Развитие представлений о дидактике как науке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 14:43, реферат

Описание

Рассматриваются основные дидактические концепции, системы и средства.

Содержание

Введение 3
1. Развитие представлений о дидактике как науке 4
2. Система обучения 7
3. Типология и характеристика дидактических средств 10
Заключение 21
Литература 22

Работа состоит из  1 файл

реферат по дидактике.rtf

— 145.71 Кб (Скачать документ)

    Более широко внедряются в школу и аудиовизуальные средства особенно в преподавании гуманитарных предметов и в музыкальном воспитании, да и в преподавании других предметов часто используются проигрыватель, магнитофон или радио. Традиционный проигрыватель, преобразованный в современное стереофоническое или квадрофоническое устройство, позволяет прекрасно воспроизводить музыкальные записи. Магнитофон, особенно в кассетном варианте, является прекрасным средством, позволяющим сохранять и воспроизводить звуковые записи. Входит в употребление для дидактических целей и кассетное телевидение. Трудно переоценить эти возможности при изучении иностранных языков.

    Радио вводит нас непосредственно в область средств массовой информации (mass media), кроме радио к ним относятся телевидение, кино, книги и журналы. Тому, что современная дидактика отдает им дань уважения, есть две причины. Первая сводится к тому, что средства массовой информации оказывают влияние на совершенствование воспитательно-дидактического процесса в школах и играют важную роль в процессах многостороннего образования. Впрочем, эти функции они выполняют наряду с другими средствами обучения. Вместе с тем средства массовой информации заслуживают особого внимания со стороны школьников по причине своей важной общественной функции, которую они выполняют как средства непрерывного обучения. Учащиеся как будущее самодеятельное население будут когда-нибудь ими пользоваться в профессиональных целях, а также для повышения своей общей квалификации. Обязанность школы и состоит в том, чтобы ввести их частое и умелое употребление.

    Средства массовой информации осуществляют косвенное влияние одних людей на других. Разнообразие преподаваемой ими информации, включающей слова, звуки, шумы и изображения, может эффективно воздействовать на людей, обогащать их знания, развивать умения, формировать принципы и убеждения. При этом сила влияния косвенно зависит от качества передаваемого содержания и от подготовки слушателя.

    Другой характерной чертой воздействия средств массовой информации является отсутствие непосредственной обратной связи между передачей информации и ее восприятием. Своеобразным заменителем этой связи является общественное мнение, которое хотя и не оказывает обратного влияния на данную экспозицию, однако позволяет учитывать в ходе следующих экспозиций потребности и вкусы выразителей этого мнения.

    В связи с широким распространением и автономностью радио является особенно удобным для использования в качестве дидактического средства. Широкий диапазон передающих станций, разнообразие музыкальных, театральных и других программ, а также время радиопередач -- внутренних и зарубежных, в принципе распределяющихся в течение суток, -- факторы, позволяющие повсеместно использовать радио. Благодаря этим преимуществам, радио широко используется в общеобразовательной школе, значительно меньше в профессиональной и меньше всего -- в высшей9.

    Большую заинтересованность у дидактиков вызывает связь между процессом обучения и используемыми в нем дидактическими средствами; положительному влиянию этих средств на результаты обучения способствует их динамическое развитие и все более широкое применение в школах всего мира. Принимая во внимание эту связь, попробуем рассмотреть основные функции, которые выполняет процесс обучения, а также помощь, которую он получает со стороны технических средств. К самым важным, но не единственным функциям процесса обучения относится возможность учащихся познавать окружающую их действительность, приобретать знания об этой действительности, формировать их понимание и ощущение действительности и привлекать их к деятельности, преобразующей действительность. В связи с ролью, которую играют дидактические средства, усиливая эти функции процесса обучения, можно говорить о четырех функциях технических средств обучения. Они облегчают и углубляют:

    -- познание действительности,

    -- получение знаний о действительности,

    -- формирование принципов эмоционального отношения к действительности,

    -- развитие деятельности, преобразующей действительность10.

