Роль руководителя в организации. Стиль руководства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 13:43, курсовая работа

Описание

Цель КУРСОВОЙ работы – рассмотрение и раскрытие роли руководителя в организации.
В соответствии с целями поставлены следующие задачи:

Определить роль руководителя в организации;
рассмотреть личность руководителя и стили управления;
раскрыть общие элементы управления и руководства персоналом;

Содержание

Введение ……………………………………………………………….3
Глава 1. Роль руководителя в организации…………………………..5
1.1 Роль и функции руководителя……………………………………..
1.2 Характеристики и личные качества руководителя его авторитет..
1.3 Стратегия руководства коллективом……………………………..
Глава 2. Стили руководства……………………………………………
2.1 Лидерство-стиль руководства……………………………………..
2.2 Имидж руководителя……………………………………………..
Заключение …………………………………………………………….
Список использованной литературы………

Работа состоит из  1 файл

курсовая по то.docx

— 84.81 Кб (Скачать документ)

     Образцовый  стиль. Применять образцовый стиль нужно очень выборочно. Лидер задает высочайшие стандарты работы и на собственном примере доказывает, что их можно соблюдать. Почти с маниакальным упорством он стремится делать все быстрее и лучше и требует того же от подчиненных, всегда находит отстающих и, если они не исправляются, заменяет их другими сотрудниками. Казалось бы, все это должно привести к впечатляющим результатам. Но на деле такой руководитель лишь разрушает моральный климат в компании. Часто из–за его высоких требований у работников опускаются руки. Он считает, что дает четкие указания (хотя часто это совсем не так), и уверен, что все сами знают, что и как делать, а если кому–то нужно что–то объяснять, значит, этот сотрудник профнепригоден. В результате вместо того, чтобы двигаться в заданном направлении и как можно лучше делать свое дело, подчиненным приходится отгадывать желания начальника. Кроме того, им часто кажется, что начальство просто не доверяет им и не хочет, чтобы они проявляли инициативу. В итоге работа становится рутинной и смертельно скучной.

     Что касается оценки работы подчиненных, то «образцовый» лидер либо никак ее не оценивает, либо набрасывается на своих сотрудников, если ему кажется, что они не справляются. Когда  такой руководитель вдруг уходит из компании, сотрудники, привыкшие  действовать по строго определенным правилам, чувствуют себя брошенными и беспомощными. Наконец, у подчиненных такого начальника нет ощущения причастности к общему делу — им никто не объясняет, как их работа сказывается на общих результатах.

     Наставнический  стиль. Лидеры–«наставники» помогают подчиненным увидеть свои слабые и сильные стороны и адекватно оценить свои перспективы — личные и карьерные. Они поощряют подчиненных ставить себе долгосрочные цели и помогают им достигать их. Лидеры–«наставники» обладают замечательной способностью делегировать полномочия, давать своим подчиненным интересные, способствующие их росту задания, даже когда знают, что в результате работа будет выполнена медленнее, чем обычно. Иными словами, они готовы пойти на неуспех в краткосрочной перспективе ради положительного опыта, который будет приобретен в долгосрочной перспективе.

     Исследования  показывают, что наставнический стиль  — самый редкий. Многие руководители признаются, что работа просто не оставляет  им времени на обучение подчиненных, хотя иногда достаточно и нескольких «наставнических» бесед. Руководители, игнорирующие этот стиль, отказываются от мощного инструмента положительного воздействия и на климат в компании, и на производительность.

     Хотя  наставнический стиль ориентирован прежде всего на развитие индивидуальных способностей работников, а не на быстрейшее решение производственных задач, тем  не менее руководители–«наставники» добиваются хороших показателей. Главным образом потому, что поддерживают постоянный диалог с сотрудниками и тем самым положительно воздействуют на климат. Подчиненные не боятся экспериментировать, когда уверены, что начальник следит за тем, как у них идут дела, и обязательно вовремя и конструктивно оценит их работу. Также благодаря налаженному диалогу с «наставником» они знают, что ждет от них начальство и как их работа вписывается в общую стратегию компании. И поскольку «наставник» всем своим стилем говорит сотрудникам: «Я верю в вас и жду от вас лучшего, на что вы способны», — они часто отвечают на этот призыв и сердцем и умом.

