Развитие произвольной регуляции психической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:05, реферат

Описание

Оба последних фактора в значительной степени отражают степень сформированности произвольных (регуляторных) механизмов деятельности. В предлагаемом варианте автором предлагается технология анализа уровня сформированности произвольной регуляции психической деятельности.
Подобный анализ возможно проводить как самостоятельное исследование, но также это исследование возможно провести и в ходе обычной психодиагностической работы с ребенком. В этом случае анализ сформированности произвольных механизмов регуляции деятельности выступает как один из важнейших моментов психологического обследования.

Работа состоит из  1 файл

Развитие произвольной регуляции психической деятельности.docx

— 41.34 Кб (Скачать документ)

Развитие произвольной регуляции психической деятельности

ВВЕДЕНИЕ

Рассматривая факторы, приводящие к школьной дезадаптации уже на самых ранних стадиях обучения ребенка в образовательном учреждении, в настоящее время как одни из основных можно выделить следующие:

  1. Недостаточность формирования отдельных психических функций- от несформированности зрительно-моторных координаций до различной выраженности незрелости развития мелкой моторики, логических форм мышления, недостаточного развития речевых функций и т.п.;
  2. Недостаточный уровень развития мотивационно-волевой сферы, в том числе (в качестве функциональной базы), недостаточная сформированность регуляторных механизмов деятельности, произвольности функций, начиная от произвольного внимания и запоминания до произвольной регуляции речевой активности и поведения в целом;
  3. Определенный уровень социальной незрелости, т.е. несформированности "внутренней позиции школьника", в том числе невозможности следования определенным социальным правилам и ролям, заданным ребенку как школьнику.

Оба последних  фактора в значительной степени отражают степень сформированности произвольных (регуляторных) механизмов деятельности.

В предлагаемом варианте автором предлагается технология анализа уровня сформированности произвольной регуляции психической деятельности.

Подобный  анализ возможно проводить как самостоятельное исследование, но также это исследование возможно провести и в ходе обычной психодиагностической работы с ребенком. В этом случае анализ сформированности произвольных механизмов регуляции деятельности выступает как один из важнейших моментов психологического обследования.

1. Оценка  сформированности произвольной регуляции психической активности

Исходя  из вышеприведенных соображений  можно сформулировать основную цель диагностической части работы:

Оценка  сформированности произвольной регуляции психической активности ребенка.

Подобная оценка представляет из себя несколько диагностических этапов: Этап 1.

Задача: оценка уровня сформированности произвольной регуляции двигательной активности. Оценка сформированности произвольной регуляции движений учитывает закономерности и показатели развития двигательной активности ребенка в онтогенезе.

На  этом этапе исследования необходимо последовательно оценить:

Подэтап 1А.

Задача: оценка возможности совершать произвольные крупные движения в соответствии с заданной инструкцией отдельными частями тела (одновременное расслабление-напряжение обеих ног или рук, отдельными конечностями, попеременные движения конечностями, - например, сгибание - разгибание руки или ноги или другие движения по речевой инструкции или по показу);

Подэтап 1Б.

Задача: оценка возможности произведения серии последовательных движений (удержание двигательной программы).

Оценка  производится в определенной последовательности: от головы и шеи к нижним конечностям, от шеи и плеч к кистям и отдельным пальцам и, соответственно, от колен к пальцам ног. Исследование произвольной регуляции собственных движений на данном подэтапе заканчивается оценкой возможности удержания двигательных программ для кистей рук и пальцев с использованием известных нейропсихологических проб;

Подэтап 1В.

Задача: оценка возможности регуляции силы мышечного тонуса по типу "сильное", "среднее", "слабое", желательно, с сохранением последовательности.

Примечание. В целом возможно "редуцирование" такой развернутой оценки до исследования произвольной регуляции моторики рук, в отдельных, "зашумленных" случаях - моторики рук и произвольной мимики лица.

2. Методы оценки сформированности произвольной двигательной активности на первом этапе

Диагностические процедуры этапа осуществляются, в основном, в соответствии с принципом "от сложного к простому".

