Развитие ребенка в младенческом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 19:17, реферат

Описание

Социальная среда выступает не как обстановка, не как условие развития, а как его источник, поскольку в ней заранее есть все, чем должен овладеть ребенок, как положительное, так и отрицательное.
Цель данной реферативной работы рассмотреть основные закономерности развития ребенка в младенческий период.

Содержание

Введение 3
1 Основные психологические особенности младенческого периода
4
2 Научные подходы к изучению младенческого периода в
зарубежной и отечественной психологии 5
3 Этапы развития ребенка в младенческий период
8
4 Основные новообразования младенческого возраста. Кризис одного года. 15
Заключение 17
Список литературы 18

Работа состоит из  1 файл

Детская психология контрольня работа 1.doc

— 99.50 Кб (Скачать документ)
 

     К концу первого месяца жизни  появляются и первые условные рефлексы.

     Важные события в психической  жизни ребенка – возникновение  слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3-й неделе. На 3-4-й неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредотачивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-4-й неделе.

     Новорожденный проводит время  во сне или дремотном состоянии.  Постепенно из этого дремотного  состояния начинают выделяться  отдельные моменты, краткие периоды  бодрствования. Слуховое и зрительное  сосредоточение придают бодрствованию активный характер.

     Примерно в 1 месяц ребенок,  увидев маму (или другого близкого  человека), останавливает взгляд  на ее лице, вскидывает руки, быстро  двигает ногами, издает громкие  звуки и начинает улыбаться.  Эта бурная эмоциональная реакция  была названа комплексом оживления. Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность – улыбку, знаменует собой появление первой социальной потребности – потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает что он в своем психическом развитии переходит в новый период. Заканчивается переходный этап новорожденности. Начинается собственно младенчество.

Младенческий  возраст.

Восприятие. Зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности, совершенствуется. После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 секунд. Становится возможным прослеживание движущихся предметов. В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается и издает радостные звуки.

     Ребенок в младенческом возрасте  воспринимает форму предметов,  выделяет контур и другие их  элементы. Можно сказать, что в  младенческом возрасте дети уже  способны ориентироваться во  многих параметрах объектов. Их привлекают контрасты, движение наблюдаемых предметов и другие их свойства.

     К 2-3 месяцам младенцы обычно  проявляют интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются  от тех, что наблюдались ими  раньше. Ребенок  различает зрительно  воспринимаемые объекты по форме, сложности и цвету. На цвет он может реагировать уже в 3-4 месяца. Активный интерес к цвету возникает позже, с 6 месяцев.

     Начинает развиваться также пространственное  восприятие, в частности восприятие  глубины. Считается, что младенец имеет целостную картину мира, а не мозаичный набор цветовых пятен, линий и разрозненных элементов. Воспринимая не отдельные свойства объектов, а объекты в целом, он создает обобщенные образы предметов.

Движение  и действия.

 

Физическое  развитие младенца

Время появления движений Развитие моторики
1 месяц  

2 месяца

 

3 месяца

 
 

4 месяца

 

5-6 месяцев

 

7 месяцев

 

8 месяцев

 

9 месяцев

 

10 месяцев

 
 

11 месяцев

 

12 месяцев

Поднимает подбородок  

Поднимает грудь

 

Тянется за предметом, но, как правило, промахивается

 

Сидит с поддержкой

 

Хватает рукой предметы

 

Сидит без поддержки

 

Садится без посторонней помощи

 

Стоит с поддержкой; ползает на животе

 

Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась  двумя руками

 

Стоит без поддержки

 

Ходит, держась одной рукой

 

     Движения рук младенца, направленные  к предмету, ощупывание предмета  появляются примерно на четвертом  месяце жизни. В 5-6 месяцев ребенок  уже может схватить предмет,  что требует сложных зрительно-двигательных  координаций. Значение этого момента  для дальнейшего развития велико: хватание – первое целенаправленное действие ребенка, оно является обязательным условием, основой освоения манипуляций с предметами.

     Во втором полугодии движения  рук и соответствующие действия  интенсивно развиваются. Ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руки и т.п. После 7 месяцев встречаются «соотносящие» действия: ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек. После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых.

     Тем не менее к концу года  ребенок начинает познавать мир  человеческих предметов и осваивать  правила действия с ними. Разнообразные действия приводят его к открытию все новых и новых свойств окружающих его объектов. Ориентируясь в окружающей действительности, он интересуется не только тем, «что это такое», но и тем, «что с этим можно сделать».

     Восприятие и действие – та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте. В течение года усложняются познавательные задачи, которые способен решить ребенок, сначала только в плане восприятия, затем используя двигательную активность.

