Роль руководителя в организации. Стиль руководства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 13:43, курсовая работа

Описание

Цель КУРСОВОЙ работы – рассмотрение и раскрытие роли руководителя в организации.
В соответствии с целями поставлены следующие задачи:

Определить роль руководителя в организации;
рассмотреть личность руководителя и стили управления;
раскрыть общие элементы управления и руководства персоналом;

Содержание

Введение ……………………………………………………………….3
Глава 1. Роль руководителя в организации…………………………..5
1.1 Роль и функции руководителя……………………………………..
1.2 Характеристики и личные качества руководителя его авторитет..
1.3 Стратегия руководства коллективом……………………………..
Глава 2. Стили руководства……………………………………………
2.1 Лидерство-стиль руководства……………………………………..
2.2 Имидж руководителя……………………………………………..
Заключение …………………………………………………………….
Список использованной литературы………

Работа состоит из  1 файл

курсовая по то.docx

— 84.81 Кб (Скачать документ)

     Занятие руководящих должностей напрямую зависит  от социального происхождения и статуса человека. Как заметил Ф.Е. Фидлер, «лучший способ стать президентом компании – родиться в семье, которая владеет компанией». Конечно, это вовсе не означает, что дети высокопоставленных родителей занимают руководящие должности, хотя позитивная корреляция между социально-экономическим положением и вхождением в состав руководящих кадров все-таки имеет место.

     Образование выступает одним из ведущих факторов занятия руководящих должностей и эффективного руководства.

     Образование занимает как бы промежуточное положение  между объективными и субъективными, личностными характеристиками руководства, поскольку его получение зависит  как он социально-экономического положения  и богатства человека, так и  его индивидуальных способностей, в  первую очередь от уровня интеллекта.

     Ко  второй группе – личные качества руководителя относятся:

     Интеллект – характеризует умственные способности и развития личности. Он занимает ведущее место среди личностных характеристик руководителя.

     Влияние умственных способностей на карьеру  и эффективность руководства  детально разработали Ф. Фидре и А. Лейстре. На основе собственных исследований они пришли к выводу о том, что влияние интеллекта на эффективность руководства опосредовано целям рядом факторов, которые могут ослаблять позитивные корреляции между такими параметрами, как мотивация, опыт, отношения с вышестоящим руководством, группой (Схема. 1).

     Высокое интеллектуальное развитие нередко  сочетается с чрезмерной рефлексией и индивидуализмом, недостатком  самоуверенности, решительности, а  также некоторых других качеств, необходимых для карьеры и  эффективного руководства. Кроме того, не отличающиеся особо высоким интеллектом  руководители, опасаясь за свой авторитет, а и то должность, часто недолюбливают  «слишком» умных и стараются  либо избавиться от них, либо задержать  их должностной рост, не допуская к  руководящим постам, чтобы не делать их них потенциальных конкурентов  себе.

     Помимо  интеллекта к наиболее важным личным качествам эффективного руководителя относятся 3:

  • Доминантность, т.е. стремление влиять на других людей.
  • Уверенность в себе. На обладающего этим качеством руководителя можно положиться, ему можно верить.
  • Самообладание, эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчиовсть.
  • Креативность, или способность к творчеству. Руководитель должен уметь самостоятельно мыслить, замечать и поддержать новое, искать более эффективные пути выполнения заданий, самосовершенствоваться.
  • Предприимчивость, готовность к обоснованному риску.

     В  условиях рынка менеджер должен  обладать способностью замечать и просчитывать различные варианты действий и, когда это целесообразно, рисковать и стремясь при этом максимально предвидеть последствия.

  • Надежность в отношениях с подчиненными, руководством и клиентами. Не обладающий таким качеством руководитель быстро утрачивает доверие окружающих и не может рассчитывать на их поддержку в любом деле.
  • Общительность, умение работать с людьми.
  • Способность максимально использовать возможности сотрудничества путем их правильной расстановки и мотивации. Руководитель должен хорошо знать индивидуальные возможности и особенности своих сотрудников, а отчасти и вышестоящего руководства.

     Исходя  из характеристик и личных качеств руководителя можно отметить следующие факторы успешной деятельности руководителя 4:

  • результативность и желание много работать для достижения намеченных целей;
  • желание и способность нести ответственность за порученное задание и принимать рискованные решения;
  • готовность начинать процессы изменений, управлять ими и использовать в интересах организации;
  • готовность использовать открытый способ управления, приветствующий сотрудничество;
  • искусство принимать быстрые решения;
  • способность сосредотачиваться на настоящем и будущем;
  • способность видеть изменения, происходящие как внутри организации, так и вне ее, и использовать их;
  • готовность к общему руководству;
  • творческий подход к своей работе;
  • постоянное совершенствование и хорошая общая психическая и физическая форма;
  • умение правильно использовать свое время;
  • готовность к мотивированию себя и персонала;
  • готовность к политическому руководству;
  • международный кругозор.

     Черты эффективного руководителя достаточно относительны и зависят от особенностей трудового коллектива, решаемых задач, степени развития, коммуникаций, технического и ионного состояния предприятия и отраслевой конъюнктуры, уровня производственной демократии и ряда других ситуационных факторов. 

     Авторитет руководителя – как  элемент управления 

     Эффективность руководящей деятельности во многом зависит от авторитета руководителя. Мнение о том, что с получением определенного поста руководитель автоматически приобретает авторитет, ошибочно.

     Авторитет - это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями, нововведениями, умением работать с людьми. Для того чтобы авторитет должности руководителя сочетался с авторитетом его личности, он должен объединить в себе лидерские и руководящие функции.

     Власть  руководителя прямо связана с  его авторитетом. Он формируется  на базе общей заинтересованности объекта  и субъекта власти и убежденности подчиненных в особых способностях руководителя.

