Развитие ребенка в младенческом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 19:17, реферат

Описание

Социальная среда выступает не как обстановка, не как условие развития, а как его источник, поскольку в ней заранее есть все, чем должен овладеть ребенок, как положительное, так и отрицательное.
Цель данной реферативной работы рассмотреть основные закономерности развития ребенка в младенческий период.

Содержание

Введение 3
1 Основные психологические особенности младенческого периода
4
2 Научные подходы к изучению младенческого периода в
зарубежной и отечественной психологии 5
3 Этапы развития ребенка в младенческий период
8
4 Основные новообразования младенческого возраста. Кризис одного года. 15
Заключение 17
Список литературы 18

Работа состоит из  1 файл

Детская психология контрольня работа 1.doc

— 99.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО  «Нижнетагильская государственная  социально-педагогическая академия»

Институт  психолого-педагогического образования 

Кафедра возрастной педагогики и психологии

 
 
 
 
 
 

Развитие  ребенка в младенческий период

реферат по предмету детская психология

 
 
 
 

                Исполнитель:

                студентка  3 курса

                431 группы ОЗО ИППО

                Сидорова  Татьяна Владимировна

 

                Проверил:

                                                                     Скоробогатова Ю.В.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Нижний  Тагил

2012

Содержание

 
Введение 3
        1 Основные психологические  особенности младенческого периода 4
    2
Научные подходы  к изучению младенческого периода в

 зарубежной  и отечественной психологии  

5
    3
Этапы развития ребенка в младенческий период 8
    4
Основные новообразования  младенческого возраста. Кризис одного года. 15
Заключение   17
Список  литературы 18
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Детская психология, наряду с другими науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и т.д.), изучает ребенка, но имеет свой особый предмет, в качестве которого выступает развитие психики на протяжении детства, т.е. первых семи лет жизни.

     Детская психология показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к другой, отличительные признаки каждого  периода и их психологическое содержание.

     Психическое развитие нельзя рассматривать как уменьшение или увеличение каких-либо показателей, как простое повторение того, что было раньше. Психическое развитие предполагает появление новых качеств и функций и в тоже время изменение уже существующих форм психики. То есть психическое развитие выступает как процесс не только количественных, но прежде всего качественных изменений, взаимосвязано происходящих в сфере деятельности, личности и познания.

     Психологическое развитие предполагает не только рост, но и преобразования, при которых количественные усложнения переходят в качественные. А новое качество создает основу для дальнейших количественных изменений.

     Психическое развитие ребенка протекает по образцам, существующим в обществе, определяясь теми формами деятельности, которые характерны для данного уровня развития общества. Формы и уровни психического развития заданны не биологически, а социально. Но биологический фактор играет определенную роль в психическом развитии, он включает наследственные и врожденные особенности. Социальная среда выступает не как обстановка, не как условие развития, а как его источник, поскольку в ней заранее есть все, чем должен овладеть ребенок, как положительное, так и отрицательное.

          Цель данной реферативной работы рассмотреть основные закономерности развития ребенка в младенческий период.

     1.  Основные психологические особенности младенческого возраста

 

     Младенческий  возраст начинается с периода  новорожденности, с 2 месяцев и заканчивается в 12 месяцев (Л.С. Выгодский). У новорожденного наблюдаются лишь врожденные, инстинктивные формы поведения – безусловные рефлексы, которые важны для его выживания. По мере роста и развития младенца инстинктивные формы поведения теряются, что дает возможность для практически безграничного формирования новых, социальных форм поведения, которые вырабатываются в течение всей жизни.

     Условные  рефлексы формируются на основе зрительного  и слухового сосредоточения на лице и голосе взрослого, которое возникает во время кормления и ухода за ребенком. Такое сосредоточение способствует тому, что бодрствование приобретает активный характер, а двигательная активность ребенка перестраивается. Фиксирование глазами предмета, поворот головы в сторону звука, торможение хаотических движений связывают ребенка с внешним миром, выступают первыми двигательными актами, имеющими характер поведения. Взрослый стимулирует становление у ребенка новых эмоций, социальных потребностей в познании и общении. В ответ на доброжелательное внимание, любовь и заботу взрослого у малыша возникают положительные социальные переживания. Первой социальной эмоцией, первым социальным жестом выступает улыбка ребенка в ответ на разговор с ним взрослого. Она говорит о том, что малыш выделил первый объект, на который направил свою активность. Таким объектом является взрослый. Улыбка свидетельствует о том, что заканчивается период новорожденности и начинается новая стадия развития – период младенчества. Особенностью психического развития младенца является тот факт, что развитие органов чувств опережает развитие телесных движений и создает предпосылки для их формирования.

 

2. Научные подходы  к изучению младенческого  периода в

     зарубежной  и отечественной  психологии

     Бихевиоризм. В центре теории социального научения находится социальная среда, воздействия которой формируют человека и являются источником его психического развития. Предметом исследования является не внутренний мир человека (не его эмоции, переживания и умственные действия), а внешне наблюдаемое поведение. Дж. Уотсон считал, что воспитание должно основываться на научных исследованиях детей, а психологический уход за ребенком важнее, чем физический, поскольку первый формирует характер. Изучая поведение младенцев, Уотсон рассматривал психическое развитие как приобретение новых форм поведения, образование новых связей между стимулами и реакциями, приобретение любых знаний, умений, навыков. Плюсы теории: в психологию были внесены четкость, объективность, измеряемость. Метод измерения поведенческих реакций стал одним из главных в психологии.

