Роль матери и отца в процессах воспитания дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 07:14, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является выявление диагностики нарушений в семейном воспитании.
В работе поставлены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ роли матери отца в воспитании ребенка, в том числе рассмотрение новообразований дошкольника, основных положений в отечественной психологии к вопросам воспитания дошкольника, рассмотрение особенностей воспитания дошкольника
2. Осуществить экспериментальное исследование по выявлению роли матери отца в процессах воспитания дошкольника, в том числе определение значения семьи в процессах воспитания дошкольника, определение роли матери и отца в процессах воспитания дошкольника, изучение особенностей воспитания дошкольника в полной семье и в условиях семейной депривации

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РОЛЬ МАТЕРИ И ОТЦА В ПРОЦЕССАХ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА 4
1.1. ЗНАЧЕНИЕ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА 4
1.2. ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА В ПОЛНОЙ СЕМЬИ И В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОЙ ДЕПРИВАЦИИ 5
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ РОЛИ МАТЕРИ И ОТЦА В ПРОЦЕССАХ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА 8
2.1. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
2.2. АНАЛИЗ (ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ) РЕЗУЛЬТАТОВ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49

Работа состоит из  1 файл

Роль матери и отца в воспитании ребенка.doc

— 284.50 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

 

Введение

В современном обществе происходит ломка традиционной системы половой  стратификации, которая приводит к  изменению гендерных ролей, в  том числе и родительских, и  проблемы семьи как социального  института и как социальной системы, вопросы семейного воспитания, влияния семьи на развитие личности ребенка и взрослого, социализирующей функции семьи становятся все более актуальными.

Семья является главным  институтом воспитания. То, что ребенок  в детские годы приобретает в  семье, он сохраняет в течение  всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Целью данной работы является выявление  диагностики нарушений в семейном воспитании.

В работе поставлены следующие задачи:

1. Осуществить теоретический анализ роли матери отца в воспитании ребенка, в том числе рассмотрение новообразований дошкольника, основных положений в отечественной психологии к вопросам воспитания дошкольника, рассмотрение особенностей воспитания дошкольника

2. Осуществить экспериментальное исследование по выявлению  роли матери отца в процессах воспитания дошкольника, в том числе определение значения семьи в процессах воспитания дошкольника, определение роли матери и отца в процессах воспитания дошкольника, изучение особенностей воспитания дошкольника в полной семье и в условиях семейной депривации

3. Осуществить интерпретацию результатов проведенного исследования, которая включает в себя сравнительный анализ воспитания ребенка в анализируемых семьях

 

1. Роль матери и отца в процессах воспитания ребенка

1.1. Значение семьи в воспитании ребенка

Роль семьи  оказывает большое влияние на развитие ребенка дошкольного возраста, на становление его личностных качеств. От положения ребенка в семье, от влияния на него членов семьи, во многом зависит развитие и становление его личностных характеристик. На развитие ребенка дошкольного возраста особое влияние оказывает семья, её авторитет часто непререкаем и то, как поведет себя в том или ином случае, тот или иной семьи зачастую является образцом поведения для ребенка [2, 67].

Одна из наиболее существенных проблем  развития общения ребенка-дошкольника  связана с его семьей. Можно  без преувеличения сказать, что  личность ребенка-дошкольника формируется  в семье, в семейных отношениях. С  одной стороны, данное утверждение не представляет собой никакой новости или проблемы. У большинства детей дошкольного возраста есть семьи, где их любят. Но вот с другой стороны, как указывают многие исследователи семейных отношений, современная семья находится в кризисе и ей самой часто необходима помощь со стороны.

Проблемы  семьи сказываются на развитии ребенка. В последние годы возникла даже новая  отрасль психологической науки  — семейная психотерапия. При этом в нашей стране, в отличие от большинства западных стран, основной целью психологической работы является ребенок [11, 120].

Итак, полноценное  развитие ребенка-дошкольника происходит в хорошей семье. Однако возникает  вопрос: а что такое хорошая  семья?

Довольно  длительное время благополучной  считали семью, где присутствуют все ее члены (папа и мама), которые ведут нормальный образ жизни (не пьют, не гуляют на стороне) и хорошо относятся к своему ребенку (заботятся о нем и физически не истязают его). Однако, как показывает практика, выделенных характеристик хорошей семьи явно недостаточно. У ребенка могут быть не только мама и папа, но два дедушки и две бабушки. Эта семья может даже относиться к так называемому «высшему обществу». Ребенок имеет все, что он пожелает, и даже то, что не всякий и представить себе может. Но для него лучшее времяпрепровождение — у соседского мальчика, которого воспитывают только мама и бабушка и которые часто на ужин едят пустую картошку. Но какая она оказывается вкусная по сравнению с икрой и другими деликатесами, которыми дома потчуют ребенка!

