Роль самооценки в овладении профессией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 00:14, курсовая работа

Описание

Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом – высокая культура движений, в третьем – острота наблюдений.
Насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.

Содержание

Введение……………………………………………..3
Личностные характеристики профессии:
2.1. Профессиональная деятельность……………..4
2.2. Профессиональное самосознание…………….7
2.2.1. Я – концепция……………………...11
Понятие самооценки и ее роль в овладение
профессией………………………..14
Заключение. 23
Список литературы. 24

Работа состоит из  1 файл

роль самооценки в овладении профессией.doc

— 119.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 

Курсовая  работа на тему: 
 
 

«Роль самооценки в овладении  профессией». 
 
 
 
 

 

Содержание  работы

  1. Введение……………………………………………..3
  2. Личностные характеристики профессии: 
    2.1. Профессиональная деятельность……………..4 
    2.2. Профессиональное самосознание…………….7 
              2.2.1. Я – концепция……………………...11
  3. Понятие самооценки и ее роль в овладение 
                               профессией………………………..14
  4. Заключение.                                                                 23
  5. Список литературы.                                                    24
 
 
 
 
 
 

 

1. Введение.

    На  данный момент сложилась такая ситуация, что настоящих специалистов, работающих с энтузиазмом и поднимающих  нашу страну на более высокие уровни развития все меньше. Даже несмотря на то, что в нашей стране много высших и средних учебных заведения с высоким уровнем и качеством образования, которые каждый год выпускают «специалистов», их компетентность и профессионализм оставляют желать лучшего. 
Почему же это происходит? На это влияет многое это и не правильный выбор профессии в юности, и плохое овладение профессией, в связи с какими-то личностными особенностями, и многое другое. В данной работе мы попытаемся осветить проблему влияния личностных характеристик на овладения профессией, в том числе и влияние самооценки

    Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших  специальностей. Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом – высокая культура движений, в третьем – острота наблюдений. 
Насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье. Профессиональная трудовая деятельность один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека. Разнообразие человеческих профессий велико, и большинством из них, по мнению психологов и педагогов, может овладеть каждый. Но равно верно и то, что в один момент времени человек может делать что-то одно. А так как жизнь ограничена, он может сделать лишь несколько отдельных дел. Чтобы «стать действующим» человек должен расстаться с бесконечностью, которой он обладал лишь в возможности, так как реально он может не все, а лишь что-то. Именно так возникает проблема выбора и овладение будущей профессией.[3].  
Целью нашей работы является изучение влияния самооценки на овладение профессией.

    2.1. Профессиональная деятельность

      Среди многообразных видов социальной деятельности личности особое место занимает профессиональная деятельность. Человек как субъект деятельности большую часть своей жизни посвящает профессиональному виду труда, как главному направлению становления человеческой сущности.

     Н.В.Самоукина [11] даёт описание структуры профессиональной деятельности:

     термин "профессия" происходит из латинского и французского языков и имеет  примерно такое значение: говорить публично, объявлять, заставлять.

     Профессия понимается как общность, как область приложения сил, как деятельность и  область проявления личности. [5] Профессионал может преобразовывать свою профессиональную деятельность, внося в неё творческие элементы, расширяя область приложения своих сил, придумывая новые средства, приёмы работы.

     Личностные  изменения, происходящие в ходе профессиональной деятельности, приводят к становлению  личности как субъекта деятельности. Э.Ф.Зеер (18) под профессиональным становлением субъекта понимает движение личности в ходе профессионального труда. Профессиональное становление субъекта развёрнуто во времени и охватывает период от начала формирования профессиональных намерений до финиша, который заканчивает активную профессиональную деятельность.

     Е.А.Климов предлагает возможную группировку  фаз жизненного пути профессионала, выделяя следующие фазы:  оптации, адепта, адаптации, интернала,  мастерства, авторитета, наставничества. [5]

     Фазы  развития профессионала:

