Роль матери и отца в процессах воспитания дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 07:14, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является выявление диагностики нарушений в семейном воспитании.
В работе поставлены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ роли матери отца в воспитании ребенка, в том числе рассмотрение новообразований дошкольника, основных положений в отечественной психологии к вопросам воспитания дошкольника, рассмотрение особенностей воспитания дошкольника
2. Осуществить экспериментальное исследование по выявлению роли матери отца в процессах воспитания дошкольника, в том числе определение значения семьи в процессах воспитания дошкольника, определение роли матери и отца в процессах воспитания дошкольника, изучение особенностей воспитания дошкольника в полной семье и в условиях семейной депривации

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РОЛЬ МАТЕРИ И ОТЦА В ПРОЦЕССАХ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА 4
1.1. ЗНАЧЕНИЕ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА 4
1.2. ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА В ПОЛНОЙ СЕМЬИ И В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОЙ ДЕПРИВАЦИИ 5
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ РОЛИ МАТЕРИ И ОТЦА В ПРОЦЕССАХ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА 8
2.1. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
2.2. АНАЛИЗ (ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ) РЕЗУЛЬТАТОВ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49

Работа состоит из  1 файл

Роль матери и отца в воспитании ребенка.doc

— 284.50 Кб (Скачать документ)

Из беседы с воспитателем мы узнали, что девочка проживает в неполной семье (отсутствует отец). Мама Ксюши, занимаясь устройством собственной  судьбы, уделяет мало внимания дочери. Девочка характеризуется неуверенностью, замкнутостью, испытывает трудности в общении со сверстниками.

Рисунок Гриши. Обилие штриховки, линий  с сильным нажимом свидетельствует  о переживании ребенком тревожного эмоционального состояния. Выделение  одной из изображенных фигур (фигуры отчима) указывает на конфликтную обстановку в семье. Расположение фигур на нижней части листа может означать чувство неполноценности у ребенка.

Из беседы с воспитателем мы узнали, что родители Гриши недавно развелись. Этому предшествовал долгий семейный конфликт, постоянные ссоры. После развода родители Гриши проживают в одной квартире и напряженные отношения сохраняются. Это, безусловно, негативно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка.

Рисунок Жени. Штриховка на рисунке  является признаком тревожности  у ребенка. Зачеркнутые лица свидетельствуют о враждебности в семье.

Из беседы с воспитателем мы узнали, что Женя воспитывается в полной семье с высоким материальным достатком. Родители мальчика, заняты в частном бизнесе, много работают и у них не остается времени  на воспитание сына. Они не интересуются успехами сына в детском саду, не идут на контакт с воспитателями.

Рисунок Олега. Штриховка на рисунке  является признаком тревожности  у ребенка. Расположение фигур на нижней части листа свидетельствуют  о чувстве неполноценности у ребенка. Признак раскинутых в сторону руки у всех изображенных членов семьи указывает на враждебность в семье.

Из беседы с воспитателем мы узнали, что кроме Олега в семье  воспитываются еще два ребенка. Эта семья испытывает жилищные и  материальные трудности, которые негативно отражаются на эмоциональном состоянии всех членов семьи. В группе сверстников Олег ведет себя агрессивно: дерется, ругается, отбирает игрушки.

Рисунок Паши. На изображении всех членов семьи присутствует такая  деталь, как руки, раскинутые в стороны. По этому признаку мы предположили наличие враждебности в семье.

Из беседы с воспитателем мы узнали о том, что мама Паши недавно вышла  замуж, и у ребенка непросто складываются отношения с новым отчимом.

Рисунок Ефима. На рисунке изображены все члены семьи, занимающиеся общей деятельностью (семья на прогулке). Преобладание людей на рисунке, отсутствие изолированных членов семьи, отсутствие штриховки и зачеркиваний свидетельствуют о благоприятной семейной ситуации.

Из беседы с воспитателем мы узнали, что Ефим воспитывается в полной семье, где родители много времени и внимания уделяют воспитанию своего сына. В группе детского сада мальчик принимаем и любим сверстниками, умеет общаться с взрослыми, успешен на занятиях, проводимых воспитателем.

Таким образом, информация об эмоциональном благополучии ребенка в семье, полученная методом теста “Рисунок семьи” с использованием таблицы симптомокомплексов подтверждалась сведениями о психологическом климате в семье, которые мы получили, проведя беседу с воспитателями ДОУ.

Анализ теста семейных отношений  приведен в табл.5.

