Развитие произвольной регуляции психической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:05, реферат

Описание

Оба последних фактора в значительной степени отражают степень сформированности произвольных (регуляторных) механизмов деятельности. В предлагаемом варианте автором предлагается технология анализа уровня сформированности произвольной регуляции психической деятельности.
Подобный анализ возможно проводить как самостоятельное исследование, но также это исследование возможно провести и в ходе обычной психодиагностической работы с ребенком. В этом случае анализ сформированности произвольных механизмов регуляции деятельности выступает как один из важнейших моментов психологического обследования.

Работа состоит из  1 файл

Развитие произвольной регуляции психической деятельности.docx

— 41.34 Кб (Скачать документ)

АПКиПРО, 2001.

Конец первой (диагностической) части  статьи

5. Технология проведения коррекционной  работы по программе формирования  произвольной регуляции психической  деятельности

При реализации коррекционной программы необходимо учитывать:

  1. выявленный уровень сформированности произвольной регуляции деятельности;
  2. выявленный актуальный уровень двигательного, когнитивного, аффективного и эмоционально-личностного развития ребенка;
  3. общие законы и закономерности нормативного развития, в том числе законы и этапы развития двигательных актов и овладения пространственными представлениями, закономерности аффективного развития;
  4. ведущий тип мотивации деятельности;
  5. поэтапность в формировании новых видов деятельности в соответствии с теорией П.Я. Гальперина.

Коррекционная работа состоит из ряда последовательных этапов. Работа над каждым следующим  этапом должна проводиться лишь в  том случае, если у ребенка достаточно сформированы регуляторные механизмы, отрабатываемые на предыдущем этапе.

Проверить подобного рода сформированность можно с помощью описанных выше диагностических процедур, сравнивая получаемые результаты с результатами первичной диагностики как на уровне регуляции движений, так и возможность произвольной регуляции собственной речевой активности, и других высших психических функций.

В случае возникающих трудностей возможно и  необходимо "возвращение" на соответствующий  этап коррекционной работы.

Помимо  этого можно сформулировать наиболее важные параметры развивающей или коррекционной работы. К ним можно отнести:

  • форму проведения коррекционной работы;
  • продолжительность и режим занятий;
  • подбор и комплектация групп.

Выбор индивидуальной или групповой формы  коррекционной работы определяется в первую очередь структурой развития, а также возрастом и выраженностью аффективных проблем ребенка.

Также вывод на индивидуальные занятия  необходим в том случае, если ребенок  резко выбивается из темпа "движения" группы внутри решения коррекционных задач за редким исключением.

При этом наполняемость групп при каждом конкретном виде коррекционной работы должна быть обоснована. Наши представления  об оптимальной наполняемости групп  для детей разного возраста при  использовании авторских программ формирования произвольной регуляции приведены в табл.1.

5.1. Программа формирования произвольной  регуляции деятельности

Программа состоит из четырех основных усложняющихся  этапов, общей целью которых является формирование произвольной регуляции деятельности ребенка.

Каждый  этап представляет собой серию усложняющихся  заданий, направленных на развитие возможности  произвольной регуляции деятельности того или иного уровня и сложности. Например, второй этап направлен на формирование произвольной регуляции на уровне "двигательных программ": от самых элементарных до чрезвычайно сложных, состоящих из большого количества последовательных движений различных частей тела.

В соответствии с основными принципами коррекционной  работы все задания, преимущественно игровые, должны быть построены по принципу образности, имеют возрастную соотнесенность, то есть учитывают общий уровень развития ребенка (в том числе и мотивационные аспекты).

Каждый  из этапов состоит:

  • из основной части (собственно задания направленные на формирование необходимых навыков, входящих в задачи этапа;
  • из контрольных заданий и/или сенсибилизированных заданий, основной задачей которых является оценка правильности сформированности и "прочности" овладения произвольными навыками, входящими в структуру этапа

Длительность  каждого этапа не ограничена какими-либо жесткими сроками, а предполагает, при  необходимости, возврат на более  ранние, предыдущие этапы работы.

Этап 1. Подэтап 1А.

Задача: работа над собственным телом, формирование произвольной двигательной регуляции на уровнях целостного тела.

Наиболее  важным на этом этапе является фиксация внимания на ощущениях (на уровне мышечных) полного расслабления или, напротив, полного напряжения.

