Развитие мышления младшего школьника с нарушенным слухом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 17:42, курсовая работа

Описание

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка развития логического мышления у детей с нарушенным слухом.
Объект исследования: мышление младшего школьника с нарушенным слухом.
Предмет исследования: особенности развития логического мышления младшего школьника с нарушенным слухом.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты развития логического мышления младшего школьника с нарушенным слухом
1.1 Характеристика детей с нарушенным слухом
1.2 Психологические особенности развития логического мышления у младших школьников с нарушенным слухом
Глава 2. Исследование и развитие логического мышления младших школьников с нарушенным слухом
2.1 Описание диагностической программы
2.2 Описание развивающей программы
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Развитие мышления младшего школьника с нарушенным слухом.docx

— 351.75 Кб (Скачать документ)

Для каждого этапа превращения  развернутого материального действия в его свернутую умственную модель характерен определенный тип ориентировки ученика в условиях и содержании предложенной ему задачи. На высшем уровне такими ориентирами становятся существенные для данного типа задач опознавательные признаки обобщенного характера (они выражены в законах, понятиях) [24, с.246].

Словесно-логическое мышление ребенка, которое начинает развиваться  еще в конце дошкольного возраста, предполагает уже умение оперировать  словами и понимать логику рассуждений. Способность использовать словесные  рассуждения при решении ребенком задач можно обнаружить уже в  среднем дошкольном возрасте, но наиболее ярко она проявляется в феномене эгоцентрической речи.

Другое явление, открытое им же и относящееся к детям  данного возраста, - нелогичность детских  рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов - свидетельствует  о том, что даже к концу дошкольного  детства, т.е. к возрасту около 6 лет, многие дети еще совершенно не владеют  логикой.

Развитие словесно-логического  мышления у детей с нарушенным слухом проходит как минимум два  этапа. На первом из них ребенок усваивает  значения слов, относящихся к предметам  и действиям, научается пользоваться ими при решении задач, а на втором этапе им познается система  понятий, обозначающих отношения, и  усваиваются правила логики рассуждений. Последнее обычно относится уже  к началу школьного обучения.

Словесно-логическое мышление обнаруживается, прежде всего, в протекании самого мыслительного процесса. В  отличие от практического логическое мышление осуществляется только словесным путем. Человек должен рассуждать, анализировать и устанавливать нужные связи мысленно, отбирать и применять к данной ему конкретной задаче известные ему подходящие правила, приемы, действия. Он должен сравнивать и устанавливать искомые связи, группировать разные и различать сходные предметы и все это выполнять лишь посредством умственных действий [24, с.248].

Совершенно естественно, что, прежде чем ребенок освоит эту  сложнейшую форму умственной деятельности, он допускает ряд ошибок. Они очень  типичны для мышления маленьких  детей. Эти особенности отчетливо  обнаруживаются в детских рассуждениях, в использовании ими понятий  и в процессе освоения ребенком отдельных  операций логического мышления. Однако они не мешают детям высказывать  порой очень меткие и здравые  суждения о том, что им понятно.

 

Глава 2. Исследование логического  мышления младших школьников с

нарушенным слухом

2.1 Описание диагностической  программы

Исследования развития логического  мышления проводилось на базе специальной  школы для детей с нарушенным слухом № 69. В исследовании принимали  участие ученики 4 класса в количестве 15 человек (учащиеся 10-11 лет из них 9 девочек и 6 мальчиков).

Диагностическая программа, целью которой было определение и диагностика уровня развития логического мышления включила в себя следующие методики

Название методики

Цель методики

1

Методика «Исключение  понятий»

Исследование способности  к классификации и анализу.

2

Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах

Определить степень развитости у ребенка интеллектуальных процессов.

3

«Последовательность событий»

Определить способность  к логическому мышлению, обобщению.

4

«Сравнение понятий»

Определить уровень сформированность операции сравнения у младших школьников


(1) Методика «Исключения  понятий» Цель: предназначена для  исследования способностей к  классификации и анализу.

Инструкция: Обследуемым предлагается бланк с 17 рядами слов. В каждом ряду четыре слова объединены общим родовым понятием, пятое к нему не относится. За 5 минут обследуемые должны найти эти слова и вычеркнуть их.

1. Василий, Федор, Семен,  Иванов, Петр.

2. Дряхлый, маленький,  старый, изношенный, ветхий.

3. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.

4. Лист, почва, кора, чешуя,  сук.

5. Ненавидеть, призирать,  негодовать, возмущаться, понимать.

6. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

7. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.

8. Неудача, волнение, поражение,  провал, крах.

9. Успех, удача, выигрыш,  спокойствие, неудача.

10 Грабеж, кража, землетрясение,  поджег, нападение.

11. Молоко, сыр, сметана,  сало, простокваша.

12. Глубокий, низкий, светлый,  высокий, длинный.

13. Хата, шалаш, дым, хлев, будка.

14. Береза, сосна, дуб, ель,  сирень.

15. Секунда, час, год,  вечер, неделя.

16. Смелый, храбрый, решительный,  злой, отважный.

17. Карандаш, ручка, рейсфедер,  фломастер, чернила.

Обработка результатов

Оценка в баллах

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Кол-во правильных ответов

17

16

15

14

12-13

11

10

9

8


16-17 – высокий, 15-12 – средний  уровень, 11-8 – низкий, меньше 8 –  очень низкий.

(2)Методика « Определение  понятий, выяснение причин, выявление  сходства и различий в объектах».

Все это операции мышления, оценивая которые мы можем судить о степени развитости у ребенка  интеллектуальных процессов.

Ребенку задаются вопросы  и по правильности ответов ребенка  устанавливаются данные особенности  мышления.

1. Какое из животных  больше: лошадь или собака?

2. Утром люди завтракают. А что они делают принимая пищу днем и вечером?

3. Днем на улице светало,  а ночью?

4. Небо голубое, а трава?

5. Черешня, груша, слива  и яблоко – это…?

6. Почему когда идет  поезд, опускают шлагбаум?

7. Что такое Москва, Киев, Хабаровск?

8. Который сейчас час  (Ребенку показывают часы и  просят назвать время), (Правильный  ответ такой, в котором указаны  часы и минуты).

9. Молодую корову называют  телка. А как называют молодую  собаку и молодую овцу?

10. На кого больше похоже  собака: на кошку или на курицу? Ответь и объясни почему ты так считаешь.

11. Для чего нужны автомобилю  тормоза? (Правильным считается любой  разумный ответ, указывающий на  необходимость гасить скорость  автомобиля)

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? (Правильный ответ указывают, что это инструменты, выполняющие в чем то похожие функции).

13. Что есть общего между  белкой и кошкой? (В правильном  ответе должны быть указаны  как минимум два объясняющих  признака).

14. Чем отличается гвоздь, винт и шуруп друг от друга. (Правильный ответ: гвоздь гладкий  по поверхностям, а винт и шуруп  – нарезные, гвоздь забивают молотком, а винт и шуруп вкручивают).

15. Что такое футбол, прыжки  в длину и в высоту, теннис, плавание.

16. Какие ты знаешь виды  транспорта (в правильном ответе  как минимум 2 вида транспорта).

17. Чем отличается старый  человек от молодого? (правильный  ответ должен содержать в себе  хотя бы два существенных признака).

18. Для чего люди занимаются  физкультурой и спортом?

19. Почему считается плохо,  если кто-нибудь не хочет работать?

20. Для чего на письмо  необходимо наклеивать марку? (Правильный  ответ: марка – это знак  уплаты отправителем стоимости  пересылки почтового отправления).

Обработка результатов.

За каждый правильный ответ  на каждый из вопросов ребенок получает по 0,5 балла так что максимальное количество баллов, которое он может получить в этой методике равно 10.

Замечание! Правильным могут  считаться не только те ответы, которые  соответствуют приведенным примерам, но и другие, достаточно разумные и  отвечающие смыслу поставленного перед  ребенком вопроса. Если у проводящего  исследование нет полной уверенности  в том, что ответ ребенка абсолютно  правильный, и в то же самое время  нельзя определенно сказать что  он не верный, то допускается ставить  ребенку промежуточную оценку – 0,25 б.

Выводы об уровне развития.

10 баллов – очень высокий

8-9 баллов – высокий

4-7 баллов – средний

2-3 балла – низкий

0-1 балл – очень низкий

(3) Методика «Последовательность  событий» (предложена Н.А. Бернштейном).

Цель исследования: определить способность к логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий  и строить последовательные умозаключения.

Материал и оборудование: сложенные картинки (от 3 до 6) на которых  изображены этапы какого-либо события. Ребенку показывают беспорядочно разложенные  картинки и дают следующую инструкцию.

