Роль руководителя в организации. Стиль руководства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 13:43, курсовая работа

Описание

Цель КУРСОВОЙ работы – рассмотрение и раскрытие роли руководителя в организации.
В соответствии с целями поставлены следующие задачи:

Определить роль руководителя в организации;
рассмотреть личность руководителя и стили управления;
раскрыть общие элементы управления и руководства персоналом;

Содержание

Введение ……………………………………………………………….3
Глава 1. Роль руководителя в организации…………………………..5
1.1 Роль и функции руководителя……………………………………..
1.2 Характеристики и личные качества руководителя его авторитет..
1.3 Стратегия руководства коллективом……………………………..
Глава 2. Стили руководства……………………………………………
2.1 Лидерство-стиль руководства……………………………………..
2.2 Имидж руководителя……………………………………………..
Заключение …………………………………………………………….
Список использованной литературы………

Работа состоит из  1 файл

курсовая по то.docx

— 84.81 Кб (Скачать документ)

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СОЦИАЛЬНЫЙУНИВЕРСИТЕТ  

Кафедра: Государственное и муниципальное управление. 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по специальности  «Теория организации»

на тему: 

     «Роль руководителя в организации.

     Стиль  руководства» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Исполнитель:

студент(ка)  ___/группы                                                      Безукладичная О.И. 
 

Научный руководитель

                                                                                                 Грошев Р.В.   
 
 
 
 
 
 
 

Ивантеевка 2011 год 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение ……………………………………………………………….3

Глава 1. Роль руководителя в организации…………………………..5

1.1 Роль и функции руководителя……………………………………..

1.2 Характеристики и личные качества руководителя его авторитет..

1.3 Стратегия руководства коллективом……………………………..

Глава 2. Стили руководства……………………………………………

2.1 Лидерство-стиль руководства……………………………………..

2.2 Имидж руководителя……………………………………………..

Заключение …………………………………………………………….

Список использованной литературы………………………………….

 

      ВВЕДЕНИЕ

     В современном мире  для достижения экономического успеха предприятия требуется множество качеств. Среди них, одним из самых главных, по праву можно считать – навыки и качества руководителя. Умение эффективно руководить, что это - наука или искусство. Однозначного ответа на этот вопрос, наверное, не даст никто. Можно лишь предположить, что это некий синтез науки и искусства управления. И поэтому в данной курсовой работе будут по возможности рассмотрены все нюансы и пути повышения эффективности работы руководителя. Следовательно, актуальность темы достаточно велика в теоретическом и практическом смысле.

          Руководство персоналом занимает центральное место в управлении сотрудниками, поскольку именно повседневная управленческая деятельность руководителей обеспечивает достижение главных целей предприятия.

     Руководитель  осуществляет важнейшую функцию  управления – руководство. Результат  труда руководителя – решение, т.е. специфический вид информации, направляющий функционирование и развитие трудового коллектива. Труд руководителя связан с разработкой и передачей информации.

     В странах с развитой рыночной экономикой изучение дисциплины «Управление персоналом» давно уже стало не только важнейшей составной частью подготовки руководителей всех уровней, но и неотъемлемым компонентом высшего образования в целом.

     Необходимость специальной подготовки в области  управления персоналом вызвана тем, что современный руководитель может  всесторонне проявить себя в работе, лишь активно взаимодействуя с подчиненными, коллегами, руководством и клиентами. Для эффективного сотрудничества он должен обладать высокой культурой коммуникаций, знаниями и навыками делового общения и влияния. Подсчитано, что на вопросы, связанные с управлением сотрудниками, руководитель тратит 80% рабочего времени. Без умения руководить людьми, совместно решать стоящие перед организацией задачи, эффективное управление в принципе невозможно.

     В настоящее время многие руководители отечественных организаций различных  форм собственности недооценивают  значение методов управление персоналом, свойственных современному менеджменту  и активно использующихся за рубежом  для эффективного управления и повышения  производительности труда. На данный момент многих предприятиях руководители сводят воздействие работников лишь к двум методам: административным методам воздействия и экономическому стимулированию.

     Сегодня можно утверждать, что недооценка руководством, эффективных современных методов управления производительным трудом становиться одним из главных препятствий и наиболее слабым звеном в управлении организацией.

     Цель КУРСОВОЙ работы – рассмотрение и раскрытие роли руководителя в организации.

     В соответствии с целями поставлены следующие  задачи:

            

  • Определить роль руководителя в организации;
  • рассмотреть личность руководителя и стили управления;
  • раскрыть общие элементы управления и руководства персоналом;

     Предметом исследования является руководитель организации в сфере управления человеческими ресурсами.

     Структура КУРСОВОЙ работы представлена следующим образом. В первой главе рассмотрены общие положения роли руководителя и его личные качества. Вторая глава акцентируется непосредственно на стиле руководства и общих элементов управления персоналом. 

 

      Глава 1. Роль руководителя в организации 

     1.1 Роль и функции руководителя 

     Эффективность руководства во многом определяется соответствием индивидуальных черт руководителя тем ролям и функциям, которые он призван выполнять в организации.

     В наиболее общей, интегрированной форме  требования к руководителю отражаются в социальных ролях, предписанных ему  предприятием.