     Авторитет может быть истинным, когда руководитель действительно обладает теми качествами, которыми его наделяют подчиненные, и ложными, сформированными на заблуждениях относительно личности руководителя. В зависимости от лежащих в его основе качеств авторитет бывает научным (качество учености), деловым (компетентность, навыки, опыт), моральным (высокие нравственные качества), религиозными (святость), статусным (уважение к должности) и т.п.

     Авторитет подразделяется на следующие виды:

     1. должностной, или формальный, базирующийся на организационных нормах и структурах, уважении к руководящим инстанциям, признании права их представителей командовать, убежденности в необходимости поддержать порядок и подчиняться руководству.

     2. деловой, предполагающий высокую профессиональную компетентность руководителя, его способность лучше других решать организационные задачи и добиваться успеха.

     3. личный (персональный), формирующийся на основе высоко ценимых индивидуальных качеств, не связанных с должностными обязанностями. Это такие качества, как порядочность в общении, забота о людях, ум, коммуникабельность, скромность образа жизни и иные способности.

     Ведущее место среди указанных видов  авторитета руководителя занимает деловой  авторитет. Именно он непосредственно  связан с эффективной реализацией  целей организации и ее сотрудников.

     Иногда  авторитет и власть трактуют как  противоположные понятия, поскольку  в случае авторитета подчинение полностью  зависит не от возможностей принуждения, а от согласия сотрудников.

     Однако  противопоставление власти и авторитета едва ли правомерно, так как согласие подчиняться присуще и большинству  других проявлений власти, например, в  случае повиновения в силу общности интересов или при убежденности сотрудников в необходимости  выполнять указания руководства.

     Исходя  из этого, авторитет целесообразно  трактовать как разновидность (а  точнее основание) власти, главная особенность  которого состоит в том, что мотивация  подчинения основывается не столько  на вере в обладание руководителем  значимыми для подчиненных внешними ресурсами или средствами и в  его способность применить их, сколько на вере самого руководителя и его личностную зависимость  для подчиненных.

     Принципиально различий между авторитетом и  другими разновидностями позитивной, основанной на вознаграждении власти нет, а есть лишь различия в степени  доверия к руководителю и акцентах в восприятии вознаграждения. 

     1.3. Стратегия руководителя. 

     Руководители, занимающие наиболее высокие посты, должны стимулировать интерес к  работе у своих подчиненных, поощрять тех из них, которые способствуют успехам предприятия, и «наказывать» тех, кто препятствует им. По мере продвижения вверх по служебной лестнице их собственные интеллектуальные способности совершенствуются, а черты характера приобретают такую психологическую структуру, в которой способны сочетаться очень разные, порой даже противоположные черты: стремление к сотрудничеству и конкуренции, лаконичность стиля руководства и нетерпимость к бюрократизму, склонность к риску и трезвый расчет и т. д.

     Сегодня многие организации испытывают нехватку квалифицированных руководителей высокого уровня. Вместе с тем, зачастую перспективные молодые менеджеры продвигаются в начале карьеры, но затем останавливаются в своем развитии.

     Такая ситуация складывается потому, что  на нижних ступенях управления руководителя поощряют прежде всего за способность  принимать самостоятельные решения, за независимость и остроту суждений, настойчивость и даже агрессивность при реализации решений. Если за короткий срок молодой менеджер добивается значительных результатов и получает повышение, то он закономерно полагает, что именно эти качества и поощряются руководством.

     Но  на более высоких уровнях руководства  нужны совершенно иные качества и  навыки:

  • умение анализировать и готовность учитывать мнение подчиненных;
  • ориентация на перспективные цели, а не на краткосрочные задачи;
  • способность создать сплоченный коллектив и дать ему стимулы для напряженной работы, а не взваливать всю работу на себя.

     За  последние годы значительно возрос образовательный уровень работающих, поэтому руководящая должность сама по себе не может гарантировать руководителю, что его распоряжения будут беспрекословно выполняться. Гарантию может дать только авторитет, для формирования которого необходимо время. Ранний перевод молодых руководителей на посты, которые не соответствуют приобретенному авторитету, ставит их в очень тяжелое положение. Они не могут ненавязчиво влиять на подчиненных и вынуждены либо давить на них, либо выполнять большую часть работы самостоятельно. Поэтому, если кадровые службы предприятия хотят готовить действительно квалифицированных командиров производства, они не должны спешить с выдвижением молодых руководителей на ответственные посты на основе краткосрочных успехов. Принимать решение о повышении следует только после приобретения определенного авторитета и специальной подготовки, в ходе которой должны быть проанализированы существенные отличия целей и методов на разных уровнях управления.

     Поведение менеджеров, должно отличаться: некоторой агрессивностью, настойчивостью, готовностью к восприятию и передаче информации, рациональностью, групповой работой, тщательностью и точностью, честностью, справедливостью, юмором, стремлением к установлению контактов, готовностью правильно реагировать на обоснованные возражения, а также готовностью к принятию решений, самокритичностью, самоконтролем, уверенностью в манере поведения, тактичностью, терпимостью, уважением к людям, положительным отношением к состязательности, ориентированностью на достижение поставленных целей.

     К наиболее важным способностям менеджеров, понимаемым как сочетание знаний, поведения и опыта, относятся: умение реализовать поставленные цели, умение делегировать полномочия и ответственность, способности к организации и мотивации групповой работы, установлению приоритетов, самопознанию и самооценке, убеждению, аналитическому мышлению, распознаванию наиболее существенных факторов, системности, обработки и формирования информации, разработке программ, выявлению тенденций, распределению усилий и времени.

Информация о работе Роль руководителя в организации. Стиль руководства