Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:05, реферат
Оба последних фактора в значительной степени отражают степень сформированности произвольных (регуляторных) механизмов деятельности. В предлагаемом варианте автором предлагается технология анализа уровня сформированности произвольной регуляции психической деятельности.
Подобный анализ возможно проводить как самостоятельное исследование, но также это исследование возможно провести и в ходе обычной психодиагностической работы с ребенком. В этом случае анализ сформированности произвольных механизмов регуляции деятельности выступает как один из важнейших моментов психологического обследования.
Развитие произвольной регуляции психической деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Рассматривая факторы, приводящие к школьной дезадаптации уже на самых ранних стадиях обучения ребенка в образовательном учреждении, в настоящее время как одни из основных можно выделить следующие:
Оба последних фактора в значительной степени отражают степень сформированности произвольных (регуляторных) механизмов деятельности.
В предлагаемом варианте автором предлагается технология анализа уровня сформированности произвольной регуляции психической деятельности.
Подобный анализ возможно проводить как самостоятельное исследование, но также это исследование возможно провести и в ходе обычной психодиагностической работы с ребенком. В этом случае анализ сформированности произвольных механизмов регуляции деятельности выступает как один из важнейших моментов психологического обследования.
1. Оценка сформированности произвольной регуляции психической активности
Исходя из вышеприведенных соображений можно сформулировать основную цель диагностической части работы:
Оценка сформированности произвольной регуляции психической активности ребенка.
Подобная оценка представляет из себя несколько диагностических этапов: Этап 1.
Задача: оценка уровня сформированности произвольной регуляции двигательной активности. Оценка сформированности произвольной регуляции движений учитывает закономерности и показатели развития двигательной активности ребенка в онтогенезе.
На этом этапе исследования необходимо последовательно оценить:
Подэтап 1А.
Задача: оценка возможности совершать произвольные крупные движения в соответствии с заданной инструкцией отдельными частями тела (одновременное расслабление-напряжение обеих ног или рук, отдельными конечностями, попеременные движения конечностями, - например, сгибание - разгибание руки или ноги или другие движения по речевой инструкции или по показу);
Подэтап 1Б.
Задача: оценка возможности произведения серии последовательных движений (удержание двигательной программы).
Оценка производится в определенной последовательности: от головы и шеи к нижним конечностям, от шеи и плеч к кистям и отдельным пальцам и, соответственно, от колен к пальцам ног. Исследование произвольной регуляции собственных движений на данном подэтапе заканчивается оценкой возможности удержания двигательных программ для кистей рук и пальцев с использованием известных нейропсихологических проб;
Подэтап 1В.
Задача: оценка возможности регуляции силы мышечного тонуса по типу "сильное", "среднее", "слабое", желательно, с сохранением последовательности.
Примечание. В целом возможно "редуцирование" такой развернутой оценки до исследования произвольной регуляции моторики рук, в отдельных, "зашумленных" случаях - моторики рук и произвольной мимики лица.
2. Методы оценки сформированности произвольной двигательной активности на первом этапе
Диагностические процедуры этапа осуществляются, в основном, в соответствии с принципом "от сложного к простому".
2.1. Оценка сформированности произвольной моторики рук
Исследование должно начинаться с выполнения реципрокных движений рук, (анализ реципрокных координаций используется в нейропсихологической диагностике, как один из методов исследования кинетического праксиса).
Если это не получается, то ребенка просят повторить движения кистей рук вслед за взрослым.
Инструкция. "Посмотри, как я делаю и сделай так же" или "Повторяй движения моих рук ".
Психолог четко хлопает в случайном порядке ладонями по столу (например, в таком порядке: правой, левой, левой, обеими ладонями, левой, правой, правой и т.п.).
Задача ребенка: повторить каждый хлопок той же рукой, что и взрослый вслед за ним (в позиции - ребенок рядом со взрослым, которая не требует право-левой перешифровки).
При невозможности выполнения этого задания, инструкция повторяется, но ребенок повторяет движения взрослого сначала какой-либо одной рукой (монолатеральная проба), а только затем - двумя руками (билатерально).
Далее
исследуется возможность
В качестве
усложненной (сенсибилизированной) пробы
можно предложить ребенку делать
одновременные
Для оценки сформированности произвольной регуляции движений пальцев рук используются следующие пробы:
2.2. Оценка сформированности движений мимических мышц лица
Оценка возможностей произвольной регуляции мимических мышц производится:
Например: зажмурить (прищурить, прикрыть) только один глаз, а потом - другой, нахмурится, поднять брови, попробовать поднять только одну бровь (усложненная, сенсибилизированная проба) и т.п. также анализируется возможность выполнения простых двигательных программ (например, улыбнуться - вытянуть губы трубочкой, улыбнуться -зажмурить глаза).
2.3. Ориентировочные нормативные показатели характера выполнения предлагаемых заданий 1-го этапа
3. Оценка сформированности произвольной регуляции ВПФ (Этап 2.)
Задача: оценка произвольной регуляции высших психических функций
На
этом этапе анализируется
С этой целью необходимо исследовать, в первую очередь:
Примечание. Подобная регуляция может быть сформирована несколько лучше, чем произвольность двигательной активности в силу речевого опосредования и, наоборот,
может значительно страдать из-за отсутствия такого опосредования, в том числе и в случаях парциальной несформированности речевого развития.
На данном этапе предусматривается качественный анализ определенных параметров, свидетельствующих об уровне произвольного владения собственной деятельностью. Прежде всего анализируется возможность:
3.1. Методы оценки произвольной регуляции высших психических функций
Подобная
оценка возможна при анализе выполнения
ребенком большинства известных
диагностических методик и
3.2. Ориентировочные нормативные показатели
характера выполнения
предлагаемых заданий
4. Сформированность произвольной регуляции экспрессивного поведения (Этап3.)
Задача: оценка сформированности произвольной регуляции экспрессивного поведения
В данном случае специального исследования произвольной регуляции не предусматривается.
Оценка сформированности эмоциональной регуляции может быть произведена посредством наблюдения за эмоциональной экспрессией ребенка, его поведенческими реакциями в процессе обследования, так и наблюдения за игрой ребенка, а также при анализе жалоб родителей, изучения истории развития (анамнеза).
Оценивается:
Методы оценки сформированности произвольной регуляции экспрессивного поведения
Метод наблюдения является наиболее адекватным для поставленных задач. Рекомендуется наблюдение не только в процессе диагностики, но и в других ситуациях.
По
результатам диагностики
Литература к 1-й части
Информация о работе Развитие произвольной регуляции психической деятельности