Развитие мышления младшего школьника с нарушенным слухом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 17:42, курсовая работа

Описание

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка развития логического мышления у детей с нарушенным слухом.
Объект исследования: мышление младшего школьника с нарушенным слухом.
Предмет исследования: особенности развития логического мышления младшего школьника с нарушенным слухом.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты развития логического мышления младшего школьника с нарушенным слухом
1.1 Характеристика детей с нарушенным слухом
1.2 Психологические особенности развития логического мышления у младших школьников с нарушенным слухом
Глава 2. Исследование и развитие логического мышления младших школьников с нарушенным слухом
2.1 Описание диагностической программы
2.2 Описание развивающей программы
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Развитие мышления младшего школьника с нарушенным слухом.docx

— 351.75 Кб (Скачать документ)

нашли три апельсина

много ли всех. (восемь)

каждому досталось по

елому. Как? (Дед, отец, сын)

9) Кто носит шляпу на  ноге? (гриб)

10) Что делал слон когда 

присел на поле он?

Инструкция: Детей нужно  разделить на 2 команды. Загадки читает ведущий. За правильный ответ команде  набавляется 1 балл. В конце игры подсчитывается количество баллов, у  какой команды их больше та и победила.

Занятие 2.

Приветствие

Упр.1.

Тест «Логическое мышление»

Цель: развитие логического  мышления.

Инструкция:

В ряду записаны несколько  слов. Одно слово стоит перед скобками, несколько слов заключены в скобках. Ребенок должен из слов в скобках  выбрать два слова, которые самым  тесным образом связаны со словами  за скобками.

1) Деревня (река, /поле/, /дома/, аптека, велосипед, дождь, почта,  лодка, собака).

2) Море (катер, /рыба/, /вода/, турист, песок, камень, улица, вминая, птице, солнце).

3) школа (/учитель/, улица,  восторг, /ученик/, брюки, часы, нож,  минеральная вода, стол, коньки)

4) Город (машина, /улица/, каток, /магазин/, учебник, рыба, деньги, подарок).

5) Дом (/крыша/, /стена/, мальчик,  аквариум, клетка, диван, улица, лестница, ступень, человек).

6) Карандаш (/пенал/, /линия/, книга, часы, оценка, цифра, буква).

7) Учеба (глаза, /чтение/, очки, оценки, /учитель/, наказание, улица,  школа, золото, телега).

После выполнения задания  подсчитывается количество правильных ответов. У кого из ребят их больше тот и победил. Максимальное количество правильных ответов 14.

Упр.2.

Тест на логическое мышление.

Цель: развитие логического  мышления.

Инструкция.

Для этой игры потребуется  бумага и карандаш. Ведущий составляет предложения, но так что бы слова  в них были перепутаны. Из предложенных слов нужно попробовать составить  предложение так чтобы, заблудившиеся  слова вернулись на место и сделать это по возможности быстро.

1) Пойдем в мы воскресенье  поход. (В воскресенье мы пойдем  в поход).

2) Играют кидая дети мяч в другу его друг. (Дети играют в мяч, кидая его друг другу).

3) Максим утром дома  из рано вышел. (Максим вышел из рано утром).

4) Библиотеке интересных  в взять книг можно много. (В библиотеке можно взять много интересных книг).

5) Клоуны и завтра в  обезьяны приезжают цирк. (Завтра  в цирк приезжают обезьяны  и клоуны).

Занятие 3.

Приветствие

Упр.1.

Игра «Пословицы»

Цель игры: развитие образного  и логического мышления.

Инструкция: Учитель предлагает простые пословицы. Дети должны определить свое объяснение смысла пословиц. Спрашивать необходимо по очереди.

Дело мастера боится.

Всякий мастер на свой лад.

На все руки мастер.

Без труда и в саду нет  плода.

Картошка поспела –  берись

Без труда и в саду нет  плода.

Картошка поспела –  берись за дело.

Каков уход таков и плод.

Больше дела меньше слов.

10)Всякий человек у  дела познается.

11) Глаза боятся руки делают.

