Развитие творческого воображения у младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:52, курсовая работа

Описание

В связи с этим тема нашей работы: Комплекс упражнений «Шаг за шагом на пути к Творчеству» как средство развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста.
Цель нашей работы: Создание комплекса развивающих упражнений и занятий по развитию творческого воображения у детей младшего школьного возраста во время учебного процесса.
Для достижения данной цели были реализованы следующие задачи:
1. подбор, изучение и анализ психолого-педагогическую литературы раскрывающей вопросы творческого воображения младшего школьного возраста.
2. подбор диагностических приемов и методов по исследованию воображения детей младшего школьного возраста
3. составить комплекс упражнений и занятий по развитию творческого вооружения у детей младшего школьного возраста.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические аспекты процесса воображения в психологической науке
1.1. Подходы к определению понятия «воображение» в психологической науке
1.2. Творчество и воображение
1.3. Связь мышления и воображения
1.4.Особенности развития воображения детей младшего школьного возраста
Глава II. Создание комплекса упражнений и занятий, направленного на развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста
2.1. Анализ литературы по развитию воображения у детей младшего школьного возраста
2.2. Особенности структуры и содержания комплекса развивающих упражнений и занятий «Шаг за шагом на пути к Творчеству»
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Развитие творческого воображения младшего школьника.doc

— 126.00 Кб (Скачать документ)

Однако в отличие от мышления, основным содержанием которого являются понятия,    позволяющие обобщенно и опосредованно познавать мир, воображение протекает в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений. В конкретных образах, создаваемых воображением, очень часто раскрываются те или иные отвлеченные теоретические мысли.

Другой отличительной характеристикой воображения от мышления является возможность воображения возникать в проблемных ситуациях высокой степени неопределенности, когда исходные данные не поддаются точному анализу.  Как правило, здесь мышление оказывается гораздо менее эффективнее, чем в случаях, если все данные известны и подчинены строгой закономерности. В этом смысле воображение может рассматриваться как определенная форма, «заместитель» мышления. [21]

Подчеркивая связь между мышлением и воображением, К.Д. Ушинский говорил, что сильное, деятельное воображение есть необходимая принадлежность ума. [5, с. 22]

Итак, благодаря связи с мышлением, воображение характеризуется как творческий акт. Свойство сознания человека, позволяющее ему представить себе цель, которую он достигает своим трудом, новую обстановку, которая возникает в результате предпринимаемых им действий, изменения, которые произойдут с объектами его труда или с ним самим, связано с особой формой мышления – воображением. В той или иной степени оно включено в любой акт мышления, но, будучи наиболее отчетливо выражено, представляет его особую форму.

Воображение, или фантазия, - это создание  в процессе мышления новых образов на основе прошлого восприятия и имеющихся понятий. Если восприятие позволяют человеку создать образы настоящего, память – прошлого, то воображение как форма мышления позволяет это сделать в отношении будущего.  

1.4.Особенности развития воображения детей младшего школьного возраста

Основная тенденция возникновения и развития детского воображения это переход ко все более правильному и полному отражения действительности, переход от простого произвольного комбинирования представлений к комбинированию логически аргументированному.

Вопрос о реализме детского воображения связан с вопросом об отношении возникающих у детей образов к действительности. Школьники каждый раз должны воссоздавать себе образ действительности (поведение героев рассказа, события прошлого, наложение геометрических фигур в пространстве и т.д.)  [3, с. 161]

Развитие способности к этому проходят две главные стадии. Первоначально воссоздаваемые образы весьма приблизительно характеризуют реальный объект, бедны деталями. Эти образы статичны, поскольку в них не представлены изменения и действия объектов, их взаимосвязи. Построение таких образов требует словесного описания или картины (к тому же весьма конкретных по содержанию). В конце II класса, а затем в III класса наступает вторая стадия. Прежде всего, значительно увеличивается количество признаков и свойств в образах. Они приобретают значительную полноту и конкретность, что происходит в основном за счет восстановления в них элементов действий и взаимосвязей самих объектов. Первоклассники чаще всего представляют себе лишь начальное и конечное состояние какого-либо движущегося объекта. Ученики III класса с успехом могут представить и изобразить многие промежуточные состояния какого-либо объекта, как прямо указанные в тексте, так и подразумеваемые по характеру самого движения. Дети могут восстановить образы действительности без непосредственного их описания или без особенной конкретизации, руководствуясь памятью или общей схемой-графиком. Так школьники могут писать большое изложение по рассказу, прослушанному в самом начале урока, или решать математические задачи, условия которых приведены в виде абстрактной графической схемы.   [2, с. 43]

