Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:52, курсовая работа
В связи с этим тема нашей работы: Комплекс упражнений «Шаг за шагом на пути к Творчеству» как средство развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста.
Цель нашей работы: Создание комплекса развивающих упражнений и занятий по развитию творческого воображения у детей младшего школьного возраста во время учебного процесса.
Для достижения данной цели были реализованы следующие задачи:
1. подбор, изучение и анализ психолого-педагогическую литературы раскрывающей вопросы творческого воображения младшего школьного возраста.
2. подбор диагностических приемов и методов по исследованию воображения детей младшего школьного возраста
3. составить комплекс упражнений и занятий по развитию творческого вооружения у детей младшего школьного возраста.
Введение
Глава I. Теоретические аспекты процесса воображения в психологической науке
1.1. Подходы к определению понятия «воображение» в психологической науке
1.2. Творчество и воображение
1.3. Связь мышления и воображения
1.4.Особенности развития воображения детей младшего школьного возраста
Глава II. Создание комплекса упражнений и занятий, направленного на развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста
2.1. Анализ литературы по развитию воображения у детей младшего школьного возраста
2.2. Особенности структуры и содержания комплекса развивающих упражнений и занятий «Шаг за шагом на пути к Творчеству»
Заключение
Список литературы
В комплексе «Шаг за шагом на пути к Творчеству» предлагается система упражнений занятий на уроках с детьми младшего школьного возраста. Основу занятий составляют игры, игровые упражнения, задачи на смекалку, художественные литературные задания, направленные на развитие творческого воображения.
Цель комплекса: Развитие творческого воображение у детей младшего школьного возраста на уроках.
Задачи комплекса:
- развитие творческого воображения и фантазии;
- формирование умений самостоятельного переноса знаний и умений в новую ситуацию;
- формирование внутреннего плана;
- обучение планированию, прогнозированию результатов деятельности;
- развитие творческих способностей и выражение их в своей деятельности;
- развитие активности и самостоятельности детей в процессе учебной деятельности.
Идея курса: Объединение заданий по развитию творческого воображения в циклы по учебным дисциплинам, и последующее внедрение этих заданий в уроки.
В содержании учебного комплекса условно выделены две части:
- первая часть состоит из развивающих заданий, объединенных по учебным дисциплинам таких как: литературное чтение, русский язык, математика, технология, изобразительное искусство, каждый цикл включает 10 развивающих заданий.
- во второй части представленные разработки уроков, в которые включены развивающие моменты творческой деятельности учащихся из первой части. Для удобства работы в комплекс представлены: психодиагностические методики, направленные на измерение уровня развития воображения у детей младшего школьного возраста, а так же дан краткий экскурс психической функции воображения.
В своем комплексе мы опирались на несколько принципов:
1. В развитии психических способностей ребенка существуют
сенситивный период, в течение которого адекватное воздействие на ребенка дает максимальные результаты. Отсутствие такого воздействия в соответствующий период может привести либо к недоразвитию той или иной способности, либо к полному ее отсутствию.
2. Обучение более эффективно, если оно представляет собой процесс
творческого диалога ребенка и учителя. Учитель дает ребенку не набор готовых заданий, а ставит задачи, решение которых дети ищут сами в процессе совместного обсуждения.
3. Каждая предлагаемая задача может иметь неограниченное количество
ответов. Цель учителя – продемонстрировать весь спектр возможных вариантов. Выбор того или иного решения зависит от ребенка и связан с принятием на себя ответственности. Подчеркивание ответственности в этом случае также ложиться на учителя.
4. Большая эффективность в освоении творческого воображения
школьников связана со сменой и разнообразием творческой деятельности.
5. Задача учителя, сопровождать детей в творческой деятельности. Он
не убеждает, не дает знания, он провоцирует их на самостоятельное решение творческой задачи. Когда же ребенок погружается в нее, то учитель задает вопросы, подталкивая ребенка к их решению.
Вывод по главе II
В ходе анализа литературы по развитию воображения младшего школьника мы выяснили, что в настоящее время представлено достаточно сборников и пособий по формированию данного психического процесса у детей младшего школьного возраста, которые качественно выполняют поставленные перед собой цели и задачи. В каждом из них имеются игры, игровые упражнения, задачи и комплекты заданий по развитию творческих способностей младшего школьника. Но, однако, вопросы, непосредственно связанные с проблемами формирования и развития творческого воображения у детей данного возраста, на учебных предметах мало разработаны, недостаточно проведено исследований в этом направлении. А эта область представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании.
