Роль матери и отца в процессах воспитания дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 07:14, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является выявление диагностики нарушений в семейном воспитании.
В работе поставлены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ роли матери отца в воспитании ребенка, в том числе рассмотрение новообразований дошкольника, основных положений в отечественной психологии к вопросам воспитания дошкольника, рассмотрение особенностей воспитания дошкольника
2. Осуществить экспериментальное исследование по выявлению роли матери отца в процессах воспитания дошкольника, в том числе определение значения семьи в процессах воспитания дошкольника, определение роли матери и отца в процессах воспитания дошкольника, изучение особенностей воспитания дошкольника в полной семье и в условиях семейной депривации

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РОЛЬ МАТЕРИ И ОТЦА В ПРОЦЕССАХ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА 4
1.1. ЗНАЧЕНИЕ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА 4
1.2. ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА В ПОЛНОЙ СЕМЬИ И В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОЙ ДЕПРИВАЦИИ 5
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ РОЛИ МАТЕРИ И ОТЦА В ПРОЦЕССАХ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА 8
2.1. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
2.2. АНАЛИЗ (ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ) РЕЗУЛЬТАТОВ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49

Работа состоит из  1 файл

Роль матери и отца в воспитании ребенка.doc

— 284.50 Кб (Скачать документ)

В качестве экспериментальной базы исследования был выбран ДОУ № 185 г. Новосибирска. Для эксперимента были обследованы дети из семи семей. Возраст испытуемых детей составлял 3-5 лет.

В результате исследования были сделаны  следующие выводы:

Исследовав семейные отношения  и типы семейного воспитания, можно  сделать следующие выводы: в большинстве  случаев нами были выявлены типы негармоничного семейного воспитания.

В семье, где отец использует авторитарный тип воспитания наблюдается жестокое обращение с ребенком. Отец испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Отец считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Отец не проявляет искреннего интереса к тому, что интересует ребенка, невысоко оценивает способности ребенка, не поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, не старается быть с ним на равных. Отец ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Отец считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Примечательно, что в данной семье ребенок получает от отца и испытывает к отцу лишь негативные чувства.

В семьях, где существует эмоциональное  отвержение ребенка, наблюдается слабый контроль со стороны родителей, родители заняты своими проблемами, мало уделяют внимания своим детям. Важно при этом отметить, что в данных семьях в большинстве случае отсутствует отец, а в полных семьях существуют проблемы между родителями и родители недостаточно уделяют внимания воспитания ребенка. Здесь дети отметили, что проявляют к матери  и получают от нее позитивные чувства, к отцу – негативные чувства, либо же не проявляют вовсе.

В полной семье, где наблюдается  благоприятная семейная атмосфера, оба родителя уделяют  достаточно внимания процессам воспитания ребенка.

Родители принимают ребенка  таким, какой он есть, уважают и  признают его индивидуальность, одобряют его интересы, поддерживаю планы, проводят с ним достаточно много  времени и не жалеют об этом. Родители проявляют искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивают способности ребенка, поощряют самостоятельность и инициативу ребенка, стараются быть с ним на равных. Примечательно, что в данном случае ребенок не выразил негативных чувств по отношению к родителям.

Таким образом, нами подтвердилось  предположение о том, что более  значимым в процессах воспитания является тот родитель, кто проявляет  больше участия в процессах воспитании ребенка дошкольного возраста.

 

 

Список литературы

1. Божович Л.И. Личность и ее  формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.

2. Волокитина М.Н. Очерки психологии  младших школьников. М.: Педагогика, 1955.

3. Выготский Л.С. Собр. соч.: В  6 т. Т. 4. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1984.

4. Выготский Л.С. Воображение  и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М.: Просвещение, 1967.

5. Выготский Л.С. Умственное развитие  детей в процессе обучения. М.; Л.: Гос. учеб.-педагогич. изд-во, 1935.

6. Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопр. психол. 1972. № 2.

7. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопр. психол. 1992. № 3; 4.

8. Колечко В.В. Педагогические условия организации дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста: Автореф. канд. дис. М., 1990.

9. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991.

10. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца и Я.З. Неверович. М.: Просвещение, 1986.

11. Макаренко А.С. О воспитании. М., 1988.

12. Лангмейер И., Матейчек 3., Психологическая депривация в детском возрасте, Прага, 1984.

 

Приложение 1

Вопросы теста семейных отношений (для детей от 3 до 11 лет).

Положительные чувства, исходящие  от ребенка

  1. ___думает, что ты хороший. Кто хороший?
  2. ___любит тебя. Кого любит?
  3. ___нравится играть в твоей кровати. В чьей кровати нравится играть?
  4. ___любит целовать тебя. Кого любит целовать?
  5. ___любит сидеть у тебя на коленях. У кого любит сидеть?
  6. ____нравится быть твоим малышом. Чей малыш?
  7. ____любит играть с тобой. С кем любит играть?
  8. ___ нравится гулять с тобой. Кто должен брать ___на прогулки?

