе бумаги под номером 1в порядке предпочтения.
2. Кого из членов вашего класса вы, напротив, не хотели бы видеть в составе нового класса? Запишите их под номером 2 в порядке отклонения»
Обработка и интерпретация результатов: более детальную и наглядную картину отношений, сложившихся в группе (классе). Можно получить, построив специальные диаграммы, называемые социограммами. Это - выполненные по определенной схеме рисунки, на которых при помощи соответствующих условных обозначений отмечаются все выявленные в исследованной группе выборы и отклонения. Чаще всего строятся так называемые социограммы- мишени и индивидуальные социограммы, относящиеся к данному испытуемому, к лидеру и отвергаемому большинством членов группы.
Шкала психологической атмосферы
(Ф. Фидлер – Ю.Л. Ханин) (Приложение 2) [8]
Цель методики: оценка психологической атмосферы в группе. Предложена Ф.Фидлером и адаптирована Ю.Л.Ханиным. Оценка производится с помощью биполярной шкалы взаимоотношений.
Экспериментальный материал: таблица с противоположными по смыслу парами слов, с помощью которых можно оценить взаимоотношения в любой группе людей.
Ход проведения: испытуемым выдаются бланки с таблицей, в которой они должны поместить знак «х» в зависимости от того, как выражен признак в классе.
Обработка результатов:
Ответы по всем шкалам оцениваются по положению значка "х", поставленного испытуемым, от 1 до 7 баллов.
1. Соединив значки, поставленные испытуемым, можно построить профиль оценки им психологического климата класса.
2. Вычислив средние значения оценок по каждой паре слов, можно получить среднегрупповые показатели.
Сопоставление
общегрупповых показателей с
индивидуальными позволяет
Семантический дифференциал[8]
(Ч. Осгуд) (Приложение 3)
Цель: семантический дифференциал представляет собой комбинацию процедур шкалирования и метода контролируемых ассоциаций. Модификация Е.Э. Смирновой процедуры психологического исследования Ч. Осгуда предназначена для изучения отношения школьников к собственному «Я», родителям, учителям и ученикам, которое оценивается в 7-балльной шкале по семи идентичным показателям.
Экспериментальный материал: полярные характеристики, прописанные в четырех таблицах, позволяющие определять отношение испытуемого к себе и окружающим людям.
Ход проведения: испытуемым выдаются бланки с таблицами, в которых они должны поместить знак «х» в зависимости от того, какая характеристика выражена и насколько она выражена.
Обработка
результатов: ответ по каждому пункту
шкалы оценивается справа налево от 1 до
7 баллов. , в зависимости от того,
к какой из характеристик ближе помещен
знак "х". При индивидуальной
обработке может подсчитываться суммарный
балл по каждой шкале, который находится
в интервале от 7 (самая низкая оценка)
до 49 баллов (самая высокая оценка),
или строится индивидуальный профиль
по шкалам. При групповой обработке подсчитывается
средний показатель по каждому пункту
шкалы, который составляет от 1.0 до 7.0 баллов.
2.2 Анализ и обобщение результатов исследования межличностных отношений подростков со сверстниками
Исходя из данных матрицы, при помощи социометрического индекса разницы между числом полученных выборов и количеством полученных отклонений деленной на число членов без одного, по первому критерию (Положение испытуемого в системе межличностных отношений), были получены следующие результаты, представленные в рис.1:
Рис.1
Индекс групповой сплоченности на эмоционально-межличностном уровне подсчитывается по формуле
Исходя из данных матрицы, подсчитаны следующие показатели: общее число взаимных выборов, сделанных членами данной группы равно 27. Максимально возможное число взаимных выборов в данной группе равно 91. Таким образом, индекс групповой сплоченности равен:
Как видно из результатов исследования положения испытуемых в системе межличностных отношений, большинство испытуемых (57%) занимают благоприятный социометрический статус. Неблагоприятный статус («пренебрегаемые» и «изолированные») занимают 43% учеников.
По второму критерию (Оценка психологической атмосферы) из таблицы диагностической программы были получены следующие результаты, представленные в таблице № 1:
Табл. 1
Имя/фамилия ученика | итоговый показатель оценки психологической атмосферы |
Ричард Ф. | 45 |
Наташа Б. | 25 |
Катя Г. | 62 |
Вадим Р. | 52 |
Женя П. | 50 |
Рита Б. | 60 |
Денис К. | 34 |
Саша Г. | 59 |
Федя М. | 21 |
Миша Ж. | 43 |
Настя Б. | 26 |
Вова К. | 27 |
Наташа Х. | 55 |
Катя С. | 61 |
Средний балл по группе | 44,2 |
Исследование психологического климата группы показало, что большинство испытуемых (64,2%) дают высокую оценку психологической атмосферы класса. Среднегрупповой показатель равен 44,2 баллам, что является довольно высоким результатом и свидетельствует о благоприятном климате группы.
Для изучения отношения школьников к своему «я» и участникам группы (третий критерий из таблицы) мы использовали методику семантического дифференциала Ч. Осгуда, которая представляет собой комбинацию процедур шкалирования и метода контролируемых ассоциаций. Используя полярные характеристики школьники определяли свое отношение к себе и окружающим людям. Ответ по каждому пункту шкалы оценивался от 1 до 7 баллов, далее при групповой обработке мы подсчитали средний показатель по каждому пункту шкалы, который составляет от 1.0 до 7.0 баллов. Таким образом, в ходе исследования отношения ученика к участникам группы были получены следующие среднегрупповые оценки по каждой шкале:
Рис. 2
Как видно из результатов исследования большинство учеников дают самые высокие оценки другим участникам группы по таким характеристикам как «стоящий», «хороший» и «приятный». Но в целом, из показателей всех десяти шкал, среднегрупповой показатель отношения испытуемых к другим участникам группы оценивается средним баллом (3,9) в диапазоне от 1 (самая низкая оценка) до 7 (самая высокая оценка).
В процессе исследования отношения испытуемых к своему «я» были получены следующие результаты представленные ниже на рис. 3:
Рис. 3
Большинство учеников дают самые высокие оценки по таким характеристикам как «стоящий», «хороший», «содержательный» и «приятный». Но, в целом, анализируя все десять шкал, видно, что среднегрупповой показатель отношения испытуемых к своему «я» равен 5 т.е является достаточно высоким .
В ходе проведенного исследования поставленная ранее гипотеза, гласящая о том, что всестороннее изучение особенностей развития межличностных отношений со сверстниками в подростковом возрасте возможно с помощью диагностической программы нацеленной на
-исследование положения испытуемого в группе
-оценку
уровня психологической
-исследование отношения к себе и сверстнику
Информация о работе Развитие межличностных отношений подростков со сверстниками