Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 07:14, курсовая работа
Целью данной работы является выявление диагностики нарушений в семейном воспитании.
В работе поставлены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ роли матери отца в воспитании ребенка, в том числе рассмотрение новообразований дошкольника, основных положений в отечественной психологии к вопросам воспитания дошкольника, рассмотрение особенностей воспитания дошкольника
2. Осуществить экспериментальное исследование по выявлению роли матери отца в процессах воспитания дошкольника, в том числе определение значения семьи в процессах воспитания дошкольника, определение роли матери и отца в процессах воспитания дошкольника, изучение особенностей воспитания дошкольника в полной семье и в условиях семейной депривации
ВВЕДЕНИЕ 3
1. РОЛЬ МАТЕРИ И ОТЦА В ПРОЦЕССАХ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА 4
1.1. ЗНАЧЕНИЕ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА 4
1.2. ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА В ПОЛНОЙ СЕМЬИ И В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОЙ ДЕПРИВАЦИИ 5
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ РОЛИ МАТЕРИ И ОТЦА В ПРОЦЕССАХ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА 8
2.1. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
2.2. АНАЛИЗ (ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ) РЕЗУЛЬТАТОВ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
Из беседы с воспитателем мы узнали,
что девочка проживает в
Рисунок Гриши. Обилие штриховки, линий
с сильным нажимом
Из беседы с воспитателем мы узнали, что родители Гриши недавно развелись. Этому предшествовал долгий семейный конфликт, постоянные ссоры. После развода родители Гриши проживают в одной квартире и напряженные отношения сохраняются. Это, безусловно, негативно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка.
Рисунок Жени. Штриховка на рисунке является признаком тревожности у ребенка. Зачеркнутые лица свидетельствуют о враждебности в семье.
Из беседы с воспитателем мы узнали, что Женя воспитывается в полной семье с высоким материальным достатком. Родители мальчика, заняты в частном бизнесе, много работают и у них не остается времени на воспитание сына. Они не интересуются успехами сына в детском саду, не идут на контакт с воспитателями.
Рисунок Олега. Штриховка на рисунке является признаком тревожности у ребенка. Расположение фигур на нижней части листа свидетельствуют о чувстве неполноценности у ребенка. Признак раскинутых в сторону руки у всех изображенных членов семьи указывает на враждебность в семье.
Из беседы с воспитателем мы узнали, что кроме Олега в семье воспитываются еще два ребенка. Эта семья испытывает жилищные и материальные трудности, которые негативно отражаются на эмоциональном состоянии всех членов семьи. В группе сверстников Олег ведет себя агрессивно: дерется, ругается, отбирает игрушки.
Рисунок Паши. На изображении всех членов семьи присутствует такая деталь, как руки, раскинутые в стороны. По этому признаку мы предположили наличие враждебности в семье.
Из беседы с воспитателем мы узнали о том, что мама Паши недавно вышла замуж, и у ребенка непросто складываются отношения с новым отчимом.
Рисунок Ефима. На рисунке изображены все члены семьи, занимающиеся общей деятельностью (семья на прогулке). Преобладание людей на рисунке, отсутствие изолированных членов семьи, отсутствие штриховки и зачеркиваний свидетельствуют о благоприятной семейной ситуации.
Из беседы с воспитателем мы узнали, что Ефим воспитывается в полной семье, где родители много времени и внимания уделяют воспитанию своего сына. В группе детского сада мальчик принимаем и любим сверстниками, умеет общаться с взрослыми, успешен на занятиях, проводимых воспитателем.
Таким образом, информация об эмоциональном благополучии ребенка в семье, полученная методом теста “Рисунок семьи” с использованием таблицы симптомокомплексов подтверждалась сведениями о психологическом климате в семье, которые мы получили, проведя беседу с воспитателями ДОУ.
Анализ теста семейных отношений приведен в табл.5.