Таблица 5 - Анализ теста семейных отношений

Особенности ситуации

Стасус в семье

Стиль воспитания

Структура семьи

мама

папа

никто

№ выбранных ответов

Никита

Один ребенок

Авторитарный

8,21

9,10,11,12,13,15,16,24,25,26,27

1,2,3,4,5,6,7,17,18,19,20,22,23

Ксюша, Зависимость от матери

Старшая из двух дочерей

Авторитарный

1,9,10,11,17,18,19,21,23

 

2,3,4,5,6,7,8,12,13,14,15,16,20,22,24,25,26,27

Гриша

Один ребенок в семье

 

1,2,3,4,12,17,18,19,20,21,23

5,6,7,8,9,10,11,24,25,26,27

13,14,15,16,22

Женя

Один ребенок в семье

 

1,2,3,4,5,6,7,17,19,21,22,23

9,10,11,12,13,14,15,16

8,18,20,24,25,26,27

Олег

Младший ребенок из трех

 

1,2,3,4,5,6,7,8,9,18,19,20,21,22,23,27

17,26

10,11,12,13,14,15,16,24,25

Паша 

В семье один ребенок, проживает с матерью и отчимом

 

1,2,3,4,5,6,7,8, 17,18,19,20,21,22,23

9,10,11,12,13,14,15,16,24,25,26,27

 

Ефим

   

1,2,3,4,5,6,7,8,17,18,19,20,21,22,23

1,2,3,4,5,6,7,8,

10,11,12,13,14,15,16,24,25,26,27


 

 

 

Таблица  6 - Распределение чувств в семьях

   

Исходящие позитивные

Исходящие негативные

Получаемые позитивные

Получаемые негативные

Семья Никиты

Отец

 

7

 

4

Мать 

1

 

1

 

Семья Ксюши

Отец

       

Мать 

1

3

5

 

Семья Гриши

Отец

4

3

 

4

Мать 

4

1

5

 

Семья Жени

Отец

 

8

5

 

Мать 

7

     

Семья Олега 

Отец

   

1

1

Мать 

9

1

6

1

Семья Паши

Отец

 

8

 

4

Мать 

9

 

7

 

Семья Ефима

Отец

9

 

7

 

Мать 

9

     

 

Из данных видно, что больше позитивных чувств дети питают и получают от матери, исходящие негативные чувства дети в большинстве случаев питают к отцу, негативные чувства дети также получают от отца.

Анализ методики диагностики родительского  отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столин приведен на рис. 1-7.

 

Рисунок 1 -  Семья Никиты

Низкие баллы по шкале принятие-отвержение  (8 баллов) говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка.

Низкие баллы по шкале кооперация (1 балл)– говорят о том, что  взрослый по отношению к ребенку  не проявляет искренний интерес  к тому, что интересует ребенка, невысоко оценивает способности ребенка, не поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, не старается быть с ним на равных.

Низкие баллы по шкале симбиоз (2)  балла – являются признаком  того, что взрослый устанавливает  значительную психологическую дистанцию  между собой и ребенком, мало заботится  о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Высокие баллы по шкале «контроль» (7 баллов) – говорят о том, что  взрослый человек ведет себя слишком  авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю.

Высокие баллы по шкале «отношение к неудачам ребенка» –(7 баллов)–  являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким  неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их.

 

Рисунок 2 -  Семья Ксюши

 

Рисунок 3 -  Семья Гриши

Рисунок 4 -  Семья Жени

 

Рисунок 5 -  Семья Олега

Рисунок 6 -  Семья Паши

В семьях Ксюши, Гриши, Жени, Олега, Паши наблюдается ослабление контроля со стороны родителей.

Результаты, полученные при проведении эксперимента с ребенком, в семье  которого царит благоприятная атмосфера  на диаграмме (рис. 7).

 

Рисунок 7 – Семья Ефима

У родителей Ефима имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Родители в данном случае принимают  ребенка таким, какой он есть, уважают  и признают его индивидуальность, одобряют его интересы, поддерживаю  планы, проводят с ним достаточно много времени и не жалеют об этом. Родители проявляют искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.

Данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей. Контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека в пределах допустимого. Неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него.

Анализ опросника АСВ

При анализе результатов в семье  Никиты получаем формулу (Г-, У-, Т±, 3±, С+) – жестокое обращение - на первый план выходит эмоциональное отвержение, проявляющееся наказаниями в форме избиений и истязаний, лишением удовольствий, неудовлетворением их потребностей.

