Развитие психики и сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:50, реферат

Описание

Психика — общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть два различных философских понимания природы и проявления психики: материалистическое и идеалистическое. Согласно первому пониманию психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания (рефлексия).
В соответствии с идеалистическим пониманием психики в мире существует не одно, а два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы и не выводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они тем не менее развиваются по своим законам. На всех ступенях своего развития идеальное отождествляется с психическим.

Содержание

ведение…………………………………………………………………..1
Развитие психики в филогенезе……………………………………….2
Этапы развития психики в процессе эволюции животного мира….7
Сознание как высший этап развития психики……………………….9
Предпосылки возникновения сознания………………………………..13
Роль труда и орудий деятельности в возникновении сознания……15
Характеристики сознания………………………………………………..24
Список использованной литературы……………………………………25

Работа состоит из  1 файл

психология реферат 1.docx

— 51.52 Кб (Скачать документ)

17

Наконец, существенной предпосылкой труда служило  также наличие у высших представителей животного мира весьма развитых, как  мы видели, форм психического отражения  действительности.

Все эти  моменты и составили в своей  совокупности те главные условия, благодаря  которым в ходе дальнейшей эволюции могли возникнуть труд и человеческое, основанное на труде общество.

Что же представляет собой та специфически человеческая деятельность, которая  называется трудом?

Труд - это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия  человека на природу. "Труд,- говорит  Маркс, - есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком  и природой, процесс, в котором  человек своей собственной деятельностью  опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой  и природой. Веществу природы он сам противостоит как сила природы. Для того чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для  его собственной жизни, он приводит в  движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в ней силы и подчиняет игру этих сил своей собственной власти".

Для труда  характерны прежде всего две следующие  взаимосвязанные черты. Одна из них - это употребление и изготовление орудий. "Труд, - говорит Энгельс,- начинается с изготовления орудий".

Другая  характерная черта процесса труда  заключается в том, что он совершается  в условиях совместной, коллективной деятельности, так что человек  вступает в этом процессе не только в определенные отношения к природе, но и к другим людям - членам данного  общества.

18

Только  через отношения к другим людям  человек относится и к самой  природе. Значит, труд выступает с  самого начала как процесс, опосредствованный  орудием (в широком смысле) и вместе с тем опосредствованный общественно.

Употребление  человеком орудий также имеет  естественную историю своего подготовления. Уже у некоторых животных существуют, как мы знаем, зачатки орудийной  деятельности в форме употребления внешних средств, с помощью которых  они осуществляют отдельные операции (например, употребление палки у  человекообразных обезьян). Эти внешние  средства - "орудия" животных, однако, качественно отличны от истинных орудий человека - орудий труда.

Различие  между ними состоит вовсе не только в том, что животные употребляют  свои "орудия" в более редких случаях, чем первобытные люди. Их различие, тем не менее, может сводиться  к различиям только в их внешней  форме. Действительное отличие человеческих орудий от "орудий" животных мы можем  вскрыть, лишь обратившись к объективному рассмотрению самой деятельности, в  которую они включены.

Как бы ни была сложна "орудийная" деятельность животных, она никогда не имеет  характера общественного процесса, она не совершается коллективно  и не определяет собой отношений  общения осуществляющих ее индивидов. Как бы, с другой стороны, ни было сложно инстинктивное общение между  собой индивидов, составляющих животное сообщество, оно никогда не строится на основе их "производственной" деятельности, не зависит от нее, ею не опосредствовано.

В противоположность  этому человеческий труд является деятельностью  изначально общественной, основанной на сотрудничестве индивидов, предполагающем хотя бы зачаточное техническое разделение трудовых

19

функций; труд, следовательно, есть процесс воздействия  на природу, связывающий между собой  его участников, опосредствующий  их общение. "В производстве, - говорит  Маркс, - люди вступают в отношение  не только к природе. Они не могут  производить, не соединяясь известным  образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей  деятельностью. Чтобы производить, люди вступают в определенные связи  и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений  существует их отношение к природе, имеет место производство".

Чтобы уяснить себе конкретное значение этого  факта для развития человеческой психики, достаточно проанализировать то, как меняется строение деятельности, когда она совершается в условиях коллективного труда.

Уже в  самую раннюю пору развития человеческого  общества неизбежно возникает разделение прежде единого процесса деятельности между отдельными участками производства. Первоначально это разделение имеет, по-видимому, случайный и непостоянный характер. В ходе дальнейшего развития оно оформляется уже в виде примитивного технического разделения труда.

На долю одних индивидов выпадает теперь, например, поддержание огня и обработка  на нем пищи, на долю других - добывание  самой пищи. Одни участники коллективной охоты выполняют функцию преследования  дичи, другие - функцию поджидания ее в засаде и нападения.

Это ведет  к решительному, коренному изменению  самого строения деятельности индивидов - участников трудового процесса.