  1. Фаза оптанта или оптации. В данном периоде человек стоит перед проблемой выбора профессии или вынужденной переменой профессии и осуществляет свой выбор. Данная проблема может вставать и перед подростками, и будущими выпускниками средней школы, и профессионалами. Эта  фаза завершается формированием  реалистического  представления  о мире труда и своего места в нём, появлением профессионального плана.
  2. Фаза адепта или профессиональной подготовки. По мере многолетней профессиональной подготовки у субъекта учебно–профессиональной деятельности происходят существенные изменения в самосознании, в направленности,  информированности, умелости.
  3. Фаза адаптации молодого специалиста к  работе. Имеются различия в социальных, деятельностных нормах учебного заведения и производственного коллектива. В связи с этим специалист должен понять, почувствовать новые нормы, регулирующие его поведение, образ жизни, манеры, внешний облик, освоить "технологические" тонкости профессии и должен научиться  соответствовать этим нормам. Профессионал должен адаптироваться к работе.
  4. Фаза интернала. На данном этапе развития профессионал приобретает значительный профессиональный опыт, имеет профессиональную направленность, способен самостоятельно выполнять основные  профессиональные функции на данном трудовом посту. Профессионал на данном этапе своего развития  характаризуется  состоявшимся  "вхождением в профессию". 
  5. Фаза мастерства. Данная фаза включает характеристики последующих за  нею фаз: авторитета, наставничества. Субъект деятельности способен решать самые сложные профессиональные задачи. Мастер отличается от других специальными качествами, умениями или универсализмом, широкой ориентированностью в своей профессиональной области. Он выработал индивидуальный стиль деятельности, стабильно получает хорошие результаты  деятельности.
  6. Фаза авторитета. Профессионал является мастером своего дела. Профессиональная деятельность характеризуется высокой успешностью. Несмотря на свой биологический возраст, он успешно решает профессионально - производственные задачи, опираясь на высокий уровень профессионализма, умелость, организаторские способности.
  7. Фаза наставничества. Авторитетный мастер своего дела в каждой профессии имеет единомышленников, учеников, которые перенимают его опыт, следуют ему. Жизнь профессионала, несмотря на его  биологический возраст, имеет определённую перспективу, смысл в связи с передачей опыта молодым профессионалам,  отслеживанием их успехов, посильным включением в их дела.

     Выделенная  учёным фазовость в профессиональном развитии субъекта позволяет более  дифференцированно представить  жизненный путь профессионала  как  определённого рода целостность.

     Н.В.Самоукина  [11] говорит, что на всех этапах развития человека как профессионала он действует в условиях двух групп факторов: объективных и субъективных, причём теоретически необходимо чтобы система объективных профессиональных требований находилась в соответствии, взаимной сообразности с субъективными особенностями и возможностями человека-профессионала.

     Объективные факторы – это требования, нормы  и ограничения, выдвигаемые со стороны  профессии к его труду и  наличию у него определённых свойств  и особенностей (профессиональных знаний, умений, навыков, профессионально значимых качеств).

     Субъективные  факторы – это имеющиеся у  данного работника задатки и  способности, индивидуально-психологические  свойства и особенности, его мотивация  и уровень притязаний, а также самооценка.

     Но  подробнее всего мы остановимся  на самооценке человека, так как  именно она является для нас наиболее значимой. 

    2.2 Профессиональное самосознание.

    В этой главе Мы постараемся осветить взгляды различных исследователей на вопрос о структуре и механизмы становления профессионального самосознания, так как без раскрытия этого вопроса описание самооценки, являющейся его компонентом, было бы неполным.     

    Многие  отечественные психологи в своих  исследованиях рассматривают вопрос о структуре самосознания (В.С. Мерлин, Л.Д. Олейник, И.И. Чеснокова, В.В. Столин) и, исходя из предположения о самосознании, как средстве саморегуляции субъекта деятельности, считают, что структура самосознания состоит из следующих компонентов: моральный и нравственный компоненты; осознание себя как субъекта деятельности; осознание и оценка своих психических особенностей и свойств; осознание различных отношений; осознание себя во временной связи, в развитии. В отличие от самосознания в целом, профессиональное самосознание специфичнее по своему содержанию. Если в общем самосознании человек осознает себя как личность, играющие различные роли в различных ситуациях, участвующую. Изучая работы отечественных психологов, касающиеся вопроса о структуре самосознания (В.С. Мерлин, Л.Д. Олейник, И.И. Чеснокова, В.В. Столин и др.) и исходя из предположения о самосознании как средстве саморегуляции субъекта деятельности, можно предположить, что структура самосознания состоит из следующих компонентов: моральный и нравственный компоненты; осознание себя как субъекта деятельности; осознание и оценка во всевозможных видах жизнедеятельности, то в профессиональном самосознании на первый план выдвигается содержание, касающееся профессиональной деятельности.[10] Б.Г. Парыгин выделяет профессиональное самосознание как разновидность самосознания. Оно рассматривается как осознание своей принадлежности к профессиональной группе. З. Иванова и К. Косев понимают профессиональное самосознание, как познание и самооценку профессиональных качеств и отношение к ним. В.Н. Казиев считает, что профессиональное самосознание является инстанцией, в которой происходит оценка имеющихся достижений, планирования, направления саморазвития, его осуществление. П.А. Шавир определяет профессиональное самосознание как «избирательно направленную деятельность самосознания, подчинённую задаче профессионального самоопределения. В наиболее обобщённом виде оно проявляется  в осознании себя как субъекта будущей самостоятельной деятельности» [13] Можно отметить, что профессиональное самосознание прямо связано с осознанием человеком себя в профессиональной деятельности, т.е. содержание профессионального самосознания относится к профессиональной деятельности и к себе, как к субъекту этой деятельности. Если самосознание формируется в жизнедеятельности и общении с окружающими людьми и является результатом познания себя, своих действий, психических качеств и т.д., то профессиональное самосознание - это проекция всех структурных компонентов самосознания на профессиональную деятельность. С целью практического изучения профессионального самосознания, учитывая функцию профессионального самосознания как средства саморегуляции профессиональной деятельности, структурное строение профессионального самосознания можно представить следующим компонентным составом: осознание профессиональной морали; осознание профессиональной нравственности; осознание себя как субъекта профессиональной деятельности; осознание и оценка отношений; осознание собственного развития во временной связи.[10] Моральный фактор не является принадлежностью обособленной предметной области социальной действительности. Он сопутствует любой деятельности человека, способствуя или тормозя выполнение его функций и социальных ролей в определенном коллективе. Гуманистическое отношение к людям труда, забота о повышении производительности труда, о благе общества и коллектива являются конкретными проявлениями морального содержания. Нравственное содержание самосознания характеризуется действенностью морального понимания, моральных принципов в деятельности. Содержание нравственности в любой социальной группе определяется критерием того, как можно поступать и как нельзя. Профессиональная нравственность обнаруживает свое проявление в выборе подходящих способов и средств для выполнения профессиональной деятельности в соответствии с нормами общества.