Таблица 5 - Анализ теста семейных отношений
Особенности ситуации |
Стасус в семье |
Стиль воспитания |
Структура семьи | ||
мама |
папа |
никто | |||
№ выбранных ответов | |||||
Никита |
Один ребенок |
Авторитарный |
8,21 |
9,10,11,12,13,15,16,24,25,26, |
1,2,3,4,5,6,7,17,18,19,20,22, |
Ксюша, Зависимость от матери |
Старшая из двух дочерей |
Авторитарный |
1,9,10,11,17,18,19,21,23 |
2,3,4,5,6,7,8,12,13,14,15,16, | |
Гриша |
Один ребенок в семье |
1,2,3,4,12,17,18,19,20,21,23 |
5,6,7,8,9,10,11,24,25,26,27 |
13,14,15,16,22 | |
Женя |
Один ребенок в семье |
1,2,3,4,5,6,7,17,19,21,22,23 |
9,10,11,12,13,14,15,16 |
8,18,20,24,25,26,27 | |
Олег |
Младший ребенок из трех |
1,2,3,4,5,6,7,8,9,18,19,20,21, |
17,26 |
10,11,12,13,14,15,16,24,25 | |
Паша |
В семье один ребенок, проживает с матерью и отчимом |
1,2,3,4,5,6,7,8, 17,18,19,20,21,22,23 |
9,10,11,12,13,14,15,16,24,25, |
||
Ефим |
1,2,3,4,5,6,7,8,17,18,19,20, |
1,2,3,4,5,6,7,8, |
10,11,12,13,14,15,16,24,25,26, |
Таблица 6 - Распределение чувств в семьях
Исходящие позитивные |
Исходящие негативные |
Получаемые позитивные |
Получаемые негативные | ||
Семья Никиты |
Отец |
7 |
4 | ||
Мать |
1 |
1 |
|||
Семья Ксюши |
Отец |
||||
Мать |
1 |
3 |
5 |
||
Семья Гриши |
Отец |
4 |
3 |
4 | |
Мать |
4 |
1 |
5 |
||
Семья Жени |
Отец |
8 |
5 |
||
Мать |
7 |
||||
Семья Олега |
Отец |
1 |
1 | ||
Мать |
9 |
1 |
6 |
1 | |
Семья Паши |
Отец |
8 |
4 | ||
Мать |
9 |
7 |
|||
Семья Ефима |
Отец |
9 |
7 |
||
Мать |
9 |
Из данных видно, что больше позитивных чувств дети питают и получают от матери, исходящие негативные чувства дети в большинстве случаев питают к отцу, негативные чувства дети также получают от отца.
Анализ методики диагностики родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столин приведен на рис. 1-7.
Рисунок 1 - Семья Никиты
Низкие баллы по шкале принятие-отвержение (8 баллов) говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка.
Низкие баллы по шкале кооперация (1 балл)– говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку не проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, невысоко оценивает способности ребенка, не поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, не старается быть с ним на равных.
Низкие баллы по шкале симбиоз (2) балла – являются признаком того, что взрослый устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.
Высокие баллы по шкале «контроль» (7 баллов) – говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю.
Высокие баллы по шкале «отношение
к неудачам ребенка» –(7 баллов)–
являются признаком того, что взрослый
человек считает ребенка
Рисунок 2 - Семья Ксюши
Рисунок 3 - Семья Гриши
Рисунок 4 - Семья Жени
Рисунок 5 - Семья Олега
Рисунок 6 - Семья Паши
В семьях Ксюши, Гриши, Жени, Олега, Паши наблюдается ослабление контроля со стороны родителей.
Результаты, полученные при проведении эксперимента с ребенком, в семье которого царит благоприятная атмосфера на диаграмме (рис. 7).
Рисунок 7 – Семья Ефима
У родителей Ефима имеется
Данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей. Контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека в пределах допустимого. Неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него.