Отрицательные чувства, исходящие  от ребенка

  1. ___Думает, что ты непослушный. Кто непослушный?
  2. ___ не любит тебя. Кого не любит?
  3. ____думает, что ты плохой. Кто плохой?
  4. ___хотелось бы отшлепать тебя. Кого хотелось бы отшлепать?
  5. ___хочет, чтобы ты ушел. Кого хотелось бы прогнать?
  6. ____ненавидит тебя. Кого ненавидит?
  7. ____думает, что ты гадкий. Кто гадкий?
  8. Ты злишь ____.Кто злит?

Положительные  чувства, получаемые ребенком.

17. Ты любишь играть с ____? Кто  любит играть?

18. Ты любишь целовать ____? Кто  любит целовать?

19. Ты улыбаешься _____. Кто улыбается?

20. Ты даешь почувствовать  ____себя счастливым. Кто делает счастливым?

21. Ты любишь обнимать ___. Кто  любит обнимать?

22. Ты милый с ____. Кто мил  с ____?

23. Ты думаешь, что ____ милая  (ый) девочка (мальчик). Кто думает, что ____ милая (ый) девочка(мальчик)?

Отрицательные  чувства, получаемые ребенком.

24. Ты шлепаешь____.. Кто шлепает?

25. Ты делаешь ____ грустным. Кто  делает ____ грустным?

26. Ты бранишь____. Кто бранит?

27. Ты доводишь ____ до слез. Кто  доводит____ до слез?

 

Приложение 2

Текст опросника методики диагностики  родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столин

Отвечая на следующие далее вопросы, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью  оценок «да» или «нет».

1. Я всегда сочувствую своему  ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать  все, о чем думает мой ребенок.

3. Мне кажется, что поведение  моего ребенка значительно отклоняется  от нормы.

4. Нужно подольше держать ребенка  в стороне от реальных жизненных  проблем, если они его травмируют.

5. Я испытываю к ребенку чувство  симпатии.

6. Я уважаю своего ребенка.

7. Хорошие родители ограждают  ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто мне неприятен.

9. Я всегда стараюсь помочь  своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда недоброе  отношение к ребенку приносит  ему пользу.

11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.

12. Мой ребенок ничего не добьется  в жизни.

13. Мне кажется, что друга?  дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает  такие поступки, которые заслуживают  осуждения.

15. Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.

16. Мой ребенок специально ведет  себя плохо, чтобы досадить  мне.

17. Мой ребенок, как губка,  впитывает в себя все самое  плохое.

18. При всем старании моего  ребенка трудно научить хорошим  манерам.

19. Ребенка с детства следует  держать в жестких рамках, только  тогда из него вырастет хороший  человек.

20. Я люблю, когда друзья моего  ребенка приходят к нам в  дом.

21. Я всегда принимаю участие  в играх и делах ребенка. 

22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.

23. Мой ребенок не добьется  успехов в жизни.

24. Когда в компании говорят  о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой  умный и способный, как другие  дети.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего  ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.

27. Я с удовольствием провожу  с ребенком свое свободное  время.

28. Я часто жалею о том, что  мой ребенок взрослеет, и с  нежностью вспоминаю то время,  когда он был еще совсем  маленьким.

29. Я часто ловлю себя на  том, что с неприязнью и враждебно  отношусь к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы  мой ребенок достиг того, что  лично мне не удалось в жизни.

31. Родители должны не только  требовать от ребенка, но и  сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.

32. Я стараюсь выполнять все  просьбы и пожелания моего  ребенка.

33. При принятии решений в  семье следует учитывать мнение  ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью  своего ребенка.

35. Я часто признаю, что в  своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.

36. Дети рано узнают о том,  что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю дружеские чувства  по отношению к ребенку.

39. Основная причина капризов  моего ребенка – это эгоизм, лень и упрямство.

40. Если проводить отпуск с  ребенком, то невозможно нормально  отдохнуть.

41. Самое главное – чтобы у  ребенка было спокойное, беззаботное  детство.

42. Иногда мне кажется, что  мой ребенок не способен ни  на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения моего ребенка.

44. Мой ребенок кого угодно  может вывести из себя.

45. Огорчения моего ребенка мне  всегда близки и понятны.

46. Мой ребенок часто меня  раздражает.

47. Воспитание ребенка – это  сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве  развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети  потом благодарят своих родителей.

51. Иногда мне кажется, что  я ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков,  чем достоинств.

53. Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.

54. Мой ребенок не в состоянии  сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то  обязательно получается не так,  как нужно.

55. Мой ребенок вырастет не  приспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне  таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием  здоровья моего ребенка.

58. Я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь  секретов от родителей.

60. Я невысокого мнения о способностях  моего ребенка и не скрываю  этого от него.

61. Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.

 


Информация о работе Роль матери и отца в процессах воспитания дошкольника