12) Без труда нет добра.

13) Терпение и труд все  перетрут.

14) Дом без крыши, что  без окон.

15) Хлеб питает тело, а  книга питает разум.

16) Где ученье – там  уменье.

17) Ученье – свет, а  неученье – тьма.

18) Семь раз отмерь, один  раз отрежь.

19) Сделал дело, гуляй смело.

20) Хороша ложка к обеду.

Упр.2.

«Ну-ка, отгадай!»

Цель: развитие логического  мышления и речи.

Инструкция: Дети делятся  на две группы. Первая группа тайно  от второй задумывает какой либо предмет. Вторая группа должна отгадать предмет задавая вопросы. На эти вопросы первая группа имеет право отвечать только «да» или «нет». После угадывания предмета группы меняются местами. Прощание.

Занятие 4

Приветствие.

Упр.1.

Лишняя игрушка.

Цель: Развитие смысловых  операций анализа, слитеза и классификации.

Инструкция: Дети и экспериментатор  приносят с собой игрушки из дома. Группа ребят делятся на две подгруппы. 1-ая подгруппа на 2-3 мин. Выходит  из комнаты. 2-ая подгруппа отбирает 3 игрушки из тех что принесли. При этом 2 игрушки должны быть «из одного класса», а третья из другого. Например с куклой и зайчиком кладут мячик. Входит первая группа и посоветовавшись, берет «Лишнюю игрушку» - ту которая по их мнению, не подходит. Если ребята легко справляются с 3 игрушками их число можно увеличить до 4-5, но не более семи. Игрушки можно заменить картинками.

Упр.2.

Цель: развитие логического  мышления и речи.

Инструкция: Из группы детей  выбирается один ведущий, остальные  садятся на стулья.

Учитель имеет большую  коробку, в которой лежат картинки с изображениями различных предметов. Водящий подходит к учителю и  берет одну из картинок. Не показывая  ее остальным детям, он описывает  предмет, нарисованный на ней. Дети из группы предлагают свои версии, следующим  водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ. Прощание.

логический мышление дети нарушенный слух

 
Заключение

Приемы логического анализа  необходимы учащимся уже в 1 классе, без овладения ими не происходит полноценного усваивания учебного материала. Проведенные исследования показывают, что далеко не все дети обладают данным умением в полной мере. Даже во 2 классе, лишь половина учащихся с  нарушенным слухом владеет приемами сравнения, подведение под понятие  выведение следствие и.т.п. Немало школьников с нарушенным слухом не осваивают их и к старшим классом. Это неутешительные данные показывают, что именно в младшем школьном возрасте необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приемам мыслительных операций. Также целесообразно использование на уроках дидактических игр, упражнений с инструкциями. С их помощью учащиеся привыкают самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Нами было установлено, что  младший школьный возраст обладает глубокими потенциальными возможностями  физического и духовного развития ребенка. Под воздействием обучения у детей формируются два основных психологических новообразования - произвольность психических процессов  и внутренний план действий (их выполнение в уме). В процессе учения дети овладевают также приемами произвольного запоминания  и воспроизведения, благодаря которым  они могут излагать материал выборочно, устанавливать смысловые связи. Произвольность психических функций  и внутренний план действий, проявление способности ребенка к самоорганизации  своей деятельности возникают в  результате сложного процесса интериоризации внешней организованности поведения ребенка, создаваемой первоначально взрослыми людьми, и особенно учителями, в ходе учебной работы.

Таким образом, исходя из результатов коррекционно-развивающей работы можно сделать выводы:

- необходима целенаправленная  работа по обучению младших  школьников с нарушенным слухом  основным приемам мыслительных  операций, что будет способствовать  развитию логического мышления;

- диагностика и своевременная  коррекция мышления младших школьников  с нарушенным слухом будет  способствовать более успешному  развитию приемов логического мышления (сравнение, обобщение, классификация, анализ).

- разработанная программа  направлена на развитие логического  мышления и показала свою эффективность.

