Роль самооценки в овладении профессией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 00:14, курсовая работа

Описание

Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом – высокая культура движений, в третьем – острота наблюдений.
Насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.

Содержание

Введение……………………………………………..3
Личностные характеристики профессии:
2.1. Профессиональная деятельность……………..4
2.2. Профессиональное самосознание…………….7
2.2.1. Я – концепция……………………...11
Понятие самооценки и ее роль в овладение
профессией………………………..14
Заключение. 23
Список литературы. 24

Работа состоит из  1 файл

роль самооценки в овладении профессией.doc

— 119.50 Кб (Скачать документ)

     У большинства людей проявляется  тенденция оценивать себя чуть  выше среднего. Это позволяет сделать вывод, что человеку свойственна потребность в достаточно высокой самооценке. 

Какое же влияние оказывает адекватная и неадекватная самооценка?

     Высота  самооценки влияет на уровень целей  и широту профессиональных планов субъекта. Адекватная самооценка профессионала определяет степень расхождения между уровнем его притязаний и реальным уровнем осуществления деятельности, точность постановки целей, адекватную эмоциональную реакцию на различный результат деятельности. Завышенная самооценка способствует постановке целей, не соответствующих возможностям профессионала: он ориентирован на успех, пренебрегает необходимой информацией, не развивает больших усилий для достижения своих целей. Заниженная самооценка приводит к пассивности, боязни ответственности, к склонности профессионала ставить лёгкие цели и задачи; к ожиданию неуспеха. Неадекватная самооценка не позволяет профессионалу полностью реализовать свои возможности в профессиональной деятельности.

        Неадекватно высокое самомнение, подчеркивание своих достоинств, надменность, пренебрежение к другим — неиссякаемый источник негативизма окружающих.

 Нередко приходится общаться с людьми, которые из-за неадекватно высокой самооценки ревниво - завистливо относятся к успехам сослуживцев. Завышенная самооценка способствует и такой черте характера, как чрезмерная обидчивость, нетерпимости к малейшим замечаниям (правда, бывает и другая крайность: человек с высоты своего «Я» даже серьезную критику не принимает близко к сердцу). Человек с неадекватно высокой самооценкой потенциально конфликтен в ситуациях, когда речь заходит о вознаграждениях и поощрениях за труд. Несовпадение ожидаемой и реальной наград закономерно выливается в обиду и зависть, которые накапливаются и, наконец, прорываются резким обвинением в чей-либо адрес. [12]

     Стойкая излишне низкая самооценка влечет за собой чрезмерную зависимость от других, несамостоятельность и даже заискивание, появляются робость, замкнутость, даже искаженное восприятие окружающих. [ 12 ]

     Трезвое и объективное отношение к себе составляет основу нормальной

самооценки. 

Адекватна и неадекватная самооценка в свою очередь, будет влиять на уровень притязаний личности. Уровень притязаний характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек, и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным.

   Уровень притязаний может быть  адекватным (человек выбирает цели, которые реально может достичь,  которые соответствуют его способностям, умениям, возможностям) либо неадекватно  завышенным, заниженным. Чем адекватнее самооценка, тем адекватнее уровень притязаний.

     Заниженный уровень притязаний, когда человек выбирает слишком  простые, легкие цели (хотя он  мог бы достичь значительно  более высоких целей), возможен  при низкой самооценке (человек не верит в себя, низко оценивает свои способности, возможности, чувствует себя «неполноценным»). Но также он возможен и при высокой самооценке, когда человек знает, что он умный, способный, но цели выбирает попроще, чтобы «не перетруждаться», «не высовываться».

  

  Три показателя - самооценка, ожидаемая оценка, оценка специалиста коллегами - входят в структуру профессиональных критерий, и хочет человек того или нет, он объективно вынужден считаться с этими субъективными индикаторами своего самочувствия в коллективе, успешности или неуспешности своих достижений, позиции по отношению к себе и окружающим. Он должен считаться с ними даже тогда, когда не подозревает о наличии этих показателей, ничего не знает о действии психологического механизма оценок и самооценки

   Преобладание в структуре личности  фантастических представлений о  себе, не сопровождающихся поступками, которые способствовали бы осуществлению  желаемого, дезорганизует деятельность  и самосознание человека и  в конце концов может жестоко  его травмировать ввиду очевидного несовпадения желаемого и действительного. [ 9 ]

     Только путем многочисленных  проб и ошибок человек постигает  меру своих реальных возможностей.

    Психологически гораздо опаснее  пониженное самоуважение, заниженный  уровень социальных притязаний человека, побуждающий его уклоняться от всякой деятельности, отказываться от достижения поставленных целей, избегать людей отказа от деятельности.

