Роль самооценки в овладении профессией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 00:14, курсовая работа

Описание

Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом – высокая культура движений, в третьем – острота наблюдений.
Насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.

Содержание

Введение……………………………………………..3
Личностные характеристики профессии:
2.1. Профессиональная деятельность……………..4
2.2. Профессиональное самосознание…………….7
2.2.1. Я – концепция……………………...11
Понятие самооценки и ее роль в овладение
профессией………………………..14
Заключение. 23
Список литературы. 24

Работа состоит из  1 файл

роль самооценки в овладении профессией.doc

— 119.50 Кб (Скачать документ)

     Представления о себе (когнитивная  составляющая Я-концепции), как правило,  кажутся человеку, безусловно убедительными  вне зависимости от того, основываются они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Характеристики человека как объекта можно перечислять до бесконечности, описывая его внешний вид, пол, возраст, психологические характеристики, социальный статус, его роли, жизненные цели, даже имущество. Все эти составляющие входят в самоописание с разной долей значимости – одни представляются более значимыми, другие – менее. Я- концепция характеризует человека как неповторимое существо, обладающее отличительным набором качеств.

В большинстве  качеств, которые мы приписываем  своей личности, присутствует оценочный момент, в некоторых явно, в некоторых скрыто.

Критериями  оценок обычно являются современные  индивиду общекультурные, социальные, индивидуальные ценностные представления, стандарты, стереотипы восприятия, моральные принципы, правила поведения, усвоенные им  в течение жизни. Оценочный смысл отражает субъективно предполагаемую человеком реакцию на него окружающих.

     Оценка одного и того же  качества может меняться в зависимости от ситуации.

     Самооценка отражает степень  развития у человека чувства  самоуважения, ощущения собственной  ценности и позитивного отношения  ко всему тому, что входит в  сферу его Я.  Позитивная самооценка  проявляется как позитивное отношение к себе, самоуважение, ощущение собственной ценности. Низкая или негативная самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к себе и своей личности, ощущение собственной неполноценности. Самооценка всегда носит субъективный характер, вне зависимости от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида или существующие социо-культурные стандарты.

     Человек не может изменить  уже свершившиеся события, но  он может  пересмотреть свое  восприятие этих событий и  их интерпретацию.

      На самооценку также влияет  сопоставление образов «реального  Я» и «идеального Я» – чем  больше разрыв между ними, тем  вероятнее недовольство человека  реальностью своих достижений. «Идеальное  Я» – это установки, связанные  с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать. Многие авторы связывают «идеальное Я» с усвоением культурных идеалов, представлений и норм поведения, которые становятся личными идеалами благодаря механизмам социального подкрепления.

     Я-концепция как установка по  отношению к себе влияет на  все поведение человека, так как  «Я как объект» всегда присутствует  во всех наших поступках. Планируя  любое действие, человек исходит  из своих представлений о том,  каков он, какие у него качества, способности, как на него реагируют окружающие, из того, какой у него образ своего «будущего Я». Поведение человека зависит от тех значений, которыми он в своем восприятии наделяет свой прошлый и настоящий опыт. Человек может сменить работу,  но не может убежать от себя.

     Я-концепция контролирует и интегрирует  поведение индивида, но она оказывает  влияние скорее на выбор направления  активности, чем непосредственно  направляет эту активность. Обладая  относительной стабильностью, Я-концепция  обусловливает довольно устойчивые схемы поведения, характерные для данного человека.

     Я – образ или Я – концепция  является важной характеристикой личности. Человек воспринимает различные  характеристики своего «Я». Эти восприятия организуются в более или менее  объективный, связанный, устойчивый целостный образ. [6]

     Смысл «образа Я» складывается на основе соотнесения собственных свойств  личности с мотивом её деятельности. [7] Существование внутренних преград, их противоборство в реальном или воображаемом поступке становится основой саморефлексии – главной составляющей смысла Я. Причём саморефлексия имеет две основные стороны: когнитивную и эмоциональную. Когнитивная проявляется в субъективном определении собственных черт, в их самооценке, эмоциональная – в формировании эмоций и чувств, направленных на себя самого.

     Осветив вышеприведённые темы, перейдём теперь к вопросу о самооценке и ее влиянии на овладение профессией. 

    3. Понятие самооценки и ее роль в овладение профессией. 

       В рамках Я – концепции, как содержательной стороны самосознания, исследователи определяют самооценку как оценку личностью самой себя, своих возможностей, качеств, и места среди других людей [8]. Петровский А.В. утверждает, что " самооценка есть результат… своего рода проекция реального "Я" на "Я" идеальное" [8, с.411].

     Самооценка  выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент  Я - концепции, самопознания, и как  процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов  индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я – концепции».

     Самооценка  интерпретируется как личностное образование, принимающее непосредственное участие  в регуляции поведения и деятельности человека, как автономная характеристика личности, её центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий своеобразие её внутреннего мира [16].

     Т.Шибутани [14, с.220] говорит о самооценке так: «Если личность – это организация ценностей, то ядром такого функционального единства является самооценка».

           Ведущая роль самооценке отводится  в рамках исследования проблем  самосознания. Б.Г.Ананьев [1] высказал мнение, что самооценка является наиболее сложным и многогранным компонентом самосознания

, являющимся  прямым  выражением оценки других  лиц, участвующих в развитии  личности.

     Структура самооценки представлена двумя компонентами – когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о  себе, второй – его отношение  к себе как меру удовлетворённости собой [16].