Воссоздающее (репродуктивное) воображение в младшем школьном возрасте развивается путем формирования у детей, во-первых, умения определять и изображать подразумеваемые состояния объектов, прямо не указанные в описании, но закономерно из них следующие, во-вторых, умения понимать условность некоторых объектов, их свойства и состояния (например событие фактически не произошло, но условно его можно вообразить «как если бы» произошедшее, и тогда столь же условно выяснить его последствия). [15, с. 367]

Уже воссоздающее воображение перерабатывает образы действительности. Дети изменяют сюжетную линию рассказов, представляют события во времени, изображают ряд объектов в обобщенном, сжатом виде (этому во многом соответствует формирование приемов смыслового запоминания). Нередко такие изменения и комбинации образов носят случайный и неоправданный с точки зрения цели учебного процесса, хотя и удовлетворяют потребности ребенка в фантазировании, в проявлении эмоционального отношения к вещам. В этих случаях дети отчетливо осознают условность своих выдумок. По мере усвоения сведений об объектах и  условиях их происхождения многие новые комбинации образов приобретают обоснования и логическую аргументацию. При этом формируются умение либо в развернутой словесной форме, либо в свернутых интуитивных соображениях строить типа: «Это обязательно произойдет, если сделать то-то и то-то». Стремление младших школьников указывать условия происхождения и построения каких-либо предметов – важнейшая психологическая предпосылка развития у них творческого (продуктивного) воображения. [7, с. 23]

Одной из характерных черт воображения детей младшего возраста является его наглядность и конкретность.

Все, что слышит ребенок, он переводит в наглядный план. Перед его взором проходят живые образы, картины. И поэтому часто в переложении ребенка тот или иной, доступный его возраста, короткий рассказ звучит более живо, с большим количеством подробностей, чем это дано автором. Однако такая яркая наглядность обнаруживается у младших школьников только к IV класса, и то не у всех.

У детей I-II классов игра всегда протекает с использованием каких-либо атрибутов, предметов. Но они реже встречаются у детей III-IV классов, так как уже в этом возрасте у младшего школьников начинается развиваться  и тот вид воображения, который назевается вербально-мыслительным воображением и который составляет как бы новый этап в развитии воображения по отношению к воображению, носящему сугубо конкретный характер. [14, с. 27]

При развивающем вербально-мыслительном воображении опора на предмет и даже действие если и имеет место, то побочное, третьестепенное. На первое место выступает рассказ, вымысел, осуществляемый лишь в словах. Образы воображения приобретают уже более обобщенный характер. 

Итак, без достаточно развитого воображения не может успешно протекать учебная работа школьника. У детей младшего школьного возраста воображение развивается на основе специальных знаний  и опирается на освоение практических приемов действия в той или иной области творческой деятельности. Чем больше будет участвовать воображение во всех познавательных процессах школьника, тем более творческой будет его учебная деятельность. Развитие воображения у детей создает предпосылки для эстетического воспитания, а хорошо поставленное эстетическое воспитание в свою очередь развивает воображение.

Выводы по главе I

Ценность воображения состоит в том, что оно позволяет принять решение и найти выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат. Но в этом же и слабость такого решения проблемы. Намеченные фантазией пути решения нередко недостаточно точны, нестроги. Однако необходимость существовать и действовать в среде с неполной информацией привела к возникновению у человека аппарата воображения. Поскольку в окружающем нас мире всегда останутся неизученные области, этот аппарат воображения всегда будет полезен.

Одним из видов активного воображения является творческое воображение, которое представляет собой самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Возникшее в труде творческое воображение остается неотъемлемой стороной технического, художественного и любого иного творчества.

Творческое воображение и фантазия присущи каждому человеку, а особенно эти качества присущи детям. Действительно, возможность создавать что-либо новое, необычное закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, к числу которых относится и воображение. Именно развитию воображения необходимо уделять внимание в воспитании ребенка в возрасте от шести до двенадцати лет. Этот период ученые называют сенситивным, то есть наиболее благоприятным для развития когнитивных функций ребенка.

Итак, воображение как психический процесс играет существенную роль в формировании творческих способностей человека, которые в последующем определяют уровень развития интеллекта, в частности, и развития личности, в целом.

Глава II. Создание комплекса упражнений и занятий, направленного на развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста

2.1. Анализ литературы по развитию воображения у детей младшего школьного возраста

В своей работе мы опирались на практические разработки по развитию воображению младших школьников таких как:  Тихомирова Л. Ф., Мазепина Т.Б., Грецов А. Г., Винокурова Н. и других. 