     Самоуважение — обобщенное отношение  личности к самой себе, прямо  пропорциональное количеству достигнутых успехов и обратно пропорциональное уровню притязаний (самоуважение = успех/притязание), т. е. чем выше притязание, тем большими должны быть достижения человека, чтоб он мог себя уважать.

     Низкое самоуважение означает  острую неудовлетворенность собой, отрицательную оценку своей деятельности. Но неудовлетворенность собой и высокая самокритичность далеко не всегда свидетельствуют о пониженном самоуважении; так, у интеллектуально развитых и творческих людей остро осознается расхождение между теми свойствами, которые есть, и теми, которыми он хотел бы обладать. Отсюда недовольство собой, которое побуждает человека ставить себе более сложные задачи, стремиться к усовершенствованию, к самоактуализации. Если человек выдвигает нереалистические притязания, он часто сталкивается с непреодолимыми препятствиями на пути к достижению цели, терпит неудачи, испытывает фрустрацию.

    Осознание своего «Я» есть  процесс, направленный на осознание своих отношений к внешнему миру и к самому себе, а изучение профессионального самосознания  предполагает исследование отношений личности к себе как профессионалу и к собственному  профессиональному становлению.

    В изучении профессионального становления значительное место занимают исследования самооценки профессионально важных качеств, оценки эталонных качеств профессионала и соотношение своего образа с эталоном личности профессионала. 
        На стадии профессионального мастерства наблюдаются большие различия в степени развития профессионально важных качеств у профессионалов.[4].Самооценка взрослого профессионала, в отличие от молодого специалиста, обычно основывается не только на  мнении, сложившимся о нем на нынешнем месте работы, но и на рефлексии своего предшествующего опыта.

      В процессе профессионализации изменяется соотношение представления о себе с эталоном личности профессионала, а также сам эталон. Изменение индивидуальной эталонной модели профессионала означает изменение критериев отношений к себе как субъекту профессиональной деятельности.

     Принятие себя как профессионала является отражением реального соотношения позитивных и негативных самооценок человека и является важной характеристикой, личностной предпосылкой успешного освоения профессии. 

4. Заключение.

 
Подводя итог можно заключить, что  самооценка оказывает непосредственное влияние на овладение профессией. Что подтверждают исследования, проведённые российскими и зарубежными авторами. Они показали зависимость успешности овладения профессией от уровня самооценки человека. Все авторы единогласны во мнении негативного влияния неадекватной, либо заниженной и завышенной самооценки на поведение человека и его деятельность, в том числе и профессиональную. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что у людей, успешно овладевающих  профессией, самооценка либо адекватна, либо высока. Хорошим профессионалом может стать человек реально оценивающий мир, себя в нем, окружающих людей, способный творчески подходить к решению любых проблем. И от этого зависит станет он мастером в своем деле или нет, адаптируется в реальной действительности или нет.
 

 

Список  литературы: 

    1. Ананьев Б.Г.. К постановке проблем детского самосознания // Известия АПН РСФСР//  Вып.18, 1948 г., с.111-115
    2. Бернс Р. Я – концепция и Я – образы. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара. Изд. Дом «Бахрах», 2003г., 656 с.
    3. Жуковская В.И. Психологические основы выбора профессии. Минск:Народная асвета, 1978
    4. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
    5. Климов Е.А.. Реплика о структуре профессионализма и профессионала  // Психология профессионала. М. , 1996 г., с.145-204
    6. Мейли Р. Различные аспекты Я// Экспериментальная  психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. М., 1975 г.. Вып.V. с.132-141
    7. Михеева И.Н.. Я – концепция и конфликт в сфере нравственной жизни личности. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара. Изд. Дом «Бахрах», 2003г
    8. Петровский А.В.. Введение в психологию.  М., 1995 г., с.410
    9. Петровский А. В. , Ярошевский М. Г. “ Психология : Учебник для студентов высших педагогических учебных      Заведений “ – 2-е изд. , стереотип . – М .; издат. центр “ Академия “ ; Высшая школа , 2001.
    10. Поддубная А.В. ( МОСУ) «Структура и механизмы становления профессионального самосознания».
    11. Самоукина Н.В.. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Экмос, 1999 г., 352 с.
    12. Столяренко Л. Д. , Самыгин С. И.  “ Психология и педагогика в вопросах и ответах “ – Ростов – на Дону ; “ Феникс “ , 1999. – 576 с
    13. Шавир П.А.. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М.: Педагогика , 1981 г., 91 с.
    14. Шибутани Т.. Я – концепция  и чувство собственного  достоинства. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара. Изд. Дом «Бахрах», 2003г.
    15. http://www.job-today.ru/issue/s09_99_1.htm
    16. http://psi.lib.ru/detsad/sbor/saodshv.htm

Информация о работе Роль самооценки в овладении профессией