Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:50, реферат
Психика — общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть два различных философских понимания природы и проявления психики: материалистическое и идеалистическое. Согласно первому пониманию психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания (рефлексия).
В соответствии с идеалистическим пониманием психики в мире существует не одно, а два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы и не выводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они тем не менее развиваются по своим законам. На всех ступенях своего развития идеальное отождествляется с психическим.
ведение…………………………………………………………………..1
Развитие психики в филогенезе……………………………………….2
Этапы развития психики в процессе эволюции животного мира….7
Сознание как высший этап развития психики……………………….9
Предпосылки возникновения сознания………………………………..13
Роль труда и орудий деятельности в возникновении сознания……15
Характеристики сознания………………………………………………..24
Список использованной литературы……………………………………25
Содержание
Введение…………………………………………………………
Развитие психики в филогенезе……………………………………….2
Этапы развития психики в процессе эволюции животного мира….7
Сознание как высший этап развития психики……………………….9
Предпосылки возникновения сознания………………………………..13
Роль труда и орудий деятельности в возникновении сознания……15
Характеристики сознания………………………………………………..24
Список использованной
литературы……………………………………25
Введение
Психика — общее
понятие, объединяющее многие субъективные
явления, изучаемые психологией
как наукой. Есть два различных
философских понимания природы
и проявления психики: материалистическое
и идеалистическое. Согласно первому
пониманию психические явления
представляют собой свойство высокоорганизованной
живой материи самоуправления развитием
и самопознания (рефлексия).
В соответствии с идеалистическим пониманием
психики в мире существует не одно, а два
начала: материальное и идеальное. Они
независимы, вечны, не сводимы и не выводимы
друг из друга. Взаимодействуя в развитии,
они тем не менее развиваются по своим
законам. На всех ступенях своего развития
идеальное отождествляется с психическим.
1
Развитие психики в филогенезе
Возникновение
психики связывают с
Одной из форм активности живого являются тропизмы (греч.
Tropos — поворот, направление) — изменение
направления в движении частей растения
под воздействием биологически значимых
раздражителей (свет, притяжение земли,
химические раздражители). Г. Лебон рассматривал
тропизмы как основу жизнедеятельности
животных.
Следующей стадией развития активности
живого являются таксисы (греч. Taxis — порядок,
расположение) — инстинктивная форма
пространственной ориентации животных.
В соответствии с ними начинается движение
либо по направлению к благоприятным,
жизненно необходимым элементам окружающей
среды (положительные таксисы), либо от
неблагоприятных (отрицательные таксисы).
Виды:
— фототаксисы, как реакции на свет,
— хемотаксисы на химические раздражители,
— термотаксисы на температурные изменения,
— геотаксисы на силу тяжести,
— гидротаксисы на течение жидкостей.
Для одноклеточных и многих низших многоклеточных
животных характерны:
2
— ортотаксисы, как реакции на ускорение
или замедление передвижения
— клинотаксисы, как реакции на изменение
направления передвижения на определенный
угол.
Инстинкты (лат. Instinctus — побуждение)
— генетически запрограммированная система
поведения, которая проявляется в виде
поведенческих актов, характерных для
данного биологического вида. Они обладают
достаточным постоянством и независимостью
от локальных изменений окружающей среды.
В структуру инстинктивного поведения
входят хорошо скоординированные движения,
выразительные позы, психофизиологические
реакции, воспроизводящиеся в строгой
последовательности. В инстинктивном
поведении выделяют подготовительную,
или поисковую фазу, которая относительно
вариативна, и завершающую, более постоянную.
Инстинкты принадлежат, прежде всего,
к пищевой, защитной, репродуктивной сферам,
характерным для данного вида.
Орудийные
действия животных —
форма поведения животных с использованием
предметов для осуществления воздействия
на другие предметы. Используемое „орудие“
является лишь посредником между организмом
и другими предметами окружающей сред,
служащим обеспечению организмических
потребностей (добывание пищи, обеспечение
удобной среды обитания, коммуникации,
агрессия и т.д.).
Учение о высшей
нервной деятельности И.П. Павлова.
По мере развития мозга возникает возможность
прижизненно изменять индивидуальное
поведение, за счет чего родовая основа
поведения, основанная на инстинктах,
существенно оптимизируется. Этот процесс
был рассмотрен И.П. Павловым (1849–1936) в
его учения о высшей нервной деятельности.