Выше  мы видели, что всякая деятельность, осуществляющая непосредственно биологические, инстинктивные отношения животных к 

20

окружающей  их природе, характеризуется тем, что  она всегда направлена на предметы биологической потребности и  побуждается этими предметами. У  животных не существует деятельности, которая не отвечала бы той или  другой прямой биологической потребности, которая не вызывалась бы воздействием, имеющим для животного биологический  смысл - смысл предмета, удовлетворяющего данную его потребность, и которая  не была бы направлена своим последним  звеном непосредственно на этот предмет. У животных, как мы уже говорили, предмет их деятельности и ее биологический  мотив всегда слиты, всегда совпадают  между собой.

Рассмотрим  теперь с этой точки зрения принципиальное строение деятельности индивида в условиях коллективного трудового процесса. Когда данный член коллектива осуществляет свою трудовую деятельность, то он также  делает это для удовлетворения одной  из своих потребностей. Так, например, деятельность загонщика, участника  первобытной коллективной охоты, побуждается  потребностью в пище или, может быть, потребностью в одежде, которой служит для него шкура убитого животного. На что, однако, непосредственно направлена его деятельность? Она может быть направлена, например, на то, чтобы спугнуть стадо животных и направить его  в сторону других охотников, скрывающихся в засаде. Это, собственно, и есть то, что должно быть результатом  деятельности данного человека. На этом деятельность данного отдельного участника охоты прекращается. Остальное  довершают другие участники охоты. Понятно, что этот результат - спугивание дичи и т. д. - сам по себе не приводит и не может привести к удовлетворению потребности загонщика в пище, шкуре животного и пр. То, на что  направлены данные процессы его деятельности, следовательно, не совпадает с тем, что их побуждает, т. е. не совпадает  с мотивом его деятельности: то и другое здесь разделено между  собой. Такие процессы, предмет и  мотив которых не совпадают между  собой, мы будем называть

21

действиями.

Можно сказать, например, что деятельность загонщика - охота, спугивание же дичи - его действие.

Как же возможно рождение действия, т. е. разделение предмета деятельности и ее мотива? Очевидно, оно становится возможным  только в условиях совместного, коллективного  процесса воздействия на природу. Продукт  этого процесса в целом, отвечающий потребности коллектива, приводит также  к удовлетворению потребности и  отдельного индивида, хотя сам он может  и не осуществлять тех конечных операций (например, прямого нападения на добычу и ее умерщвления), которые  уже непосредственно ведут к  овладению предметом данной потребности. Генетически (т. е. по своему происхождению) разделение предмета и мотива индивидуальной деятельности есть результат происходящего  вычленения из прежде сложной и многофазной, но единой деятельности отдельных операций. Эти-то отдельные операции, исчерпывая теперь содержание данной деятельности индивида, и превращаются в самостоятельное  для него действие, хотя по отношению  к коллективному трудовому процессу в целом они продолжают, конечно, оставаться лишь одним из частных  его звеньев.

Естественными предпосылками этого вычленения отдельных операций и приобретения ими в индивидуальной деятельности известной самостоятельности являются, по-видимому, два следующих главных (хотя и не единственных) момента. Один из них - это нередко совместный характер инстинктивной деятельности и наличие  примитивной "иерархии" отношений  между особями, наблюдаемой в  сообществах высших животных, например у обезьян. Другой важнейший момент - это выделение в деятельности животных, еще продолжающей сохранять  всю свою цельность, двух различных  фаз - фазы подготовления и фазы осуществления, которые могут 

22

значительно отодвигаться друг от друга во времени.

Так, например, опыты показывают, что вынужденный  перерыв деятельности на одной из ее фаз позволяет отсрочить дальнейшую реакцию животных лишь весьма незначительно, в то время как перерыв между  фазами дает у того же самого животного  отсрочку, в десятки и даже сотни  раз большую (опыты А. В. Запорожца).

Однако, несмотря на наличие несомненной  генетической связи между двухфазной интеллектуальной деятельностью высших животных и деятельностью отдельного человека, входящей в коллективный трудовой процесс в качестве одного из его звеньев, между ними существует и огромное различие. Оно коренится в различии тех объективных связей и отношений, которые лежат в их основе, которым они отвечают и которые отражаются в психике действующих индивидов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

23 
 

Характеристики сознания

 Сознание имеет социальный характер, ибо оно возникает только в общественном, социальном обществе.

  1. Имеет рефлексивный характер (дает возможность человеку выделить себя из окружающей среды, проанализировать и оценить свои действия и поступки).
  2. Коммуникативная особенность сознания дает возможность передать информацию от одного к др.
  3. Интеллектуальная особенность сознания дает возможность анализировать, обобщать, абстрагировать, классифицировать предметы, явления, рассуждать, делать выводы, умозаключения об явлениях природы и общества.
  4. Воображаемая особенность сознания дает возможность фантазировать, мечтать, заглянуть в будущее.
  5. Творческий характер сознания способствует созданию новых идей, образов, материальных и культурных ценностей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

24

Список  использованной литературы

Леонтьев  А.Н.  Общая психология, 1986. (Развитие психики и сознания: 63-91).

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения, 1986. (Деятельность, психика и сознание: 21-37).

Немов Р.С.  Общие основы психологии, 1994 (Развитие психики человека и животных: 93-107; Сознание человека: 113-118). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

25

Информация о работе Развитие психики и сознания