2.1. Оценка сформированности произвольной моторики рук

Исследование  должно начинаться с выполнения реципрокных движений рук, (анализ реципрокных координаций используется в нейропсихологической диагностике, как один из методов исследования кинетического праксиса).

Если  это не получается, то ребенка просят повторить движения кистей рук вслед  за взрослым.

Инструкция. "Посмотри, как я делаю и сделай так же" или "Повторяй движения моих рук ".

Психолог  четко хлопает в случайном  порядке ладонями по столу (например, в таком порядке: правой, левой, левой, обеими ладонями, левой, правой, правой и т.п.).

Задача  ребенка: повторить каждый хлопок той же рукой, что и взрослый вслед за ним (в позиции - ребенок рядом со взрослым, которая не требует право-левой перешифровки).

При невозможности  выполнения этого задания, инструкция повторяется, но ребенок повторяет  движения взрослого сначала какой-либо одной рукой (монолатеральная проба), а только затем - двумя руками (билатерально).

Далее исследуется возможность выполнения ребенком несложных последовательных движений (произвольное удержание двигательной программы). Например, сжать ладонь в кулак, далее разогнуть указательный палец, согнуть его, а после этого разогнуть мизинец. Также возможно использование стандартных нейропсихологических проб на исследование динамического праксиса: "кулак-ребро-ладонь" и анализ возможности удержания этой программы. Для этих же целей анализируется выполнение ребенком и иных двигательных программ. Например: прямая нога на пятке - на носочке - сгибается в колене.

В качестве усложненной (сенсибилизированной) пробы  можно предложить ребенку делать одновременные разнонаправленные  движения руками (например, одна рука "делает" вращательные круговые движения по столу, а другая -"поглаживающие" движения из стороны в сторону поперек стола и т.п.);

Для оценки сформированности произвольной регуляции движений пальцев рук используются следующие пробы:

  1. последовательно или в указанном порядке прикоснуться большим пальцем руки ко всем остальным пальцам на руке ("Поздороваться каждому пальчику с большим пальцем" - в качестве инструкции для детей дошкольного возраста);
  2. "выбрасывание" пальцев из кулака в определенной последовательности (порядке).

2.2. Оценка сформированности движений мимических мышц лица

Оценка  возможностей произвольной регуляции  мимических мышц производится:

  1. по четкой речевой инструкции;
  2. в случае невозможности выполнения - по показу взрослого.

Например: зажмурить (прищурить, прикрыть) только один глаз, а потом - другой, нахмурится, поднять брови, попробовать поднять  только одну бровь (усложненная, сенсибилизированная  проба) и т.п. также анализируется  возможность выполнения простых  двигательных программ (например, улыбнуться - вытянуть губы трубочкой, улыбнуться -зажмурить глаза).

2.3. Ориентировочные нормативные показатели характера выполнения предлагаемых заданий 1-го этапа

  • к 4,5-5-ти годам возможно выполнение движений ладонями рук вслед за взрослым в том же порядке с самостоятельным удержанием задания;
  • к 5-5,5 годам ребенок может выполнить несложную двигательную программу одной рукой (при этом возможны элементы синкинезий - сопутствующих движений в другой руке) или двумя руками одновременно;
  • к 5,5-6-ти годам возможно выполнение реципрокных движений кистей рук (с единичными ошибками);
  • к 6,5-7-летнему возрасту дети могут выполнить произвольные мимические движения по речевой инструкции взрослого, с единичными ошибками;
  • детям 5,5-6,5-летнего возраста подобные задания доступны после речевой инструкции, сопровождаемой показом;
  • к 7-8-летнему возрасту ребенок может выполнить различные двигательные программы как разноименными руками (ногами), так и мимической мускулатурой.

3. Оценка сформированности произвольной регуляции ВПФ (Этап 2.)