     Наставнический  стиль особенно эффективен, когда, например, подчиненные, зная свои слабые места, хотят  научиться лучше работать или, развив у себя новые способности, продвинуться вперед.

     И наоборот, таким стилем руководства  вряд ли удастся многого добиться, если сотрудники — неважно почему — сопротивляются переменам и  не хотят учиться. Не годится он и  тогда, когда у руководителя недостаточно опыта «наставника», а нужно постоянно  обсуждать с сотрудником его  результаты и стараться при этом мотивировать его, а не вызывать страх  и апатию.

     Самый хороший климат и самые высокие  показатели производительности отмечаются в тех компаниях, руководители которых  управляют с помощью четырех  и более стилей, особенно если среди  них есть авторитетный, демократичный, партнерский и наставнический. Самые  успешные руководители умеют почти  незаметно переходить от одного стиля  к другому в зависимости от ситуации 8.

     Для эффективного лидера характерно следующее:

  • следует высоким этическим стандартам;
  • умеет организовывать совещания команды;
  • заботиться об информированности команды;
  • вдохновляет членов команды;
  • заботится о клиентах;
  • увеличивает благосостояние членов команды;
  • поощряет обучение и самообучение членов команды;
  • предвидит изменения;
  • способен справиться с кризисом.
 
 
 

     2.2  Имидж руководителя.

     Формирование  имиджа, обеспечивающее признание руководителя лидером группы представляет собой сформировавшийся у подчиненных и окружающих в целом устойчивый, преимущественно эмоциональный образ руководителя, имеющий характер стереотипа. Стереотип представляет собой устойчивое, упрощенное, схематическое, оценочное, эмоционально окрашенное представление о том или ионом человеке (объекте в целом).

     Имиджи  руководителей и любых людей  имеют определенную классификации. По характеру оценки окружающими людьми – реального носителя лидерского образа имиджи делиться на: положительные и отрицательные (позитивные и негативнее).

     Понятно, что руководитель всегда желает иметь  у подчиненных положительный  имидж. Никто не хочет слыть у  ближайшего окружения некомпетентным, невежественным, несправедливым, непорядочным и т.п. человеком. Отрицательный имидж  руководителя неизбежно снижает  эффективность его работы.

     Второй  весьма распространенной классификацией имиджей является их деление на: личные (персональные) и деловые (профессиональные).

     Личный имидж руководителя – это устойчивое оценочное мнение о нем как о человеке, личности. Деловой имидж связан с профессиональной компетентностью руководителя, его способностью решать возложенные на него организаторские задачи.

     Какой же из этих имиджей – личный или  деловой – более важен для  общей оценки руководителя подчиненными? Практика показывает, что приоритетное влияние на общее мнение о руководителе имеет личный имидж. 

     Наиболее  дифференцированную, практически значимую характеристику общего имиджа руководителя дает выделение в нем в зависимости от факторов формирования шести аспектов, или видов: средового, габитарного, продуктного (овеществленного), вербального, кинестического и делового.

     1. Средовой имидж – это устойчивое мнение, складывающееся о руководителе по непосредственно окружающей его среде: кабинету, офису, рабочему месту, расстановки мебели, секретарю, машине и т.п. Если, например, кабинет руководителя представляет собой обшарпанную, грязную комнату, наряду с неопрятным грубым секретарем, то у любого посетителя невольно складывается негативный образ о руководителе.

     2. Габитарный (от лат. Habitus внешний, внешность) имидж – это устойчивое мнение, складывающееся о руководителе по его внешнему виду: «габаритам» (телосложению), лицу, прически, макияжу, одежде.

     3. Продуктный имидж – это устойчивое мнение, складывающееся о руководителе по той продукции, к производству которой он непосредственно причастен. Это может быть как материальная продукция, так и информационные сообщения. В России существует явная недооценка продуктного имиджа и в первую очередь имиджевого влияния документов и деловых писем. Особенно это бросается в глаза при переписки с зарубежными партнерами. Следует помнить, что в деловом общении оформление документов нередко может оказывать не меньшее влияние, чем их содержание.