«Посмотри, перед тобой  лежат картинки, на которых изображено какое-то событие. Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, что бы стало  ясно, что нарисовал художник. Подумай переложи картинки, как считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено: если ребенок правильно установил последовательность картинок, но не смог составить хорошего рассказа, необходимо задать ему несколько вопросов, чтобы уточнить причину затруднения. Но если ребенок, даже с помощью наводящих вопросов не смог справиться с заданием, то такое выполнение задания рассматривается как неудовлетворительное.

Обработка результатов.

1. Смог найти последовательность  событий и составил логический  рассказ – высокий уровень.

2. Смог найти последовательность  событий, но не смог составить  хорошего рассказа, или смог но с помощью наводящих вопросов – средний уровень.

3. Не смог найти последовательность  событий и составить рассказ  – низкий уровень.

(4) Методика «сравнение  понятий». Цель: Определить уровень  сформированности операции сравнения у младших школьников.

Методика заключается  в том, что испытуемому называют два слова, обозначающие те или иные предметы или явления, и просят сказать, что общего между ними и чем  они отличаются друг от друга. При  этом экспериментатор все время стимулирует испытуемого в поиске возможно большего кол-ва черт сходства и различия между парными словами: «Чем еще они похожи?», «Еще чем», «Чем еще они отличаются друг от друга?»

Список слов сравнения.

Утро – вечер

Корова – лошадь

летчик – тракторист

лыжи – кошки 

собака – кошка

трамвай – автобус

река – озеро

велосипед – мотоцикл

ворона – рыба

лев – тигр

поезд – самолет

обман – ошибка

ботинок – карандаш

яблоко – вишня 

лев – собака

ворона – воробей

молоко – вода

золото – серебро 

сани – телега

воробей – курица

дуб – береза

сказка – песня

картина – портрет 

лошадь – всадник

кошка – яблоко

голод – жажда.

Можно выделить три категории  задач, которые применяются для  сравнения и различия поколений.

1) Испытуемому даются  два слова, явно относящиеся  к одной категории (например  «корова - лошадь»).

2) Предлагаются два слова,  у которых общее найти трудно  и которых гораздо больше отличаются  друг от друга (ворона - рыба).

3) Третья группа задач  еще сложнее – это задачи  на сравнение и различия объектов  в условиях конфликта, где различия  выражены гораздо больше чем сходство (всадник - лошадь).

Различие уровней сложности  этих категорий задач зависит  от степени трудности абстрагирования  признаков ими наглядного взаимодействия объектов, от степени трудности включения этих объектов в определенную категорию.

Обработка результатов.

1) Количественная обработка  заключается в подсчете числа  черт сходства и различия.

а) Высокий уровень –  школьник назвал более 12 черт.

б) Средний уровень –  от 8 до 12 черт.

в) Низкий уровень – менее 8 черт.

2) Качественная обработка  состоит в том, что экспериментатор  анализирует, какие черты отметил  учащийся в большем количестве  – сходства или различия, часто  ли он употреблял родовые понятия. 

2.2 Описание развивающей  программы

Целью коррекционно-развивающей  программы: развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста с нарушенным слухом с помощью  игр.

Программа проводилась в  течении 2 месяцев с группой из 10 человек (5 мальчиков и 5 девочек 10-11 лет). Занятия проводились 1 раз в неделю по 30-35 минут.

Занятие №1

Приветствие.

Упр.1.

Лабиринты

Цель: задания на прохождение  лабиринтов помогало развивать у  детей, наглядно-образное мышление и  способность к самоконтролю.

Инструкция. Детям предлагаются лабиринты разной степени сложности.

Инструкция помогите зверюшкам найти выход из лабиринта.

Приложение №1.

Упр.2.

Загадки

Цель: Развитие образного  и логического мышления.

1) Гуляю по свету,

2) Заворчал живой замок,

Жду ответа,

Лег у двери поперек. (Собака)

Найдешь ответ – 

Меня и нет. (Загадка)

3) На ночь два оконца,

4) Не море, не земля,

Сами закрываются,              Корабли не плавают

А с восходом солнца

А ходить нельзя. (болото)

Сами закрываются. (Глаза)

5) Сидит на окошке кошка

6) Два гуся – впереди  одного гуся.

Хвост как у кошки,

Два гуся – позади одного гуся

Лапы как у кошки,

и один гусь посередине

Усы как у кошки

Сколько всего гусей? (Три)

А не кошка. (Кот)

7) У семерых братьев  по

8) Два отца и два  сына 

одной сестрице

Информация о работе Развитие мышления младшего школьника с нарушенным слухом