     Американский  ученый И. Ансофф выделяет четыре роли руководителя1:

  1. Роль лидера. В данном случае имеется ввиду неформальный лидер, обладающий высоким авторитетом и способностью влиять на других людей.
  2. Роль администратора. Эта роль предполагает способность руководителя контролировать положение дел, принимать решения и добиваться их реализации, организовывать и координировать действия подчиненных, обеспечивать порядок, соблюдение правовых и административных норм и распоряжений.
  3. Роль планировщика. Главные задачи этой роли – оптимизация будущей деятельности организации, посредством анализа тенденций изменений как самой организации, так и окружающей ее среды; определение управленческих альтернатив и выбор наилучших их них, концентрация ресурсов на главных направлениях деятельности.
  4. Роль предпринимателя. Выступая в этой роли, руководитель должен быть экспериментатором, находить новые виды деятельности, нестандартные решения, наиболее соответствующие ситуации, должен быть готовым к определенному предпринимательскому риску, при этом всячески минимизируют его.

     Более детальную и близкую в к российским условиям классификации ролей руководителя дают авторы учебного пособия «Менеджмент персонала. Функции и методы».

  1. «мыслитель» - общее осмысление положения дел в подразделении, поиск оптимальных способов решения проблем;
  2. «штабной работник» - обработка управленческой информации и составление документации;
  3. «организатор» - координация работы сотрудников;
  4. «кадровик» - отбор, расстановка, оценка персонала;
  5. «воспитатель» - обучение и мотивация персонала;
  6. «снабженец» - обеспечение группы всем необходимым для трудовой деятельности;
  7. «общественник» - участие в качестве ведущего на заседаниях и совещаниях; работа с общественными организациями;
  8. «инноватор» - внедрение передовых методов труда и научно-технических достижений в производство;
  9. «контролер» - контроль за соблюдением организационных норм и качеством продукции;
  10. «дипломат» - налаживание связей с другими учреждениями и их представителями 2.

     Социальные  роли руководителя детализируются и  проявляются в его функциях. Можно выделить следующие функции руководителя:

    • Оценка ситуации, разработка, обоснование (т.е. выяснение, насколько реальны, понятны и контролируемы цели).
    • Определение и подготовка мероприятий по достижению целей.
    • Координация деятельности сотрудников в соответствии с общими целями.
    • Контроль за персоналом и соответствием результатов его деятельности поставленным задачам.
    • Организация деятельности сотрудников, т.е. использование существующих и создание новых организационных структур для руководства персоналом и его деятельностью.
    • Информирование сотрудников.
    • Интерактивное, контактное взаимодействие (коммуникация) – деловое общение с целью получение информации, консультирования, оказания помощи и т.п.
    • Формирование системы стимулирования сотрудников и их мотивации.
    • Делегирование задач, компетенций, ответственности.
    • Предотвращение и разрешение конфликтов.
    • Распространение специфических для организации ценностей и норм.
    • Забота о подчиненных и обеспечение их лояльности.
    • Формирование сплоченного коллектива и поддержании его дееспособности.
    • Ослабление чувства неуверенности в действиях персонала и обеспечение организационной стабильности.

     Функции руководителя выступают основной мерой  его оценки индивидуальных качеств, которые призваны способствовать успешному  осуществлению им всех своих социальных ролей и направлений деятельности. Как правило, чем в большей  мере эти качества соответствуют  выполненным функциям, тем эффективнее  руководство. 
 

     1.2Характеристики и личные качества руководителя.

     Его авторитет. 

     Качества руководителя, влияющие на эффективность его деятельности, можно объединить в две общие группы:

     1. биологические и социально-экономические  характеристики;

     2. личностные качества.

     Первую  групп качеств руководителя отличает преимущественно объективный, т.е. не зависимый от его сознания и психики, характер, они относятся к числу  прирожденных или передаваемых по наследству.

     В первую очередь это такие демографические  параметры, как пол и возраст, а в определенной степени и  здоровье; к социально-экономическим  факторам относится его статус в  обществе и полученное образование.

     Пол руководителя. Традиционно исследования в области руководства персоналом ориентировались на мужчину-руководителя, считали это своего рода стандартом, поскольку именно мужчины во все времена явно доминировали среди руководителей, как на государственной службе, так и в бизнесе. Статистика свидетельствует, что в среднем женщины наиболее полно проявляют себя на производстве и делают карьеру начиная с возраста примерно сорока лет, т.е., тогда, когда у них вырастают дети и они освобождаются от наиболее обремененных семейных забот. В тоже время можно отметить, что в нашем обществе до сих пор существует стереотип – женщина ориентирована на более скромный общественный статус, ценности семьи, воспитание детей и помощь мужу. Женщинам приходиться прилагать больше усилий и на деле доказывать «нормальность» своего пребывания в роли начальника. Для мужчины же подобных доказательств обычно не требуется.

     Возраст и здоровье. В практике  считается общепринятым мнением, согласно которому уровень занимаемой должности в целом коррелирует с возрастом: более высокие руководящие позиции требует более зрелого, конечно, до известных пределов возраста (особенно армейская и чиновническая структуры). Так, согласно материалам Т. Коно, средний возраст президентов крупных компаний в Японии – 63,5 года, в США – 59 лет.

     Как молодой, так и пожилой возраст  имеют свои достоинства и недоставки, влияющие на эффективность руководства. Главными достоинствами молодых  руководителей является энергичность, высокая восприимчивость к инновациям и предприимчивость, крепкое здоровье и высокая работоспособность. В  тоже время они уступают своим  старшим по возрасту коллегам в опытности, специфическом человеческом капитале – знаниях, специфики организации, в хладнокровии, мудрости, умении отличать главное от второстепенного.

     Здоровье – важный фактор эффективного руководства. При этом имеется ввиду не только физическое, но и духовно-нравственное здоровье, характеризующее состояние человеческого духа: устойчивость основополагающих нравственных ценностей, психическую уравновешенность, стрессоустойчивость и т.п.

Информация о работе Роль руководителя в организации. Стиль руководства