Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 00:14, курсовая работа
Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом – высокая культура движений, в третьем – острота наблюдений.
Насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.
Введение……………………………………………..3
Личностные характеристики профессии:
2.1. Профессиональная деятельность……………..4
2.2. Профессиональное самосознание…………….7
2.2.1. Я – концепция……………………...11
Понятие самооценки и ее роль в овладение
профессией………………………..14
Заключение. 23
Список литературы. 24
Представления о себе (когнитивная составляющая Я-концепции), как правило, кажутся человеку, безусловно убедительными вне зависимости от того, основываются они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Характеристики человека как объекта можно перечислять до бесконечности, описывая его внешний вид, пол, возраст, психологические характеристики, социальный статус, его роли, жизненные цели, даже имущество. Все эти составляющие входят в самоописание с разной долей значимости – одни представляются более значимыми, другие – менее. Я- концепция характеризует человека как неповторимое существо, обладающее отличительным набором качеств.
В большинстве качеств, которые мы приписываем своей личности, присутствует оценочный момент, в некоторых явно, в некоторых скрыто.
Критериями оценок обычно являются современные индивиду общекультурные, социальные, индивидуальные ценностные представления, стандарты, стереотипы восприятия, моральные принципы, правила поведения, усвоенные им в течение жизни. Оценочный смысл отражает субъективно предполагаемую человеком реакцию на него окружающих.
Оценка одного и того же качества может меняться в зависимости от ситуации.
Самооценка отражает степень
развития у человека чувства
самоуважения, ощущения собственной
ценности и позитивного
Человек не может изменить уже свершившиеся события, но он может пересмотреть свое восприятие этих событий и их интерпретацию.
На самооценку также влияет
сопоставление образов «
Я-концепция как установка по
отношению к себе влияет на
все поведение человека, так как
«Я как объект» всегда
Я-концепция контролирует и
Я – образ или Я – концепция является важной характеристикой личности. Человек воспринимает различные характеристики своего «Я». Эти восприятия организуются в более или менее объективный, связанный, устойчивый целостный образ. [6]
Смысл
«образа Я» складывается на основе
соотнесения собственных
Осветив
вышеприведённые темы, перейдём теперь
к вопросу о самооценке и ее влиянии
на овладение профессией.
3. Понятие
самооценки и ее роль
в овладение профессией.
В рамках Я – концепции, как содержательной стороны самосознания, исследователи определяют самооценку как оценку личностью самой себя, своих возможностей, качеств, и места среди других людей [8]. Петровский А.В. утверждает, что " самооценка есть результат… своего рода проекция реального "Я" на "Я" идеальное" [8, с.411].
Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я - концепции, самопознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я – концепции».
Самооценка
интерпретируется как личностное образование,
принимающее непосредственное участие
в регуляции поведения и
Т.Шибутани [14, с.220] говорит о самооценке так: «Если личность – это организация ценностей, то ядром такого функционального единства является самооценка».
Ведущая роль самооценке
, являющимся прямым выражением оценки других лиц, участвующих в развитии личности.
Структура самооценки представлена двумя компонентами – когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе, второй – его отношение к себе как меру удовлетворённости собой [16].
Основу когнитивного
Самооценка характеризуется по следующим параметрам:
неадекватная
актуальная и ретроспективная.
Прогностическая заключается в регуляции активности личности на самом начальном этапе деятельности. Корректирующую направлена на контроль и осуществление необходимых подстроек. Ретроспективная используется субъектом на заключительном этапе деятельности для подведения итогов, соотнесения целей, способов и средств выполнения деятельности с её результатами.
Проанализируем самооценку с помощью понятий категорий деятельности - результат, средство, операции:
Самооценка тесно связана с
уровнем притязаний личности, с
желаемым уровнем ее
Психолог
Джемс вывел формулу, которая показывает
зависимость самооценки человека от его
притязаний.
Самооценка =
Формула свидетельствует, что
стремление к повышению
В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более сложные задачи, при неуспехе — соответственно, снижается. Уровень притязаний личности в конкретной деятельности может быть определен довольно точно.
Поведение тех людей, которые стремятся к успеху, и тех, кто старается избегать неудач, существенно различается. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой определенные положительные цели, достижение которых однозначно расценивается как успех. Они изо всех сил стараются добиться успеха. Человек активно включается в деятельность, выбирает соответствующие средства и способы, с тем, чтобы кратчайшим путем достигнуть цели.[15]
Противоположную позицию
Самооценка помогает найти свое место среди окружающих людей. Чем ниже самооценка, тем хуже считает себя человек по сравнению с окружающими людьми. Он ждет (и как правило, дожидается, неосознанно провоцируя окружающих) насмешки, обмана, унижения со стороны тех, кто с ним общается. Защищая себя, он выстраивает вокруг стену недоверия. Такие люди не могут объективно воспринимать мир и, следовательно, принимать правильные решения.
Человек, чья самооценка высока, доверяет самому себе и совершает обдуманные поступки. Он в состоянии самостоятельно разобраться в ситуации и сделать правильный выбор, опираясь на свой опыт, а не на чужое мнение.
Р.Бернс [2, с.151] высказывается так о высокой самооценке: «Высокая самооценка обеспечивает хорошее владение техникой социальных контактов, позволяет индивиду показать свою ценность, не прилагая особых усилий».
Даже человек, ценящий себя выше, чем он того заслуживает, находится в более выгодном положении, чем человек с заниженной самооценкой.
Еще одна важная психологическая
особенность, которая влияет на достижение
человеком успеха, — это требования, предъявляемые
им к самому себе. Тот, кто предъявляет
к самому себе повышенные требования,
в большей мере старается добиться успеха,
чем тот, чьи требования к себе невысоки.
Очень много для достижения
успеха значит и представление человека
о своих способностях, необходимых для
решения задачи. Установлено, что
люди, имеющие высокое мнение о наличии
у них таких способностей, в случае неудачи
переживают меньше, чем те, кто считает,
что соответствующие способности у них
развиты слабо.
Т.Шибутани
пишет: «Те, кто сам не считает
себя особенно талантливым, стремятся
к очень высоким целям и не проявляют огорчения,
когда им не удаётся что-то хорошо сделать…
Человек, который думает о себе как о никчёмном,
ничего не стоящем объекте, часто неохотно
прилагает усилия, чтобы улучшить свою
судьбу. С другой стороны, те кто высоко
себя ценит, часто склонны работать с большим
напряжением. Они считают ниже своего
достоинства работать недостаточно хорошо»
[14, .220].
Психологи пришли к выводу, что уровень своих притязаний личность
устанавливает где-то между чересчур трудными и чересчур легкими задачами и целями — так, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку. Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но и прежде всего учетом и оценкой прошлых успехов и неудач. Однако, в целом для людей характерно некоторое завышение своих способностей