Так что  же такое хорошая семья? Ответить на этот вопрос очень трудно, тем  более что, как оказалось, для  каждого психологического возраста есть своя хорошая и своя плохая семья.

Для дошкольника  «хорошая» семья совсем не то, что  хорошая семья для подростка. Дошкольник в качестве семьи воспринимает то, что находится с ним под одной крышей, то, что входит в «поле» его общения. Так, дошкольник в качестве членов семьи может нарисовать кошку, собаку, любимую игрушку. Даже видеомагнитофон, если этому предмету в доме оказывают особое «уважение». Он может нарисовать бабушку, которая с ним не живет, но в обществе которой он проводит много времени, и не нарисовать отца, поскольку отец, как Дед Мороз, появляется дома только в выходные, хотя и с подарками.

1.2. Воспитание ребенка в полной семьи и в условиях семейной депривации

Воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и  бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами [6, 190].

Психологический климат неполной семьи  во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Причем, ребенок, потерявший мать, как замечено, страдает больше, чем ребенок, потерявший отца.

В отсутствие одного из родителей  ребенок лишен возможности полноценного формирования стереотипа поведения  своего пола. Так, в отсутствие отца мальчик не имеет возможности  на ближайшем примере наблюдать  особенности мужского поведения  и невольно перенимает женские черты. Это подтверждено примером, когда девочка, воспитывающийся с отцом, выбирает типично мужскую профессию, а мальчик, воспитывающийся с матерью, выбирает типично женскую профессии..

Подтверждено, что в силу названных  причин дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, имеют более низкую школьную готовность, более склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению [9, 152].

Все это не означает, однако, что  неполная семья обязательно является неблагополучной в воспитательном аспекте. Бывает и наоборот: в формально полной, но эмоционально неблагополучной семье ребенок сталкивается с гораздо более серьезными психологическими проблемами. Таким образом, неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но тем не менее обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей.

Нами подтверждено, что дети, выросшие без отца, имеют пониженный уровень  притязаний; у них, выше уровень тревожности, чаще встречаются невротические  симптомы. Мальчики в неполных семьях с трудом общаются со сверстниками.

Таким образом, наличие мужчины  в доме – важный фактор воспитания. Независимо от характера отца (разумеется, в пределах нормы) его присутствие  как бы вносит гармонию в семейную структуру. В хорошей благополучной семье детское воображение может отчасти восполнить недостающие отцу качества. Не случайно, например, даже весьма либеральные отцы кажутся подросткам более строгими, чем матери.

Ребенок, растущий без отца, лишен  важного мужского примера, который особенно значителен для мальчиков старшего возраста в регуляции их поведения, но важен также и для девочек в качестве модели их будущего партнера. Ребенок без отца страдает также, как правило, от недостатка авторитета, дисциплины и порядка, которые в нормальных условиях олицетворяются отцом.

Ребенок, растущий, главным образом, без отцовского авторитета, бывает часто недисциплинированным, несоциальным, агрессивным в отношении взрослых и детей [8, 14].

Однако, мать не менее важна в  воспитании ребенка, а возможно и более важна, чем отец. Без матери ребенок вырастает менее общительным, более болезненным, замкнутым, ребенок имеет недостаточно бытовых и социальных навыков для жизни. Мать является ядром семейного воспитания.

Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее полное и гармоничное развитие, хорошее воспитание получит лишь ребенок, воспитывающийся в полной и благополучной семье, где благоприятная атмосфера в семье.

 

2. Экспериментальные исследования по выявлению роли матери и отца в процессах воспитания ребенка

2.1. Методы исследования

В экспериментальной части работы проводилось исследование роли матери и отца в воспитании ребенка. Для  эксперимента были обследованы дети из семи семей. Возраст испытуемых детей  составлял 3-5 лет.

Для изучения роли родителей в воспитании детей, с детьми проводились психологические тесты по следующим методикам.

1. Тест семейных отношений (для  детей от 3 до 11 лет).

Данная диагностическая методика предназначена для исследования особенностей взаимоотношения ребенка  и членов его семьи как основного ядра возможной напряженности в семейных межличностных отношениях.

Задача исследователя - помочь ребенку  включить по эмоциональным или логическим причинам или исключить из семейного  круга важных лиц. При этом созданная  им в тестовой ситуации семейная группа не обязательно должна соответствовать его социологической семье. Полученное различие между идеей семьи, выраженной ребенком, и его семьей дает информацию о домашней эмоциональной жизни ребенка.

Эмоциональный фон, играющий главную  роль в интерперсональных отношениях ребенка, включает: сильные переживания любви или ненависти, "сексуального или агрессивного" в широком смысле этих слов, более слабые переживания типа "нравится - не нравится", "приятно - не приятно" и реакцию ревности и соперничества. Он также включает переживания ребенка, направленные на себя, "аутоэротические" или "аутоагрессивные", и защиту против осознания направленных на него чувств.

Вариант для маленьких детей  содержит следующие отношения:

1) положительные чувства. Оба вида исходят от ребенка и переживаются ребенком как исходящие от других, 2) отрицательные чувства. Оба вида исходят от ребенка и переживаются им как исходящие от других, 3) зависимость от других.

Тест семейных отношений призван  дать конкретные представления о семье ребенка. Он состоит из 20 фигур, представляющих людей различных возрастов, форм и размеров, достаточно стереотипных, чтобы воссоздать различных членов семьи ребенка, и достаточно двусмысленных, чтобы представить специфическую семью. Присутствуют фигуры от дедушек и бабушек до новорожденных детей. Это дает ребенку возможность создать из них свой семейный круг. Кроме представителей семьи в тест включены другие важные фигуры. Для тех вопросов, которые не соответствуют ни одному члену семьи, приспособлена фигура "никто".

Каждая фигура снабжена коробочкой наподобие почтового ящичка со щелью. Каждый вопрос написан на отдельной  маленькой карточке. Ребенку говорится, что карточки содержат послания и  что его задача - положить карточку в ящичек той фигуры, которой она соответствует больше всего. Тестовая ситуация становится, таким образом, игровой ситуацией, и тестовый материал должен подготовить субъекта к предстоящему эмоциональному реагированию.

Ребенок сидит в удобной позе недалеко от фигур, представляющих его семью. Он выбрал их из всего набора. Он и исследователь видят в них семью ребенка. К ним обращаются как к членам семьи, и эта иллюзия сохраняется в течение всей тестовой ситуации.

Задача ребенка - подчиняться маневрам теста. Его не просят проанализировать сложный комплекс чувств, испытываемых им к семье. От ребенка ожидается, что он выразит себя в выборе эмоциональной позиции, которая будет собрана из различных источников, достаточных для того, чтобы понять основу отношений ребенка. Вопрос, таким образом, фиксирован. Но его место жестко не определено и позволяется отдать вопрос фигуре "Никто".

Чувства, "брошенные" в фигуру, немедленно исчезают из поля зрения, не оставляя обвиняющего следа. Таким  образом, у ребенка отсутствует  зримое напоминание распределения его любви или ненависти, и, следовательно, чувство вины не мешает свободе самовыражения.

Процедура проведения исследования.

Комната, в которой проходит тестирование, должна содержать стол для записи результатов тестирования и стол, на который помещаются фигуры теста. На первом этапе исследования необходимо выяснить, кто составляет семью ребенка. Когда ребенок вошел в комнату и контакт установился, тестирующий задает ребенку следующие вопросы: 1) расскажи мне о людях, которые живут с тобой в доме; 2) расскажи мне, кто входит в твою семью.

Задача состоит в том, чтобы  выяснить у ребенка его концепцию  семьи, и оба указанных вопроса  могут быть повторены и уточнены, если это покажется необходимым. Люди, упомянутые ребенком, вносятся в  список на листе бумаги. Этот лист не имеет специального места, чтобы записать, что у ребенка есть отец и мать. Но если приходит ребенок из неполной семьи, то этот факт должен быть отмечен в графе бланка.

Чтобы интерпретировать результаты теста, важно знать, не умер ли один или оба родителя, не разведены ли они и не живут ли раздельно, не отсутствует ли временно один из родителей и с кем ребенок живет сейчас. То же самое нужно узнать о братьях и сестрах ребенка, если они есть. Может случиться так, что мать ребенка умерла, отец женился снова, и ребенок говорит, что у него две мамы. Для более точного понимания чувств ребенка желательно обеих мам включить в тест. Существует место на бланке для описания других членов семьи, где такие мама и папа могут быть отмечены.

На втором этапе исследования необходимо установить семейный круг ребенка. После того как тестирующий установил, кто составляет семью ребенка, и записал членов семьи на бланке, он говорит ребенку: "Мы сейчас с тобой сыграем в такую игру. Ты видишь все фигуры, которые там стоят? Мы притворимся, будто некоторые из них - члены твоей семьи".

Информация о работе Роль матери и отца в процессах воспитания дошкольника