Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:50, реферат
Психика — общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть два различных философских понимания природы и проявления психики: материалистическое и идеалистическое. Согласно первому пониманию психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания (рефлексия).
В соответствии с идеалистическим пониманием психики в мире существует не одно, а два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы и не выводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они тем не менее развиваются по своим законам. На всех ступенях своего развития идеальное отождествляется с психическим.
ведение…………………………………………………………………..1
Развитие психики в филогенезе……………………………………….2
Этапы развития психики в процессе эволюции животного мира….7
Сознание как высший этап развития психики……………………….9
Предпосылки возникновения сознания………………………………..13
Роль труда и орудий деятельности в возникновении сознания……15
Характеристики сознания………………………………………………..24
Список использованной литературы……………………………………25
17
Наконец, существенной предпосылкой труда служило также наличие у высших представителей животного мира весьма развитых, как мы видели, форм психического отражения действительности.
Все эти моменты и составили в своей совокупности те главные условия, благодаря которым в ходе дальнейшей эволюции могли возникнуть труд и человеческое, основанное на труде общество.
Что же представляет собой та специфически человеческая деятельность, которая называется трудом?
Труд -
это процесс, связывающий человека
с природой, процесс воздействия
человека на природу. "Труд,- говорит
Маркс, - есть прежде всего процесс,
совершающийся между человеком
и природой, процесс, в котором
человек своей собственной
Для труда характерны прежде всего две следующие взаимосвязанные черты. Одна из них - это употребление и изготовление орудий. "Труд, - говорит Энгельс,- начинается с изготовления орудий".
Другая характерная черта процесса труда заключается в том, что он совершается в условиях совместной, коллективной деятельности, так что человек вступает в этом процессе не только в определенные отношения к природе, но и к другим людям - членам данного общества.
18
Только
через отношения к другим людям
человек относится и к самой
природе. Значит, труд выступает с
самого начала как процесс, опосредствованный
орудием (в широком смысле) и вместе
с тем опосредствованный
Употребление человеком орудий также имеет естественную историю своего подготовления. Уже у некоторых животных существуют, как мы знаем, зачатки орудийной деятельности в форме употребления внешних средств, с помощью которых они осуществляют отдельные операции (например, употребление палки у человекообразных обезьян). Эти внешние средства - "орудия" животных, однако, качественно отличны от истинных орудий человека - орудий труда.
Различие между ними состоит вовсе не только в том, что животные употребляют свои "орудия" в более редких случаях, чем первобытные люди. Их различие, тем не менее, может сводиться к различиям только в их внешней форме. Действительное отличие человеческих орудий от "орудий" животных мы можем вскрыть, лишь обратившись к объективному рассмотрению самой деятельности, в которую они включены.
Как бы
ни была сложна "орудийная" деятельность
животных, она никогда не имеет
характера общественного
В противоположность этому человеческий труд является деятельностью изначально общественной, основанной на сотрудничестве индивидов, предполагающем хотя бы зачаточное техническое разделение трудовых
19
функций; труд, следовательно, есть процесс воздействия на природу, связывающий между собой его участников, опосредствующий их общение. "В производстве, - говорит Маркс, - люди вступают в отношение не только к природе. Они не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство".
Чтобы
уяснить себе конкретное значение этого
факта для развития человеческой
психики, достаточно проанализировать
то, как меняется строение деятельности,
когда она совершается в
Уже в самую раннюю пору развития человеческого общества неизбежно возникает разделение прежде единого процесса деятельности между отдельными участками производства. Первоначально это разделение имеет, по-видимому, случайный и непостоянный характер. В ходе дальнейшего развития оно оформляется уже в виде примитивного технического разделения труда.
На долю
одних индивидов выпадает теперь,
например, поддержание огня и обработка
на нем пищи, на долю других - добывание
самой пищи. Одни участники коллективной
охоты выполняют функцию
Это ведет к решительному, коренному изменению самого строения деятельности индивидов - участников трудового процесса.
Выше
мы видели, что всякая деятельность,
осуществляющая непосредственно биологические,
инстинктивные отношения
20
окружающей
их природе, характеризуется тем, что
она всегда направлена на предметы
биологической потребности и
побуждается этими предметами. У
животных не существует деятельности,
которая не отвечала бы той или
другой прямой биологической потребности,
которая не вызывалась бы воздействием,
имеющим для животного
Рассмотрим
теперь с этой точки зрения принципиальное
строение деятельности индивида в условиях
коллективного трудового
21
действиями.
Можно сказать, например, что деятельность загонщика - охота, спугивание же дичи - его действие.
Как же
возможно рождение действия, т. е. разделение
предмета деятельности и ее мотива?
Очевидно, оно становится возможным
только в условиях совместного, коллективного
процесса воздействия на природу. Продукт
этого процесса в целом, отвечающий
потребности коллектива, приводит также
к удовлетворению потребности и
отдельного индивида, хотя сам он может
и не осуществлять тех конечных операций
(например, прямого нападения на
добычу и ее умерщвления), которые
уже непосредственно ведут к
овладению предметом данной потребности.
Генетически (т. е. по своему происхождению)
разделение предмета и мотива индивидуальной
деятельности есть результат происходящего
вычленения из прежде сложной и многофазной,
но единой деятельности отдельных операций.
Эти-то отдельные операции, исчерпывая
теперь содержание данной деятельности
индивида, и превращаются в самостоятельное
для него действие, хотя по отношению
к коллективному трудовому
Естественными
предпосылками этого вычленения
отдельных операций и приобретения
ими в индивидуальной деятельности
известной самостоятельности
22
значительно отодвигаться друг от друга во времени.
Так, например,
опыты показывают, что вынужденный
перерыв деятельности на одной из
ее фаз позволяет отсрочить
Однако,
несмотря на наличие несомненной
генетической связи между двухфазной
интеллектуальной деятельностью высших
животных и деятельностью отдельного
человека, входящей в коллективный
трудовой процесс в качестве одного
из его звеньев, между ними существует
и огромное различие. Оно коренится в различии
тех объективных связей и отношений, которые
лежат в их основе, которым они отвечают
и которые отражаются в психике действующих
индивидов.
23
Характеристики сознания
Сознание имеет социальный характер, ибо оно возникает только в общественном, социальном обществе.
24
Список использованной литературы
Леонтьев А.Н. Общая психология, 1986. (Развитие психики и сознания: 63-91).
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения, 1986. (Деятельность, психика и сознание: 21-37).
Немов
Р.С. Общие основы психологии, 1994 (Развитие психики человека
и животных: 93-107; Сознание человека: 113-118).
25