Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2011 в 00:49, контрольная работа
Детская игра - один из сложных теоретических вопросов. Изучение игры детей дает представление об общественной организации жизни людей, об их законах и верованиях, о формах и методах воспитания. А как играли дети наших далеких предков? А может быть, когда-то игры и вовсе не было? Ответы на эти вопросы важны и потому что понять природу детской игры - это значит понять природу самого человека.
1.Как появляется игра?…………………………………………….3
2.Психологическое значение игры ……………………………….4
3.Психологические вопросы дошкольной игры ………………..5
4.Игра как ведущая деятельность у дошкольника……………..7
5.Главный воспитатель дошкольника - игра...……………….10
6.Заключение………………………………………………………..12
7.Библиография…………………………………………………….13
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОТКРЫТЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ М.А.ШОЛОХОВА
Факультет психологии
Кафедра практической психологии
Контрольная работа по возрастной психологии
''Роль игровой деятельности в психическом развитии дошкольника''
Выполнила:
Студентка 3/3 курса(2 потока)
группа №2
Петрушина Е.А.
Москва 2005
ПЛАН
1.Как появляется игра?…………………………………………….3
2.Психологическое
значение игры ……………………………….4
3.Психологические
вопросы дошкольной игры ………………..5
4.Игра как ведущая
деятельность у дошкольника……………..7
5.Главный воспитатель
дошкольника - игра...……………….10
6.Заключение………………………………………………
7.Библиография…………………………………………
1.Как появляется игра?
Дети, детство, игра.
Эти понятия на первый взгляд многим кажутся
ясными и неотделимыми. Все так просто:
если ребенок здоров, он, естественно,
играет. Игра настолько присуща каждому
ребенку, что мы редко задаем себе вопрос,
почему же возникает игра и как она развивается?
Детская игра - один
из сложных теоретических вопросов. Изучение
игры детей дает представление об общественной
организации жизни людей, об их законах
и верованиях, о формах и методах воспитания.
А как играли дети наших далеких предков?
А может быть, когда-то игры и вовсе не
было? Ответы на эти вопросы важны и потому
что понять природу детской игры - это
значит понять природу самого человека.
«Игра
возникает в ходе исторического развития
общества в результате изменения места
ребенка в системе общественных отношений». (Д.Б.Эльконин)
Как же возникла детская
игра? Ответить на этот вопрос непросто.
Оказалось, что необходимо понять, что
же такое человеческое детство? Когда
появилось детство и почему стало важнейшим
этапом в жизни человека?
В обществах, стоящих
на низших уровнях развития производства
и культуры, ребенок рано включался в производительный
труд взрослых. Дети жили со взрослыми
общей жизнью. Воспитание ребенка еще
не выделялось как особая общественная
функция. Все члены общества осуществляли
воспитание детей. Основная задача воспитания
- сделать детей участниками производительного
общественного труда. А основное средство
воспитания - непосредственное включение
детей в трудовую деятельность взрослых.
Вот тогда-то детства не было, не было и
игры.
Итак, детство существовало
не всегда. О возникновении детства можно
говорить лишь тогда, когда исчезает возможность
непосредственного включения детей в
производительный труд взрослых.
Чем выше развитие
общества, тем сложнее становится период
подготовки ребенка к взрослой жизни.
Вместе с постепенным
усложнением форм производства происходит
новое распределение трудовых обязанностей.
Дети перестают принимать непосредственное
участие в некоторых, наиболее сложных
трудовых операциях. Но все больше разнообразных
действий формируется у детей на уменьшенных
копиях реальных предметов. Причем многие
из этих предметов начинают утрачивать
свою результативную производительную
функцию. Игровые действия приобретают
в группе детей соревновательный характер,
возникают игры-соревнования, игры с правилами.
Дальнейшее развитие производства, усложнение
орудий труда, возникновение новых производственных
отношений приводят к тому, что возможность
включения детей в производительный труд
осложняется, возникает производство
специальных предметов для детей. Причем
теперь это предметы не для формирования
специальных профессиональных умений
и навыков, а для развития некоторых общих
зрительно-двигательных и других координаций.
Возникают современные игрушки, и рождается
сюжетно-ролевая игра. Возникновение игры
связано не с действием каких-либо внутренних,
врожденных инстинктивных сил, а с вполне
определенными социальными условиями
жизни ребенка в обществе.