Основное  условие подэтапа: работа проходит в основном в положении "лежа на спине".

Пример  задания: упражнение "Бережок". Детям предлагается представить, что они находятся на бережку на солнышке. При этом основная задача заключается в том, чтобы все мышцы лица, шеи, тела в целом были максимально расслаблены. По команде ведущего: "Подул сильный ветер, стало холодно!" - дети должны максимально напрячь все мышцы (лица, шеи, всего тела) одновременно.

Длительность  напряжения не должна превышать 5 - 7 секунд.

После этого необходимо, чтобы дети вновь  расслабились. Комментарий ведущего: "Ветер стих, снова тепло, тихо, приятно".

Задача  ведущего: обязательное отслеживание качества расслабления и напряжения каждого ребенка.

Подэтап 2А.

Задача  подэтапа: формирование произвольной двигательной регуляции рук и ног (частей тела).

Работа  последовательно проводится с отдельными мышечными комплексами: напряжение, а затем полное расслабление отдельных  частей тела в четкой последовательности:

  • начиная от лица к плечам;
  • от головы к рукам;
  • от рук к туловищу и ногам;
  • затем к группам мышц рук и ног (от мышц плеча к мышцам предплечья);
  • к группам мышц кистей рук и стоп.

Игровые задания ориентированы на выполнение изолированных напряжений и расслаблений конечностей и частей тела в описанной  выше последовательности: лицо, рука (правая, левая) и так далее, заканчивая мышцами голени и стопы.

Пример задания: "Ветер в лицо".

Основное  условие поэтапа: Дети лежат или сидят на ковре. По команде взрослого: "Ветер в лицо!", дети должны сильно напрячь все мышцы лица. При этом плечи, руки, остальные части тела (и желательно диафрагмальная область) должны оставаться расслабленными.

Длительность  напряжения не должна превышать 5-7 сек.

По  команде ведущего: "Ветер стих!", - дети расслабляют лицо, а ведущий  должен проверить отсутствие напряжения не только на лице, но и в других частях тела. Аналогично в рамках игровых заданий проводится работа с изолированным напряжением-расслаблением других частей тела и конечностей.

Контрольные задания этапа: контрольные задания к этапу см. в диагностической части протокола.

Этап 2.

Задача  этапа: произвольное удержание двигательной программы (работа над последовательной серией произвольных движений).

Условия проведения занятий этапа: этап проводится как лежа на спине, так и в положении "сидя" и "стоя".

Примечание. Следует обратить особое внимание на последовательность подачи ребенку заданий с целью переноса контроля за выполнением извне (контроль со стороны взрослого) непосредственно на контроль за собственными действиями самим ребенком (интероризация навыка по П.Я. Гальперину).

Подэтап 2А.

На  подэтапе 2А выполнение серий произвольных движений должно происходить первоначально по образцу (показу) и одновременно по развернутой речевой инструкции, когда пошаговый контроль обеспечивается специалистом.

Пример: "Зарядка Буратино". Под счет взрослого ребенок поднимает одну или обе руки вверх, затем сгибает в локтях по прямой линии к ушам, вновь распрямляет руки в локтях, затем возвращает руки в исходное положение. При этом следует обратить особое внимание на отсутствие тонуса в кистях и предплечьях, а так же в других областях тела.

Задания выполняются либо каждой рукой (ногой) в отдельности или одноименной  рукой и ногой одновременно, либо обеими конечностями одновременно.

Примечание. Поочередное взаимодействие рук и ног на данном подэтапе не предусмотрено.

Далее специалист организует следование программе  и контроль (проверка напряжения или  расслабления той или иной группы мышц). На этом промежуточном этапе  контроль за правильностью выполнения тех или иных движений распределен между специалистом и ребенком.

Следующим может быть выполнение задания (оно  должно иметь четкое название) только по речевой инструкции.

В этом же ключе производится работа с нижними  конечностями.

Заключительным  разделом подэтапа можно считать правильное выполнение заданий ребенком только по названию заданий, с собственным (или попарным) контролем.

Подэтап 2Б.

Задача: формирование произвольной регуляции силы мышечного напряжения (тонуса) и направление приложения силы.

