Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 14:43, реферат
Рассматриваются основные дидактические концепции, системы и средства.
Введение 3
1. Развитие представлений о дидактике как науке 4
2. Система обучения 7
3. Типология и характеристика дидактических средств 10
Заключение 21
Литература 22
Система обучения в школе не имеет исключительных прав. Она функционирует наряду с системой воспитания и в принципе должна быть неразрывно и гармонически связана с ней. Отсутствие этой второй системы или недостаточное взаимодействие между названными системами приводит к ослаблению как дидактической, так и воспитательной работы школы.
Система воспитания сочетает в себе всю совокупность факторов, воздействующих на процесс воспитания в данной институциональной среде. Г. Мушинский, говоря о системе воспитания, имеет в виду способ организованного функционирования какой-либо созданной для определенных воспитательных целей общественной структуры, представляющей собой некоторое единство и состоящей из взаимодействующих элементов. Воспитание не является предметом исследования дидактики, им занимается другая педагогическая дисциплина -- теория воспитания. Однако дидактическая деятельность так тесно переплетается с воспитательной, что некоторые авторы, например в Польше А. Добровольский и К. Лех, трактовали дидактический процесс как процесс воспитательный.
Проблемы
воспитания действительно неразрывно
связаны с проблемами обучения. Прежде
всего это определяется тем, что личность
обучаемого представляет собой неделимое
целое. Поэтому в процессе обучения, т.е.
совокупного воспитательно-обучающего
воздействия, нельзя выделить сферы исключительного
влияния на интеллект, мотивацию, систему
ценностей, эмоциональную жизнь и волю,
характер и практическую деятельность.
Эта мысль получает все более широкое
признание в мире, проявлением чего служит
убеждение, что современная школа функционирует
не для обучения в ней отдельным предметам,
а для воспитания и формирования полноценных
людей.
Среди многих типологий дидактических средств простотой отличается классификация, осуществленная Эдвардом Флемингом и Яном Якоби. Они подразделяют дидактические средства на три группы.
1. Природные средства, которые непосредственно представляют саму действительность.
2. Технические средства, которые косвенно отображают действительность. К этой группе относят визуальные, аудиальные, аудиовизуальные, манипуляционные, автоматические средства и модели.
3. Символические средства, которые представляют действительность с помощью соответствующей символики, например живого и печатного слова, звуков, технических рисунков, графов и т.п.
Эта классификация, так же как и многие другие, не отвечает всем логическим требованиям, поскольку между техническими и символическими средствами линию демаркации установить трудно. Представляя несколько шире собственную классификацию, я осознаю ее относительное несовершенство. Но она необходима для характеристики чаще всего используемых на всех ступенях школы дидактических средств5.
Эта классификация включает шесть следующих категорий:
А. Простые средства
1. Словесные средства: прежде всего учебники и другие печатные тексты.
2. Простые визуальные средства: оригинальные предметы, модели, картины, диаграммы, карты.
Б. Сложные средства
3. Механические визуальные средства, позволяющие передавать изображение с помощью технических устройств, например фотоаппарата, диаскопа, эпидиаскопа, микроскопа, телескопа.
4. Аудиальные средства, позволяющие передавать звуки и шумы -- с помощью проигрывателя, магнитофона или радио.
5. Аудиовизуальные средства, объединяющие изображение со звуком: звуковой фильм или телевидение.
6. Средства, автоматизирующие процесс обучения, к которым можно отнести дидактические машины, лингвистические кабинеты, называемые языковыми лабораториями, а также компьютеры или электронные и аналоговые цифровые машины.
Эта классификация подчеркивает определенную особенность перечисленных средств, последовательность ее позиций выстроена от простого к сложному, позволяющему все более полно заменять все больше действий учителя и учащегося. Если в тексте учебника печатное слово только заменяет живую речь учителя, то визуальные и аудиальные средства из третьей и четвертой групп позволяют получить новое качество, которое живая речь могла только описать, но не воссоздать. Легко себе представить, как эти средства обогащают дидактический процесс и повышают его эффективность. Еще большие возможности содержатся в средствах пятой и шестой групп. Они могут репродуцировать все вербальные действия учителя и, кроме того, все богатство звуков и зрительных образов. В связи с этим как сложные средства они могут в значительно большей степени обогащать дидактический процесс, нежели средства, отнесенные к первой и второй группам, которые мы называем простыми средствами.