2.Психологическое
значение игры
Великий русский педагог
К.Д. Ушинский писал: «В игре дитя живет, и следы
этой жизни глубже остаются в нем, чем
следы действительной жизни, в которую
он не мог еще войти по сложности ее явлений
и интересов. В действительной жизни дитя
не более как дитя, существо, не имеющее
еще никакой самостоятельности, слепо
и беззаботно увлекаемое течением жизни;
в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует
свои силы и самостоятельно распоряжается
своими же созданиями».
Игровая деятельность
- одно из самых удивительных и еще не понятных
до конца явлений в развитии живых существ.
Игра неизменно возникает на всех стадиях
культурной жизни у самых разных народов
и представляет неустранимую и естественную
особенность человеческой природы. Мало
того, игра присуща не только человеку
- играет и животный детеныш. Следовательно,
этот факт должен иметь какой-то биологический
смысл: игра для чего-то нужна, имеет какое-то
специально биологическое назначение,
иначе она не могла бы существовать, получить
такое широкое распространение. В науке
было предложено несколько теорий игры,
пытавших разгадать эту мысль. Одна из
них сводила игру к разряду накопившейся
энергии в молодом существе, которая не
находит себе выхода и употребления на
естественные надобности. Эта теория видит
в игре не случайную прихоть, забаву, но
важную жизненную необходимость.
Американский философ
Герберт Спенсер считал, что игра является
способом изживания накопившейся у ребенка
энергии, которую некуда больше девать,
потому что от деятельности по удовлетворению
своих потребностей он освобожден взрослыми.
Другая теория, которая
усматривает биологическую полезность
игры в том, что она - как бы естественная
школа воспитания.
Бюллер считал, что
к игре понуждает удовольствие, которое
организм получает от своего функционирования.
Гросс утверждал, что игра - это форма подготовки
к будущей деятельности. Дьюи доказывал,
что игра представляет собой реализацию
ребенком видов поведения, приобретенных
на основе инстинктов, подражания и научения.
Австрийский психолог
Зигмунд Фрейд полагал, что игра - это способ
символического удовлетворения ребенком
его реально неудовлетворенных желаний.
Советский психолог
Л.С.Выготский считал, что игра вырастает
из противоречия между социальными потребностями
и практическими возможностями ребенка,
и видел в ней ведущее средство развития
его сознания. Некоторые психологи считали,
что корень игры - просто инстинкт подражания,
а другие видели в ней способ освоения
ребенком реальности.
Ребенок всегда играет,
он есть существо играющее, но игра его
имеет большой смысл. Она точно соответствует
его возрасту и интересам и включает в
себя такие элементы, которые ведут к выработке
нужных навыков и умений. Период игр с
прятаньем, убеганием и т.д., связан с выработкой
умения перемещать себя в среде и ориентироваться
в ней. Можно без преувеличения сказать,
что почти все самые основные и коренные
наши реакции вырабатываются и создаются
в процессе детской игры. Такое же значение
имеет элемент подражательности в детских
играх: ребенок активно воспроизводит
и усваивает виденное им у взрослых, учится
тем же отношениям и развивает в себе первоначальные
инстинкты, которые понадобятся ему в
будущей деятельности.
Ни одна игра не повторяет
с точностью другую, но каждая из них представляет
мгновенно новые и новые ситуации, которые
требуют всякий раз новых и новых решений.
При этом надо иметь
в виду, что такая игра является величайшей
школой социального опыта.
В игре усилие ребенка
всегда ограничивается и регулируется
множеством усилий других играющих. Во
всякую задачу-игру входит, как непременное
ее условие умение координировать свое
поведение с поведением других, становиться
в активное отношение к другим, нападать
и защищаться, вредить и помогать, рассчитывать
наперед результат своего хода в общей
совокупности всех играющих. Такая игра
есть живой социальный, коллективный опыт
ребенка, и в этом отношении она представляет
из себя совершенно незаменимое орудие
воспитания социальных навыков и умений.
Последняя особенность
игры - подчиняя все поведение известным
условным правилам, она первая учит разумному
и сознательному поведению. Она является
первой школой мысли для ребенка. Всякое
мышление возникает как ответ на известное
затруднение вследствие нового или трудного
столкновения элементов среды.