В семьях Ксюши, Гриши, Жени, Олега, Паши формула семейного воспитания - (Г-, У-, Т-, 3-, С±) – эмоциональное отвержение. В основе эмоционального отвержения лежит осознаваемое или, чаще, неосознаваемое отождествление родителями ребенка с какими-либо отрицательными моментами в собственной жизни. Ребенок в этой ситуации может ощущать себя помехой в жизни родителей, которые устанавливают в отношениях с ним большую дистанцию. Эмоциональное отвержение формирует и усиливает черты инертно-импульсивной (эпилептоидной) акцентуации личности и эпилептоидной психопатии, ведет к декомпенсации и формированию невротических расстройств у подростков с эмоционально-лабильной и астенической акцентуациями.

Гипопротекция (гипоопека - Г-, У-, Т-, 3-, С±). Ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного и  неустойчивого типов.

Формула стиля воспитания в семье Ефима - потворствующая гиперпротекция (сочетание черт, отраженных в шкалах Г+, У+, при Т-, 3-, С-). Ребенок находится  в центре внимания семьи, которая  стремится к максимальному удовлетворению его потребностей.

Таким образом, проанализировав типы семейного воспитания в рассматриваемых семьях, можно сделать вывод, что: в семье Никиты наблюдается жестокое обращение, В семьях Ксюши, Гриши, Жени, Олега, Паши - эмоциональное отвержение, в семье Ефима - потворствующая гиперпротекция.

Таким образом, проведя серию экспериментов, мы выявили следующее:

В процессах воспитания ребенка  дошкольного возраста существует половая дифференциация влияния стиля родительского воспитания на формирование особенностей личности ребенка дошкольного возраста.

Нами были рассмотрены семь семей:

Семья Никиты – полная семья отец придерживается авторитарного стиля  воспитания.

Семья Ксюши – неполная семья (отсутствует  отец), мать уделяет мало внимания дочери.

Семья Гриши - родители Гриши недавно  развелись. Этому предшествовал долгий семейный конфликт, постоянные ссоры. После развода родители Гриши проживают в одной квартире и напряженные отношения сохраняются.

Семья Жени – полная семья с  высоким материальным достатком. Родители мальчика, заняты в частном бизнесе, много работают и у них не остается времени на воспитание сына.

Семья Олега – кроме Олега  в семье воспитываются еще  два ребенка. Эта семья испытывает жилищные и материальные трудности, которые негативно отражаются на эмоциональном состоянии всех членов семьи.

Семья Паши – мама Паши недавно  вышла замуж, и у ребенка непросто складываются отношения с новым  отчимом.

Семья Ефима -  полная семья, где  родители много времени и внимания уделяют воспитанию своего сына.

В рассматриваемых семьях больше позитивных чувств дети питают и получают от матери, исходящие негативные чувства дети в большинстве случаев питают к отцу, негативные чувства дети также получают от отца. Здесь важно учитывать тот факт, из семи рассмотренных семей три – неполные. В двух из четырех полных семей наблюдаются неблагоприятные отношения отца и ребенка.

 

Заключение

Объектом  исследования является процесс воспитания дошкольника.

Предметом исследования является рассмотрение функций и  роли матери и отца в процессах  воспитания дошкольника.

Целью данной работы является выявление  роли матери и отца в процессах  воспитания ребенка дошкольного  возраста.

В соответствии с поставленной целью  в работе решены следующие задачи:

1. Проведен теоретический анализ  роли матери отца в воспитании  ребенка, в том числе рассмотрение новообразований дошкольника, основных положений в отечественной психологии к вопросам воспитания дошкольника, рассмотрение особенностей воспитания дошкольника

2. Исследованы роли матери отца  в процессах воспитания дошкольника,  в том числе определение значения семьи в процессах воспитания дошкольника, определение роли матери и отца в процессах воспитания дошкольника, изучение особенностей воспитания дошкольника в полной семье и в условиях семейной депривации

3. Осуществлена интерпретация результатов проведенного исследования, которая включает в себя сравнительный анализ воспитания ребенка в анализируемых семьях

В начале исследования мы предположили, что существует значимая связь между стилями родительского воспитания и особенностями личности ребенка дошкольного возраста, существует половая дифференциация влияния стиля родительского воспитания на формирование особенностей личности ребенка дошкольного возраста, на  ребенка большее влияние оказывает тот родитель, кто проявляет больше участия в воспитании ребенка.

В качестве методов исследования в  работе были использованы следующие  методики для детей дошкольного  возраста: тест семейных отношений, Методика диагностики родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столин, опросник для родителей детей от 3 до 10 лет (Методика Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ)).

Информация о работе Роль матери и отца в процессах воспитания дошкольника