Задача: оценка произвольной регуляции высших психических функций

На  этом этапе анализируется возможность  целенаправленной организации собственной  деятельности в определенном "русле" (мнестические процессы, речемыслительная деятельность и т.п.), или произвольной регуляции ребенком своей познавательной активности, в том числе и в смысле возможности ограничения (или даже прекращения) собственной деятельности.

С этой целью необходимо исследовать, в  первую очередь:

  1. возможность удержания программы выполнения тех или иных заданий;
  2. возможность удержания алгоритма, созданного самим ребенком.

Примечание. Подобная регуляция может быть сформирована несколько лучше, чем произвольность двигательной активности в силу речевого опосредования и, наоборот,

может значительно страдать из-за отсутствия такого опосредования, в том числе и в случаях парциальной несформированности речевого развития.

На  данном этапе предусматривается  качественный анализ определенных параметров, свидетельствующих об уровне произвольного владения собственной деятельностью. Прежде всего анализируется возможность:

  • удержания инструкции (не удерживает; удерживает при повторении инструкции; удерживает самостоятельно);
  • удержание программы выполнения заданий: невербального или вербального характера (не удерживает; удерживает при вынесении программы вовне; удерживает самостоятельно);
  • распределение внимания по ряду признаков одновременно (способен "удержать" только одни признак; способен к распределению внимания и "работе" с двумя признаками при незначительной помощи взрослого; способен к распределению внимания и продуктивной работе с двумя и более признаками самостоятельно);

3.1. Методы оценки произвольной регуляции высших психических функций

Подобная  оценка возможна при анализе выполнения ребенком большинства известных  диагностических методик и заданий, в том числе таких как: -    Прогрессивные Матрицы Дж.Равена;

  1. Методика Пьерона-Рузера;
  2. Методика В.М. Когана;
  3. Опосредованное запоминание по А.Н. Леонтьеву;
  4. Установление последовательности событий;
  5. Выделение существенных признаков;
  6. Подбор по аналогии и т.п.

3.2. Ориентировочные нормативные показатели характера выполнения 
предлагаемых заданий

  1. к 6,5-7-летнему возрасту ребенок может удерживать инструкцию, при выполнении сложных заданий иногда нуждается в ее повторении;
  2. к этому же возрасту ребенок способен удержать программу выполнения вербального или невербального характера. На фоне утомления может потребоваться небольшая организующая помощь взрослого. Доступно распределение внимания по двум признакам (и удержание этой программы);
  3. после 7-ми лет доступно распределение внимания по трем признакам одновременно.

4. Сформированность произвольной регуляции экспрессивного поведения (Этап3.)

Задача: оценка сформированности произвольной регуляции экспрессивного поведения

В данном случае специального исследования произвольной регуляции не предусматривается.

Оценка  сформированности эмоциональной регуляции может быть произведена посредством наблюдения за эмоциональной экспрессией ребенка, его поведенческими реакциями в процессе обследования, так и наблюдения за игрой ребенка, а также при анализе жалоб родителей, изучения истории развития (анамнеза).

Оценивается:

  1. наличие или отсутствие импульсивности;
  2. степень выраженности аффективной экспрессии;
  3. преобладающий "знак" эмоциональных реакций;
  4. возможность сдерживать и/или анализировать свои эмоции, переживания и поведение (в том числе и речевую активность).

Методы  оценки сформированности произвольной регуляции экспрессивного поведения

Метод наблюдения является наиболее адекватным для поставленных задач. Рекомендуется  наблюдение не только в процессе диагностики, но и в других ситуациях.

По  результатам диагностики составляется примерный план дальнейшей развивающей  или коррекционной работы в соответствии с предлагаемой ниже технологией  проведения коррекционно-развивающей  работы.

Литература  к 1-й части

  1. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. - М.: Просвещение , 1991.
  2. Никольская О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма -М.: Центр лечебной педагогики, 2000.
  3. Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. - М.: Когито-Центр, 1996.
  4. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М.: АРКТИ, 2000. (Б-ка психолога-практика).
  5. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике. - М.: Изд-во

Информация о работе Развитие произвольной регуляции психической деятельности