Так в пособии Тихомировой Л. Ф.  «Упражнения на каждый день: развитие воображения младшего школьника» представлен комплекс упражнений, рассчитанный на 160 занятий, каждое занятие состоит из четырех упражнений, направленных на развитие творческого, чувственного, пространственного воображения, а также таких его свойств, как скорость процессов воображения, необычность и оригинальность сюжета, глубины и проработанности образов, богатство фантазии. 

Развивающие упражнения расположены в порядке возрастающей сложности и в ряде логически связаны друг с другом, так как последующий прием строится с опорой на предыдущий, таким образом, существует строгая определенность видения приемов. 

Занятия проводятся во внеурочное время, два раза в неделю в течение 20 минут. Курс занятий рассчитан на детей младшего школьного возраста.

Цель программы – развитие воображения младшего школьника.

Основные задачи:

- развитие воображения и фантазии;

- развитие творческих способностей и выражение их в процессе своей деятельности;

- обучение умению самостоятельно решать проблемные ситуации. [19, с. 24]

В пособие Мазепиной Т.Б. «Развитие познавательных процессов ребенка в играх тренингах, тестах» предлагается система занятий с детьми младшего школьного возраста, материалом занятий служит игры и игровые упражнения,  направленные на развитие таких психических функций как воображение, мышление, восприятие.

Цель курса – формирование у детей навыков самостоятельной деятельности творческого воображения.

Задачи курса:

- развитие воображение в творчестве, как один из путей, ведущих к познанию и освоению окружающего мира;

- развитие склонности к фантазированию;

- обучение прогнозированию результатов деятельности, формирование внутреннего плана.  

Курс состоит из трех частей:

I часть – диагностика-мативирующая (5 занятий);

Задачи части: определить уровень воображении, сформировать исходный уровень мотивации у школьников на работу с учителем.

II часть – формирующая (15 занятий);

Задачи части:  развить функции воображения, развить воссоздающее и творческое воображение. 

III часть – поддерживающая (7 занятий).

Задачи части: закрепить сформировавшийся уровень воображения. [10, с. 6]

Пособие Алябьевой Е.А. «Коррекционно-развивающее занятия для детей» имеет следующую структуру:

- Постоянный ритуал начала занятий;

- Игры на развитие воображения;

- Творческие сказки, пластические этюды, игры с элементами творчества;

- Обсуждение занятия с детьми;

- Ритуал прощания.

При необходимости вводится «минутка шалости».

Занятия проводятся один раз в неделю с обязательным закреплением содержания в повседневной деятельности. Курс занятий рассчитан на детей 7-9 лет. Занятия проводятся в подгруппах, при комплектации подгрупп для занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности детей.

Цель цикла занятий — развитие творческих способностей, воображений, эмпатии, самооценки, взаимооценки, наблюдательности. 

Задачи цикла занятий:

- способствовать развитию  творческих способностей и воображения, индивидуальному самовыражению детей;

- развить любознательность, наблюдательность;

- повысить самооценку детей и их уверенность в себе;

-  формировании необычных, оригинальных образов. [1, с. 6] 

В ряде пособий по развитию воображения таких как: «Развивающие занятия с детьми» Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А., «Практическая психология в начальной школе» Р. В. Овчарова, Е. И. Рогов «Настольная книга практического психолога» представлен перечень игр и игровых упражнений,  не объединенных в циклы и курсы программ, а представлены в виде отдельных заданий, развивающих воображение, фантазию.

Итак, в ходе анализа литературы по проблеме исследования мы выяснили, что в настоящее время представлено достаточно сборников и пособий по развитию воображения у детей младшего школьного возраста, которые качественно выполняют поставленные перед собой цели и задачи. В каждом из них имеются игры,  игровые упражнения, задачи и комплекты заданий по развитию данного психического процесса у младшего школьника.

При отборе игр, игровых упражнений и заданий для развивающего комплекса «Шаг за шагом на пути к Творчеству» мы использовали данные практические разработки, с целью предоставления более качественного материала.

 

2.2. Особенности структуры и содержания комплекса развивающих упражнений и занятий «Шаг за шагом на пути к Творчеству»

В ходе анализа изученной нами литературы по развитию воображения у детей младшего школьного возраста мы выяснили, что вопросы, непосредственно связанные с проблемами формирования и развития творческого воображения у детей данного возраста, на учебных предметах мало исследованы. В связи, с чем нами был разработан комплекс развивающих упражнений и занятий «Шаг за шагом на пути к Творчеству», направленный на развитие творческого воображения детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения, русского языка, математики, окружающего мира, изобразительного искусства.

Информация о работе Развитие творческого воображения у младшего школьного возраста