     Минусы: не учитывается сознание человека, его воля и собственная активность.

     Психоанализ. Ребенок появляется на свет с врожденными  инстинктивными влечениями (Фрейд называл  их «либидо» или «оно»). Данная теория содержит идею развития, т.е. качественно своеобразных и закономерных этапов становления психики. Главным мотивом поведения ребенка является удовлетворение инстинктивных желаний (в концепции Фрейда – «принцип удовольствия»). В младенчестве самые важные потребности связаны с сосанием и питанием, главным источником удовольствия для ребенка становится область рта (оральная стадия развития). Эриксон рассматривает не только процедуру грудного кормления, которая приносит ребенку непосредственно оральное удовольствие, но и общий контекст отношения ребенка с матерью. Нежность, чуткость и заботливость матери рождают в младенце чувство доверия к миру, которое становится основой дальнейшего развития. Отсутствие необходимых для младенца отношений порождает чувство недоверия, которое накладывает отпечаток на следующие этапы развития.

     Гештальтпсихология. Изучая психические процессы младенцев, ученые утверждали, что основные свойства психических процессов формируются  постепенно, с вызреванием гештальтов. Так появляются константность и правильность того или иного психического процесса, а также его осмысленность. Так, при рождении у детей есть смутный образ человека, в гештальт которого входит и его голос, и лицо, и волосы, и характерные движения. Поэтому младенец может не узнать даже близкого взрослого, если он резко сменит прическу или сменит привычную одежду. К концу первого полугодия этот смутный образ дробится, превращаясь в ряд четких образов: образ лица, в котором выделяются отдельные гештальты (глаза, рот, волосы), появляются образы голоса, тела и т.п. Осознав влияние бессознательного на поведение, психологи пришли к выводу о необходимости провести границу между человеком и другими живыми существами, понять не только причины его агрессивности, жестокости, удовлетворения потребностей (психоанализ), но и основы его нравственности, доброты, культуры. Исследования детского развития позволили понять многие закономерности развития восприятия, мышления и личности детей, хотя для современной детской психологии гораздо более интересны эксперименты и открытые факты, чем многие объяснения полученных результатов.¹

     Психогенетика. Ж. Пиаже полагал, что основу психического развития составляет развитие интеллекта. Умственное развитие – это процесс  адаптации к окружающему миру. При этом не учитывается развитие личности, мотивы, потребности, чувства и переживания. Для выяснения относительной роли среды и наследственности используется близнецовый метод, основанный на сравнении развития детей, начиная с младенческого возраста, с идентичной и различной наследственностью, живущих в одинаковых и разных условиях.

     Культурно-историческая теория. Л.С. Выготский рассматривал младенца как максимально социальное существо, поскольку с момента  рождения все его отношения с  миром опосредованы близкими взрослыми. На первом году жизни вся психическая жизнь ребенка осуществляется во взаимодействии со взрослыми. Младенец не пассивное существо, реагирующее на внешние сигналы. Он не только принимает воздействия взрослого, но и сам активно влияет на его поведение. Д.Б. Эльконин предложил понимание психического развития, исходя из которого ребенок изначально включен в общество. Система «ребенок и общество» заменяется системой «ребенок в обществе». При изменении союза между ребенком и обществом радикально меняется характер связи систем «ребенок – предмет» и «ребенок – взрослый». Из двух самостоятельных и изолированных они превращаются в единую систему, вследствие чего качественно меняется содержание каждой из них.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Этапы развития  ребенка в младенческий  период

 

         Условно в младенческом   периоде различают два этапы развития ребенка: новорожденность и собственно младенческий возраст.

          Новорожденность.  Ребенок рождается и первым криком оповещает этот мир о своем появлении.

   Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные

условия: холод, яркая освещенность, воздушная  среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания.Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы – безусловные рефлексы. Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный?

 

Безусловные рефлексы новорожденного

Раздражители Рефлексы
Действие  яркого света  

Шлепок  по переносице

 

Хлопок  руками возле головы ребенка

 

Поворот головы ребенка направо

 
 

Разведение  локтей в стороны

 

Нажатие пальцем на ладонь ребенка

 

Нажатие пальцем на подошву ребенка

 

Царапающим  движением проводим пальцем по подошве  от пальцев к пятке

 

Укол  булавкой подошвы

 

Поднимаем лежащего животом вниз ребенка

Глаза закрываются  

Глаза закрываются

 

Глаза закрываются

 

Подбородок  поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается

 

Руки  быстро сгибаются

 

Пальца  ребенка сжимаются и разжимаются

 

Пальцы  ног сжимаются

 

Большой палец ноги поднимается, остальные  – вытягиваются

 

Колено  и стопа сгибаются

 

Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги

Информация о работе Развитие ребенка в младенческом возрасте