Условия выполнения заданий: задания выполняются в различных положениях (преимущественно сидя и стоя).

Пример: "Умный мячик".

Ребенок обеими руками или каждой рукой отдельно должен толкнуть мяч с определенной силой (то есть на определенное расстояние). Мяч должен остановить свое движение в определенном месте (зоне). Эту игру лучше проводить в парах. В аналогичном ключе отрабатывается "точность" силы в упражнениях с ногами лежа или сидя на стуле.

Примечание. На этом подэтапе также предусмотрены последовательные движения как изолированными конечностями, так и всем телом, не включающие сложные реципрокные (билатеральные) взаимодействия конечностей.

Подэтап 2В.

Примечание. Упражнения этого этапа базируется на ранее освоенных умениях и дополняется выполнением поочередных движений руками и ногами в рамках игровых двигательных заданий.

Работа  на этом этапе также ведется в  соответствии с законами развития движений: вначале в проксимальных частях конечностей, с постепенным усложнением  и включением все более дистальных частей конечностей (проксимо-дистальный закон).

Пример заданий:

1. "Рубим от плеча". (В задания включается работа обеих рук по очереди);

2. "Киска умывается". Ребенок должен производить поочередные движения собственно кистями рук или пальцами в различных направлениях.

На  данном этапе, как и на предыдущем, следует особенно обратить внимание на последовательность подачи ребенку заданий с целью переноса контроля за выполнением извне (контроль со стороны взрослого) непосредственно на контроль за собственными действиями самим ребенком (в соответствии с положениями П.Я. Гальперина).

Работа  на данном этапе включает в себя выполнение заданий и в позе на четвереньках (различные варианты ползанья и игр на четвереньках)

Этап 3.

На  этом этапе наибольшее внимание уделяется  возможности произвольной регуляции собственно высших психических функций ребенка.

Задача: формирование регуляторных механизмов деятельности в целом, включая регуляцию собственной речевой активности, произвольного внимания, запоминания, элементарных эмоциональных реакций.

Пример  задания: Игра "Расскажи стихи руками".

Условия проведения: Дети лежат на животе или сидят в удобных позах лицом друг к другу в кругу. Ладони рук должны свободно касаться пола. Все вместе вспоминают какое-либо знакомое стихотворение (например, "Мойдодыр", "Муха-Цокотуха" и т.п.) Все дети хлопают по полу (обеими ладонями или реципрокно в зависимости от этапа, на котором проводится занятие) ладонями рук. Все дети хлопают ладонями одновременно под ритм стихотворения, а чтение его производится по определенному правилу: либо поочередно (по кругу) подряд, либо поочередно через одного человека. Возможно обратное проведение игры, когда стихотворение читают все вместе, а "отхлопывание" ритма производится по очереди, или через одного, или по какому-либо другому правилу. Возможно сочетание обоих вариантов заданий (как усложненное задание).

В аналогичном  ключе возможно проведение работы с  ногами, другими частями тела (плечами, носами и т.п.) в порядке усложнения правил и обязательным ожиданием  своей очереди как в двигательном, так и в речевом плане.

Здесь уместно использование различных  вариантов "вербальных" игр, наряду с групповыми двигательными, когда  ребенку приходится "ждать своей  очереди", ограничивая тем самым (то есть организуя произвольно) не только моторную, но и речевую, эмоциональную активность.

Пример: Игра "Дама купила комод, на комоде сто рублей, что хотите, то купите, черного и белого не берите, головою не мотать, "да" и "нет" не говорить, что изволите купить?!".

Этап 4.

Задача: совершенствование собственной эмоциональной регуляции.

Задания этапа представляют из себя систему постепенно усложняющихся игр по правилам, в том числе и заданий, имеющих своей целью формирование и совершенствование коммуникативных навыков, реализуя тем самым формирование собственной эмоциональной регуляции деятельности.

Завершающей частью программы является постепенный  переход к когнитивным играм  с удержанием правил и возможностью контроля не только за собственной  частью игры, но и за выполнением  правил игры партнерами.

Пример заданий: Различные настольные и "азартные" игры: "Домино", "Шашки" (поддавки), простые игры в карты, а также двигательные игры: "Вышибалы", "Казаки-разбойники", "Штандр" и т.д.

Информация о работе Развитие произвольной регуляции психической деятельности