Итак, игра есть разумная
и целесообразная, планомерная, социально-координированная,
подчиненная известным правилам система
поведения или затрата энергии. Она является
естественной формой труда ребенка, присущей
ему формой деятельности, приготовлением
к будущей жизни.
3.Психологические
вопросы дошкольной игры
Игра по праву заняла
в практике дошкольных учреждений важное
место. Нет нужды доказывать, что она имеет
большое значение для всего хода развития
детей в дошкольном возрасте. Можно указать
два ряда фактов, подтверждающих это положение.
Под руководством профессора
А.Н.Леонтьева был проведен ряд экспериментальных
исследований, осветивших, в частности,
вопрос о значении игры для развития психических
процессов.
З.М.Истомина подвергла
специальному исследованию процессы возникновения
произвольной памяти в дошкольном возрасте.
Ее исследования показало, что в ходе игры
создаются благоприятные условия для
того, чтобы задача нечто припомнить и
запомнить впервые возникла перед ребенком
младшего дошкольного возраста как самостоятельная
задача и, следовательно, возникли бы предпосылки
для развития процессов произвольного
запоминания. З.В.Мануйленко в специальном
экспериментальном исследовании убедительно
показала, что сознательный контроль движений
в игре у малышей значительно выше, чем
в деятельности, осуществляемой по заданию.
Наконец, исследованиями
А.В.Запоорожца и Я.З.Немерович, посвященными
развитию движений, было показано, что
игра имеет ближайшее отношение к формированию
истории ребенка дошкольного возраста.
Второй ряд фактов
относится к сравнительному исследованию
игры у детей, стоящих на различных уровнях
интеллектуального развития.
Оба ряда фактов с убедительностью
показывают, что игра имеет значение не
только для тех психических процессов,
которые в нее непосредственно включены,
как например, воображение, мышление, но
и для таких, которые в ней непосредственно
могут не принимать участия или во всяком
случае связаны с ней косвенно, например
память.
В процессе игры не
только развиваются отдельные психические
функции, но происходит изменение психики
ребенка в целом.
Раскрытие психологической
природы дошкольной детской игры заключается
в том, чтобы понять и выяснить в игре то,
что определяет собой психологическое
развитие личности ребенка и его сознания,
симптомом которого является развитие
отдельных психических процессов - мышления,
воображения, восприятия, памяти, воли.
Изменения этих отдельных процессов в
игре ясно видны и даже могут быть измерены,
но за ними скрываются и их определяют
более существенные, хотя не так ясно видимые,
более глубокие изменения личности и сознания
ребенка.
Почти все исследователи,
изучавшие игру, единодушно отмечают,
что игра является наиболее свободной
деятельностью ребенка-дошкольника. Этот
непринужденный характер игры выражается
не только в том, что ребенок свободно
выбирает сюжет игры, но и в том, что его
действия с предметами, вовлекаемыми в
игру, отличаются от обычного употребления
предметов значительной независимостью
от конкретного значения этих предметов
и определяются теми значениями, которые
сам ребенок придает им в игре.
Основной парадокс
игры заключается в том, что, будучи деятельностью,
максимально свободной, находящейся во
власти эмоций, она является источником
развития произвольности и сознания ребенком
своих действий и своего я.
Решая вопрос о так
называемой ''свободе'' игры и попытке выяснить:
не содержит ли игра известных внутренних
ограничений, подчиняясь которым ребенок
и научается подчинению внешним ограничениям-правилам
поведения, все игры были разбиты на четыре
группы. К первой группе исследователи
отнесли подражательно-процессуальные
игры, в которых действия детей сводятся
к простому подражанию известным действиям
по образу; ко второй группе - драматические
игры по определенному сюжету; к третий
- игры с несложными правилами по сюжету;
наконец, к четвертой - игры с правилами
без сюжета и элементарные спортивные
игры.
Тип игры
возраст
3-4 года
5-6 лет
7 лет
Подраж. - процесс.
20%
2%
-
Драматические
53%
11%
3%
По сюжету
20%
39%
29%
Без сюжета
7%
48%
Информация о работе 'Роль игровой деятельности в психическом развитии дошкольника'