Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2011 в 00:49, контрольная работа
Детская игра - один из сложных теоретических вопросов. Изучение игры детей дает представление об общественной организации жизни людей, об их законах и верованиях, о формах и методах воспитания. А как играли дети наших далеких предков? А может быть, когда-то игры и вовсе не было? Ответы на эти вопросы важны и потому что понять природу детской игры - это значит понять природу самого человека.
1.Как появляется игра?…………………………………………….3
2.Психологическое значение игры ……………………………….4
3.Психологические вопросы дошкольной игры ………………..5
4.Игра как ведущая деятельность у дошкольника……………..7
5.Главный воспитатель дошкольника - игра...……………….10
6.Заключение………………………………………………………..12
7.Библиография…………………………………………………….13
68%
Эта таблица показывает,
что игра в дошкольном возрасте развивается
от игр подражательно-процессуальных
через драматические игры со скрытыми
правилами к играм с открытыми правилами
без сюжета. Этот психолого-педагогический
принцип, по-видимому, и лежит в основе
распределения игр по возрастам в дошкольном
периоде развития ребенка.
Еще один существенный
вопрос. Это вопрос о природе детских желаний
в игре. Почему ребенок играет в летчика,
офицера, часового, доктора? Обычно на
этот вопрос мы отвечаем - у ребенка есть
желание быть таким, как этот человек,
его возможности ограничены, взрослая
жизнь ему еще недоступна, и он вынужден
реализовать эти свои желания в игре. Таким
образом, игра является как бы формой осуществления
желаний ребенка, возникающих из столкновения
с детьми, из реальной жизни его в кругу
определенных общественных отношений.
Поэтому в практике
организации и стимулирования детских
игр большое значение принадлежит ознакомлению
детей с общественными условиями, с ролью
различных профессий в жизни общества.
Насыщая роль содержанием, мы делаем ее
более привлекательной, мы формируем желание
ребенка. Эта возможность формировать
детские желания, управлять ими делает
игру мощным воспитательным средством
путем внесения в нее тех сюжетов, которые
обладают наибольшим воспитательным значением.
4.Игра как ведущая
деятельность у дошкольников
Игра - это одно из самых
ярких и светлых воспоминаний нашего детства.
Игра - это основной вид деятельности дошкольника,
она оказывает многогранное влияние на
психическое развитие ребенка. В ней дети
овладевают новыми навыками и умениями,
знаниями. Только в игре осваиваются правила
человеческого общения. Вне игры не может
быть достигнуто полноценное нравственное
и волевое развитие ребенка, вне игры нет
воспитания личности.
Дошкольное детство
- большой отрезок жизни ребенка. Условия
жизни в это время стремительно расширяются:
рамки семьи раздвигаются до пределов
улицы, города, страны. Ребенок открывает
для себя мир человеческих отношений,
разных видов деятельности и общественных
функций людей. Он испытывает сильное
желание включиться в эту взрослую жизнь,
активно в ней участвовать, что, конечно,
ему еще недоступно. Кроме того, не менее
сильно он стремится к самостоятельности.
Из этого противоречия рождается ролевая
игра - самостоятельная деятельность детей,
моделирующая жизнь взрослых. Ролевая
или как ее иногда называют творческая
игра появляется в дошкольном возрасте.
Это - деятельность, в которой дети берут
на себя роли взрослых людей и в обобщенной
форме, в игровых условиях воспроизводят
деятельность взрослых и отношения между
ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную
роль, имеет соответствующий образ - мамы,
водителя, пирата и образцы его действий.
Образный план игры настолько важен, что
без него игра просто не может существовать.
Но хотя жизнь в игре протекает в форме
представлений, она эмоционально насыщена
и становится для ребенка его действительной
жизнью.
В конце раннего детства,
игра с сюжетом ''вырастает'' из предметно-манипуляционнной
деятельности. Первоначально ребенок
был поглощен предметом и действиями с
ним. Когда он овладел действиями, вплетенными
в совместную деятельность со взрослым,
он начал осознавать, что он действует
сам и действует как взрослый.
В дошкольном возрасте
аффект переносится с предмета на человека,
благодаря чему взрослый и его действия
становятся образцом не только объективно,
но и субъективно.
Около трех лет ребенок
становится гораздо более самостоятельным,
и его совместная деятельность с близким
взрослым начинает распадаться. В то же
время игра социальна и по своему происхождению,
и по содержанию. Она не сможет развиваться
без частого полноценного общения со взрослыми
и без тех разнообразных впечатлений от
окружающего мира, которые ребенок приобретает
тоже благодаря взрослым. Нужны ребенку
и различные игрушки, в том числе неоформленные
предметы, не имеющие четкой функции, которые
он мог бы легко использовать в качестве
заместителей других.
