Развитие познавательных процессов умственно отсталых школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:15, курсовая работа

Описание

Цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть развитие познавательных процессов умственно отсталых школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Определить значение понятия «умственная отсталость»
2. Познакомиться с формами и степенями умственной отсталости
3. Рассмотреть особенности развитии познавательных процессов умственно отсталых школьников;

Содержание

Введение ........................................................................................... 3
Глава 1. Общие понятия умственной отсталости
1.1. Определение понятия «умственная отсталость». Причины нарушений интеллектуального развития у детей ……………………. 5
1.2. Формы проявления и степени умственной отсталости ………... .12
Глава 2. Развитие познавательных процессов умственно отсталых школьников

2.1. Развитие мышления умственно отсталых школьников ………….15
2.2. Особенности речи умственно отсталых школьников …………22
2.3. Развитие внимания умственно отсталых школьников …………..30
2.4. Особенности памяти умственно отсталых школьников ………….37
Заключение ………………………………………………………………40
Список литературы ………………………………………………….. 45

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 206.50 Кб (Скачать документ)

Умственная отсталость проявляется не только в несформированности познавательной деятельности, но и в нарушении эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей. Отмечается недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех — слезами и т. п. Переживания их неглубокие, поверхностные. У некоторых умственно отсталых эмоциональные реакции не адекватны источнику. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада (патологические эмоциональные состояния — эйфория, дисфория, апатия).

Необходимо учитывать и состояние волевой сферы умственно отсталых. Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость — отличительные качества их волевых процессов. Умственно отсталые дети предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдаемы подражание и импульсивные поступки. Из-за непосильности предъявляемых требований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство.

Все эти особенности психических процессов умственно отсталых учащихся влияют на характер протекания их деятельности. Психология деятельности глубоко изучена дефектологами Г. М. Дульневым, Б. И. Пинским и др. Отмечая несформированность навыков учебной деятельности, следует прежде всего отметить недоразвитие целенаправленности деятельности, а также трудности самостоятельного планирования собственной деятельности. Умственно отсталые приступают к работе без необходимой предшествующей ориентировки в ней, не руководствуются конечной целью. В результате в ходе работы они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, соскальзывают на действия, производимые ранее, причем переносят их в неизменном виде, не учитывая того, что имеют дело с иным заданием. Этот уход от поставленной цели наблюдается при возникновении трудностей, а также в случаях, когда ведущими являются ближайшие мотивы деятельности («лишь бы сделать»). Умственно отсталые не соотносят получаемые результаты с задачей, которая была перед ними поставлена, а потому не могут правильно оценить ее решение. Некритичность к своей работе также является особенностью деятельности этих детей.

Таковы наиболее характерные особенности протекания познавательных процессов умственно отсталых.

Мы и дальше будем исследовать данную тему. И в дальнейшем исследовании, мы хотим подобрать методы, с помощью который можно определить уровень развития познавательных процессов у умственно отсталых детей и подобрать способы их развития. И посмотреть на практике, как, поободранные нами упражнения влияют на развитие познавательных процессов умственно отсталых школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

 

1.                  Виноградова А.Д. и др. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2111 "Дефектология"/ А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушакова; Сост. А.Д. Виноградова. - М.: Просвещение, 1985. - 144 с.

2.                  Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. – М., 1994.

3.                  Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. - В кн.: Избранные психологические исследования. М., 1956, с. 453-480.

4.                  Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания // Избр. психол. произв. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1975.

5.                  ВыготскийЛ.С. Проблемы дефектологии.- М.:Просвещение,1995.- 527с.

6.                  Граборов А.Н. Очерки по олигофренопедагогике. – М., 1961.

7.                  Градновская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.: Свет, 1997

8.                  Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. – Киев, 1985.

9.                  Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995.

10.             Замский Х.С. Умственно отсталые дети. – НПО, Образование, 1995.

11.             Запорожец А.В. Избранные психологические труды. – М., 1986.

12.             Как учить и развивать умственно отсталых детей. Сост. К.Грюневальд. – СПб.,  1994.

13.             Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 208 с.

14.             Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Издат. центр «Академия», 1998.

15.             Леонтьев А.Н. Психологические основы детской игры / Избранные психологические произведения в 2-х т.    М.: Педагогика, 1983 - 320 с. T.I.

16.             Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В. В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с.

17.             Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы /Под ред Ж И. Шиф. М, 1965, с. 217-299, гл. 6.

18.             Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников. – М., 2002.  – 160 с.

19.             Пинский Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников, М., 1962

20.             Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. М.: Просвещение, 1967.

21.             Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. / Под редакцией Ж.И.Шиф -  М.: Педагогика, 1972.

22.             Рубинштейн С. Я., Психология умственно отсталого школьника, М., 1979

23.             Специальная психология: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / В.И.Лубовский, Т.В.Розанова, Л.И.Солнцева,; Под ред. В.И.Лубовского. –М.: Издательский центр «Академия», 2003.-464 с.

24.             Тихеева Е. И. Развитие речи детей. М., 1981, с. 5—6.

25.             Шпек О. Люди с умственной отсталость: Обучение и воспитание: Пер. с не. А.П.Голубева; Науч. Ред. Рус. Текста Н.М.Назарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 432.

 

 

 

 

 

1

 



Информация о работе Развитие познавательных процессов умственно отсталых школьников