    Обзор функций дидактических средств имел целью показать некоторые возможности использования современной техники в дидактическом процессе для увеличения его эффективности при воздействии на человека, его влияния на всестороннее развитие личности. Речь шла о том, чтобы прежде всего выступить против одностороннего понимания функций этих средств, чтобы отвергнуть убеждение в том, что они предназначены только для усиления «привлекательности» процесса обучения, для облегчения приобретения знаний и умений.

    Концепция многостороннего обучения порывает с таким узким понятием смысла «технократизация» дидактики. Она основывается на том, что целью любого образования является осуществление изменений различных составляющих личности; эти изменения осуществляются не через пассивное приобретение знаний, а на пути решения разнородных задач обучающимся субъектом. Обучение, лишенное этих богатых средств, которыми в состоянии обеспечить современная дидактика, не создает условий для такой активности. Указанные функции дидактических средств должны были привлечь внимание к разнообразию возможностей создания таких ситуаций, при которых обучаемый может выполнять различные задачи с помощью многих средств. Одни из этих ситуаций связываются с самостоятельным приобретением знаний, другие -- с решением проблем, с дидактической игрой, с инсценировкой литературного произведения и переживанием каких-либо ценностей, а третьи -- с работами, преобразующими окружающую действительность.

    Чем больше функций выполняют дидактические средства в процессе обучения, тем важнее их роль в формировании полноценного человека. Особенно велико значение таких функций, как помощь в создании проблемных ситуаций, в формировании эмоциональной жизни, принципов и мотиваций, в преобразовании действительности. В этом прежде всего следует видеть гуманистический смысл использования техники в процессе обучения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    Таким образом, под обучением мы будем понимать планомерную и систематическую работу учителя с учащимися, основанную на осуществлении и закреплении изменений в их знаниях, установках, поведении и в самой личности под влиянием учения, овладения знаниями и ценностями, а также собственной практической деятельности. Обучение является целенаправленной деятельностью, это подразумевает намерение учителя стимулировать учение как субъективную деятельность самих учащихся. На этой основе некоторые дидактики определяют обучение как руководство учением, однако это определение не является полным, поскольку оно исключает другие характеристики обучения. Одной из таких важных характеристик является обмен информацией между учителем, другими источниками и учащимся, позволяющий учащемуся овладевать знаниями, усваивая их непосредственно или в ходе решения проблемы. Приобретая знания об окружающей действительности и о себе, учащийся приобретает способность принимать решения, регулирующие его отношение к этой действительности. Одновременно он познает моральные, социальные и эстетические ценности и, переживая их в различных дидактических ситуациях, формирует свое отношение к ним и создает систему ценностей. Важным фактором изменений личности учащихся является также их практическая деятельность, связанная с приобретением знаний и воздействием на действительность.

    Учение -- это процесс, в ходе которого на основе опыта, познания и упражнений возникают новые формы поведения и деятельности или изменяются ранее приобретенные. Оно является таким видом человеческой деятельности, который в детстве и юности превалирует над другими формами, т.е. над игрой, работой и общественной деятельностью.

    Дидактика исследует не все формы поведения, а лишь целенаправленные, т.е. те, целью которых является преобразование человеческой деятельности.

    Литература

  1. Габай Т. В. Учебная деятельность и ее средства. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 254с.
  2. Голуб Б. А. Основы общей дидактики. - М.: Владос, 1999. - 96с.
  3. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 186с.
  4. Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности. - М.: Знание, 1980. - 96с.
  5. Марев И. С. Методологические основы дидактики. - М.: Педагогика, 1987. - 221с.
  6. Оконь В. Введение в общую дидактику. - М.: Высш. Шк., 1990. - 381с.
  7. Оконь В. Процесс обучения.  - М.: Учпедгиз, 1962. - 171с.
  8. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М.: Просвещение, 1988. - 173с.
  9. Уман А. И. Учебные задания и процесс обучения. - М.: Педагогика, 1989. - 54с.
  10. Хуторский А. В. Современная дидактика. - СПб.: Питер, 2001. - 536с.

Информация о работе Развитие представлений о дидактике как науке