Более подробной характеристике простых средств можно уделить сравнительно меньше внимания, поскольку они не требуют подробных рекомендаций. Входящие в их состав вербальные и визуальные средства применяются в школах всех типов, причем, наверное, нет предмета, для которого они были бы чем-то излишним.
1. Вербальные средства. Средством, экспонирующим словесное содержание, а особенно школьным учебникам уделялось до сих пор много внимания; с момента изобретения печатания Яном Гутенбергом (1492) они взяли верх над другими средствами. В целом в школе существует предубеждение против эффективности этих средств. Несмотря на это, количество страниц учебников и других работ, рекомендуемых учащимся для самостоятельного изучения, достигает иногда чрезмерных объемов. Это, разумеется, и нереально и неэффективно. Обучение в школе основано не только на сборе «готовой» информации, но и на самостоятельном «формировании» знаний, а также на овладении различными умениями, на развитии способностей и талантов, на формировании собственной позиции и в целом личности учащихся6.
2. Визуальные средства. Простые визуальные средства включают группу средств, популярно называемых научной помощью. С физиолого-психологической точки зрения -- как в полном смысле этого слова обзорные средства--они играют значительную роль в дидактическом процессе: они связывают между собой умственное и чувственное познание, содержание работы нашего ума с действительностью. Умственное познание, основанное на речи и мышлении, имеет смысл настолько, насколько оно связано с предметами и явлениями. Шире эту взаимную связь представляет глава о принципах обучения, особенно раздел о принципе наглядности. Из этого следует, что в дидактическом процессе всегда должны быть в достаточном количестве визуальные средства, чтобы за словами, которые использует учащийся, как говорил Павлов, «скрывалась действительность».
Эта действительность, экспонируемая в ходе преподавания с помощью визуальных средств, может проявляться в непосредственном, косвенном или обобщенном виде.
Визуальные средства отражают действительность в непосредственном виде, когда они представляют:
а) естественные объекты в природной среде, например деревья в лесу, в саду и в поле, животных на лоне природы или по крайней мере в зоопарке, географические или геологические объекты в месте их постоянного нахождения. Познавая естественные предметы в их обычной среде, учащийся может получить самые точные впечатления и понятия о них, понять связи и зависимости, которые имеют место между исследуемыми предметами и окружающей их средой. Такому познанию особенно способствуют хорошо организованные экскурсии, а также индивидуальное или групповое наблюдение;
б) природные объекты в искусственной среде, например экземпляры, перенесенные в предметную лабораторию, на выставку или в музей;
в) предметы, приготовленные в виде сухих (муляж животных или засушенные растения), мокрых (законсервированных в соответствующих жидкостях) или микроскопических препаратов.
Косвенный вид визуальные средства принимают в том случае, когда представляют действительность в виде:
а) модели, т.е. заменяющих средств, по возможности точно отражающих реальные предметы. Модели применяются тогда, когда мы хотим представить действительность в уменьшенном виде, например модель (макет) городской застройки, поселка, завода, дома, машины. Кроме того, модель употребляется там, где мы располагаем не натуральным экземпляром, а только его репродукцией, изображающей, например, части человеческого организма, животного, растения, части дорогостоящих механизмов и т.п.;
б) картин, т.е. плоского изображения, которое апеллирует исключительно к зрению, в то время как вышеперечисленные средства могли также служить изучению объектов с использованием других анализаторов, например, быть предметом манипуляции.
Визуальные средства обобщающего характера используются в школах в зависимости от уровня развития учащихся и характера преподаваемого предмета. Чем старше класс, тем чаще учащиеся могут пользоваться этими средствами, хотя в некоторых предметах, как, например, в математике, они могут появляться уже в начальной стадии обучения. Эти средства включают:
а) знаки, символизирующие условное содержание, например дорожные знаки или математические символы;
б) карты, которые показывают действительность с помощью условных визуальных знаков;
в) кибернетические модели, условно представляющие отношения между информацией, решениями и действиями;
г) схемы, графики и диаграммы7.