На границе раннего
и дошкольного детства впервые возникает
игра с сюжетом. Это уже известная нам
режиссерская игра. Одновременно с ней
или несколько позже появляется образно-ролевая
игра. В ней ребенок воображает себя кем
угодно чем угодно и соответственно действует.
Но обязательным условием развертывания
такой игры является яркое, интенсивное
переживание: ребенка поразила увиденная
им картина, и он сам в своих игровых действиях
воспроизводит то образ, который вызвал
у него сильный эмоциональный отклик.
Режиссерская и образно-ролевая
игры становятся источниками сюжетно-ролевой
игры, которая достигает своей развитой
формы к середине дошкольного возраста.
Позже из нее выделяются игры с правилами.
Следует отметить, что возникновение новых
видов игры не отменяет полностью старых,
уже освоенных - все они сохраняются и
продолжают совершенствоваться. В сюжетно-ролевой
игре дети воспроизводят собственно человеческие
роли и отношения. Дети играют друг с другом
или с куклой как идеальным партнером,
который тоже наделяется своей ролью.
В каждой игре свои
игровые условия - участвующие в ней дети,
куклы, другие игрушки и предметы. Подбор
и сочетание их существенно меняет игру
в младшем дошкольном возрасте, игра в
это время в основном состоит из однообразно
повторяющихся действий, напоминающих
манипуляции с предметами.
Сюжет - та сфера действительности,
которая отражается в игре. Сначала ребенок
ограничен рамками семьи, и поэтому игры
его связаны главным образом с семейными,
бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения
новых областей жизни, он начинает использовать
более сложные сюжеты - производственные,
военные т.д. более разнообразными становятся
и формы игры на старые сюжеты, скажем
в ''дочки-матери''. Кроме того, игра на один
и тот же сюжет постепенно становится
более устойчивой, длительной. Если в 3-4
года ребенок может посвятить ей только
10-15 минут, а затем ему нужно переключиться
на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра
уже может продолжаться 40-50 минут. Старшие
дошкольники способны играть в одно и
то же по несколько часов подряд, а некоторые
игры у них растягиваются на несколько
дней.
Те моменты в деятельности
и отношениях взрослых, которые воспроизводятся
ребенком, составляют содержание игры.
Младшие дошкольники имитируют предметную
деятельность - режут хлеб, трут морковку,
моют посуду. Они поглощены процессом
выполнения действий и подчас забывают
о результате - для чего и для кого они
это сделали, действия различных детей
не согласуются друг с другом, не исключены
дублирование и внезапная смена ролей
во время игры. Для средних дошкольников
главное - отношения между людьми, игровые
действия производятся ими не ради самих
действий, а ради стоящих за ними отношений.
Для старших дошкольников важно подчинение
правилам, вытекающим из роли, причем правильность
выполнения этих правил ими жестко контролируется.
В развитии игры выделяются две основные стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека. Как уже говорилось игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся общению друг с другом, умение устанавливать со сверстниками определенные взаимоотношения. Младшие дошкольники еще не умеют по-настоящему общаться со сверстниками. Постепенно общение между детьми становится более интенсивным и продуктивным. Игра, особенно коллективная, требует от ребенка мобилизации всех его сил и возможностей: и физических, и умственных. Игра предъявляет высокие требования к развитию речи ребенка: ведь он должен объяснить, во что и как он хотел бы играть, договориться с другими детьми, кто какую роль может сыграть, произнести свой текст так, чтобы его поняли остальные. В среднем и старшем дошкольном возрасте дети, несмотря на присущий эгоцентризм, договариваются друг с другом, предварительно распределяя роли, а также и в процессе самой игры. Содержательное обсуждение вопросов, связанных с ролями и контролем за выполнением правил игры, становится возможным благодаря включению детей в общую, эмоционально насыщенную для них деятельность.
Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением - подчинение правилам - складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности. Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребенок, и контроля. В игре образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чье поведение копирует ребенок.
В игре также развивается
мотивационно-потребностная сфера ребенка.
Возникают новые мотивы деятельности
и связанные с ними цели.