 

Решение простейших познавательных задач в младенческом возрасте

Возраст в месяцах Успехи Неудачи
0-2   Когда у ребенка  на глазах прячется предмет, не наблюдается  никаких определенных действий.
2-4 Ребенок прослеживает взглядом движущийся предмет, который перемещается за экраном. Может научиться прослеживать предмет от одного места до другого. Ребенок продолжает следить за движущимся предметом  после его остановки. Ищет предмет  на прежнем месте, когда видит  его перемещение на новое место.
4-6 Ребенок больше не делает ошибок, характерных для 2-4 месяцев. Он находит предмет, частично закрытый платком. Ребенок не может  найти предмет, который полностью  закрыт платком.
6-12 Ребенок может  найти предмет, полностью закрытый платком. Ребенок ищет предмет  там, где находил его раньше, игнорируя  то место, куда этот предмет спрятали у него на глазах.
 

Память. Познавательное развитие младенца предполагает включение механизмов памяти, естественно простейших ее видов. Первым является узнавание. Уже в раннем младенчестве дети способны соотносить новые впечатления с имеющимися у них образами. В 3-4 месяца он узнает ту игрушку, которую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным, находящимся в его поле зрения; 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого. После 8 месяцев появляется воспроизведение – восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта.

     Эмоциональное развитие. Эта линия развития тоже непосредственно зависит от общения с близкими взрослыми. В первые 3-4 месяца у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность, тревожность при физическом  дискомфорте, расслабление при удовлетворении потребности. После того как ребенок научился узнавать и бурно радоваться маме, он доброжелательно реагирует на любого человека. После 3-4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. В 7-8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Между 7 и 11 месяцами, появляется так называемый «страх расставания» - грусть или острый испуг при исчезновении мамы. Общаясь с мамой или другим близким человеком, младенец к концу 1 года стремится не только к чисто эмоциональным контактам, но и к совместным действиям.

     Речевое развитие.В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Основные  новообразования  младенческого возраста.

    Кризис  одного года.

 
 

     В жизнь ребенка входят первые нравственные формы и первые запреты. С появлением активной речи наступает новая фаза в развитии ситуативно-делового общения. Под влиянием понимания речи усложняются действия с предметами. Увеличивается количество действий, выполняемых с одним предметом, действия приобретают все большую целенаправленность. Происходит освоение не только физических свойств предметов, но и их назначения, простейших предметных действий, а затем орудийных, что говорит о начале развития предметной деятельности, характерной для следующего этапа – раннего детства. Расширяется диапазон эмоциональных переживаний и их мимических форм выражения, а также круг событий и объектов, вызывающих эти переживания. Закладываются предпосылки для общения со сверстниками. К концу первого года у младенца обогащается и детализируется образ себя: он переживает свою значимость для других и свою активность в мире предметов. Ребенок отделяет себя от взрослого и пытается действовать самостоятельно.

     В конце года в поведении ребенка  начинают появляться негативные симптомы – упрямство, настырность, обидчивость, капризность, агрессивность, трудновоспитуемость.

     За  аффективным поведением стоят назревшие  противоречия между новыми потребностями  ребенка и возможностями его  действий с предметами, а также  прежними отношениями со взрослыми. Эти противоречия свидетельствуют о возникновении кризиса одного года, который может протекать бурно или относительно спокойно в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и условий его воспитания.

     С одной стороны, ребенок стремится  к эмансипации от взрослого, но с  другой - он не владеет способами действия с предметами. Поэтому он обращается за помощью к взрослому, т.е. возникает необходимость более интенсивного общения со взрослым, сотрудничества с ним, направленного на усвоение назначения предметов и общественно выработанных способов обращения с ними. Возникновение новых, предметно опосредованных отношений ребенка со взрослыми требует новых средств – речевых. Первые слова автономной речи младенцев выполняют функцию указательных жестов, но не собственно общения. Они связаны с наглядной ситуацией и не содержат истинного значения, свойственного речи взрослых. Поэтому автономная речь как новообразование кризисного периода исчезает, уступая место социальной речи взрослых (Л.С.Выгодский).

     Появление первых слов для обозначения, указания на предметы и ситуации говорит о зарождении первых чувственных обобщений. Хотя в сознании ребенка доминирует восприятие, аффективно заряженные образы и представления памяти начинают перестраивать структуру сознания и поведения ребенка. Несмотря на ситуативность ребенка, его поведение может управляться теперь не только находящимися в его поле восприятия раздражителями, но и этими образами и представлениями – мотивирующими представлениями. (Л.И. Божович).

     Стремление  ребенка к самостоятельности  не всегда поощряется, а часто ограничивается взрослыми, хотя бы по той причине, что существуют предметы, опасные для жизни малыша. Возникновение первых запретов и ограничений приводит к возникновению собственного стремления ребенка как такового (К.Н.Поливанова). Теперь он начинает чувствовать собственный аффект, обнаруживать собственное желание. В этот период ходьба как способ передвижения становится чрезвычайно привлекательной, поскольку позволяет достичь желаемого, а речь – средством удержания стремления и его реализации.

Информация о работе Развитие ребенка в младенческом возрасте