Главная цель нашей работы — создание сборника «Шаг за шагом на пути к Творчеству» — комплекса развивающих упражнений и занятий по развитию творческого воображения у детей младшего школьного возраста на уроках. Кроме заданий и упражнений в сборник включены методики диагностики уровня развития воображения у детей младшего школьного возраста.
Необходимость развивающей работы в школе вытекает из аксиоматического положения, согласно которому период школьного детства – важнейший в жизни человека, поэтому следует использовать его в полной мере для всестороннего развития личности.
Заключение
Воображение как психический процесс имеет важное значение для человека. Ценность его состоит в том, что оно позволяет принять решение и найти выход из проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления.
Развитие данного психического процесса особенно необходимо для детей младшего школьного возраста. Именно этот возрастной период является сенситивным, и адекватное воздействие на психические процессы ребенка в это время дает максимальные результаты. Отсутствие такого воздействия в соответствующий период может привести либо к недоразвитию той или иной способности, либо к полному ее отсутствию.
Наиболее эффективно воображение можно развивать, применяя специальные задания, игры и игровые упражнения, способные заинтересовать ребёнка. Подобные упражнения и задания можно использовать как во внеурочное время, так и во время учебного процесса.
В последние годы появилось большое количество литературы, посвященной развитию воображения младшего школьника, однако подавляющее ее большинство представляет либо внеурочные задания, либо отдельные, тематически не связанные между собой упражнения. Вопросы же, непосредственно связанные с проблемами формирования и развития творческого воображения у детей данного возраста, на учебных предметах мало разработаны, недостаточно проведено исследований в этом направлении. А эта область представляет огромный потенциал.
В связи с чем, реализуя цель нашей работы, связанную с изучением и систематизацией материала по развитию воображения, мы представляем комплекс развивающих упражнений и занятий «Шаг за шагом на пути к Творчеству».
Надеемся, что предложенный материал будет полезен тем, кто им воспользуется, и доставит удовольствие детям, чьё воображение будут развивать.
Список литературы
1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего
дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателя и психологам дошкольного учреждения/ Е.А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 96 с.
2. Венгер А.Л., Цукерман Г.А.Психологическое обследование младших школьников/ А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 160с.: ил.
3. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан. В.В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 320 с.
4. Выготский Л.С., Воображение и творчество в детском возраст: Психол. очерк: Кн. Для учителя/ Л. С. Выготский. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.: ил.
5. Забрамная С. Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми: Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование»/ С.Д. Забрамная, Ю.А. Костенкова. – М.: В. Секачёв¸2001. – 80 с.: ил.
6. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников/ А.З. Зак. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1994. – 320 с.
7. Костышина О.Н. Творческая самореализация младшего школьника/ О.Н. Костышина// Начальная школа. – 2008.-№ 1. – С. 23 – 26.
8. Кузьмина Н.А. Формирование опыта творческой деятельности на уроках/ Н.А. Кузьмина// Начальная школа. – 2004. -№ 2. – С. 82 – 84.
9. Крысько, В.Г. Общая психология в схемах и комментария: учебное пособие/ В.Г. Крысько. – СПб.: Питер, 2007. – 254 с.
10. Мазепина Т.Б. Развитие познавательных процессов ребенка в играх, тренингах, тестах /Т.Б.Мазепина/Серия «Мир вашего ребенка». – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 64 с.
11. Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми 6-12 лет/ О.А. Матвеева. – М.: Педагогическое общества России, 2001. - 160 с., ил.
12. Дрозина В.В. Творчество – удел избранных?/ В.В. Дрозина// Начальная школа. – 2011. -№ 3. – С 91 – 95.
13. Общая психология: Учеб. Для студентов пед. ин-тов О-28/ А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинческо и др.; Под ред. А.В. Петровского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 464
14. Практическая психология для начальных классав: Пособие по работе с Книгой для размышления «Я в мире других». – СПб.: Специальная литература, 2003. – 271 с.
15. Психология [Текст]: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений/ И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 464 с.
16. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения
младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха: учебно-метод. Пособие/ Е.Г. Речицкая, Е.А. Сошина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 128 с.: ил.
17. Е. И. Рогов. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 3-е изд/ Рогов Е. И. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. кн. 2: коррекционные приемы и упражнения. – 480 с.: ил.
18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. С.Л. Рубинштейн – СПб.: Питер, 2011. – 713 с.: ил. – (серия «Мастера психологии»)
19. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие познавательных способностей младшего школьника/Л.Ф. Тихомирова. – М.: Рольвор, 2000. – 160 с.
20. http://festival.1september.ru/
21. http://www.roman.by/r-50192.
22. http://revolution.allbest.ru/
9
Информация о работе Развитие творческого воображения у младшего школьного возраста