В развитой ролевой
игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными
ролями, создающими достаточно широкий
простор для импровизации, у детей формируется
творческое воображение. Игра способствует
становлению произвольной памяти, в ней
преодолевается так называемый познавательный
эгоцентризм. Вообще в игре коренным образом
изменяется позиция ребенка. Играя, он
приобретает возможность смены одной
позиции на другую, координации разных
точек зрения.
В дошкольном возрасте
основным средством сенсорного воспитания
считается дидактическая игра. На нее
почти полностью возлагается задача формирования
сенсорики ребенка: знакомство с формой,
величиной, цветом, пространством, звуком.
Дидактическая игра как игровая форма
обучения - явление очень сложное. В отличие
от учебной сущности занятий в дидактической
игре действуют одновременно два начала:
учебное, познавательное, и игровое, занимательное.
В соответствии с этим родитель или воспитатель
в одно и то же время учитель и участник
игры, учит детей и играет с ними, а дети
учатся играя.
5.Главный воспитатель
дошкольника - игра
Как хочется малышу
принять участие в жизни папы и мамы, в
жизни взрослых людей. Пусть не по-настоящему.
Пусть «понарошку». А
что если в это … поиграть? Зачем долго,
мучительно долго ждать, пока вырастешь,
если уже сейчас можно «сесть» за штурвал корабля, взять
в руки скальпель хирурга, слетать в космос?
Благо, игрушек - хоть отбавляй! От пластикового
молоточка до ракеты, от куклы до игрушечного
театра. Корабли, машины, самолеты, простые
и заводные, механические и электрические
- да ведь это целый мир! Мир созданных
человеком орудий и предметов, пусть уменьшенных
и упрощенных, но зато таких доступных.
Бери и пользуйся! Плыви по океанам!
И дошкольник начинает
играть. Вернее, начинает он раньше. Первые,
самые простые игры возникают у ребенка
на 2-ом году жизни. Тут новый шаг в психическом
развитии ребенка. Ведь он впервые осмысленно
использует предметы как игрушки. Наряду
с речевыми символами в сознании малыша
появляются символы предметные, возникает
воображение как особая сфера психического.
В действительности малыш не просто играет:
он косвенно обращает свои игровые действия
к взрослому, стремится получить одобрение
и оценку.
Игра 3 - 5-летних сложнее.
Простое воспроизведение действий с предметами
уже не устраивает ребенка: ему хочется
принять участие в настоящей жизни. Появляются
роли, игра становится коллективной.
Для детей 3 - 4х лет
основным становится воспроизведение
отношений между людьми. Мир открывается
детям все полнее и полнее. Они уже видят,
что шофер не просто крутит руль, но вступает
в определенные отношения с пассажирами,
что доктор не просто делает укол больному,
но и общается с ним определенным образом.
И именно эти отношения и особенности
общения между взрослыми и становятся
центральным моментом в играх дошкольника.
Разнообразны сюжеты
детских игр. Тут и «дочки-матери», семья, быт, и трудовые будни
папы и мамы, и приключения.
Чем старше дошкольник,
тем сложнее и романтичнее сюжеты игры,
тем дальше они от хорошо знакомых бытовых
сцен. Все то новое, что прочитали ему в
книжке, что он увидел в кино, по телевизору,
в цирке, - все знакомый хочет вовлечь ребенок
в игру, воспроизвести, принять в событиях
личное, действенное участие. В этом причудливом
сюжетном калейдоскопе быстро чередуются
работа проводника и машиниста, таксиста
и охотника, космонавта и средневекового
рыцаря.
И вот что интересно:
хотя игра - модель реальной жизни, хотя
она отражает реальность взаимоотношений
людей, она в то же время полна чудес, волшебных
превращений. В игре бурно развивается
воображение, ребенок мыслит и творит,
планируя общую линию игры и импровизируя
по ходу ее выполнения. Малыша не очень
заботит то, что вместо ракеты у него -
пара стульев, а вместо шлема - картонный
цилиндр. Игровые предметы «добры» к ребенку; они «знают» и «чувствуют», что нужно маленькому фантазеру,
и охотно «подыгрывают» ему.
Фантазия малыша оживляет все, даже неживые,
предметы. Ребенок играет не только роли
людей, животных; скрипящая дверь, паровоз,
ветер - все достойно перевоплощения, во
все малыш может вдохнуть душу, психику,
жизнь. Игровые законы вовсе не препятствие
тому, чтобы неодушевленный предмет ожил,
а плюшевый мишка заговорил человеческим
голосом. Воображение ребенка не только
копирует, воспроизводит, но и создает,
преображает, творит.
Информация о работе 'Роль игровой деятельности в психическом развитии дошкольника'