Все перечисленные здесь визуальные средства, так же как и средства вербальные, просты в эксплуатации, не требуют ни машин, ни электронных устройств. Однако эти средства постоянно совершенствуются: из года в год пишутся все лучшие учебники, для ведения записей из печатных работ вводятся сегрегаторы, книги заменяются микрофильмами. Современная промышленность выпускает визуальные средства обучения все более высокого качества, используя синтетические материалы. Даже доска, наиболее традиционный реквизит коллективного преподавания, начала подвергаться стремительным преобразованиям. Сначала появились фланелевые доски, позволяющие свободно прикреплять и передвигать соответственно подготовленные элементы. Затем стали вводить магнитные доски, на которых можно свободно размещать визуальные элементы со встроенными в них дисками из стали. Наконец, приступили к созданию графоскопов. позволяющих преподавателю экспонировать тексты, рисунки, предметы или подготовленные заранее фолиограммы, не отходя от кафедры или стола, а учащимся видеть их изображение на экране в естественных красках и в соответствующем увеличении. Одновременно благодаря в основном рационализаторским усилиям учителей, появляются новые идеи визуальной помощи, более ценные с точки зрения дидактики и позволяющие учащимся вникнуть в различные области науки, искусства и техники глубже и с большей экономией времени.
Дидактические средства, которые мы называли простыми, постоянно совершенствуются, приобретая новое качество без принципиальных изменений своего характера. Некоторые из них преобразуются в сложные, требующие применения электрооборудования, как, например, считывающие устройства или графоскопы.
Относящиеся к этой группе средства основаны на применении механических, а точнее, электротехнических устройств. Входящие в их состав визуальные, аудиальные и аудиовизуальные средства и средства, автоматизирующие дидактический процесс, существуют сравнительно недавно благодаря прогрессу науки и техники, причем темп их развития очень высок. Из года в год появляются все новые и новые идеи, а средства обучения, введенные ранее, подвергаются модернизации. От изобретения фотокамеры Дагером в течение более ста лет мы пришли к цветному телевидению, к видеомагнитофонам, дидактическим машинам и компьютерам, и эти средства находят все более широкое применение в школьной практике.
Механические средства: визуальные, аудиальные и аудиовизуальные -- мы рассмотрели в целом. Независимо от того, на какие анализаторы они воздействуют, с определенной точки зрения они аналогичны, так как основаны на механизмах, заменяющих слуховые и зрительные действия человека, они могут как бы видеть и слышать за него. Благодаря фотоаппарату, диаскопу, кинокамере и проекционному аппарату мы получаем фотографии, показываем диапозитивы, картины, кинофильмы; благодаря проигрывателю, магнитофону и радио мы получаем звуковые записи, телевидение и видео передают нам озвученное изображение.
Механические визуальные средства являются относительно старой группой сложных средств. Свое начало они берут с момента создания в 1839 г. так называемой дагерротипии. В настоящее время богатство идей и их применение, например, в виде фотоаппарата, кинокамеры, телеприемника или видеомагнитофона выходит за рамки обычного воображения. Мы умеем фотографировать не только Землю и ее объекты, но и Солнце и Луну, причем уже располагаем снимками второй -- невидимой с Земли -- стороны Луны, фотографируем объекты микроскопических размеров, а также явления с продолжительностью в доли микросекунд, более того, с помощью микроаппаратов, введенных внутрь человеческого организма, или аппарата Рентгена мы получаем снимки всех органов человека8.
Таким образом, современная техника создала огромные возможности для совершенствования работы учителя и учащихся. Сегодня трудно было бы представить себе обучение особенно естественным наукам, техническому или художественному творчеству и даже обучение истории или филологии, которое бы происходило без использования этих возможностей. Причем, разумеется, использование этого богатого арсенала средств зависит от содержания обучения, от дидактического умения и технической подготовленности учителя.
Информация о работе Развитие представлений о дидактике как науке