     4. Вербальный имидж – это устойчивое мнение о человеке, формирующееся на основе его устной и письменной речи, а также паравербальной (внятность, дикция, интонирование, громкость, тем, паузы, слова-паразиты и т.п.) информации, сопровождающей речь. Ясность и четкость мыслит, логичность и аргументированность сообщений, доступность языка повышают убедительность сообщений и эффективность деловых коммуникаций.

     5. Кинестический имидж – мнение, складывающееся о человеке по его кинестике: положению тела и его частей в пространстве, мимике, жестикуляции, походке, характеру движений. Она способна демонстрировать симпатии к собеседнику, доброжелательность и открытость. Для того, чтобы производить на людей хорошее впечатление, руководителю следует научиться блокировать негативную кинестику.

     6. Деловой имидж – устойчивое мнение о человеке, складывающееся в результате оценки ее реальных дел. При постоянных и достаточно интенсивных коммуникациях этот вид имиджа оказывает в конечном счете определяющее влияние на оценочные представления о человеке окружающих9.

     Реальный  имидж руководителя является результатом, сложным взаимодействием различных  видов имиджа. Каждый руководитель заинтересован в формировании оптимального для него имиджа. Сформировать такой  имидж или значительно улучшить уже существующие у окружающих мнение о себе позволяют разработка и  использование имиджевой модели поведения.

     Для эффективного и наглядного убеждения, а также демонстрирования своих  лидерских способностей, руководитель должен выработать определенную модель поведения – систему рассчитанную на преимущественно внешний эффект действий, создающих и поддерживающих его определенный имидж.

     Модель  поведения зависит от трех факторов:

  • ожиданий окружающих;
  • требований организации;
  • личных качеств человека.
 

                             
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Руководитель  должен быть способным принимать  решения, планировать, вести беседу, организовать людей, осуществлять контроль за деятельностью подчиненных.

     Руководитель  должен не столько управлять, сколько  создавать максимально благоприятные  условия для того, чтобы каждый член коллектива сам стремился активно  участвовать в управлении делами организации. Иначе говоря, он должен создавать систему психологических, духовных, материальных стимулов, побуждающих  каждого работника думать, действовать  в интересах организации в  целом, которая, в свою очередь, стремиться удовлетворить личный интерес каждого  члена коллектива. «Руководитель  служит коллективу, а коллектив служит делу».

     В современной экономике функции  работников настолько усложняются  и интеллектуализируются, что управлять ими с помощью команд и распоряжений - малоэффективно. Поэтому руководитель должен не управлять в привычном смысле этого слова, а вести за собой, быть лидером.

     Таким образом, от прежней роли руководителя, который служил только делу, жизнь  заставляет перейти к новой роли руководителя, который служит своим  работникам, не переставая служить  делу. При этом он, так же как и  другие сотрудники, осуществляет все  перечисленные функции управления, но только более активно, компетентно  и увлеченно. А, кроме того, организует участие каждого члена коллектива в процессе исполнения управленческих функций. Выполняемые руководителем функции по управлению персоналом не ограничиваются рассмотренными в данной дипломной работе. Они связаны практически со всеми вопросами обеспечения организации сотрудниками и использования персонала: его маркетингом, привлечение на предприятие, оценкой, отбором, обучением, стимулированием, перемещением, карьерой, социальным обеспечением, взаимоотношениями с органами трудового коллектива, профсоюзами. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Ансофф И. Стратегическое управление. – М., 2009

2. Виханский О.С. Стратегическое управление. М., 2009

3. Вязгин А.В. Оценка персонала высшего и среднего звена. – М.: Вершина, 2009

4. Крейнер С. Ключевые идеи менеджмента Мыслители, которые изменили мир менеджмента. – М.: Инфра-М, 2009

Информация о работе Роль руководителя в организации. Стиль руководства