Основываясь на представлениях И.М. Сеченова
о сигнальной функции внешних раздражителей,
И.П. Павлов предложил единицами поведения
рассматривать безусловные, врожденные
рефлексы, возникающие в ответ на определенные
(безусловные) раздражители из внешней
среды, и условные рефлексы, возникающие
после связывания вначале безразличного
раздражителя с безусловным.
Рефлекс (лат. Reflexus — отраженный)
— форма психического отражения, которая
представляет собой ответную реакцию
живого организма, обусловленную воздействием
на анализатор какого–либо определенного
фактора внешней или внутренней среды.
Проявляется в сокращении мышц, выделении
секреции и т.д. Основные положения о механизмах
действия
3
рефлекса были
сформулированы Р. Декартом.
В соответствии
с классификацией, предложенной И.П. Павловым,
выделяют:
— условные рефлексы,
— безусловные рефлексы.
Безусловный
рефлекс — форма
рефлекса, который всегда реализуется
при действии на организм определенных
раздражителей. Генетически обусловлен
нервной связью между органами восприятия
и исполнительными органами.
Особенности связи между органами восприятия
и исполнительными органами были постулированы
в теории
функционального круга Я. Икскюля.
В этой теории в рамках субъективно–идеалистического
учения о мире объяснялось взаимодействие
организма и окружающей среды. Исходной
выступала та предпосылка, что окружающий
мир (Umwelt) существует для живого организма
лишь в том аспекте, который соответствуют
его потребностным состояниям. Реализация
этих потребностных состояний предполагает
согласование двух сторон представленного
субъекту мира. С одной стороны, это —
„перцептуальный мир“ (Merkwelt), мир восприятия,
„все, что замечает субъект, превращается
в его мир, в мир, меченный им“. В качестве
примера он приводит самку клеща, которая
может в течение многих месяцев ждать
нужного момента, чтобы, наконец, отцепиться
от ветки и упасть на спину пробегающему
зверю — при этом она не реагирует ни на
какие другие раздражители, кроме запаха
масляной кислоты и тепла. С другой стороны,
окружающий мир предстает для субъекта
как „операциональный мир“ (Wirkwelt), как
мир действий, „все, на что воздействует
субъект, превращается в его мир действий“.
Так для клеща объект (зверь) предстает
не только как носитель собственных признаков,
но и как „поле деятельности“ (наличие
открытого, незащищенного места для укуса).
Мир восприятия и мир действия существуют
во взаимном соответствии друг с другом,
образуя „функциональный круг“. На основе
этих представлений автором делалось
заключение, что каждый животный организм
оптимально приспособлен к той среде,
в которой традиционно живет, и что, по
степени сложности его организации можно
судить о сложности среды его обитания.
Среди видов безусловных рефлексов выделяют:
— простые безусловные рефлексы, обеспечивающие
элементарную работу
4
отдельных органов
и систем (сужение зрачков под
действием света, кашель при попадании
в гортань инородного тела),
— более сложные, лежащие в основе инстинктов
и образованные экологически валидными
последовательностями безусловных рефлексов.
Условный
рефлекс — форма
рефлекса, которая представляет собой
динамическую связь между условным раздражителем
и реакцией индивида, первоначально запускаемой
безусловным раздражителем.
Для объяснения условного рефлекса на
уровне мозга было введено понятие временной нервной связи, как механизма, обеспечивающего
функциональную связь между отдельными
структурами нервной системы при воздействии
двух или более событий актуальной внешней
среды.
В ходе многочисленных экспериментальных
исследований, проведенных в школе И.П.Павлова,
были определены правила выработки условных
рефлексов:
— совместное предъявление первоначально
индифферентного и безусловного раздражителей
при некоторой отсроченности второго
ведет к образованию временной связи;
— при отсутствии подкрепления (в результате
многочисленного неподкрепления) условного
раздражителя безусловным временная связь
постепенно затормаживается.
В своей эволюции психика прошла ряд стадий:
от сенсорной к перцептивной и далее к
интеллектуальной стадии и к формированию
сознания. При этом сознание как особенность
психики человека является продуктом
общественно–исторического развития
человеческого общества, возможность
существования которого обусловлена использованием
и изготовлением орудий труда, элементов
языка, знаний, норм поведения.
Для объяснения возможности развития
психики человека на основе общественного
опыта И.П. Павлов ввел понятия первой и
второй сигнальных систем.
Первая
сигнальная система
(лат. Signum – знак и греч. Systema – соединение)
— вид сигнальной системы, как ориентировки
животных на непосредственные раздражители,
в качестве которых могут выступать зрительные,
слуховые, тактильные сигналы, связанные
с приспособительными условно–рефлекторными
реакциями.