    Третьим компонентом самосознания, по мнению ученых, является осознание человеком  себя как субъекта своей деятельности. На производстве человек всегда предстает  как субъект профессиональной деятельности. Он выбирает средства, учитывает условия выполнения деятельности, при этом хорошо зная конечный продукт своего труда. Осознание себя как субъекта профессиональной деятельности означает осознание своей ответственности и своей роли в постановке задач, в формировании целей, в выборе средств выполнения деятельности, в получении конечного продукта. Не менее важным является и осознание своей индивидуальности в выполнении деятельности.

    Традиционно важным в структуре самосознания считается осознание психических качеств, особенностей личности. В профессиональном самосознании содержится понимание именно тех свойств и качеств, которые необходимы для успешного выполнения профессиональной деятельности, т.е. профессионально важных качеств. Для разных профессий эти качества будут разными, но степень их осознания оказывает заметное влияние на выбор задач, на ход выполнения деятельности, на уверенность в себе. 
     В структуре профессионального самосознания, как и самосознания в целом, имеется осознания и оценка отношений. Включение человека на длительный срок в состав референтной группы обусловливает развитие этих отношений. Именно в этих условиях формируется отношение человека к самому себе как к специалисту, отношение к коллегам по профессии, отношение к своей профессиональной деятельности и отношение других к себе.

    По  мнению исследователей, важнейшим компонентом, без которого нельзя говорить о саморегуляции  личности человека, является осознание  собственного развития во временной  связи. На каждом этапе жизни человека и в период профессиональной деятельности через самосознание осуществляется связь между прошлым, настоящим и будущим. Профессиональное самосознание отражает развитие человека по таким признакам как рост профессионального мастерства, продвижение по службе, повышение авторитета, упрочнение социального статуса. Важное значение имеет также постановка целей и контроль за их осуществлением.

     Таким образом, можно констатировать, что исследования динамики профессионального самосознания личности в процессе профессионального становления связаны со следующими психологическими феноменами: профессиональной мотивацией и саморегуляцией деятельности, самооценкой профессионально важных качеств, ценностными ориентациями, представлением о профессии и о себе как о субъекте профессиональной деятельности, эталоном личности профессионала.

     Теперь  мы обратимся к анализу Я - концепции – содержательной стороны самосознания. 
 

     2.2.1. Я – концепция. 

     «Образ  себя», «самосознание» или недавно появившейся в литературе термин «Я-концепция» является одним из центральных понятий во многих психологических теориях.

     Исследованием Я-концепции и ее влияния на поведение  человека занимались такие известные  психологи как У.Джемс, К.Роджерс, Дж.Мид, Э.Эриксон, Р.Бернс и многие другие.

     Одна  из наиболее известных работ, посвященных Я-концепции – работа Р.Бернса «Развитие Я-концепции и воспитание». Суммируя опыт многих исследователей, Р.Бернс определяет Я-концепцию как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой. Описательная составляющая Я-концепции называются образом Я или картиной Я.

     Составляющая, связанная с отношением  к себе или к отдельным своим  качествам, называется самооценкой  или принятием себя.

Так, например, человек может думать: «Я – умный, общительный, находчивый (образ Я), и меня это радует (самооценка), но я – толстый и ношу очки (образ Я), и мне это неприятно (самооценка)». Предметом самоописания и самооценки могут быть тело человека, его способности, социальные отношения, принадлежащие ему предметы и многое другое.

     Я-концепция – это сложная  структурированная картина, существующая  в

сознании  индивида как самостоятельная фигура или фон и включающая в себя как собственно Я, так и отношения, в которые оно может вступать, а также позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями Я – в прошлом, настоящем и будущем.

Я-концепция  формируется в процессе воспитания, социализации, но имеет и определенные индивидуально-природные обусловленности.

Я-концепцию  можно рассматривать как установку человека по отношению к себе. Как всякая установка, она включает в себя:

      убеждение, которое может быть обоснованным или необоснованным (когнитивная составляющая);

     эмоциональное отношение к этому  убеждению (эмоционально-оценочная составляющая);

     выражение перечисленного выше  в поведении (поведенческая составляющая).

Информация о работе Роль самооценки в овладении профессией