Анализ опросника АСВ
При анализе результатов в семье
Никиты получаем формулу (Г-, У-, Т±, 3±, С+)
– жестокое обращение - на первый план
выходит эмоциональное
В семьях Ксюши, Гриши, Жени, Олега, Паши формула семейного воспитания - (Г-, У-, Т-, 3-, С±) – эмоциональное отвержение. В основе эмоционального отвержения лежит осознаваемое или, чаще, неосознаваемое отождествление родителями ребенка с какими-либо отрицательными моментами в собственной жизни. Ребенок в этой ситуации может ощущать себя помехой в жизни родителей, которые устанавливают в отношениях с ним большую дистанцию. Эмоциональное отвержение формирует и усиливает черты инертно-импульсивной (эпилептоидной) акцентуации личности и эпилептоидной психопатии, ведет к декомпенсации и формированию невротических расстройств у подростков с эмоционально-лабильной и астенической акцентуациями.
Гипопротекция (гипоопека - Г-, У-, Т-, 3-, С±). Ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного и неустойчивого типов.
Таким образом, проведя серию экспериментов, мы выявили следующее:
В процессах воспитания ребенка дошкольного возраста существует половая дифференциация влияния стиля родительского воспитания на формирование особенностей личности ребенка дошкольного возраста.
Нами были рассмотрены семь семей:
Семья Никиты – полная семья отец придерживается авторитарного стиля воспитания.
Семья Ксюши – неполная семья (отсутствует отец), мать уделяет мало внимания дочери.
Семья Гриши - родители Гриши недавно развелись. Этому предшествовал долгий семейный конфликт, постоянные ссоры. После развода родители Гриши проживают в одной квартире и напряженные отношения сохраняются.
Семья Жени – полная семья с высоким материальным достатком. Родители мальчика, заняты в частном бизнесе, много работают и у них не остается времени на воспитание сына.
Семья Олега – кроме Олега в семье воспитываются еще два ребенка. Эта семья испытывает жилищные и материальные трудности, которые негативно отражаются на эмоциональном состоянии всех членов семьи.
Семья Паши – мама Паши недавно вышла замуж, и у ребенка непросто складываются отношения с новым отчимом.
Семья Ефима - полная семья, где родители много времени и внимания уделяют воспитанию своего сына.
В рассматриваемых семьях больше позитивных чувств дети питают и получают от матери, исходящие негативные чувства дети в большинстве случаев питают к отцу, негативные чувства дети также получают от отца. Здесь важно учитывать тот факт, из семи рассмотренных семей три – неполные. В двух из четырех полных семей наблюдаются неблагоприятные отношения отца и ребенка.
Объектом исследования является процесс воспитания дошкольника.
Предметом исследования является рассмотрение функций и роли матери и отца в процессах воспитания дошкольника.
Целью данной работы является выявление роли матери и отца в процессах воспитания ребенка дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью в работе решены следующие задачи:
1. Проведен теоретический анализ роли матери отца в воспитании ребенка, в том числе рассмотрение новообразований дошкольника, основных положений в отечественной психологии к вопросам воспитания дошкольника, рассмотрение особенностей воспитания дошкольника
2. Исследованы роли матери отца
в процессах воспитания
3. Осуществлена интерпретация результатов проведенного исследования, которая включает в себя сравнительный анализ воспитания ребенка в анализируемых семьях
В начале исследования мы предположили, что существует значимая связь между стилями родительского воспитания и особенностями личности ребенка дошкольного возраста, существует половая дифференциация влияния стиля родительского воспитания на формирование особенностей личности ребенка дошкольного возраста, на ребенка большее влияние оказывает тот родитель, кто проявляет больше участия в воспитании ребенка.
В качестве методов исследования в
работе были использованы следующие
методики для детей дошкольного
возраста: тест семейных отношений, Методика
диагностики родительского
Информация о работе Роль матери и отца в процессах воспитания дошкольника