Вторая
сигнальная система —
вид сигнальной системы, которая ориентирована
на знаковые, прежде всего словесные, сигналы,
на основе которых возможно образование
временных нервных связей.
5
Так как для человека характерно совместное
действие первой и второй сигнальных систем,
то И.П. Павловым было предложено выделять
специфически человеческие типы высшей
нервной деятельности по преобладанию
той или иной системы. В соответствии с
этим художественный тип был определен
как имеющий преобладание первой сигнальной
системы, мыслительный — преобладание
второй сигнальной системы, а средний
как уравновешенный по этому признаку.
6
Этапы развития психики в процессе эволюции животного мира
Как же начиналось и шло развитие психики и поведения у животных?
Материалистически точно-ответить на этот вопрос сейчас, когда на Земле давно уже не осталось практически никаких следов этих процессов, невозможно. Ныне живущие простейшие существа — обладатели элементарных форм психического отражения — это не те, с которых, вероятно, начиналась эволюция психического. Ведь вместе с человеком и другим живым миром они прошли миллионы лет эволюции, и вряд ли можно рассчитывать на то, что за такое колоссальное время они не изменились. Мы сейчас в лучшем случае можем высказывать более или менее вероятные предположения о том, как все это было, начиналось и шло.
Одну из гипотез, касающуюся стадий и уровней развития психического отражения, начиная от простейших животных и кончая человеком, предложил А.Н.Леонтьев в книге «Проблемы развития психики». Позднее она была доработана и уточнена К.Э.Фабри на основе новейших зоопсихологических данных, поэтому теперь ее правильнее называть концепцией Леонтьева—Фабри.
Вся история развития психики и поведения животных, согласно этой концепции, делится на ряд стадий и уровней . Выделяется две стадии элементарной сенсорной психики и перцептивной психики. Первая включает в себя два уровня: низший и высший, а вторая — три уровня: низший, высший и наивысший.
Каждая из стадий
и соответствующие ей уровни характеризуются
определенным сочетанием двигательной
активности и форм психического отражения,
причем в процессе эволюционного
развития то и другое взаимодействуют
друг с другом. Совершенствование
движений ведет к улучшению
Стадия элементарной сенсорной
7
Низший уровень
стадии элементарной сенсорной психики,
на котором находятся простейшие
и низшие многоклеточные организмы,
живущие в водной среде, характеризуется
тем, что здесь в достаточно развитом
виде представлена раздражимость —
способность живых организмов реагировать
на биологически значимые воздействия
среды повышением уровня своей активности,
изменением направления и скорости движений. Чувствительность как
способность реагировать на биологически
нейтральные свойства среды и готовность
к научению методом условных рефлексов
еще отсутствует. Двигательная активность
животных еще не имеет поискового, целенаправленного
характера.
Следующий, высший уровень стадии элементарной
сенсорной психики, которого достигают
живые существа типа кольчатых червей
и брюхоногих моллюсков, характеризуется
появлением первых элементарных ощущений
и челюстей как органа манипулирования.
Изменчивость поведения здесь дополняется
появлением способности к приобретению
и закреплению жизненного опыта через
условнорефлекторные связи. На этом уровне
уже существует чувствительность. Двигательная
активность совершенствуется и приобретает
характер целенаправленного поиска биологически
полезных и избегания биологически вредных
воздействий.
8
Сознание как высший этап развития психики
Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, если психику рассматривают с
материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистических позиций. В истории психологической науки сознание явилось труднейшей проблемой, которую до сих пор не удалось решить с материалистических или идеалистических позиций, но на пути ее материалистического понимания возникало множество самых сложных вопросов. Именно по этой причине глава о сознании, несмотря на важнейшее значение этого явления в понимании психологии и поведении человека, до сих пор остается одной из наименее разработанных.
Независимо от того, каких философских позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологических наук, ибо без нее данный класс феноменов был бы закрыт для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика.
Первая психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.
Ощущение себя познающим субъектом означает, что человек осознает себя как отделенное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и познанию этого мира, т.е. к получению более или менее достоверных знаний о нем. Человек осознает эти знания как феномены, отличные от объектов, к которым они относятся, может сформулировать эти знания, выразив их в словах, понятиях, разнообразной иной символике, передать другому человеку и будущим поколениям людей, хранить, воспроизводить, работать со знаниями как с особым объектом. При утрате сознания (сон, гипноз, болезнь и т.п.) такая способность теряется.
Мысленное представление и воображение действительности — вторая важная психологическая характеристика сознания. Она, как и сознание в целом, тесным образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением