Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:52, курсовая работа
В связи с этим тема нашей работы: Комплекс упражнений «Шаг за шагом на пути к Творчеству» как средство развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста.
Цель нашей работы: Создание комплекса развивающих упражнений и занятий по развитию творческого воображения у детей младшего школьного возраста во время учебного процесса.
Для достижения данной цели были реализованы следующие задачи:
1. подбор, изучение и анализ психолого-педагогическую литературы раскрывающей вопросы творческого воображения младшего школьного возраста.
2. подбор диагностических приемов и методов по исследованию воображения детей младшего школьного возраста
3. составить комплекс упражнений и занятий по развитию творческого вооружения у детей младшего школьного возраста.
Введение
Глава I. Теоретические аспекты процесса воображения в психологической науке
1.1. Подходы к определению понятия «воображение» в психологической науке
1.2. Творчество и воображение
1.3. Связь мышления и воображения
1.4.Особенности развития воображения детей младшего школьного возраста
Глава II. Создание комплекса упражнений и занятий, направленного на развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста
2.1. Анализ литературы по развитию воображения у детей младшего школьного возраста
2.2. Особенности структуры и содержания комплекса развивающих упражнений и занятий «Шаг за шагом на пути к Творчеству»
Заключение
Список литературы
Введение
...Воображение оказывается одно из тех, способностей
или свойств, посредством которых мы обсуждаем
добиваемся истины или заблуждаемся.
Аристотель
Актуальность проблемы исследования. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед школой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставиться вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.
Как показывают исследования многих ученых, в том числе Л.С.Выгодского, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения учащимися нового учебного материала, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способностей саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в школе. Однако в педагогической психологии вопросы, непосредственно связанные с проблемами формирования и развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста, мало разработаны, недостаточно проведено исследований по изучению возможностей учебных предметов в плане развития творческого воображения школьников. А эта область представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. [16, с. 27]
При отборе материала мы опирались на фундаментальные положения отечественной психологии разработанные Л.С. Выготским, С.Л.Рубинштейном, К.Д. Ушинским, Т. Рибо, А.В. Петровским и другими, поскольку на этих положениях строилась и строиться система образования.
В связи с этим тема нашей работы: Комплекс упражнений «Шаг за шагом на пути к Творчеству» как средство развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста.
Цель нашей работы: Создание комплекса развивающих упражнений и занятий по развитию творческого воображения у детей младшего школьного возраста во время учебного процесса.
Для достижения данной цели были реализованы следующие задачи:
1. подбор, изучение и анализ психолого-педагогическую литературы раскрывающей вопросы творческого воображения младшего школьного возраста.
2. подбор диагностических приемов и методов по исследованию воображения детей младшего школьного возраста
3. составить комплекс упражнений и занятий по развитию творческого вооружения у детей младшего школьного возраста.
Для решения задач нашего исследования мы использовали следующие методы:
- изучение литературы;
- анализ;
- сравнение;
- систематизация;
- обобщение.
Глава I. Теоретические аспекты процесса воображения в психологической науке
1.1. Подходы к определению понятия «воображение» в
психологической науке
Воображение — особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое. Прав был М. Горький, говоря, что «именно вымысел поднимает человека над животным», потому что только у человека, который, являясь существом общественным, преобразует мир, развивается подлинное воображение. [13, с. 157]
Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что дано восприятием. Воображение может, предвосхищая будущее, создать образ, картину того, чего вообще не было.
Для исследования познавательной роли воображения необходимо выяснить его особенности и выявить его действительную природу. В научной литературе существует очень много подходов к определению воображения. Обратимся к некоторым из них и определим основные особенности воображения.
С.Л.Рубинштейн пишет: «Воображение — это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов». [18, с. 314]
Л.С.Выготский считает, что «воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением». [4, с. 20]
К.Д. Ушинский рассматривал воображение как новую комбинацию былых впечатлений и прошлого опыта, считая, что воссоздающее воображение является продуктом воздействия на мозг человека материального мира. [20]
Как видно из определений, существенным признаком воображения считается способность субъекта создавать новые образы, которые протекают в наглядном плане. Также для воображения характерна связь с мышлением и с чувственными данными.
Таким образом, очевидно, что воображение есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального. [13, с. 355]
В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций:
1) представление действительности в образах;
2) регулирование эмоциональных состояний;
3) участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека;
4) формирование внутреннего плана действий;
5) планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценки их правильности, процесса реализации. [9, с. 113]
Рассмотрим теперь способы и виды человеческого воображения. Предлагаемая схема позволит более полно их представить.
Виды и способы воображения
Создание образов воображения осуществляется несколькими способами. Как правило, они используются неосознанно.
Агглютинация – соединение различных несоединимых в повседневной жизни свойств (например, кентавр – человек-зверь, птица Феникс – человек-птица). Гиперболизация – парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей (лилипуты, Гулливер, Карлик) Схематизация – отдельные представления в данном случае сливаются, различия сглаживаются (любой схематический рисунок). Типизация – выделение существенного, повторяющегося в фактах и воплощение их в конкретном образе (например, профессиональные образы шахтера, врача, рабочего и др.). Акцентирование – какая-либо деталь в образе особо подчеркивается, выделяются (например, дружеский шарж).
Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия.
Пример аналогии – самолет напоминает птицу. [19, с. 32]
Физиологическая основа воображения – образование новых сочетаний из временных нервных связей, уже сформировавшихся в коре больших полушарий мозга. [13, с. 356]
Таким образом, значение воображения в жизни и деятельности человека очень велико. Ценность его состоит в том, что оно позволяет принять решение и найти выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат. Но в этом же и слабость такого решения проблемы. Намеченные фантазией пути решения нередко недостаточно точны, нестроги. Однако необходимость существовать и действовать в среде с неполной информацией привела к возникновению у человека аппарата воображения. Поскольку в окружающем нас мире всегда останутся неизученные области, этот аппарат всегда будет полезен.
1.2. Творчество и воображение
Творческой деятельностью называют деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли созданное какой-нибудь вещью внешнего мира или неизвестным построением ума или чувства, живущими и обнаруживающимися только в самом человеке. Если мы взглянем на поведение человека, на всю его деятельность, мы легко увидим, что в этой деятельности можно различить два основных вида поступков. Один вид деятельности можно назвать воспроизводящим, или репродуктивным; он теснейшим образом связан с нашей памятью; а другой вид это деятельность комбинирующая или творческая.
Всякая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, и будет принадлежать к этому второму роду творческого или комбинирующего поведения, что является высшей ступенью воображения и называется творческим воображением. [4, с. 25]
Иногда творческие связи и преобразования образов в творческом воображении возникают внезапно, как готовый результат. Такое решение поставленной задачи называется интуитивным. Естественнонаучное объяснение этого акта состоит в том, что «Синтезирование не может совершаться и в частях полушарий, находящихся в известной степени торможения под влиянием преобладающего в коре в данный момент сильного раздражения, пусть этот акт тогда не сознается, но он произошел – и при благоприятных условиях может обнаружиться в сознании готовым и представиться как возникший неизвестно как» - Павлов И.П. [13, с. 360]
Этим объясняется, что иногда решение приходит не в момент наиболее напряженной работы над проблемой, а некоторое время спустя. Действительной причиной возникновения новой связи, приводящей к решению задачи или научному открытию, является напряженная и непрерывная работа над проблемой.
В качестве особого вида творческого воображения выделяют мечту, как образ желаемого будущего. Как и все виды воображения, мечта может быть различной в зависимости от отношения к действительности. Мечта, связанная с жизнью, правильно отражающая объективный ход событий, забегая вперед и рисуя будущее, является могучим источником творческой инициативы, поддерживает и усиливает энергию человека. Она прямо противоположна пустой мечтательности, не связанной с жизнью и подменяющей практическую деятельность построением воздушных замков.
Передовое мировоззрение и идейная целеустремленность – необходимые предпосылки развития творческого воображения, характеризующегося направленностью на разрешение общественно важных задач. [15, с. 360]
Таким образом, творческое воображение играет очень важную роль в жизни человека, проявляясь во всех сторонах его культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.
«Всякое изобретение, - говорит Рибо, - крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением – постройкой, возведенной в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений » [4, с. 22]
1.3. Связь мышления и воображения
Существует большая зависимость между воображением и умом человека. Воображение находится в тесной связи со всеми сторонами жизнедеятельности человека. Оно неразрывно связано с памятью, опираясь на ее процессы, перерабатывая и преобразуя то, что хранит память. Воображение активно включается в восприятие, обогащая воспринимаемые образы. Так, восприятие произведений живописи становится более содержательным, эмоциональным, когда в нем принимает участие воображение. [5, с. 78]
Так же существует связь и между воображением и мышлением. Вопрос о соотношении этих двух процессов является, пожалуй, стержневым во всей психологии воображения. По данному вопросу имеется несколько точек зрения, вероятно, ближе всего к истине А.В. Петровский и М.Б. Беркинблит, характеризующие эти процессы как функциональный компонент целостной познавательной деятельности. Они считали, что если лишить мышление воображения, оно становится творчески бесплодно и не способным к новым конструкциям. В то же время, если изолировать воображение от мышления, то само воображение становиться бесцельным и бессильным.[9, с. 56]
Возможность воображения «забегать» вперед, предвидеть наступление тех или иных событий в будущем, показывают тесную связь между этими двумя процессами. Подобно мышлению, воображение возникает в проблемной ситуации, мотивируется потребностями личности, обусловлено уровнем развития общественного сознания.
C точки зрения Л. С. Выгодского, воображение и мышление теснейшим образом переплетаются так, что их бывает трудно разграничит; и тот и другой процессы участвуют в любом творческом акте. [4, с. 28]
Между мышлением и воображением, существует определенный замкнутый круг: «Познание (мышление) стимулирует воображение (создающая модель преобразования), которая (модель) затем проверяется и уточняется мышлением» - пишет А.Я. Дудецкий. [16, с. 71]
В определенном смысле воображение выступает в качестве поискового средства: оно отражает результат познания, ориентируясь на который можно «достроить» промежуточные ступени с помощью мышления. Образно говоря, в ряде случаев воображение создает как бы «зону ближайшего развития» мышления. Вот почему мышление следует рассматривать в теснейшей связи с воображением.
Информация о работе Развитие творческого воображения у младшего школьного возраста