Следовательно, гипотеза исследования о том, что развитие логического  мышления в процессе игровой деятельности младшего школьника с нарушенным слухом будет эффективным если: теоретически обоснованы психолого-педагогические условия, определяющие формирование и развитие мышления; выявлены особенности логического мышления у младшего школьника; структура и содержание игр младших школьников будут направлены на формирование и развитие у них логического мышления; определены критерии и уровни развития логического мышления младшего школьника с нарушенным слухом, подтвердилась.

 

Список использованной литературы

1.  Андреева Е.И. Психологические основы обучения детей с нарушенным слухом. – СПб.: Феникс. - 2007. – С.583.

2.  Белова Н.И. Сурдопедагогика. – М.: Просвещение. - 2005. – С.428.

3.  Богрова И.Г. Обучение слабослышащих детей. – М.: Просвещение. – 2008. – С.477.

4.  Бондаренко А.К. Словесные игры для детей с нарушениями слуха. – СПб.: Питер. - 2009. – С.500.

5.  Боскис Р.М. Педагогу о детях с нарушениями слуха. – М.: Просвещение. - 2008. – С.478.

6.  Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. – М.: Академия. - 2007. – С.537.

7.  Валлон А. Психическое развитие ребенка с нарушенным слухом. Пер. с франц. – М.: Прогресс. - 2008. – С.427.

8.  Васненко В.С. Программа обучения и воспитания детей с нарушенным слухом. – М.: Сфера. - 2007. – С.400.

9.  Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий детей с нарушениями слуха. – М.: Сфера. – 2008. – С.677.

10.  Головчиц Л.А. Сурдопедагогика. – М.: Педагогика. - 2001. – С.642.

11.  Григорьева Т.А. Особенности познавательной деятельности детей с нарушением слуха. – Минск. - 2009. – С.432.

12.  Зикеев А.Г. Дети с нарушенным слухом. – М.: Педагогика. - 2007. – С.455.

13.  Кабанова-Меллер Е.П. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся младших классов с нарушенным слухом. - М.: Просвещение. – 2008. – С.746.

14.  Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха. – М.: Гном и Д. – 2007. – С.697.

15.  Нищева Н.В. Развивающие сказки. – СПб.: Союз. – 2008. – С.683.

16.  Новоселова С.Л. Обучение в игре. – М.: Просвещение. - 2007. – С.472.

17.  Обухова Т.И. Воспитание детей с нарушением слуха. – М.: Просвещение. - 2008. – С.393.

18.  Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М.: Сфера. - 2008. – С.498.

19.  Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.: Владос. – 2008. – С.687.

20.  Психокоррекционная и развивающая работа со слабослышащими детьми / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Владос. – 2009. – С.784.

21.  Pay Е.Ф. О работе с детьми, имеющими недостатки слуха и речи. – М.: Просвещение. - 2007. – С.411.

22.  Стребелева Е.А. Специальная педагогика. – М.: Академия. – 2009. – С.853.

23.  Тверитина Е.Н. Руководство игрой детей в специализированном учреждении. – М.: Академия. - 2008. – С.483.

24.  Тимохин В.П. Сурдопедагогика. – М.: Просвещение. - 2008. – С.641.

25.  Хоменко И.А.Сурдопедагогика. - СПб.: Феникс. - 2008. – С.695.

26.  Шагунов А.Д. Диагностика и коррекция нарушения слуха. – М.: Наука. - 2008. – С.639.

27.  Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения. - М.: Юнити. – 2008. - С.660.

28.  Эльконин Д.Б. Воспитание в игре. – М.: Академия. - 2007. – 2007. – С.580.

29.  Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Юнити. - 2007. – С.589.

30.  Ясикова А.Н. Игры и упражнения, разработанные для слабослышащих детей. – СПб.: Прима. - 2009. – С.506.

 
Приложения

Приложение 1.

Лабиринты.

 

Приложение 2.

Прочти название мультфильма.

 

Приложение 3.

Соедини буквы

 

Приложение 4.

Дорисуй фигуры.


Информация о работе Развитие мышления младшего школьника с нарушенным слухом