Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2011 в 00:49, контрольная работа
Детская игра - один из сложных теоретических вопросов. Изучение игры детей дает представление об общественной организации жизни людей, об их законах и верованиях, о формах и методах воспитания. А как играли дети наших далеких предков? А может быть, когда-то игры и вовсе не было? Ответы на эти вопросы важны и потому что понять природу детской игры - это значит понять природу самого человека.
1.Как появляется игра?…………………………………………….3
2.Психологическое значение игры ……………………………….4
3.Психологические вопросы дошкольной игры ………………..5
4.Игра как ведущая деятельность у дошкольника……………..7
5.Главный воспитатель дошкольника - игра...……………….10
6.Заключение………………………………………………………..12
7.Библиография…………………………………………………….13
В дошкольном возрасте
начинается дифференциация в предпочитании
игр, игрушек и связанная с этим отработка
игровых и орудийных действий. В игре проявляются
психологические особенности детей как
представителей того или иного пола. Девочки
лучше приспосабливаются к создавшейся
ситуации, быстрее и легче входят в новые
условия, устанавливают контакты.
Мальчики взрывные,
создают больше шума. Выбранные игровые
роли отражают социальные стремления
детей разного пола. В игре в своеобразной
форме реализуется интерес к деятельности,
связанной с мужскими и женскими социальными
ролями. Интересы мальчиков сосредоточены
на технике, на соревновательных играх,
в которых можно реализовать свои притязания
на победу, на лидерство. Мальчики признают
сильных, смелых и инициативных сверстников.
Девочки любят сверстниц с мягким нравом,
веселых и уступчивых.
Дошкольный возраст
справедливо называют возрастом игры.
Возраст игры ставит вопросы, и, это ни
удивительно, ответы на многие из них заключены
в самой игре.
Родителям надо запомнить,
что если ребенок не научился играть, если
его не привлекают игрушки, если он не
может создать сюжетно-ролевую игру, привлечь
к ней своих друзей, у такого малыша не
будет успехов и в «серьезной» деятельности. Игра - это
особая, необходимая для нормального развития
ребенка школа. Это, пожалуй, самое серьезное
для дошкольников занятие, в котором ребята
многому учатся. Психологи называют игру
ведущей деятельностью, подчеркивая при
этом, что, именно играя, ребенок овладевает
умением обобщать и анализировать, запоминать
и припоминать то, что нужно в данный момент.
В игре у детей развивается фантазия, способность
к концентрации внимания. Как это ни удивительно
на первый взгляд, но именно в игре, где,
как ошибочно полагают взрослые, ребенку
предоставляется полная свобода, малыши
приобретают способность к сдерживанию
непосредственных желаний, к контролю
за своими действиями, к целенаправленному,
произвольному поведению, регулируемому
осознанной целью. Словом, все важнейшие
психологические новообразования, которые
необходимы ребенку во всей его дальнейшей
жизни, в обучении, общении, творчестве,
берут свое начало в детской игре. Не случайно
педагоги давно отметили, что, каков ребенок
в игре, таким в значительной степени он
будет и в жизни. Игра способствует развитию
подлинно творческого воображения, направленного
на конкретную цель, на создание нового,
на получение определенного результата.
Игра - это серьезно
для самого ребенка, это сама жизнь, это
детская непосредственность, наивность,
иногда лукавство, иногда удивительная
серьезность. Для ребенка игра не всегда
милая забава, часто - это труд, преодоление
себя. Игра - это целый мир… И руководство
детской игрой - серьезная проблема для
взрослых. Пожалуй, именно здесь от родителей
требуется наибольшее внимание, терпение,
такт, умение наблюдать, постоянно и беспристрастно
вглядываться в своего ребенка, и конечно
же умение любить.
Родители сами могут
прийти к выводу, что не следует жалеть
времени на игру. Отношение родителей
к игре своих детей должно быть проникнуто
сознанием глубокой ценности игровой
деятельности - как орудия самовоспитания
ребенка.
6.Заключение
В связи с вышеизложенным
можно сделать заключение о том, что игра
- это форма деятельности в условных ситуациях,
направленной на воссоздание и усвоение
общественного опыта, фиксированного
в социально закрепленных способах осуществления
предметных действий, в предметах науки
и культуры. В игре как особом исторически
возникшем виде общественной практики
воспроизводят нормы человеческой жизни
и деятельности, подчинение которым обеспечивает
познание и усвоение предметной и социальной
действительности, интеллектуальное и
нравственное развитие личности.
Игра дает умение ориентироваться
в реальных жизненных ситуациях, проигрывая
их неоднократно и как бы понарошку в своем
вымышленном мире. Игра дает психологическую
устойчивость. Вырабатывает активное
отношение к жизни и целеустремленность
в выполнении поставленной цели. Игра
дает радость в общении с единомышленниками.
Итак, игра является ведущим видом деятельности
у детей дошкольного возраста.
Ведущая деятельность
- такая форма поведения ребенка, в связи
с развитием которой развивается психические
качества, подготавливающие переход ребенка
к новой ступени его развития. В рамках
ведущих типов деятельности возникают
новые виды занятий. Ребенок начинает
учиться в игре. Только пройдя школу ролевой
игры, дошкольник может перейти к планомерному
и целенаправленному обучению.
Ведущая деятельность
формирует и перестраивает отдельные
психические процессы. Только в игре возникает
способность к активному воображению,
формируется произвольное запоминание
и многие другие психические качества.
Ведущая деятельность
также определяет важнейшие перестройки
и формирование новых качеств личности.
Игра учит, формирует, изменяет, воспитывает.
Игра, как писал выдающийся советский
психолог Л.С.Выготский, ведет за собой
развитие.
Это позволяет сделать
вывод - игровая деятельность имеет большое
значение и играет огромную роль в психическом
развитии дошкольника.
БИБЛИОГРАФИЯ
1.Возрастная и педагогическая психология: Тексты. Эльконин Д.Б. / Сост. и коммент. Шуаре Марта О. - М.:1992. - 272с.
2.Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика,1991. - 480с.
3.Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1984. - 128с.
4.Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии: Учебное пособие. - Мн.: Харвест; М.: 2000. - 896с.
5.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов ВУЗ. - М.:ТЦ Сфера,2004. - 464с.
6.Популярная психология для родителей / Под ред. Бодалева А.А.- М.: Педагогика, 1988. - 256с.
7.Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / Под ред. Поддьякова Н.Н, Аванесовой В.Н. - М.: Просвещение, 1981. - 192с.
8. Спиваковская А.С. Игра - это серьезно. - М.: Педагогика, 1981. - 144с.
Информация о работе 'Роль игровой деятельности в психическом развитии дошкольника'