Развитие произвольной регуляции психической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:05, реферат

Описание

Оба последних фактора в значительной степени отражают степень сформированности произвольных (регуляторных) механизмов деятельности. В предлагаемом варианте автором предлагается технология анализа уровня сформированности произвольной регуляции психической деятельности.
Подобный анализ возможно проводить как самостоятельное исследование, но также это исследование возможно провести и в ходе обычной психодиагностической работы с ребенком. В этом случае анализ сформированности произвольных механизмов регуляции деятельности выступает как один из важнейших моментов психологического обследования.

Работа состоит из  1 файл

Развитие произвольной регуляции психической деятельности.docx

— 41.34 Кб (Скачать документ)

Условия проведения заданий: частое изменение (варьирование) правил игр.

На  этом же этапе возможно проигрывание маленьких драматических сюжетов с четким распределением ролей, а затем их сменой.

Следует отметить, что в целях реализации этого этапа можно использовать отдельные задания и упражнения, предложенные М.И. Чистяковой (1995). Следует только помнить, что последовательность используемых заданий и упражнений должна соответствовать задачам коррекции, а также законам развития движений и последовательности формирования произвольности психической активности.

Работа  по данной программе предусматривает в основном групповую форму, где количество детей определяется в первую очередь, выраженностью проблем и возрастом детей.

В случаях  грубой несформированности произвольной регуляции поведения программа ФПР может быть использована в индивидуальной форме при желательном подключении ребенка к работе в малой группе на 3-м или 4-м этапах.

Общая структура занятий

Следует отметить, что каждое конкретное занятие  не может, естественно, состоять только из каких либо отрабатываемых движений. Безусловно, подобная организация занятий с ребенком фактически невозможна, а структура каждого занятия скорее представляет из себя "слоеный пирог". То есть каждое занятие тактически разбивается на различные этапы.

1. Разминка, в ходе которой можно оценить степень закрепления уже отработанных заданий;

  1. Овладение новым "материалом";
  2. Игровой этап, обязательный для каждого занятия, в ходе которого так же происходит формирование произвольности, как на двигательном уровне, так и произвольности ВПФ -внимания, памяти и т.п. в (ходе удержания заданных игровых правил) с учетом как ведущего типа мотивации каждого ребенка, так и специфики межличностных коммуникаций в целом;

4.Завершающий,  чаще всего релаксационный этап, с использованием уже имеющихся,  или формирующихся умений расслабления.

Табл. 1. Ориентировочные временные  нормативы коррекционной работы и наполняемость групп для  программы формирования произвольной регуляции (программа ФПР)

Продолжительность занятий  по программе ФПР 

Возраст ребенка

3,5-6 лет

5-6 лет *

6-7 лет**

7-8 лет

8-10

лет

 

Продолжительность занятия (в мин.)

ФПР

Индивидуальная  работа

15-20

20-25

ок. 30

30-35

35-40

 

Групповая работа

20-25

25-30

30-40

40-45

45-60


      * для детей до 5-6-ти лет программа является развивающей и проводится только в рамках игровых моментов.

** для  детей 6-7-ти лет и старше  программа может быть как развивающей,  так и коррекционной.

Наполняемость групп  для развивающей и коррекционной  работы

Возраст детей

3,5-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

7-8 лет

8-9 лет

9-10 лет

Наполняемость групп

Программа ФПР

3-4

3-5

4-6

6-7

6-7

7-8


 

Литература к 2-й части

1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие /Л.С. 
Цветкова, А.В. Семенович, С.Н. Котягина и др; Под ред. Л.С. Цветковой. - М.: МПСИ;

Воронеж: Изд. НПО "МОДЭК", 2001.

2. Комплексная методика психомоторной коррекции /Под ред. А.В. Семенович. М.: МГПУ,

1998.

  1. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. - М.: Просвещение , 1991.
  2. Никольская О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма -М.: Центр лечебной педагогики, 2000.
  3. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М.: АРКТИ, 2000. (Б-ка психолога-практика).
  4. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. - М.: АРКТИ, 2005.
  5. Чистякова М.И. Психогимнастика. - М.: Просвещение: Владос, 1995.

Информация о работе Развитие произвольной регуляции психической деятельности