          Основу когнитивного компонента  самооценки составляют операции  сравнения себя с другими людьми, сопоставление своих качеств  с выработанными эталонами, фиксация  возможной рассогласованности этих  величин

          Самооценка характеризуется по следующим параметрам:

  1. уровню – высокая, средняя, низкая
  2. соотношению с реальной успешностью –  адекватная  и   

                    неадекватная

  1. особенностям строения – конфликтная и бесконфликтная
  2. По характеру временной отнесённости - прогностическая,

                    актуальная и ретроспективная.

            Прогностическая заключается в регуляции активности личности на самом начальном этапе деятельности. Корректирующую направлена на контроль и осуществление необходимых подстроек. Ретроспективная используется субъектом на заключительном этапе деятельности для подведения итогов, соотнесения целей, способов и средств выполнения деятельности с её результатами.

Проанализируем  самооценку с помощью понятий  категорий деятельности - результат, средство, операции:

    1. результатом самооценки является либо констатация некоторых качеств, либо результат сопоставления этих качеств с некоторым эталоном, либо результат некоторого эмоционально-чувственного отношения.
    2. В качестве средств или стандартов самооценки применяются такие параметры как: ценностные ориентации и идеалы личности.
    3. В самооценке выделяют следующие операции: самопознании;  сопоставление; каузальная атрибуция результата сопоставления; реакция (отношение, самоприятие) на достигнутый результат.

    Самооценка тесно связана с  уровнем притязаний личности, с  желаемым уровнем ее самооценки. Уровнем притязаний называют  уровень образа «Я», проявляющийся  в степени трудности цели, которую  человек ставит перед собой.

Психолог  Джемс вывел формулу, которая показывает зависимость самооценки человека от его притязаний. 

                        Самооценка =  

    Формула свидетельствует, что  стремление к повышению самооценки  может реализовываться двумя  способами. Человек может или повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, или снизить их, чтобы избежать неудачи.

     В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более сложные задачи, при неуспехе — соответственно, снижается. Уровень притязаний личности в конкретной деятельности может быть определен довольно точно.

     Поведение тех людей, которые стремятся к успеху, и тех, кто старается избегать неудач, существенно различается. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой определенные положительные цели, достижение которых однозначно расценивается как успех. Они изо всех сил стараются добиться успеха. Человек активно включается в деятельность, выбирает соответствующие средства и способы, с тем, чтобы кратчайшим путем достигнуть цели.[15]

     Противоположную позицию занимают  люди, мотивированные на избежание  неудач. Цель их деятельности  не в том, чтобы добиться  успеха, а в том, чтобы избежать  неудачи. Все их действия в  первую очередь направлены именно  на реализацию этой цели. Для таких людей характерны неуверенность в себе, неверие в возможность достичь успеха, боязнь критики. Любая работа, и особенно та, которая чревата возможностью неудачи, вызывает у них отрицательные эмоциональные переживания. Поэтому человек не испытывает удовольствия от своей деятельности, тяготиться ею, избегает ее. Обычно в результате он оказывается не победителем, а побежденным. Таких людей нередко называют неудачниками.[15]

     Самооценка  помогает найти свое место среди  окружающих людей. Чем ниже самооценка, тем хуже считает себя человек по сравнению с окружающими людьми.   Он ждет (и как правило,  дожидается, неосознанно провоцируя окружающих)  насмешки, обмана, унижения со стороны тех, кто с ним общается. Защищая себя, он выстраивает вокруг стену недоверия. Такие люди не могут  объективно  воспринимать мир и, следовательно,  принимать  правильные решения.

     Человек, чья самооценка высока, доверяет самому себе и совершает обдуманные поступки. Он в состоянии самостоятельно разобраться  в ситуации и сделать правильный выбор, опираясь на свой опыт, а не на чужое мнение.

     Р.Бернс  [2, с.151] высказывается так о высокой самооценке:  «Высокая самооценка обеспечивает хорошее владение техникой социальных контактов, позволяет индивиду показать свою ценность, не прилагая особых усилий».

     Даже  человек, ценящий себя выше, чем он того заслуживает, находится в более  выгодном положении, чем человек  с заниженной самооценкой.

 
     Еще одна важная психологическая особенность, которая влияет на достижение человеком успеха, — это требования, предъявляемые им к самому себе. Тот, кто предъявляет к самому себе повышенные требования, в большей мере старается добиться успеха, чем тот, чьи требования к себе невысоки.

 
     Очень много для достижения успеха значит и представление человека о своих способностях, необходимых для решения задачи.   Установлено, что люди, имеющие высокое мнение о наличии у них таких способностей, в случае неудачи переживают меньше, чем те, кто считает, что соответствующие способности у них развиты слабо.

     Т.Шибутани пишет: «Те, кто сам не считает  себя особенно талантливым, стремятся к очень высоким целям и не проявляют огорчения, когда им не удаётся что-то хорошо сделать… Человек, который думает о себе как о никчёмном, ничего не стоящем объекте, часто неохотно прилагает усилия, чтобы улучшить свою судьбу. С другой стороны, те кто высоко себя ценит, часто склонны работать с большим напряжением. Они считают ниже своего достоинства работать недостаточно хорошо» [14, .220].  

     Психологи пришли к выводу, что уровень своих притязаний личность

устанавливает где-то между чересчур трудными и  чересчур легкими задачами и целями — так, чтобы сохранить на должной  высоте свою самооценку. Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но и прежде всего учетом и  оценкой  прошлых успехов и неудач. Однако, в целом для людей характерно некоторое завышение своих способностей

Информация о работе Роль самооценки в овладении профессией